Конспект урока по литературному чтению 2 класс на тему «Кукушка»
УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ ВО 2 КЛАССЕ
(Учебник Э.Э.Кац «Литературное чтение» 2 класс 1 ч.)
Учитель ЛГ МБОУ «СОШ №1» Щукина Е.М.
Тема урока: «Кукушка» (ненецкая народная сказка)
Цели:
Создать условия для развития внимания к собственным переживаниям, вызванным конкретным произведением, и умений передавать их;
Способствовать формированию умений понимать внутреннее состояние персонажа, обосновывать сделанные выводы фрагментами текста;
Рассказывать сказку от лица определённого персонажа.
Планируемые результаты образования:
предметные
личностные
метапредметные
- соотносят иллюстрации с содержанием произведения;
- выявляют общность нравственной позиции в произведениях разных народов.
- проявляют положительное отношение к процессу познания:
- оценивают собственную учебную деятельность;
- выражают положительное отношение к процессу познания.
-умение применять правила здорового образа жизни
Регулятивные: самостоятельно оценивают правильность выполненных действий; выполняют учебные действия в устной и письменной форме; высказывать своё предположение (версию) на основе работы с текстом произведения.
Познавательные: прогнозируют содержание произведения по его названию, ключевым словам: ориентируются в учебнике, словаре; находят ответы на вопросы в тексте; осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной форме; устанавливают причинно-следственные связи.
Коммуникативные: воспринимают текст с учетом поставленной задачи, находят в тексте информацию, необходимую для её решения; получают нужную информацию, задавая вопросы старшим; умение работать в паре, в группе, распределять роли.
Этапы урока
Цель этапа
Формируемые УУД
Действия учителя
Действия обучающихся
Средства информатизации
Орг.момент
Формирование самооценки готовности к уроку.
- проявляют положительное отношение к процессу познания:
Учитель начинает урок такими словами:
Всем-всем – добрый день!
Прочь с дороги, злая лень!
Не мешай учиться,
Не мешай трудиться!
Оценивают свою готовность, настрой на работу.
Актуализация знаний
Речевая разминка
Подготовка речевого аппарата к работе.
Регулятивные: самостоятельно оценивают правильность выполненных действий
- Артикуляционная гимнастика.
- Работа с чистоговорками.
Учитель предлагает обучающимся выполнить разного вида упражнения.
Вдох (через нос)- выдох (через рот) (со звуком ШШШШ)
Вдох (через нос)- выдох (через рот) (порциями со звуком ХХХХХ)
- вкусное варенье,
- лошадки.
Выполняют дыхательные упражнения
Выполняют артикуляционную гимнастику.
Четкое проговаривание звуков
На интерактивной доске открывается первый слайд.
Постановка учебной задачи
Формирование умений целеполагания, представления о результате деятельности.
Регулятивные: выполняют учебные действия в устной форме;
Регулятивные: высказывать своё предположение (версию)
- выражают положительное отношение к процессу познания.
- выявляют общность нравственной позиции в произведениях разных народов.
Ребята, сейчас мы проведем викторину. Я буду называть одно предложение из произведения, а вы угадаете название сказки.
а) – Сестрица Аленушка, я пить хочу! (русская народная сказка)
б) «Коровушка- матушка! Меня бьют, журят, хлеба не дают, плакать не велят»
( русская народная сказка)
г) «Ох, добрый человек и сама ничего не ела: нечего»
( русская народная сказка)
д) «В давние времена жили старик со старухой и было у них четверо детей»
(башкирская народная сказка)
- Что общего у этих сказок, что их объединяет?
- Какая сказка не является русской народной?
- Какой народ ее сочинил?
Обучающиеся высказывают своё мнение, что эти слова относятся к следующим сказкам:
«Сестрица Аленушка и братец Иванушка»
«Хаврошечка»
«Каша из топора»
«Страдания матери»
Они народные.
«Страдания матери»
Башкирский
После того, как обучающиеся высказывают свои предположения, на интерактивной доске открываются следующие слайды:
Открытие нового знания
Организовать открытие нового знания.
- Ребята, наша страна большая, огромная, но у человека есть свой родной уголок - это место, где он родился и вырос.
- Одни народы живут на юге, где всегда тепло, а другие на севере, где очень холодно. Вот сейчас мы с вами отправимся на север страны в заснеженную тундру в упряжке оленей.
Ребята смотрят слайдовую презентацию, в которой рассказывается о ненецком народе, живущим в тундре.
Целепологание
Работа над иллюстрацией.
- соотносят иллюстрации с содержанием произведения.
Регулятивные: высказывать своё предположение (версию) на основе работы с текстом произведения.
Познавательные: прогнозируют содержание произведения по его названию.
- выражают положительное отношение к процессу познания
Откройте учебники на странице 60, рассмотрите рисунок.
- Кого вы видите на рисунке?
- Где происходят события?
- Как вы думаете, как называется сказка?
- А почему вы так решили?
- Что вы знаете о кукушке, о её повадках?
Обучающиеся высказывают своё мнение:
-Дети бегут за кукушкой.
-В поле, где много снега.
-Кукушка.
-Она больше, чем дети.
Трое заранее подготовленных обучающихся рассказывают о повадках кукушек.
Ученики читают демонстрируют фотографии кукушки и способы её выживания.
Первичное знакомство с произведением.
Познавательные: прогнозируют содержание произведения по ключевым словам: осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной форме; устанавливают причинно-следственные связи.
Учитель выразительно читает первую и вторую части сказки
-Ребята, как вы думаете, догонят дети свою мать?
-Она превратится опять из птицы в человека?
Учитель предлагает детям дочитать самостоятельно сказку до конца
Ученики следят за чтением учителя по учебнику, и карандашом отмечают встретившиеся непонятные слова.
Обучающиеся прогнозируют дальнейшие события
Ученики читают сказку используя жужжащее чтение.
Работа со словарём (объяснение данных слов).
Познавательные:
-ориентируются в словаре;
Коммуникативные: получают нужную информацию, задавая вопросы старшим.
-Ребята, какие непонятные слова вам встретились в тексте?
Мох, пима, чум, малица, Тундра, ненцы.
Личностные :
-умение применять правила здорового образа жизни
Учитель предлагает обучающимся выполнить физкультминутку.
Выполняют под музыкальную презентацию физические упражнения
Музыкальная презентация
Первичное закрепление
Выясняется у учеников какой у них эмоциональный настрой, после прочтения сказки.
Познавательные:
-осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной форме; устанавливают причинно-следственные связи.
Коммуникативные:
-воспринимают текст с учетом поставленной задачи.
- Назовите главных героев сказки?
- Какие чувства вызвала у вас эта сказка?
- Так почему же сказку назвали «Кукушка?»
Обучающиеся высказывают свои ощущения, свое настроение, после знакомства со сказкой.
Делают вывод, почему сказка названа «Кукушка»
Вторичное закрепление
Обобщение и систематизация знаний
Работа над содержанием текста
Работа в парах
Коммуникативные:
-умение работать в паре, распределять роли;
-находят в тексте информацию, необходимую для её решения; получают нужную информацию,
-У каждого из вас на парте
лежат тесты. Прочитайте вопрос, обсудите его со своим товарищем и выберите один из вариантов ответа. Свой выбор ответа можно подтвердить отрывком из текста.
В процессе поиска решения учитель обращает внимание обучающиеся на то, что, прежде чем найти правильный ответ, надо еще раз поработать с текстом.
Ученики знакомятся с вопросами, советуясь, выбирают правильные варианты ответов.
Подтверждают свои ответы, зачитывая предложения из текста.
Работа в группах.
Коммуникативные:
-умение работать в группе, распределять роли;
- Чему учит вас сказка?
А сейчас мы с вами поиграем. Игра называется «Собери пословицу».
На партах у вас лежат конверты в которых находятся слова. Достаньте их, разложите. Попробуйте собрать пословицу из этих слов. Приступайте.
- Объясните, как вы понимаете их смысл.
- Быть добрее, внимательнее, всегда и во всем помогать маме, чаще предлагать ей свою помощь.
Обучающиеся из слов составляют пословицы.
Пословицы «выносятся» на экран.
Обучающиеся объясняют смысл пословиц.
На интерактивной доске демонстрируются пословицы, которые были собраны в группах.
Рефлексия
Подводится итог урока
- выражают положительное отношение к процессу познания
Самооценка
Закончи предложения:
Учитель начинает предложение, а обучающиеся его дополняют.
Я прочитал (а)....
Она заставила меня задуматься о (об)....
Сказка меня научила…..
Оцените свою работу в оценочных листах
Обучающиеся делают свои выводы.
Ученики оценивают свою работу на уроке
Домашнее задание
1 вариант подготовить пересказ сказки от лица детей
( можно начать так: Мы весело играли….. мама в это время…..)
2 вариант пересказ от лица матери
( мне хотелось, чтобы они были сыты и веселы…..)
Урок окончен, всем спасибо за работу!
Список литературы:
Кац Э.Э. Литературное чтение. 2 класс. Учебник в 2-х частях: Часть 1. /Разработка структуры учебника и типовых заданий под руководством И. А. Петровой, 2004: ООО «Издательство Астрель», 2009.-159с.
Литературное чтение. 2 класс : система уроков по учебнику Э.Э. Кац / авт.- сост. Л.Ю.Терещук. Волгоград : Учитель : ИП Гринин Л. Е. , 2014. – 279 с.
Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках обучения грамоте : 1-4 класс. / Пособие для учителя. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 240 с. – ( Б-ка учителя начальной школы).
Ильин М. А. Учимся читать быстро. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2007. – 64 с. – (Серия «Начальная школа»).
Корниенко, Т.Ф. Папка "Анимашки"[электронный ресурс]/Т.Ф. Корниенко//PROшколу.ru: интернет-портал.- Copyringht© ПроШколу.ру, 2007-2013.: URL: http://www.proshkolu.ru/user/kornienko47/file/3031566/
Программы общеобразовательных учреждений. Начальная школа. 1-4 классы: учебно-методический комплект «Планета знаний».- М.: АСТ: Астрель, 2007.-156с.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
1. Как вы думаете, почему мать превратилась в птицу, улетела от своих детей
- мать хотела птицею долететь до воды;
- матери было тяжело видеть, что ее дети растут черствыми и равнодушными;
- мать не любила своих детей
2. Как вы думаете, отчего заболела мама? (от тяжелой работы);
3. Что сделали дети, когда увидели, что мама стала кукушкой? - прочитать.
4. Какими были дети?
-(беззаботными, безжалостными, злыми, глупыми, бесчувственными, легкомысленными, ленивыми, неблагодарными)
5. Как вы думаете, что чувствовали дети, когда бежали за кукушкой?
- (Сожаление, страх)
6. Почему? Что поняли дети? (маме нужно помогать, ухаживать за ней, слушаться, не огорчать, не обижать маму, а если обидели - извиниться.)
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Нет на свете лучше дружка, чем родная матушка.
При солнышке светло, при матери добро.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории литература:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ