Конспект урока по литературному чтению "Согласный звук [й,] как ротосмыкатель, буквы Й, й" 1 класс

Литературное чтение (обучение грамоте) 1 класс УМК « Перспективная школа»

Тема: Согласный звук [й,] как ротосмыкатель, буквы Й, й.

Цель: создать условия для понимания учащимися особенностей мягкого звонкого согласного звука й , к познакомить с буквами Й й, развивать внимание , мышление , речь учащихся, воспитывать чувство любви к малой родине-Кубани.

Тип урока: ОНЗ

Оборудование: м\м, документкамера, ноутбук, листы с напечатанными словами ,презентация « Пчелиный рой», звуковой трек « Звуки пчелиного роя»,учебник Н.Г.Агаркова , Ю.А.Агаркова «Азбука».

Регулятивные УУД:

1) развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;

2) оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

3)осуществлять познавательную и личностную рефлексию.


Коммуникативные УУД:

1) развиваем умение слушать и понимать других;

2) строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

3) оформлять свои мысли в устной форме;

4) умение работать в паре и в группах.



Личностные результаты:

1) развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции;

2) оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией;

3) формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.


Этапы урока

Ход урока

1. Мотивация и стимулирование к учебной деятельности.


1 Начинается урок.

Наши ушки на макушке

Глазки широко открыты.

Слушаем запоминаем

Ни минуты не теряем.

-С каким настроением вы пришли на урок?

-Каким вы хотите видеть урок?

-Что для этого следует делать вам?

Желаю вам успешной работы

2. Актуализация знаний и постановка учебной проблемы


Вспомните, с какими буквами мы познакомились на прошлых уроках .

-Выберите и выставьте их на наборное полотно.

На какие группы можно их разделить? Объясните, по какому признаку произошло деление.

2 Работа в парах с карточками слов

Прочитайте слова

Рана, мама, май, ура, лимон.

-Покажите слово , которое вызывает у вас сомнение ?

-Кто не смог прочитать ?

- Почему одним детям это удалось , а другим нет?

Как решить обнаруженную проблему?

3 Отгадайте загадки

Выпускает он листы

Широченной широты,

Держит он на стеблях крепких

Сто плодов шершавых ,цепких:

Если их не обойдёшь-

На себе их все найдёшь.(репей)

( слайд )

Народные русские названия: арепей, репейник, репник, лапушник, собачник, бер-

док, бурдок.

На Кубани и в Республике Адыгея встречается повсеместно

в редколесье, в кустарниковых зарослях, просеках, пустырях, канавах, запущенных землях, на неудобьях, засоренных и брошенных землях, в лесополосах, на задних

дворах, хозяйственных построек. Используется в медицинских целях.

К маме –речке бегу

И молчать не могу.

Я её сын родной,

А родился весной (ручей)


( слайд)

На территории Кубани много водоемов (родники, мелкие горные реки  Водоемы Кубани – это главные крупные реки- Лаба, Белая, Уруп, Псекупс и более 500 малых рек .


-Сравните слова отгадки

-Выделите последний звук.

-Работали ли мы с ними на уроках?

-Докажите , что они просто необходимы нам для успешного чтения.

- Подберите слова, в которых присутствуют данные звуки.

Определите тему урока ,используя несколько источников знания.

-Что в данном случае может выступать источником знаний?

Поставьте себе цели урока




3. Совместное открытие знаний


1 Работа с учебником . стр 35(документкамера)

Рассмотрите картинки в верхнем ряду.

Что изображено на картинках?

Что вам известно о значении слов улей и рой?

Работа с лексическим значением слов улей , рой посредством презентации.


Жизнь пчел очень многогранна, со своими особенностями и тайнами

Пчёлы, в отличие от людей, не умеют разговаривать. Но так как они живут не поодиночке, а огромным семейством, общения не избежать. Поэтому они изобрели свой способ общаться… при помощи…танцев.

Живут домашние пчёлы в маленьких домиках-ульях

К концу лета семья пчел сильно увеличивается.
Семья пчёл носит название-рой.


На Кубани часть населения занимается пчеловодством
Этому способствует богатая растительность полей и лесов Краснодарского края. Пчеловоды регулярно устраивают ярмарки мёда и каждый житель и гость нашей малой родины может сполна полакомиться этим удивительно полезным продуктом



  • -Что такое улей?

  • _ Что означает слово – рой?

2.-Произнесите слово рой, выделяя в нем последний звук

. Опирайтесь на схемы слов.

-Назовите выделенный звук. Звук [й].

-Произнесите несколько раз звук [й]. Что происходит с губами и языком при его произношении?

(При произношении звука [й] губы раскрыты не широко. Между зубами образуется небольшая щель. Середина язычка касается нёба.)

- Произнесите звук ещё раз. Определите, как проходит воздух через горло при произнесении; как образуется этот звук: твёрдо или мягко. Сделайте необходимые выводы

- Охарактеризуйте коротко звук [й]

2. Как называется стая летающих пчёл?( рой)

Прочитайте схему слова в учебнике.

-Расскажите о последнем звуке, опираясь на опыт предыдущей работы

-Попробуйте называть слова, в которых звук [й]был бы глухим и твёрдым.(дети называют слова со звуком [й]).

-Чем отличается эта согласная буква от изученных ранее?(обозначает звонкий и всегда мягкий звук)

3 Знакомство с буквами Й й

Это буква непростая,
Голос краток и сердит,
Потому, что запятая
На её плечах сидит.
Букву Й зовут “Й кратким”
Й как И в твоей тетрадке.
Чтобы Й не путать с И,
Сверху галочку пиши.
Ты ей шапку подари-
Станет краткой буква И.

-Прочтите схему буквы Й .

- Как в схеме отражено отличие данной буквы от других букв ,обозначающих согласные звуки?

Физминутка

.Представьте , что вы трудолюбивые пчелы . Слушайте как звучит пчелиный рой и подвигайтесь как пчелки.( звуковой трек «Звуки роя пчёл»)

-Рассмотрите иллюстрации в учебнике расположенные под буквами Й й

_Что изображено справа?

-Прочитайте слово лейка по слогам и орфоэпически. –Кто изображён слева? Что делает девочка?

- Как называется раковина в которой моют посуду?

Прочитайте слова по слогам и орфоэпически.

-Сколько слогов в каждом слове?

-Назовите ударные слоги.

Дайте характеристику звуку й





4 Применение нового материала

Стр 36

1Чтение слов с новым звуком под слоговой моделью.

-Какая модель подходит для характеристики слогов записанных в учебнике на стр 36?

Работа в парах .

Прочтите слоги друг другу, учитесь следить по учебнику за чтением партнёра. Для этого необходимо поставить палец руки на первую букву и ,слушая читающего, плавно продвигать палец по буквам указывая на ту , которую читает напарник.

( образец работы учитель- учеников на интерактивной доске).

Индивидуальная работа со слабочитающими учениками

2 Физминутка


3 Упражнение в чтении слогов и слов

-Какую роль выполняют слоги в каждой строке? ( подготовительную к прочтению слова по слогам)

Чтение по цепочке

Какая строка лишняя?(6 строка, нет буквы й)

Как понимаете значение слова уныло?

Составьте предложение с данным словом.

4. Работа со схемами

Составьте схему предложения : Уныло в лесу поздней осенью.

(работа в парах )

Проверка у доски и посредством документкамеры

5.Работа с предложениями.

Прочитайте предложения под картинкой на стр.36(коллективное и индивидуальное чтение)

.К какой картинке подходит первое предложение?

- Почему в этом предложении два слова пишутся с большой буквы?

Отчего у Лары ранка?

Что служит источником информации?

( иллюстрация)

Что делать , если вы поранились?

(Беседа « Правила оказания первой помощи»)

Дополнительный материал

Работа в группах.

Изменить слово так, чтобы в нем был звук /й/. ( карточки слов)

петь - пой
игра - играй
заяц - зайка
пить - пой
строить – стройка



5. Рефлексия.

- Вернемся к поставленным вами целям и посмотрим, все ли цели были реализованы.

-С каким звуком и какой буквой мы познакомились на уроке?

А теперь я хочу, чтобы каждый из вас оценил свои достижения. У вас на столе карточки разных цветов.

Поднимите зелёную ,если вы собой довольны .Желтую, если получилось не всё как вам хотелось, красную, если вы собой не довольны.

А сейчас поднимите правую ладошку с теми знаниями, что были у вас на начало урока; теперь – левую ладошку, с теми знаниями, что вы получили на нашем уроке – соедините их вместе . Сохраните эти знания , они послужат вам опорой при изучении нового материала.

























План- конспект урока литературного чтения

учителя Рассол Н.Д.



1 класс

Тема: Согласный звук [й,] как ротосмыкатель, буквы Й, й.



Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории литература:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ