Конспект урока по литературному чтению "Вот север, тучи нагоняя..."

Муниципальное казенное образовательное учреждение «Казанцевская средняя общеобразовательная школа»

Урок литературного чтения в 3 классе по программе «Начальная школа XXI века». Учитель – Синчукова С.Г.

А.С. Пушкин «Вот север, тучи нагоняя…»

Цели урока:- познакомить детей со стихотворением А.С. Пушки­на «Вот север, тучи нагоняя,…»;

- учить детей выражать свои мысли и чувства словами, делиться впечатления­ми (развитие речи);

- воспитывать чув­ство прекрасного, любовь к поэзии.

Задачи урока:- учить находить средства художественной выразительности в лирических текстах;

- учить передавать эмоциональное настроение в лирическом произведении, выразительно читать;

- ввести понятие олицетворения;

- формирование умения коллективно обсуждать прочитанное, высказывать свое суждение

- формирование навыков сравнения, анализа, умения делать выводы;

- формирование познавательного интереса к предмету


Ход урока


Этапы урока

Основное содержание деятельности учителя

Деятельность учащихся

Эмоциональный настрой


      Цель: создать соответствующую эмоциональную атмосферу, оживить жизненные впечатления детей, необходимые для восприятия произведения



Тема, цель урока












Первичное восприятие текста




      Цель: обеспечить эмоциональность восприятия, интерес к изучаемому произведению;
      
приемы: чтение текста учителем







Проверка первичного восприятия


Введение понятия «олицетворение»





      Цель: оценка качества самостоятельного восприятия текста; корректировка задуманного учителем хода анализа текста;
      
приемы: беседа, выявляющая эмоциональный отклик на произведение и понимание его общего смысла детьми.

Словарная работа





Устное рисование





Физминутка для глаз


Работа над художественно-изобразительными средствами стихотворения и выразительностью
























Собственное восприятие художественного текста






























Заучивание стихотворения по картинам





Рефлексия














– Домашнее задание (на выбор):














-Здравствуйте, ребята,

Здравствуйте, мы друг другу сказали

Что особенного мы друг другу сказали?

Просто «здравствуйте, больше ведь ничего не сказали.

Отчего же на капельку солнца прибавилось в мире?

И на капельку радостней сделалась жизнь.


Ну и скажем «Здравствуйте» великому русскому поэту А.С. Пушкину. Над произведением которого мы будем работать на уроке (слайд 2)

И также ласково (жест в сторону портрета) Пушкин будет смотреть на своих потомков, говоря: «Здравствуй, племя младое, незнакомое!».

- Что вы знаете об А.С.Пушкине?

- Какие сказки он написал?

-Чем его сказки отличаются от сказок других писателей?


- Многие художники, поэты, писатели, композиторы посвятили свои произведения одному из самых красивых времён года - зиме. Сегодня на уроке мы узнаем, как в своих произведениях описывал зиму великий русский поэт А. С. Пушкин

Тема нашего урока: отрывок из романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин» «Вот север, тучи нагоняя…»

Давайте, определим задачи урока

  • познакомиться со стихотворением;

  • учиться выразительно его читать

- Мы будем читать стихотворение А. Пушкина и попытаемся посмотреть на зиму его глазами, почувствовать его сердцем.

- Совершим путешествие в далекое, далекое прошлое. В то время, когда жил А.С. Пушкин. (Слайд3)


– Никогда еще зима не приходила так рано… Пушкин, гуляя по парку, вышел к берегу реки, поднялся на вершину холма. Перед ним открылась такая картина: голубая лента реки, а за нею одетые в золото леса. Леса как будто застыли в тишине. При малейшем движении ветра на землю слетали листья. У речных берегов – багровые кустарники. Пушкин с волнением смотрел на эту красоту. Он радовался и грустил. Он предчувствовал скорую ее гибель….

Вечером он долго не мог заснуть…. В трубе гудел ветер. Пушкин вышел на крыльцо. Звезд не было видно. Дул холодный ветер. Это ветер с севера. Он всегда приносит снег. Приводит с собой зиму…

Утром он увидел еще ярче белый свет. Ветки деревьев наклонились под снегом. Снег лежал на них шапками. Как чудо явилась зима. И по– новому нарядила, украсила природу.


- Послушайте отрывок из романа «Евгений Онегин» и попробуйте представить себе картины, которые описывает А. С. Пушкин (учитель читает отрывок «Вот север, тучи нагоняя…»)

- Какие картины возникли перед вами, когда вы слушали стихотворение?

- Какую картину зимы нарисовал поэт? Как назвал зиму? Почему зима-волшебница? Подберите синонимы к слову волшебница. Какие волшебства совершила зима? Что она сделала? Подчеркните в тексте слова (пришла, рассыпалась, повисла, легла и т.д.)

- Но ведь зима явление природы и по-настоящему идти, повиснуть, лечь, резвиться не может.
- Кто может это делать? (люди).
- А если поэт наделяет этими качествами явления природы, что он таким образом делает? (делает живыми).
- Да, одушевляет, делает их живыми, зима становится героем стихотворения.

- Зима совершает действия как человек, она в стихотворении - живое существо. В литературе такой приём называется олицетворение - оживление персонажа. Найдите в учебнике определение и прочитайте его

- Кто ещё в стихотворении действует как живое существо? (север)

Как о нём говорит поэт? (Он дохнул, завыл.)

- Перечитайте стихотворение (работа с учебником).

- В тексте встретились малознакомые слова и выражения. Как вы думаете, что они обозначают? (слайд 5)

Брега, недвижная река, пелена, проказница



- Люди пытаются изобразить зимнюю природу по-разному. Композиторы рисуют её с помощью звуков, писатели и поэты с помощью слов, а художники это делают с помощью красок.

Представьте себя художниками. Нарисуйте устно иллюстрации к строкам этого стихотворения. (Слайды 6 -17- дети устно рисуют картины к данным строкам стихотворения)




Слайд18



Подумайте, на сколько частей можно разделить стихотворение?

-Прочтите первую часть стихотворения.

-О чем говорится в этой части?


-Где надо сделать паузу?

Правильно, ребята, после слова «завыл», так как дальше говорится не о севере, а о зиме.

-Прочтите вторую часть, какие слова во второй части следует выделить голосом?

- Какое предложение необходимо отделить от предшествующей части паузой и почему? (И рады мы проказам матушки- зимы - показывает, как приход зимы действует на человека. Мы рады зиме, как долгожданному гостю).
- Какое предложение читается особенно торжественно и почему? (Идет волшебница зима, потому что она как добрая волшебница радует всех).
- Правильно, ребята. Поэтому предложение - И рады мы проказам матушки - зимы читается несколько ускоренно, бодро, с подъемом, как выражается радость от прихода зимы.

Обычно мы говорим: река, покрытая льдом, застывшая река. А как у Пушкина?

  • А как вы представляете: «Блеснул мороз»? Разве мороз может блестеть?

  • А какой снег: первый или нет? Как у Пушкина сказано про первый снег?

Брега с недвижною рекою

Сравняла пухлой пеленою…

  • Пухлый снег – это сравнение снега с пухом. Он не блестит, а начинает блестеть, когда долго лежит и становится твердым.

  • А теперь скажите, Пушкин в этом отрывке показал один день зимы или нет? Почему вы так думаете?



Послушайте как читает это стихотворение Олег Табаков – артист театра и кино (Слайд 4)


- Как мы будем читать это стихотворение? - Правильно. Тон не может быть заунывным, он скорее торжественный:
наступает значительное событие в природе приход зимы. Идет волшебница зима.
- В каком темпе: быстро, умеренно или медленно? - Что еще важно соблюдать при чтении стихотворения?



- Отметьте слова, которые необходимо выделить при чтении.

- На какие знаки препинания необходимо обратить внимание при чтении? Сделайте разметку стихотворения. (Работа в парах)



-- В стихах всегда передаётся настроение человека. Тот, кто пишет о природе, невольно наделяет её теми чувствами, что испытывает сам. Какие чувства владели поэтом, когда он писал это произведение?

- Прочитайте выразительно стихотворение, пользуясь разметкой. (Слайд19)



(Несколько человек читают стихотворение. Остальные учащиеся отмечают правильно ли читающие расставили в стихах паузы и выделили главные слова; чувствуется ли при чте­нии детей музыкальность стихотворения.)





- Кто сможет рассказать стихотворение по данным иллюстрациям? (слайды 20-32)


Над каким произведением работали на уроке? Сделайте модель обложки этого стихотворения


За что на уроке вы могли бы похвалить своих товарищей? Себя?


А я хочу похвалить вас за активную, творческую работу и говорю вам «Спасибо за работу» (Сдайд34)





Вот и закончилась наша зимняя сказка. Но вы еще не раз встретитесь с ней, если побываете в зимнем лесу, полюбуетесь легким полетом снежинок, серебристым инеем и тогда невольно всплывут слова Пушкина:

« И рады мы проказам матушки зимы».

И может тогда вам захочется написать свою сказку о красоте зимней природы и ее волшебстве.


выучить стихотворение

написать сказку о зиме

нарисовать картину к стихотворению.(слайд33)

Звучит лирическая миниатюра В. Солоухина










Ответы детей












Высказывания детей







Звучит музыка П.И. Чайковского «Ноябрь».














Обмен впечатлениями


Ответы детей


















Дети дают свои определения







Ответы детей














Ответы детей







Ответы детей










  • Это снег блестит.






  • Не один. Сначала он говорит – идет, потом – пришла. Зима приходит не в один день, не сразу.



(радостно, торжественно).



(темп чтения ровный, четкий)
(стихотворные паузы, ритм).









Чувства наслаждения от красоты природы




















Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории литература:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ