Урок литературного чтения в 4 классе "С.А. Есенин «Лебёдушка»"
Урок литературного чтения в 4 классе
Тема урока: С.А. Есенин «Лебёдушка».
Цель: раскрыть в детях такие качества, как сострадание и милосердие через содержание литературных образов стихотворения С. Есенина «Лебёдушка».
Задачи:
Образовательные: продолжить знакомство с произведениями великого русского поэта С. Есенина; учить видеть художественные особенности поэтического слова, близкого к устному народному творчеству, фольклору; учить составлять текст-синквейн, как способа характеристики персонажа.
Развивающие: развивать умение выделять главное сопоставлять факты, делать выводы; развивать речь учащихся, внимание, творческое воображение, используя прием словесного рисования; развивать эмоциональное восприятие окружающего мира.
Воспитательные: воспитывать интерес к предмету, культуру общения, любовь к природе, чуткое и бережное отношение ко всему живому.
Средства обучения:
Отрывки из стихотворений к созданию проблемной ситуации в классе, мультимедийная презентация «Лебёдушка», компьютер, проектор.
Оборудование и раздаточный материал:
Маршрутные листы, учебник, мультимедийная презентация
Организационный момент. Вхождение в урок.
Слайд 1
- Здравствуйте, ребята! Меня зовут Марина Вик торовна. Сегодня я с вами проведу урок литературного чтения.
Звучит музыка «Над окошком месяц»
Задремали звезды золотые,
Задрожало зеркало затона,
Брезжит свет на заводи речные
И румянит сетку небосклона.
Улыбнулись сонные березки,
Растрепали шелковые косы,
Шелестят зеленые сережки,
И горят серебряные росы.
У плетня заросшая крапива
Обрядилась ярким перламутром.
И, качаясь, шепчет шаловливо:
«С добрым утром!»
Какие прекрасные строки! Не правда-ли, ребята!
На ваших столах лежат отрывки из произведений этого автора. Прочитайте их… Дети на карточках читают отрывки из стихотворений С.Есенина
Вступительная беседа и актуализация опорных знаний.
- Кто готов прочитать эти строки выразительно …
- Узнали автора стихотворений, отрывки которых сейчас вы прочитали? С Есенин
Душа поэта – тонкая струна,
Дотронешься – и зазвучит она!
И мир Есенина нам предстоит постигнут ь,
В секреты слова красоты проникнуть.
Как вы думаете с произведением какого автора мы сегодня познакомимся?
А название этого произведения вы узнаете, отгадав эту загадку
Длинношеяя та птица
Грациозна, как царица,
Гладью водной проплывает,
Чудно шею извивает. (Лебедь)
-Произведение, которое будем читать, называется «Лебедушка».
-Что знаете об этих птицах?
Лебедь - величавая и грациозная птица, издавна почитаемая людьми символ чистоты, благородства, верности. В старину девушку называли лебедушка. В мире существует 7 видов лебедей.
-Как вы думаете, какая цель нашего урока?
-Очень хорошо, а еще мы сегодня на уроке будем создавать текст- синквейн, который поможет дать характеристику главным героям произведения
-Ребята, а что вы знаете о жизни Сергея Есенина?
Детство поэта прошло в селе Константиново, что близ города Рязань в 1895году. Это было тихое, чистое, утопающее в садах село. Раздольные красивые
луга. Рос мальчик у бабушки с дедушкой. Целые дни проводил на природе. Любил поля, луга своего родного села, радовался и белой березке, и душистой черемухе, любил цветы, животных.
В зимние вечера любил слушать бабушкины сказки, народные песни. А если у сказки был плохой конец, он их переделывал на свой лад, чтобы все хорошо закончилось. Свои первые стихи он сочинил в 9 лет.
- Свои стихи, когда вырос, С. Есенин писал, подражая произведениям устного народного творчества. Многие из его стихов стали любимыми песнями русского народа. Как вы думаете, что объединяет эти стихи?
( Поэт пишет о красоте родной природы)
- Родина для него – это его деревня, это мир природы, мир глубоких человеческих переживаний, чувств.
Постановка темы и цели урока
Слайд 2
Слайд 3
Портрет С.Есенина
- Я уверена, что вы любознательные мальчишки и девчонки и очень много знаете, поэтому работа, которую мы будем делать, не составит для вас большого труда. А работать мы будем на уроке при помощи маршрутных листов.
Обратимся к маршрутному листу, задание 1, прочитайте.
- Возьмите карандаш, разделите слова на слоги.
Давайте прочитаем их, эти слова встретятся в тексте. Будьте внимательны.
Первичное чтение стихотворения учителем и подготовленными учащимися.
Обмен впечатлениями. Анализ произведения
Слайд 4
Составляем синквейн
Лексическое значение слов
Слайд 5
-Сейчас, мы с вами познакомимся с произведением. В тексте могут встретиться непонятные вам слова. Отметьте эти слова
Чтение стихотворения (учитель, учащиеся).
( по ходу чтения учащиеся выписывают непонятные слова – задание 2)
- Какое настроение вызвало у вас это стихотворение?
- Что чувствовали, когда слушали стихотворение?
- Как выдумаете, к какому жанру устного народного творчества можно отнести это стихотворение? (народную песню или сказку). Почему?
Как поэт относится к лебедушке?
-Что необычного в изображении лебедушки?
- Как автору удается показать, что она была хорошей матерью.
- Подберите синонимы к слову дозорила.
(охраняла, оберегала, стерегла)
- В этом стихотворении у Сергея Есенина образ Родины слит с образом матери. Он большое внимание уделяет образу матери – лебеди, которая так геройски оберегала своих детей.
Проверка восприятия прочитанного стихотворения
Физминутка
Руки подняли и помахали
Это деревья в лесу.
Вниз опустили и увидали –
Ветер сбивает росу.
В сторону руки, плавно помашем-
Это к нам птицы летят.
Как они сядут, тоже покажем:
Крылья сложили назад.
Самостоятельная работа в маршрутных листах.
Поиск решения учебной проблемы
Слайд 6
Синквейн
Мы с вами составили характеристику лебёдушки способом синквейн. Синквейн (с французского- 5 вдохновений, 5 удач) – это краткий текст из 5 строчек, написанных по особым правилам Обратитесь к маршрутному листу задание №3. Прочитайте
- Давайте выполним его (работа в парах)
-1 строка- одно существительное (тема)
- 2строка- два прилагательных, определяющих признаки этого существительного, описывающих ваше представление о нем.
-3 строка- три глагола, называющих действия, которые производит существительное.
-4 строка-Фраза (предложение) из четырех слов, передающее ваше отношение к существительному.
-5 строка- синоним к существительному или ваша ассоциация к этому слову (1-2 слова)
Дети работают в маршрутных листах.
Прочитайте, что у вас получилось.
(Учитель слушает несколько работ учащихся)
Выражение решения проблемы.
Проверка выполненной работы
- Этот синквейн помогает нам представить характер героев этого стихотворения лебедушки и орла.
(Сравнительная характеристика)
-Какие две противоположные силы представлены в характеристике этих героев. (Добро и зло)
Итог урока
Слайд
Не хочется заканчивать урок на грустной ноте. Давайте подумаем, если бы вы были волшебниками, что бы вы сделали, чтобы изменить концовку произведения.
Домашнее задание
Учебник ст. 120-125 перечитайте стихотворение, разделите его на части, озаглавив каждую часть, приготовить выразительное чтение отрывка.
Рефлексия «Солнышко»
-Какая у нас была с вами цель урока?
- Достигли мы цели?
- Чему научились?
Если урок научил вас быть чуточку добрее, значит, вместе с поэзией Есенина мы прониклись в мир милосердия и сострадания
Выразите свое настроение на «солнышке» (дети вы-ходят по одному к доске и прикрепляют лучики к солнышку с хорошим настроением или с грустным).
- Спасибо за урок.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории литература:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ