Конспект урока чтения и развития речи в 4 классе «Зима в лесу»
ФИО (полностью)
Астраханова Лариса Николаевна
Место работы
ГБС(К)ОУ с Малый Толкай школа-интернат Похвистневского района Самарской области.
Должность
Учитель начальных классов
Урок чтения и развития речи в 4 классе «Зима в лесу» И.С. Соколова –Микитова.
(Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений YIII вида под редакцией Воронковой В.В.)
И.С.Соколов-Микитов вошел в советскую литературу в прошлом веке.
Книги Соколова-Микитова –это богатый источник сведений об окружающем нас мире, от которого мы порой бываем так далеки.
Восход и заход солнца, лес, пороша, ледоход- обо всем этом он писал с та кой любовью, что читая его книги нельзя не проникнуться его чувством восхищения миром живой природы благословения перед ним.
Поэтому книги и рассказы писателя я рекомендую использовать на своих уроках т.к. они проникнуты любовью и вниманием к людям, к окружающему миру и с большим интересом воспринимаются детьми.
Цели урока:
Образовательные: Познакомить учащихся с новым рассказом Соколова-Микитова.
Формировать навык выразительного чтения;
Коррекционные:
Развивать память, внимание, речь учащихся.
Воспитательные:
Воспитывать любовь к красоте родной природы, бережное отношение к ней.
Оборудование урока: магнитофон с записью музыки Чайковского «Времена года», проектор, компьютер, презентация, выставка книг.
План урока:
1.Орг.момент.
2.Сообщение темы урока.
3.Логопедическая зарядка
4.Проверка домашнего задания.
5.Физминутка.
6.Изучение нового материала.
7.Итог.
8.Домашнее задание.
Ход урока:
Орг.момент
Речевка
Долгожданный дан звонок,
Начинается урок.
На уроке все для нас,
За работу, в добрый час!
Психологический настрой
Я улыбнусь вам, а вы улыбнетесь, друг другу подумаете как хорошо, что мы с вами вместе. Мы спокойны, приветливы, добры. Мы все здоровы.
Глубоко вздохните и выдохните вчерашнюю злость обиду, беспокойство. Вдохните свежесть зимнего утра.
Я желаю вам хорошего настроения и бережного отношения друг другу.
Сообщение темы, цели урока
Сегодня у нас немного необычный урок. На этом уроке вас ждет много интересного и необычного.
Логопедическая зарядка.
Попробуем изобразить вьюгу. Вытяните губы трубочкой и спойте протяжно: у-у-у-у. - У-у-у-
-А теперь я буду показывать рукой, громче или тише завывает вьюга. Если рука поднимается, то вьюга воет все громче. Если рука опускается, вьюга воет все тише. Упражнение проводится 3 раза.
Работа с чистоговоркой.
Ок-ок-ок-выпал снежок
Ул-ул-ул-ветер подул
Ели-ели-ели-птицы улетели
Оз-оз-оз-пришел мороз
Ма-ма-ма-наступила зима
«У маленькой Сани, санки едут сами».
Проверка домашнего задания
Вспомним, что вы читали на прошлом уроке.
-О чем говорится в стихотворении? Кто автор этого стихотворения? Какое настроение оно вызывает у вас? Почему?
-Как вы будете читать это стихотворение? (быстро, весело, громко)
-Чтение стихотворения самостоятельно.
Индивидуальная работа с учащимися
Чтение сильными учащимися стихотворения.
Как изменилась природа с наступлением зимы?
С чем автор сравнивает снег? Почему?
Что такое полотно?
Какие выражения использует автор, чтобы изобразить лес как живое существо?
-чтение стихотворения наизусть учащимися.
(учащийся читают стихи в парах поочередно).
Представьте, что вы артисты, и выступаете на сцене, а все остальные зрители.
Уважаемые зрители! Будьте внимательны, вы будете оценивать их. Понравилось ли вам, как читали девочки? Что им поставим?
А совпадают ли признаки зимы, которые описывает автор с нашей погодой?
Молодцы, ребята! Добросовестно вы приготовились к уроку, я довольна вами.
Физминутка «Кружаться снежинки»
-Конечно, вы все видели, как падает снег, и видели не один раз. Какими вы представили себе снежинки?
-Летят снежинки ажурные, белые, пушистые, нежные.
Это подарок, который подарила нам природа.
Давайте на миг мы с вами тоже превратимся в снежинок. И выполним упражнения:
Кружатся снежинки
В воздухе морозном
Падают на землю
Кружевные звезды
Вот одна упала
На мою ладошку
Ой, не тай снежинка
Подожди немножко.
-Ложатся снежинки очень тихо, мягко. Сначала садятся снежинки побольше -мальчики, потом снежинки поменьше- девочки.
Кто тише?
4.Изучение нового материала
Сели поудобнее, руки на парты положили, ноги вместе представьте, что вы смотрите телевизор, вы ждете начало какого –то сериала, а вместо этого вдруг появляется картина на экране «Зима».
Звучит музыка Чайковского, под музыку учитель читает стихотворение
«Белый снег пушистый
в воздухе кружится
и на землю тихо
падает ложится....
-О чем говорится в стихотворении?
-Значит о чем пойдет речь сегодня на уроке? Да мы будем говорить о зиме.
Поэты любили это время года. В них они описывали красоту русской природы.
Сегодня на уроке мы продолжим читать рассказы о зиме.
И познакомимся с рассказом И.С.Соколова-Микитова «Зима в лесу».
Биография.
Родился Иван Сергеевич в 1892 году под городом Калугою. В лесной конторе купцов Коншиных. Его отец работал у этих купцов приказчиком по лесному делу. Мать крестьянка Калужской губернии.
Ранние годы автора прошли в лесу, в одиночестве и оставили печать на всю жизнь. Он научился видеть, наблюдать, фантазировать. Жажда странствий не давала ему покоя всю жизнь. Кем он только не был: матросом, лётчиком, школьным учителем, но писать не бросал никогда!
Даже с детьми в деревне он издавал газету, которая называлась "Заячья газета". Здесь они учились писать друг у друга.
В последние годы жизни у Ивана Сергеевича пропало зрение, но он не сдался - наговаривал свои произведения на диктофон. Вот такая жизнь - полная любви и внимания к людям, к природе, к родной стране.
Умер писатель в возрасте 83 года. В 1975 году.
Чтение учителем рассказа
О чем говорится в рассказе?
При чтении вам встретятся незнакомые и трудные слова.
Словарные слова : «отдыхает земля», обглоданные осинки, натропил, наезженную дорогу, обороняются, просеки, горностай.
Самостоятельное чтение учащимися рассказа.
Но, чтобы вам легче было представить зимний лес, как живут звери зимой. Мы с вами отправимся в небольшое путешествие в зимний лес. И увидим, как живут зимой животные?
-Чтение цепочкой
Как вы понимаете выражение «притих лес»? Почему?
Почему автор называет волков-разбойниками?
Как в лесу бродят лоси?
Как обороняются сильные лоси от злых волков?
Как вы понимаете широкие просеки?
6) Почему они подходят к селениям и шумным городам?
7) Какие приметы зимы вы можете выделить из рассказа?
Выборочное чтение
-Найдите, как выглядит зимний лес? С чем автор сравнивает снег?
-С чем он сравнивает след лисы? Какие слова автор использует для описания звериных и птичьих следов?
Возьмите карандаши и подчеркните в тексте наиболее яркие слова и выражения, которые использует автор для описания зимнего леса.
Поиграем в игру: «Продолжи предложения»
я начну, а вы заканчивайте строчку.
Только голодные волки......
Тяжелыми белыми шапками........
Красивой цепочкой........
Нередко подходят....
Работа над выразительным чтением
Но прежде чем приступить к следующему этапу урока мы вспомним пословицу:
«Чтение –лучшее учение».
Как вы понимаете эту пословицу? На что указывает точка в предложении?
(предложение читаем спокойно, понизив голос к концу предложения) Если ?-спрашиваем. Если !- радость, удивление.
Какая сила голоса подходит к чтению рассказа? Какой тон необходимо выбрать для чтения текста? Какой темп вы выбрали для чтения: медленный, средний, быстрый? Выберем их. Значит как будем читать этот рассказ? (немного с грустью, с любовью к природе). Почему? (все кругом успокоилось, стало спокойно, тихо).
Прочитаете последний абзац. Расскажите, как живут лоси? Прочитайте, соблюдая, все знаки препинания.
Один из художников нарисовал вот такую картину к рассказу. Какими красками художник пользовался, чтобы нарисовать картину?
Что бы вы нарисовали?
Понравился ли вам урок? Что вам запомнилось больше всего на уроке? С каким новым рассказом мы познакомились? Кто написал его? О каком времени года мы говорили сегодня?
Оценки за урок. Дом. задание.
Список использованной литературы
1.Е.А.Пожиленко, Волшебный мир звуков, Владос, М., 2001г.
2. Воспоминания об И. С. Соколове-Микитове. М.: Советский писатель, 1984г.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории литература:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ