Конспект урока по литературному чтению "Басни И. А. Крылова" 4 класс

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Октябрьская средняя общеобразовательная школа»

Курского района Курской области





Урок внеклассного чтения в 4 классе



Басни И. А. Крылова










подготовила

учитель начальных классов

Тульченко Ирина Анатольевна

МБОУ «Октябрьская средняя

общеобразовательная школа»

Курского района










Урок внеклассного чтения в 4 классе

Тема: Басни И. А. Крылова

 

 

Цели: расширить знания детей по теме, воспитывать любовь к чтению, любознательность, желание поделиться своими знаниями, принимать участие в инсценировках, декламациях, выставках своих работ к басням.

 

Оборудование: портрет И. А. Крылова, плакаты с крылатыми выражениями, выставка книг баснописца, грамзапись, магнитная запись, проигрыватель, магнитофон, костюмы и атрибуты для инсценировки басен, стенд с рисунками детей, выставка композиций из пластилина и природного  материала. На плакате высказывание: «Люблю, где  случай есть, пороки пощипать». На доске слова Гоголя и Белинского о Крылове.

     

Ход урока: 

I. Объявление темы урока:

Крылов! Это имя нам дорого с детства, 
И знает Крылова любой человек,-
Дедушка нам оставил наследство, 
Которое светит из века в век.
(Лебедев-Кумач)

-Ещё в первом классе в книгах по чтению встретились нам басни Крылова. Кто такой Иван Андреевич Крылов? Что такое басня? Об этом мы сегодня будем говорить. Катя нашла определение этого слова в энциклопедии и сейчас даст нам толкование этого слова.

II. Чтение из энциклопедии определения слова.

Кто такой И. А. Крылов? Сведения об этом замечательном человеке надо было отыскать в книгах к сегодняшнему уроку. Кто желает выступить?

III. Рассказы  учащимися сведений об И. А. Крылове.

 Учитель добавляет: Иван Андреевич Крылов был и журналистом, и прозаиком, и драматургом, но более известен он как баснописец. Читатели знают более 8ОО его басен. Он был знаком с А. С. Пушкиным, М. Ю. Лермонтовым, И. С. Тургеневым и другими русскими поэтами, писателями и видными деятелями. Они читали его басни и восхищались ими. Басни Крылова были широко известны и при его жизни. Иван Андреевич показал нам целый зверинец. Но под видом животных он изображал людей. За этими львам, лисицами, воронами баснописец показывал человеческие характеры, смеялся то зло, то мягко над недостатками людей. Он осмеивал и осуждал пороки и злоупотребления чиновников, угнетавших народ. Крыловские басни доходили до самых краёв России. Недаром в 1838 году на юбилее баснописца, поэт Жуковский сказал, что если бы можно было пригласить на этот юбилей всю Россию, что она вся бы пришла, потому что она знает и любит Крылова. 
Вывод. Итак, строки басен И.А.Крылова вошли в русскую речь, стали пословицами, поговорками, фразеологическими оборотами, зажили своей отдельной жизнью в национальном языке, мы часто употребляем их в речи. 

 Особенно прославились его произведения в годы войны 1812 года. Сам Крылов говорил: «Люблю, где случай есть, пороки пощипать». А что означают эти слова?

( Заслушиваются мнения учащихся. В случае затруднения говорит учитель)

IV. Беседа о плохих чертах характера (пороках) людей.

Дети называют басни, и сами определяют, в какой из них Крылов высмеивает трусость, глупость, хитрость, жадность, лесть.

 Сегодня у нас с вами необычный урок. Мы вспомним некоторые басни И.А. Крылова, побываем в гостях у его героев, будем учиться определять мораль басни.
Вспомним, что такое басня.

Сообщение о басне. (Басня – стихотворный рассказ, изображающий в иносказательной форме человеческие поступки и отношения, всегда носит нравоучительный характер.)
Иносказание через животных, через растения автор передаёт человеческие поступки, говорит о человеческих пороках. Записать в словарь. Слово «иносказание» пришло к нам из греческого языка. 
«Аллегория» в переводе означает иносказание. 
Мы сказали, что басня носит «нравоучительный характер», то есть в басне всегда есть мораль. 
^ Мораль – вывод, основная поучительная мысль басни. 
Слово о басне. Сообщение. По преданию, основоположником басни считают древнегреческого автора Эзопа, который жил в 6 веке до нашей эры. Возникновение басни относится к 6 веку до нашей эры и связывается с именем Эзопа. Басни, которые знаем мы как эзоповы, представляли собой по преимуществу рассказы о животных, включающие нравоучение, где рассказанный случай соотносился с человеческой жизнью. Басня, как поэтический жанр, разрабатывается французским баснописцем Лафонтеном в 17 веке. Лафонтен создаёт басни, которые опираются на народную мудрость, они очень остроумны, содержат диалог. Диалог – это разговор двух или нескольких лиц. И именно с книжки басен Лафонтена, которая случайно попалась на глаза Крылову, начинается путь к творению великого русского баснописца. 
В русской литературе основы национальной басенной традиции заложил Сумароков. А вершиной в развитии этого жанра явились басни Крылова, вобравшие в себя опыт двух с половиной тысячелетий. Басня носит «нравоучительный характер», то есть в басне всегда есть мораль.

V. Слушание басни “ Осёл и Соловей”.

 - Однажды  И.А. Крылова пригласил в гости знатный вельможа и попросил почитать перед гостями. ( Учитель зачитывает из книги историю, которая произошла на приёме). И вскоре в свет вышла новая басня “Осёл и Соловей”.

  Звучит магнитная запись с трелями соловья.

 -И появилось крылатое выражение: «Избави бог и нас от этаких судей».

VI. Грамзапись басни «Лисица и виноград».

-О чём говорит Крылов в этой басне? Что он высмеивает? Рассмотрите рисунки художников к этой басне.

В каких ещё баснях Крылова героиней является Лиса?

(Дети называют).

VII. Инсценирование басен учащимися.

«Ворона и Лиса»                                 

«Зеркало и Обезьяна»

«Квартет»

«Лиса                                                          

«Кукушка и Петух»

«Мартышка и Очки»  «Стрекоза и Муравей»

VIII. Чтение басен учащимися.

«Любопытство»

«Чиж и Голубь»

«Слон и Моська»

«Свинья под Дубом»

X. Работа над крылатыми выражениями.

-  Чем кумушек считать трудиться не лучше ль на себя кума оборотиться.

-      А воз и ныне там.

-      Сильнее кошки зверя нет.

-      Хоть видит око да зуб не ймёт.

-      А вы, друзья, как ни садитесь,

- Всё в музыканты не годитесь.

-  Слона-то я и не приметил. 

-   У сильного всегда бессильный виноват.

-   Вперёд чужой беде не смейся, голубок.

XI.Физкультминутка.

А физкультминутку мы проведём необычную. Вы все к сегодняшнему уроку выучили басню «Волк и Ягнёнок». Встаньте на ноги. Ученики первого ряда повернитесь лицом к ребятам второго ряда. Вы будете произносить слова Волка, а они – Ягнёнка. За автора буду говорить я. 

XII. Викторина по басням Крылова.

-Из какой басни эти строки: «Что ты посеял, то и жни»? ( Волк и Кот)

-Герои каких басен - насекомые? (Дети перечисляют) 

-Великий человек лишь громок на делах?

-Какой показал обезьяну Крылов в своих баснях?

-Герои какой басни не очень талантливые музыканты?

-В каких баснях героем является осёл?

-Из какой басни взято выражение: «Как счастье многие находят лишь тем, что хорошо на задних лапах ходят».

-Что означает выражение «Мартышкин труд»?

-Из какой басни выражение «А жаль, что не знаком ты  с нашим петухом»?

-Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать… Кто и кому говорит эти слова?

-Рыльце в пуху. (« Лисица и Сурок»)

-Полают да отстанут. ( Прохожие и Собаки» )

-Беда, коль пироги начнёт печи сапожник, а сапоги тачать пирожник. ( «Щука и Кот»)

-В семье не без урода. Мухи не обидит. ( «Слон на воеводстве» )

-Ты всё пела, это дело…( «Стрекоза и Муравей»)

-А Васька слушает да ест. ( «Кот и Повар»)

-Услужливый дурак опаснее врага. («Пустынник и Медведь»)

XIII. Рассматривание и обсуждение рисунков художников и учеников, макетов к басням.

Сообщение, выполненное самостоятельно учеником по предварительной подготовке. Художники посвятили басням Крылова множество рисунков, музыканты положили на музыку многие тексты. Дедушка Крылов стал известен и в Англии, и в Америке, и в других странах. До сегодняшнего дня живы Крыловские образы и широко известны в быту. Басни Крылова не могут состариться, потому что настоящие поэтические сильные и правдивые слова не стареют. Они становятся достоянием всего народа, и сегодня в российской школе дедушка Крылов занимает почётное место и снова рассказывает школьникам свои бессмертные басни.

Героев каких басен вы узнаёте? Какой эпизод из этой басни изображён на рисунке?

XIV. Заключительная беседа.

Для чего нужно читать басни? (Чтобы быть умнее, уметь замечать пороки у людей и бороться со своими недостатками…)

 Какие пороки любил пощипать Крылов? (низкопоклонство, лакейство, подхалимство, презрение к труду, недалёкость ума, глупость, праздную жизнь)

Что на сегодняшнем уроке вам больше всего понравилось?

XV. Подведение итогов урока.

 -   Ребята, вы хорошо подготовились к сегодняшнему уроку, поделились знаниями о баснях И. А. Крылова, много басен выучили и рассказали друзьям, показали, как можно эти басни инсценировать, изобразить в рисунках или вылепить из пластилина. Урок всем понравился. Всем спасибо.

             (Дети и гости рассматривают выставку из книг, рисунки, макеты)   

 Д. з. Выучить ранее незнакомую вам басню И. А. Крылова

 

 

Литература:

1. .Веселова К. И. Сказки, песни, загадки.- Москва: Детская литература, 2004.

2. Горбачевич К., Хабло Е.   Почему так назвали. – Л.: Лениздат, 1975.

3. Крылов И. А. Басни. М. : Детгиз, 1999.

4. Львов М.Р Школа творческого мышления. Учебное пособие по литературе для обучения в начальных классах.- М.: Дидакт, 2005.

5. Митунок С. П.Праздники, утренники в начальной школе.- Москва: Детская литература, 2009г


Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории литература:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ