Конспект урока по Литературе "Тема суда времени и исторической памяти в поэме А.А. Ахматовой «Реквием»" 11 класс

КОНСПЕКТ УРОКА
Тема суда времени и исторической памяти в поэме А.А. Ахматовой «Реквием»

(Тема урока)

ФИО (полностью)

Клыкова Елена Валентиновна

Место работы

МБОУ СОШ № 226 г. Заречный Пензенской области

Должность

Учитель русского языка и литературы

Предмет

Литература

Класс

11 класс

Тема урока

Тема суда времени и исторической памяти в поэме А.А. Ахматовой «Реквием»


Цель урока

  1. Личностный результат – осознавать трагедию страны в эпоху сталинских репрессий, необходимость сохранения памяти о страшных годах в истории страны, ценность демократического общества.

  2. Метапредметный результат – уметь анализировать текстовую информацию, самостоятельно формулировать и решать познавательные задачи на основе анализа информации, устанавливать логические связи.

  3. Предметный результат – знать историю создания поэмы А. Ахматовой «Реквием», жанровые и композиционные особенности произведения, связанные с особенностями повествования, видеть связь поэмы с произведениями устного народного творчества, соотносить оценку критиков с собственной оценкой, строить развёрнутое связное высказывание.



Содержание этапа

1. Организационный момент

Цель этапа:

Создание рабочей обстановки на уроке, формулировка темы и цели.


Деятельность учителя

Сообщение темы урока.

Добрый день. Продолжая изучать творчество А.А. Ахматовой, сегодня знакомимся ещё с одним её произведением – поэмой «Реквием». Итак, тема урока – Тема суда времени и исторической памяти в поэме А.А. Ахматовой «Реквием». Попробуйте сформулировать цель урока.

Деятельность учащихся

Формулировка цели урока на основе объявленной темы.

Возможные ответы учащихся

Так как поэма называется «Реквием», в теме обозначены понятия «суд времени», «историческая память», необходимо на примере художественного текста показать большую значимость нравственных ориентиров для человека, особенно в трагические годы


2. Проверка домашнего задания (выяснить значение слова «реквием» и определить роль топонима Фонтанный Дом в жизни Ахматовой)

Цель этапа:

Проверка домашнего задания позволяет создать проблемную ситуацию на уроке, что способствует повышению мотивации учащихся, повысить интерес к личности А. Ахматовой, к событиям, описанным в поэме.


Деятельность учителя

Рассказ об истории создания и публикации поэмы «Реквием». Задание для учащихся: Почему окончательный вариант названия поэмы – «Реквием»? Важно, чтобы учащиеся смогли понять широкий исторический, общественно значимый аспект поэмы Ахматовой.

Над лирическим циклом «Реквием», который позднее Ахматова назовёт поэмой, она работала в 1934-40 гг. и в начале 60-х гг. «Реквием» заучивался наизусть людьми, которым Ахматова доверяла, а таких было не более десяти. Рукописи, как правило, сжигались, и только в 1962 году Ахматова передала поэму в редакцию «Нового мира». К этому времени поэма уже имела широкое хождение среди читателей в самиздатовских списках (в некоторых списках поэма носила конкурирующее название – «Фонтанный дом»). Один из списков попал за границу и впервые был опубликован отдельной книгой в 1963 году в Мюнхене.

С публикацией «Реквиема» творчество Ахматовой обретает новый историко-литературный и общественный смысл.

Объясните, почему в окончательном варианте поэма носит название «Реквием» (не «Requiem», не «Фонтанный Дом»)?


Деятельность учащихся

Деятельность учащихся основана на выполнении домашнего задания – работа со словарём, со справочной литературой.

Возможные ответы учащихся

Реквием – католическое богослужение по умершим, а также траурное музыкальное произведение. Ахматова нередко называет поэму по латыни – «Requiem».

Латинский текст: «Requiem aeternam dona eis, Domine» («Вечный покой даруй им, Господи!»)

Фонтанный Дом – так называлась усадьба графа Шереметева (чтобы отличать её от других петербургских), это место жительства Ахматовой в Ленинграде. Сейчас это дом-музей Ахматовой. Фонтанный Дом воспринимался современниками не как реальное место обитания Ахматовой, а как образ, непосредственно связанный с её поэзией. Это понятие не столько географическое, сколько поэтическое. Вероятно, использовался как символ творчества для поэтессы. Здесь был написан «Реквием».

Латинское название поэмы могло вызвать литературные и музыкальные ассоциации («Реквием» Моцарта, «Моцарт и Сальери» Пушкина).

Очевидно, в названии «Фонтанный Дом» было бы очень много личного, а значит, неясного для читателя. В латинском варианте много отстранённости. Русский вариант, не нарушая широких культурных ассоциаций, содержит в себе обобщение, символ Смерти и Памяти.

Эпиграф к поэме был дописан в 1961 году. Таким образом, содержание поэмы нельзя сводить к личной трагедии, это «народная» поэма, историческая.


Деятельность учителя

В случае, если класс не смог дома найти информацию, предлагается в классе поработать со словарём – определить значение слова «реквием», вспомнить материал предыдущих уроков о жизни Ахматовой, где указывалось место её жительства в Ленинграде – Фонтанный Дом.


3. Изучение нового учебного материала.

Цель этапа:

Развитие навыков анализа поэтического текста.


Деятельность учащихся

Изучение поэмы Ахматовой предлагается учащимся осуществить в группах.

Рассмотреть, в каких главах наиболее остро звучит проблема исторической памяти и суда времени (в главах, написанных от лица матери, от лица историка, от лица поэта). Подумать, зачем автору понадобилось такое многоголосие. Какие литературные традиции продолжает Ахматова в своей поэме. Решить проблему: на самом ли деле, по словам А.И. Солженицына «Это была трагедия народа, а у вас – только трагедия матери и сына»?


На данном этапе уроке во время работы с текстом формируется читательская компетенция учащихся (умение выбирать материал, соответствующий задачам, анализировать, выделять главное). Кроме того, работая в группах, учащиеся общаются между собой, обрабатывая информацию, доносят её до каждого члена группы (формирование коммуникативной компетенции учащихся).

Для более успешного выполнения задания учащимся предлагается заносить результаты наблюдений в тетрадь.


Каждой группе предлагаются опорные вопросы.

1 группа

Голос поэта

В каких главах слышится голос поэта?

Чьи традиции продолжает А. Ахматова, говоря о роли поэта в жизни общества?

Как названо место и время в этих главах? Почему опосредованно?

Какие общекультурные образы появляются в этих главах? Какова роль этих образов?

Возможный вариант ответа группы

Гневный голос поэта – страдающего гражданина своей страны – слышится в шести главах поэмы. Ахматова, продолжая пушкинскую традицию (роль поэта – «глаголом жечь сердца людей»), уже в эпиграфе заявляет о своей позиции – «Я была тогда с моим народом, там, где мой народ, к несчастью, был». Ахматова не называет в эпиграфе точного места и времени – «я была тогда с моим народом, там, где мой народ, к несчастью, был». «Тогда» – «в страшные годы ежовщины», «там» - в лагере, за колючей проволокой, в ссылке, в тюрьме – значит вместе; не говорит «на родине» - создаёт образ через отрицание «не под чуждым небосводом».

«Вместо предисловия» - это своего рода завещание поэту, наказ «написать». Завещание – потому что все стоящие в этой очереди отчаялись, живут в своём мире страха. И только поэт, разделяя судьбу народа, может громко заявить о происходящем. Эта часть поэмы идейно перекликается с пушкинскими строчками: «Тогда стоящая за мной женщина спросила меня на ухо:

- А это вы можете описать?

И я сказала:

- Могу.» Правдиво отражать реалии жизни, даже в ситуации, когда люди боятся об этом говорить – вот задача поэта.

Голос поэта вновь услышан читателем в 3 и 4 главах: «Нет, это не я, это кто-то другой страдает. Я бы так не могла.»

Этот голос, описывающий события словно «со стороны», зазвучит в 10 главе, которая является поэтической метафорой: поэт, увидев как бы со стороны, передаёт всю трагедию, происходящую с Матерью. Каждая из матерей, потерявших сына, подобна Богоматери, и нет таких слов, которые способны передать её состояние, ощущение ею вины, её бессилие при виде страданий и смерти сына. Поэтическая параллель продолжается: если Иисус погиб, искупая все грехи человечества, то за что погибает сын, чьи грехи он должен искупить? Не палачей ли своих? Богоматерь уже много веков оплакивает каждого невинно гибнущего ребёнка, и любая мать, теряющая сына, степенью своей боли близка к ней.

И в «Эпилоге» (в 1 его части) мать вновь уступает поэту право повествовать: «И я молюсь не о себе одной, а обо всех, кто там стоял со мною и в лютый холод, и в июльский зной под красною, ослепшею стеною.» что-то изменить сложно – остаётся только молиться.


Вторая группа

Голос матери

В каких главах мы слышим голос матери?

Какова жанровая особенность глав, написанных от лица матери?

Какую лексическую особенность глав можете отметить?

Какие литературные ассоциации можете назвать?

Возможный вариант ответа группы:

Голос матери слышится в семи главах (1,2, 5-9). Этот рассказ о прошедшем, о своей судьбе, о судьбе сына монотонный, как молитва, напоминает причитание или плач: «Буду я, как стрелецкие жёнки, под кремлёвскими башнями выть» (написан в соответствии с традициями фольклорных жанров: обилие повторов – тому подтверждение: «тихо» - «тихий», «жёлтый месяц» - «жёлтый месяц», «входит» - «входит», «эта женщина» - «эта женщина»; появление образов реки, месяца). Приговор судьбы уже осознан: безумие и смерть как высшее счастье воспринимаются и спасение от ужаса жизни. Природные силы предрекают тот же самый итог.

Каждая из глав монолога матери становится всё более трагичной. Особенно поражает лаконизм девятой: смерть не приходит, память жива. Она становится главным врагом: «Надо память до конца убить». И на помощь не приходят ни поэт, ни историк – горе матери очень личное, она страдает одна.


Третья группа

Голос историка

Как представлена эпоха, описываемая историком? В каких главах?

Какие реалии подчёркивают достоверность описываемых событий?

Возможный вариант ответа группы

Исторические реалии растворены во многих главах. Когда всё происходит? «В страшные годы ежовщины». Где? «Там, где мой народ, к несчастью, был» - в России, в Ленинграде. Непосредственно голос историка слышен в двух главах – во «Вступлении» и во второй части «Эпилога».

Эпоха, в которую суждено страдать народу, описана достаточно образно и зримо, очень жёстко: «… безвинная корчилась Русь под кровавыми сапогами и под шинами «чёрных марусь»». Кто жертва? Весь народ, «осуждённых полки». Кто палач? Он только однажды назван: «Кидался в ноги палачу». Он один. Зато есть его помощники, разъезжающие на «чёрных марусях». Их определяет только одна деталь – «верх шапки голубой». Поскольку они нелюди, о них больше нечего сказать. Палач не назван, но ясно: он – Хозяин страны.

В последней главе представлена история истерзанной души народа: одна половина его в тюрьмах – это мужья и сыновья, другая половина – в тюремных очередях, это матери и жёны. В этой очереди вся Россия.

В последней главе голос поэта и историка подавляется женским криком – воем. С ним слит голос матери. Как наказать палача? Тоже стать палачом? На помощь нужно призвать память. Она единственный союзник историка.

Результат наблюдения всех групп может быть следующим:

В поэме заметно противоречие: мать мечтает о забвении – это единственная возможность перестать страдать, поэт и историк призывают память на помощь – без неё нельзя сохранить верность прошлому ради будущего.


4. Закрепление учебного материала

Цель этапа:

Закрепление материала, формирование ценностно-смысловых компетенций.


Учащимся предлагается сделать вывод на основе проведённых наблюдений, высказать своё согласие или несогласие со словами А.И. Солженицына. Ответ мотивировать.

В каких главах наиболее остро звучит проблема исторической памяти и суда времени (в главах, написанных от лица матери, от лица историка, от лица поэта). Зачем автору понадобилось такое многоголосие? Какие литературные традиции продолжает Ахматова в своей поэме? Решить проблему: на самом ли деле, по словам А.И. Солженицына «Это была трагедия народа, а у вас – только трагедия матери и сына»?


Возможно, учащимся сложно будет однозначно ответить: чей «голос» в поэме является определяющим, и этот факт лишний раз доказывает: поэма не о личной трагедии женщины, как утверждает А..И. Солженицын. Поэма о трагедии всего народа. И решалась она в соответствии с традициями литературы (перекличка с поэзией Пушкина, с устным народным творчеством). Память является определяющим фактором.

Две тысячи лет назад народ осудил на казнь сына Божьего, предав его. А теперь весь народ, предавая друг друга, спешит казнить. По сути палачи – сами люди. Они молчат, они терпят, они страдают, они предают. Поэт описывает происходящее, испытывая чувство вины за народ.

Слова «Реквиема» обращены ко всем согражданам. Тем, кто сажал, и тем, кто сидел. И в этом смысле это глубоко народное произведение. В небольшой по объёму поэме показана горькая страница жизни народа. Три голоса, звучащие в ней, сплетаются с голосами целого поколения, всего народа. Автобиографическая линия только делает картины всеобщей глобальной более проникновенными и личными.


5. Задание на дом

Цель этапа:

Актуализировать знания учащихся по ранее изученному материалу, соотнести рассмотренный на уроке материал с заданиями ЕГЭ по русскому языку и литературе.

Учащимся предлагается вспомнить произведения русской литературы, поднимающие ту же проблему, что и поэма А.А. Ахматовой «Реквием», прокомментировать эту проблему, объяснить её актуальность.


7


Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории литература:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ