Конспект урока по Литературе "Учимся читать, понимать и создавать художественный текст. «Крохотки» А.И.Солженицына" 5 класс
Тема урока.
Учимся читать, понимать и создавать художественный текст.
«Крохотки» А.И.Солженицына.
Цель
Формирование читательской культуры и понимания авторской позиции и духовно-нравственного содержания «Крохоток» А.И. Солженицына.
Задачи
1.Образовательные:
отрабатывать « Модель работы читателя с текстом» (роль прогноза, установки и диалога с текстом);
формировать коммуникативную и культуроведческую компетенции;
развивать умение выразительно и осознанно читать, анализировать и интерпретировать текст.
2.Развивающие:
обогащать и усложнять словарный запас,
способствовать овладению выразительными свойствами языка и использованию их в речи;
развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать.
3.Воспитательная:
учить в привычных, обыденных явлениях видеть их внутреннюю сторону и нравственный смысл;
воспитывать читательскую позицию.
Оформление класса: на доске слева — подборка фотографий А.И. Солженицына; справа – фотовыставка обложек его книг, презентация в программе PowerPoint.
Раздаточный материал: буклет с шестью рассказами А.И. Солженицына — «Дыхание», «Способ двигаться», «Утёнок», «Костер и муравьи», «Шарик», «Вязовое бревно».
В основе урока — тексты маленьких рассказов Александра Исаевича Солженицына, которые сам писатель назвал «Крохотками». Они были написаны писателем в периоды с 1958 по 1960 год и с 1996 по 1999 год. Будучи изгнанным из Отечества (13 февраля 1974 – 25 мая 1994), Солженицын не писал «Крохоток». Передавая в 1996 году в редакцию «Нового мира» свои новые маленькие рассказы, Александр Исаевич отмечал: «Только вернувшись в Россию, я оказался способен снова их писать, там — не мог…» («Новый мир». 1997. № 1. С. 99). «Крохотки», написанные им по возвращении в Россию, были напечатаны в журнале «Новый мир» (1997. № 1, 3, 10; 1999, № 7).
«Крохотки», созданные им ранее (1958–1963 гг.), сначала распространялись Самиздатом. В 1964 году писатель дал эти зарисовки-размышления некоторым друзьям, а те в свою очередь стали переписывать и передавать их своим друзьям. Впервые эти маленькие рассказы были напечатаны в 1964 году в Германии (во Франкфурте-на-Майне) в журнале «Грани» (№56. С. I–XI).
В 30-томном Собрании сочинений А.И. Солженицына «Крохотки» помещены в первом томе издания (Т. 1. М., 2007. С. 529–571. Комментарии: с. 659–666).
Ход урока.
I.
Учитель. С первых уроков литературы вы, ребята, учитесь понимать прочитанное, и не всегда за внешней кажущейся простотой произведения вы замечаете мудрую мысль, совет писателя. В поиске истины нам помогает знакомая памятка «Модель работы читателя с текстом», имеющаяся в вашей рабочей тетради.
Этапы и содержание работы читателя с текстом
I. До чтения
Автор. Название. Эпиграф.
Прогноз.
II. По ходу чтения
Установка.
Внимание к слову.
Скрытые вопросы.
Диалог с текстом
Главная мысль
III. После чтения
Понимание.
Переработка информации.
Слайд 1.
Учитель. В ваших учебниках, к сожалению, еще нет страниц, посвященных творчеству русского писателя А.И.Солженицына.
А что вы слышали об этом человеке?
Слайд 2.
«Мал золотник, да дорог». Эта народная мудрость лучше всего отражает своеобразие небольших по объему, но емких по смыслу лирических миниатюр А.И. Солженицына, некоторые из которых мы сегодня прочтем и попытаемся понять.
Слайд 3.
Но сначала скажите,
придумывали ли вы когда-нибудь новые необычные слова, с чем это было связано;
существует ли в русском языке слово «крохотка»;
что в окружающей нас жизни можно назвать крохотками;
предположите, каким должно быть литературное произведение, которое по жанру писатель собрал в цикл и дал ему название «Крохотки»?
«Крохотками» русский писатель Александр Исаевич Солженицын назвал свои маленькие рассказы. В этих рассказах необычно всё! Многие из них совсем коротенькие — меньше одной странички.
Во-вторых, удивляют названия некоторых рассказов. Слайд 3.
Но самое удивительное — необычный взгляд писателя на обычные и, казалось бы, вполне привычные вещи, явления, случаи из жизни, вдруг затронувшие душу художника и подвигнувшие его взяться за перо…
Удивительно и завершение каждого из этих маленьких рассказов, которое почти неприметно укладывается в последнем абзаце, или предложении, или слове. Но цена этим завершениям — необычайно велика!
Слайд 4.
Можно ли найти «ключик» к этим необычным рассказам Александра Исаевича?
Можно! Есть, дорогие дети, в старославянском языке замечательное слово ЛЮБОМУДРИЕ. Любо-мудрие — значит «любовь к мудрости». В наше время это слово употребляется очень редко. Но вам должно быть известно греческое слово, от которого образовано слово «любомудрие».
Какое это слово? — ФИЛОСОФИЯ! Да, славянское слово «люб-о-мудрие» является калькой, то есть «отпечатком», сделанным с греческого термина «фил-о-софия», что значит — «любовь к мудрости».
ЛЮБОВЬ К МУДРОСТИ — это и есть подлинная философия жизни. Любомудрие позволяет человеку видеть не только внешнюю сторону вещей, явлений, событий, обстоятельств. Любомудрие помогает человеку подметить и нечто за пределами видимых предметов или внешних обстоятельств жизни. Любомудрие как компас: за повседневной суетой и нарастающими проблемами оно помогает не утратить главные ориентиры — цель и смысл жизни.
Поэтому и мудрые «Крохотки» Александра Исаевича могут стать для нас своеобразным компасом, помогающим преодолеть обыденные взгляды, мнения, суждения, или, как говорят — стереотипы.
Слайд 5.
Перед вами буклет с шестью рассказами писателя.
ВНИМАНИЕ! В текстах «крохоток» А.И.Солженицына сохранены авторская лексика, орфография и пунктуация.
По ходу урока найдите слова, которые вы написали бы согласно изученным правилам или нормам литературного языка.
Поразмышляйте, с чем может быть связано нарушение писателем правил.
II.
Цикл «Крохотки» открывается рассказом «Дыхание», написанным Солженицыным ровно 50 лет тому назад — в 1958 году. Тогда он преподавал физику и астрономию в школе № 2 города Рязани, а всё свободное от школьных занятий время писал свои произведения. Впрочем, его ученики даже и не знали, что физику и астрономию им преподаёт писатель.
«Пред-чтение»: название рассказа, прогноз учащихся.
Чтобы понять первую «крохотку», надо вспомнить, что много лет Александр Исаевич провёл в тюрьмах и лагерях: он был одним из миллионов неправедно осуждённых, репрессированных. С момента освобождения его из лагеря прошло всего года два. Он всё ещё не привык дышать свободным воздухом. В это время он проходит лечение в рязанской онкологической клинике от смертельного заболевания, которое постигло писателя в лагере. И вот после одной, казалось бы, обычной прогулки в тетради писателя появляется следующий рассказ.
Слайд 6.
Учитель читает детям рассказ «Дыхание» под звуки весеннего леса с пробивающимся шумом ветра и города.
Дыхание.
Ночью был дождик, и сейчас переходят по небу тучи, изредка брызнет слегка.
Я стою под яблоней отцветающей — и дышу. Не одна яблоня, но и травы вокруг сочают после дождя — и нет названия тому сладкому духу, который напаивает воздух. Я его втягиваю всеми лёгкими, ощущаю аромат всею грудью, дышу, дышу, то с открытыми глазами, то с закрытыми — не знаю, как лучше.
Вот, пожалуй, та воля — та единственная, но самая дорогая воля, которой лишает нас тюрьма: дышать так, дышать здесь. Никакая еда на земле, никакое вино, ни даже поцелуй женщины не слаще мне этого воздуха, этого воздуха, напоённого цветением, сыростью, свежестью.
Пусть это — только крохотный садик, сжатый звериными клетками пятиэтажных домов. Я перестаю слышать стрельбу мотоциклов, завывание радиол, бубны громкоговорителей. Пока можно ещё дышать после дождя под яблоней — можно ещё и пожить!
Слайд 7.
После прочтения рассказа учитель проводит беседу с детьми, предлагая им озвучить вопросы, которые возникли по ходу чтения, ответить на ряд вопросов:
– Какие чувства испытывает главный герой этого рассказа?
– Найдите предложение, в котором заключена главная мысль автора.
(Дети дают свои варианты ответов.)
Учитель. А теперь давайте поразмышляем вместе.
Ценим ли мы глоток чистого воздуха? Неужели человеку надо лишиться свободы, чтобы потом, вновь оказавшись на свободе, полноценно почувствовать её дыхание?!
Другой важный элемент рассказа — это окружающий писателя мир. В маленьком садике, зажатом между неестественными для проживания человека пятиэтажками, писатель перестаёт (!) слышать «стрельбу мотоциклов, завывание радиол, бубны громкоговорителей».
А как же мы? Мы, к сожалению, не умеем ценить ни свежего воздуха свободы, ни тишины. Чаще всего даже не пытаемся защитить свои души от разрушительной силы города.
Слайд 8. Прочтите самостоятельно рассказ «Способ двигаться», проанализируйте его по памятке.
I. До чтения
Автор. Название. Эпиграф. Прогноз.
II. По ходу чтения
Установка.
Внимание к слову (художественные приемы: олицетворение, антитеза, повтор синтаксической конструкции, эпитеты, аллегория и др.).
Скрытые вопросы («Каковы же мы?!»).
Диалог с текстом.
Главная мысль.
III. После чтения
Понимание.
Переработка информации.
– Что вы можете сказать о столь известном нам предмете, как автомобиль, и о передвижении на нём?
(Дети дают свои варианты ответов.)
Учитель. В современной телерекламе автомобиль может вдруг превратиться и в коня, и в тигра, и в любое другое движущееся живое существо. К чему такая реклама? Рекламодатели личину «безобразнейшего из творений» рук человеческих, «на резиновых быстрых лапах, с мёртвыми стеклянными глазами, тупым ребристым рылом, горбатое железным ящиком», стараются подменить образом прекрасного живого существа. Будто, прочитав рассказ «Способ двигаться», они с помощью компьютерных технологий пытаются доказать миру обратное. И горбатый железный ящик на телеэкранах вмиг превращается в прекрасного коня! Делается это, конечно, для того, чтобы производитель мог больше продать автомобилей. Но когда процветает культ автомобиля, то уже не автомобиль служит человеку, а человек становится рабом автомобиля.
Слайд 9.
А теперь вы прочитаете эту «крохотку» вместе с Солженицыным и сравните свое прочтение с авторским.
Способ двигаться
Чтó был конь — играющий выгнутою спиной, рубящий копытами, с размётанной гривой, с разумным горячим глазом! Чтó был верблюд — двугорбый лебедь, медлительный мудрец с усмешкой познания на круглых губах! Чтó был даже черноморденький ишачок — с его терпеливой твёрдостью, живыми ласковыми ушами!
А мы избрали?.. — вот это безобразнейшее из творений Земли, на резиновых быстрых лапах, с мёртвыми стеклянными глазами, тупым ребристым рылом, горбатое железным ящиком. Оно не проржёт о радости степи, о запахах трав, о любви к кобылице или к хозяину. Оно постоянно скрежещет железом и плюёт, плюёт фиолетовым вонючим дымом.
Что ж, каковы мы — таков и наш способ двигаться.
Слайд 10.
Давайте послушаем третий рассказ.
Утёнок
Маленький жёлтый утёнок, смешно припадая к мокрой траве беловатым брюшком и чуть не падая с тонких своих ножек, бегает передо мной и пищит: «Где моя мама? Где мои все?»
А у него не мама вовсе, а курица: ей подложили утиных яиц, она их высидела между своими, грела равно всех. Сейчас перед непогодой их домик — перевёрнутую корзину без дна — отнесли под навес, накрыли мешковиной. Все там, а этот затерялся. А ну-ка, маленький, иди ко мне в ладони.
И в чём тут держится душа? Не весит нисколько, глазки чёрные — как бусинки, ножки — воробьиные, чуть-чуть его сжать — и нет. А между тем — тёпленький. И клювик его бледно-розовый, как наманикюренный, уже разлапист. И лапки уже перепончатые, и жёлт в свою масть, и крыльца пушистые уже выпирают. Ивот даже от братьев отличился характером.
А мы — мы на Венеру скоро полетим. Мы теперь, если все дружно возьмёмся, — за двадцать минут целый мир перепашем.
Но никогда! — никогда, со всем нашим атомным могуществом, мы не составим в колбе, и даже если перья и косточки нам дать, — не смонтируем вот этого невесомого жалкенького жёлтенького утёнка…
Слайд 11.
После прочтения рассказа учитель проводит беседу с детьми, предлагая им ответить на вопрос:
– О чём заставляет задуматься этот рассказ?
(Дети дают свои варианты ответов.)
Учитель. Этот рассказ побуждает задуматься о другом культе современного общества — культе роботов.
Сколько роботов изобрёл человек! И чего эти роботы только ни делают!
Помимо тех механизмов, которые необходимы для выполнения опасных и тяжёлых работ, учёные неукротимо изобретают всё новых и новых причудливых роботов.
Великие шахматисты играют с роботами в шахматы, как будто сами себе хотят доказать бессмысленность этой древней человеческой игры.
Японские роботоизобретатели «учат» свои изделия работать в качестве прислуги для человека.
Некоторые учёные делают попытки «смонтировать» роботов, которые были бы способны чувствовать как человек.
Фантасты снимают фильмы-ужасы, в которых роботы, чрезвычайно «поумнев», выходят из-под контроля человека, берут власть над ним и начинают угнетать всё человечество.
Какое умопомрачение!
А чуткий писатель как бы в ответ всем говорит: «Со всем нашим атомным могуществом, мы не составим в колбе, и даже если перья и косточки нам дать, — не смонтируем вот этого невесомого жалкенького жёлтенького утёнка…»
III.
Слайды 12, 13.
Задание «Восстановление слов в тексте рассказов «Костер и муравьи», «Вязовое дерево».
ВЯЗОВОЕ БРЕВНО
Мы пилили дрова, взяли вязовое бревно — и вскрикнули: с тех пор как ствол в прошлом году срезали, и тащили трактором, и распиливали его на части, и кидали в баржи и кузовы, и накатывали в штабели, и сваливали на землю — а вязовое бревно не сдалось!
Оно пустило из себя свежий зелёный росток — целый будущий вяз или ветку густошумящую.
Уж бревно положили мы на козлы, как на плаху, но не решались врезаться в шею пилой: как же пилить его? Ведь оно тоже жить хочет! Ведь вот как оно хочет жить — больше нас!
КОСТЁР И МУРАВЬИ
Я бросил в костёр гнилое брёвнышко, недосмотрел, что изнутри оно густо населено муравьями.
Затрещало бревно, вывалили муравьи и в отчаяньи забегали, забегали поверху и корёжились, сгорая в пламени. Я зацепил брёвнышко и откатил его на край. Теперь муравьи многие спасались — бежали на песок, на сосновые иглы. Но странно: они не убегали от костра. Едва преодолев свой ужас, они заворачивали, кружились и — какая-то сила влекла их назад, к покинутой родине! — и были многие такие, кто опять взбегали на горящее брёвнышко, метались по нему и погибали там…
IV.
Итак, мы прочли несколько «крохоток». А сколько они пробуждают мыслей!
Вроде бы и не лежит на поверхности глубокий смысл, на переднем плане зарисовки мелких эпизодов окружающего мира, мимолетные мгновенья, будто наспех сфотографированные. Но какие необычно яркие, красочные, запоминающиеся картины. Одно слово вдруг вмещает безгранично глубокий смысл. А мы учимся подмечать за внешней стороной предметов и событий их глубокий жизненный смысл.
Заканчивая урок, посвященный «Крохоткам» Александра Исаевича Солженицына, давайте помечтаем: добавим в ряд учебных предметов уроки Доброведения, ведь всем нам надо знать-ведать: где добро и где зло, где правда, а где ложь, где красота, а где безобразие. Это только кажется, что всё понятно и без таких уроков. Жизнь ежедневно показывает, что это не так.
Одним из первых учебных пособий по этому духовно-нравственному предмету могут стать прочитанные нами «Крохотки» — зрелые плоды любомудрия нашего замечательного русского писателя и учителя Александра Исаевича Солженицына.
V.
Слайд 14.
Домашнее задание (на выбор)
Прочитать другие «крохотки» А.И.Солженицына, проанализировать их по памятке.
Написать свою «крохотку» - необычный маленький рассказ-наблюдение. Только нужно знать и помнить, что написать хороший маленький рассказ гораздо труднее, чем написать пространное сочинение на заданную тему.
Мини-проект «Малый прозаический жанр в литературе» (И.Тургенев «Стихотворения в прозе», В.Короленко «Огоньки», И.Бунин и др.)
VI.
Зарисовка с музыкальным сопровождением (русская народная песня «На заре петухи поют…»
Петушье пение
С обезлюженьем, с запустением, с вымиранием наших деревень забыли мы и помнить, а поколения и не слышали никогда— полуденного многогласного петушьего переклика. Из дворов во дворы, через улицу, за околицу, в солнечное лето — удивителен этот хор победной жизни.
Редко от чего приходит такое успокоение в душу. Никакими суетными звуками не зашумленный — этот яркий, вибрирующий, сочный, сильный выпев доносит до нас, что во всей тут округе — благословенный мир, нетревожный покой, таково нынешний день тёк досюда — да отчего б ему не потечь и дальше так? Пребывайте в ваших добрых занятиях.
Вот тут где-то он расхаживает гордо, бело-оранжевый, со знатным рыцарским красным гребнем.
Безпечально держится.
Нам бы — так.
Самостоятельное исследование учащимися текста рассказа.
ШАРИК
Во дворе у нас один мальчик держит пёсика Шарика на цепи, — кутёнком его посадил, с детства.
Понёс я ему однажды куриные кости, ещё тёплые, пахучие, а тут как раз мальчик спустил беднягу побегать по двору. Снег во дворе пушистый, обильный, Шарик мечется прыжками, как заяц, то на задние лапы, то на передние, из угла в угол двора, из угла в угол, и морда в снегу.
Подбежал ко мне, лохматый, меня опрыгал, кости понюхал — и прочь опять, брюхом по снегу!
Не надо мне, мол, ваших костей, — дайте только свободу!..
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории литература:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ