Конспект урока по литературному чтению "Согласный звук [й,] как ротосмыкатель, буквы Й, й" 1 класс
Литературное чтение (обучение грамоте) 1 класс УМК « Перспективная школа»
Тема: Согласный звук [й,] как ротосмыкатель, буквы Й, й.
Цель: создать условия для понимания учащимися особенностей мягкого звонкого согласного звука й , к познакомить с буквами Й й, развивать внимание , мышление , речь учащихся, воспитывать чувство любви к малой родине-Кубани.
Тип урока: ОНЗ
Оборудование: м\м, документкамера, ноутбук, листы с напечатанными словами ,презентация « Пчелиный рой», звуковой трек « Звуки пчелиного роя»,учебник Н.Г.Агаркова , Ю.А.Агаркова «Азбука».
Регулятивные УУД:
1) развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;
2) оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
3)осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Коммуникативные УУД:
1) развиваем умение слушать и понимать других;
2) строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
3) оформлять свои мысли в устной форме;
4) умение работать в паре и в группах.
Личностные результаты:
1) развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции;
2) оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией;
3) формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
Этапы урока
Ход урока
1. Мотивация и стимулирование к учебной деятельности.
1 Начинается урок.
Наши ушки на макушке
Глазки широко открыты.
Слушаем запоминаем
Ни минуты не теряем.
-С каким настроением вы пришли на урок?
-Каким вы хотите видеть урок?
-Что для этого следует делать вам?
− Желаю вам успешной работы
2. Актуализация знаний и постановка учебной проблемы
− Вспомните, с какими буквами мы познакомились на прошлых уроках .
-Выберите и выставьте их на наборное полотно.
На какие группы можно их разделить? Объясните, по какому признаку произошло деление.
2 Работа в парах с карточками слов
Прочитайте слова
Рана, мама, май, ура, лимон.
-Покажите слово , которое вызывает у вас сомнение ?
-Кто не смог прочитать ?
- Почему одним детям это удалось , а другим нет?
Как решить обнаруженную проблему?
3 Отгадайте загадки
Выпускает он листы
Широченной широты,
Держит он на стеблях крепких
Сто плодов шершавых ,цепких:
Если их не обойдёшь-
На себе их все найдёшь.(репей)
( слайд )
Народные русские названия: арепей, репейник, репник, лапушник, собачник, бер-
док, бурдок.
На Кубани и в Республике Адыгея встречается повсеместно
в редколесье, в кустарниковых зарослях, просеках, пустырях, канавах, запущенных землях, на неудобьях, засоренных и брошенных землях, в лесополосах, на задних
дворах, хозяйственных построек. Используется в медицинских целях.
К маме –речке бегу
И молчать не могу.
Я её сын родной,
А родился весной (ручей)
( слайд)
На территории Кубани много водоемов (родники, мелкие горные реки … Водоемы Кубани – это главные крупные реки- Лаба, Белая, Уруп, Псекупс и более 500 малых рек .
-Сравните слова отгадки
-Выделите последний звук.
-Работали ли мы с ними на уроках?
-Докажите , что они просто необходимы нам для успешного чтения.
- Подберите слова, в которых присутствуют данные звуки.
Определите тему урока ,используя несколько источников знания.
-Что в данном случае может выступать источником знаний?
Поставьте себе цели урока
3. Совместное открытие знаний
1 Работа с учебником . стр 35(документкамера)
Рассмотрите картинки в верхнем ряду.
Что изображено на картинках?
Что вам известно о значении слов улей и рой?
Работа с лексическим значением слов улей , рой посредством презентации.
Жизнь пчел очень многогранна, со своими особенностями и тайнами
Пчёлы, в отличие от людей, не умеют разговаривать. Но так как они живут не поодиночке, а огромным семейством, общения не избежать. Поэтому они изобрели свой способ общаться… при помощи…танцев.
Живут домашние пчёлы в маленьких домиках-ульях
К концу лета семья пчел сильно увеличивается.
Семья пчёл носит название-рой.
На Кубани часть населения занимается пчеловодством
Этому способствует богатая растительность полей и лесов Краснодарского края. Пчеловоды регулярно устраивают ярмарки мёда и каждый житель и гость нашей малой родины может сполна полакомиться этим удивительно полезным продуктом
-Что такое улей?
_ Что означает слово – рой?
2.-Произнесите слово рой, выделяя в нем последний звук
. Опирайтесь на схемы слов.
-Назовите выделенный звук. Звук [й].
-Произнесите несколько раз звук [й]. Что происходит с губами и языком при его произношении?
(При произношении звука [й] губы раскрыты не широко. Между зубами образуется небольшая щель. Середина язычка касается нёба.)
- Произнесите звук ещё раз. Определите, как проходит воздух через горло при произнесении; как образуется этот звук: твёрдо или мягко. Сделайте необходимые выводы
- Охарактеризуйте коротко звук [й]
2. Как называется стая летающих пчёл?( рой)
Прочитайте схему слова в учебнике.
-Расскажите о последнем звуке, опираясь на опыт предыдущей работы
-Попробуйте называть слова, в которых звук [й]был бы глухим и твёрдым.(дети называют слова со звуком [й]).
-Чем отличается эта согласная буква от изученных ранее?(обозначает звонкий и всегда мягкий звук)
3 Знакомство с буквами Й й
Это буква непростая,
Голос краток и сердит,
Потому, что запятая
На её плечах сидит.
Букву Й зовут “Й кратким”
Й как И в твоей тетрадке.
Чтобы Й не путать с И,
Сверху галочку пиши.
Ты ей шапку подари-
Станет краткой буква И.
-Прочтите схему буквы Й .
- Как в схеме отражено отличие данной буквы от других букв ,обозначающих согласные звуки?
Физминутка
.Представьте , что вы трудолюбивые пчелы . Слушайте как звучит пчелиный рой и подвигайтесь как пчелки.( звуковой трек «Звуки роя пчёл»)
-Рассмотрите иллюстрации в учебнике расположенные под буквами Й й
_Что изображено справа?
-Прочитайте слово лейка по слогам и орфоэпически. –Кто изображён слева? Что делает девочка?
- Как называется раковина в которой моют посуду?
Прочитайте слова по слогам и орфоэпически.
-Сколько слогов в каждом слове?
-Назовите ударные слоги.
Дайте характеристику звуку й
4 Применение нового материала
Стр 36
1Чтение слов с новым звуком под слоговой моделью.
-Какая модель подходит для характеристики слогов записанных в учебнике на стр 36?
Работа в парах .
Прочтите слоги друг другу, учитесь следить по учебнику за чтением партнёра. Для этого необходимо поставить палец руки на первую букву и ,слушая читающего, плавно продвигать палец по буквам указывая на ту , которую читает напарник.
( образец работы учитель- учеников на интерактивной доске).
Индивидуальная работа со слабочитающими учениками
2 Физминутка
3 Упражнение в чтении слогов и слов
-Какую роль выполняют слоги в каждой строке? ( подготовительную к прочтению слова по слогам)
Чтение по цепочке
Какая строка лишняя?(6 строка, нет буквы й)
Как понимаете значение слова уныло?
Составьте предложение с данным словом.
4. Работа со схемами
Составьте схему предложения : Уныло в лесу поздней осенью.
(работа в парах )
Проверка у доски и посредством документкамеры
5.Работа с предложениями.
Прочитайте предложения под картинкой на стр.36(коллективное и индивидуальное чтение)
.К какой картинке подходит первое предложение?
- Почему в этом предложении два слова пишутся с большой буквы?
Отчего у Лары ранка?
Что служит источником информации?
( иллюстрация)
Что делать , если вы поранились?
(Беседа « Правила оказания первой помощи»)
Дополнительный материал
Работа в группах.
Изменить слово так, чтобы в нем был звук /й/. ( карточки слов)
петь - пой
игра - играй
заяц - зайка
пить - пой
строить – стройка
5. Рефлексия.
- Вернемся к поставленным вами целям и посмотрим, все ли цели были реализованы.
-С каким звуком и какой буквой мы познакомились на уроке?
А теперь я хочу, чтобы каждый из вас оценил свои достижения. У вас на столе карточки разных цветов.
Поднимите зелёную ,если вы собой довольны .Желтую, если получилось не всё как вам хотелось, красную, если вы собой не довольны.
А сейчас поднимите правую ладошку с теми знаниями, что были у вас на начало урока; теперь – левую ладошку, с теми знаниями, что вы получили на нашем уроке – соедините их вместе . Сохраните эти знания , они послужат вам опорой при изучении нового материала.
План- конспект урока литературного чтения
учителя Рассол Н.Д.
1 класс
Тема: Согласный звук [й,] как ротосмыкатель, буквы Й, й.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории литература:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ