Урок литературного чтения в 4 классе "С.А. Есенин «Лебёдушка»"

Урок литературного чтения в 4 классе

Тема урока: С.А. Есенин «Лебёдушка».

Цель: раскрыть в детях такие качества, как сострадание и милосердие через содержание литературных образов стихотворения С. Есенина «Лебёдушка».

Задачи:

Образовательные: продолжить знакомство с произведениями великого русского поэта С. Есенина; учить видеть художественные особенности поэтического слова, близкого к устному народному творчеству, фольклору; учить составлять текст-синквейн, как способа характеристики персонажа.

Развивающие: развивать умение выделять главное сопоставлять факты, делать выводы; развивать речь учащихся, внимание, творческое воображение, используя прием словесного рисования; развивать эмоциональное восприятие окружающего мира.

Воспитательные: воспитывать интерес к предмету, культуру общения, любовь к природе, чуткое и бережное отношение ко всему живому.

Средства обучения:

Отрывки из стихотворений к созданию проблемной ситуации в классе, мультимедийная презентация «Лебёдушка», компьютер, проектор.

Оборудование и раздаточный материал:

Маршрутные листы, учебник, мультимедийная презентация

Организационный момент. Вхождение в урок.











Слайд 1

- Здравствуйте, ребята! Меня зовут Марина Вик торовна. Сегодня я с вами проведу урок литературного чтения.



Звучит музыка «Над окошком месяц»



Задремали звезды золотые,

Задрожало зеркало затона,

Брезжит свет на заводи речные

И румянит сетку небосклона.



Улыбнулись сонные березки,

Растрепали шелковые косы,

Шелестят зеленые сережки,

И горят серебряные росы.



У плетня заросшая крапива

Обрядилась ярким перламутром.

И, качаясь, шепчет шаловливо:

«С добрым утром!»

Какие прекрасные строки! Не правда-ли, ребята!

На ваших столах лежат отрывки из произведений этого автора. Прочитайте их… Дети на карточках читают отрывки из стихотворений С.Есенина


Вступительная беседа и актуализация опорных знаний.




- Кто готов прочитать эти строки выразительно …



- Узнали автора стихотворений, отрывки которых сейчас вы прочитали? С Есенин



Душа поэта – тонкая струна,

Дотронешься – и зазвучит она!

И мир Есенина нам предстоит постигнут ь,

В секреты слова красоты проникнуть.



Как вы думаете с произведением какого автора мы сегодня познакомимся?



А название этого произведения вы узнаете, отгадав эту загадку

Длинношеяя та птица

Грациозна, как царица,

Гладью водной проплывает,

Чудно шею извивает. (Лебедь)

-Произведение, которое будем читать, называется «Лебедушка».

-Что знаете об этих птицах?

Лебедь - величавая и грациозная птица, издавна почитаемая людьми символ чистоты, благородства, верности. В старину девушку называли лебедушка. В мире существует 7 видов лебедей.

-Как вы думаете, какая цель нашего урока?

-Очень хорошо, а еще мы сегодня на уроке будем создавать текст- синквейн, который поможет дать характеристику главным героям произведения



-Ребята, а что вы знаете о жизни Сергея Есенина?



Детство поэта прошло в селе Константиново, что близ города Рязань в 1895году. Это было тихое, чистое, утопающее в садах село. Раздольные красивые

луга. Рос мальчик у бабушки с дедушкой. Целые дни проводил на природе. Любил поля, луга своего родного села, радовался и белой березке, и душистой черемухе, любил цветы, животных.

В зимние вечера любил слушать бабушкины сказки, народные песни. А если у сказки был плохой конец, он их переделывал на свой лад, чтобы все хорошо закончилось. Свои первые стихи он сочинил в 9 лет.

- Свои стихи, когда вырос, С. Есенин писал, подражая произведениям устного народного творчества. Многие из его стихов стали любимыми песнями русского народа. Как вы думаете, что объединяет эти стихи?

( Поэт пишет о красоте родной природы)

- Родина для него – это его деревня, это мир природы, мир глубоких человеческих переживаний, чувств.





Постановка темы и цели урока







Слайд 2



Слайд 3

































Портрет С.Есенина






































- Я уверена, что вы любознательные мальчишки и девчонки и очень много знаете, поэтому работа, которую мы будем делать, не составит для вас большого труда. А работать мы будем на уроке при помощи маршрутных листов.




Обратимся к маршрутному листу, задание 1, прочитайте.

- Возьмите карандаш, разделите слова на слоги.

Давайте прочитаем их, эти слова встретятся в тексте. Будьте внимательны.

Первичное чтение стихотворения учителем и подготовленными учащимися.

Обмен впечатлениями. Анализ произведения









Слайд 4







Составляем синквейн











Лексическое значение слов

Слайд 5

-Сейчас, мы с вами познакомимся с произведением. В тексте могут встретиться непонятные вам слова. Отметьте эти слова

Чтение стихотворения (учитель, учащиеся).



( по ходу чтения учащиеся выписывают непонятные слова – задание 2)



- Какое настроение вызвало у вас это стихотворение?

- Что чувствовали, когда слушали стихотворение?

- Как выдумаете, к какому жанру устного народного творчества можно отнести это стихотворение? (народную песню или сказку). Почему?

Как поэт относится к лебедушке?

-Что необычного в изображении лебедушки?

- Как автору удается показать, что она была хорошей матерью.

- Подберите синонимы к слову дозорила.

(охраняла, оберегала, стерегла)



- В этом стихотворении у Сергея Есенина образ Родины слит с образом матери. Он большое внимание уделяет образу матери – лебеди, которая так геройски оберегала своих детей.


Проверка восприятия прочитанного стихотворения



Физминутка

Руки подняли и помахали

Это деревья в лесу.

Вниз опустили и увидали –

Ветер сбивает росу.



В сторону руки, плавно помашем-

Это к нам птицы летят.

Как они сядут, тоже покажем:

Крылья сложили назад.

Самостоятельная работа в маршрутных листах.

Поиск решения учебной проблемы





Слайд 6

Синквейн




















Мы с вами составили характеристику лебёдушки способом синквейн. Синквейн (с французского- 5 вдохновений, 5 удач) – это краткий текст из 5 строчек, написанных по особым правилам Обратитесь к маршрутному листу задание №3. Прочитайте

- Давайте выполним его (работа в парах)

-1 строка- одно существительное (тема)

- 2строка- два прилагательных, определяющих признаки этого существительного, описывающих ваше представление о нем.

-3 строка- три глагола, называющих действия, которые производит существительное.

-4 строка-Фраза (предложение) из четырех слов, передающее ваше отношение к существительному.

-5 строка- синоним к существительному или ваша ассоциация к этому слову (1-2 слова)

Дети работают в маршрутных листах.

Прочитайте, что у вас получилось.

(Учитель слушает несколько работ учащихся)




Выражение решения проблемы.



Проверка выполненной работы

- Этот синквейн помогает нам представить характер героев этого стихотворения лебедушки и орла.

(Сравнительная характеристика)

-Какие две противоположные силы представлены в характеристике этих героев. (Добро и зло)


Итог урока



Слайд

Не хочется заканчивать урок на грустной ноте. Давайте подумаем, если бы вы были волшебниками, что бы вы сделали, чтобы изменить концовку произведения.

Домашнее задание

Учебник ст. 120-125 перечитайте стихотворение, разделите его на части, озаглавив каждую часть, приготовить выразительное чтение отрывка.

Рефлексия «Солнышко»

-Какая у нас была с вами цель урока?

- Достигли мы цели?

- Чему научились?

Если урок научил вас быть чуточку добрее, значит, вместе с поэзией Есенина мы прониклись в мир милосердия и сострадания

Выразите свое настроение на «солнышке» (дети вы-ходят по одному к доске и прикрепляют лучики к солнышку с хорошим настроением или с грустным).

- Спасибо за урок.





























Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории литература:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ