Конспект урока чтения и развития речи в 4 классе «Зима в лесу»


ФИО (полностью)

Астраханова Лариса Николаевна

Место работы

ГБС(К)ОУ с Малый Толкай школа-интернат Похвистневского района Самарской области.

Должность

Учитель начальных классов

























Урок чтения и развития речи в 4 классе «Зима в лесу» И.С. Соколова –Микитова.

(Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений YIII вида под редакцией Воронковой В.В.)



И.С.Соколов-Микитов вошел в советскую литературу в прошлом веке.

Книги Соколова-Микитова –это богатый источник сведений об окружающем нас мире, от которого мы порой бываем так далеки.


Восход и заход солнца, лес, пороша, ледоход- обо всем этом он писал с та кой любовью, что читая его книги нельзя не проникнуться его чувством восхищения миром живой природы благословения перед ним.


Поэтому книги и рассказы писателя я рекомендую использовать на своих уроках т.к. они проникнуты любовью и вниманием к людям, к окружающему миру и с большим интересом воспринимаются детьми.




Цели урока:

Образовательные: Познакомить учащихся с новым рассказом Соколова-Микитова.

Формировать навык выразительного чтения;

Коррекционные:

Развивать память, внимание, речь учащихся.

Воспитательные:

Воспитывать любовь к красоте родной природы, бережное отношение к ней.



Оборудование урока: магнитофон с записью музыки Чайковского «Времена года», проектор, компьютер, презентация, выставка книг.


План урока:

1.Орг.момент.

2.Сообщение темы урока.

3.Логопедическая зарядка

4.Проверка домашнего задания.

5.Физминутка.

6.Изучение нового материала.

7.Итог.

8.Домашнее задание.

Ход урока:


  1. Орг.момент

Речевка

Долгожданный дан звонок,

Начинается урок.

На уроке все для нас,

За работу, в добрый час!


  1. Психологический настрой


Я улыбнусь вам, а вы улыбнетесь, друг другу подумаете как хорошо, что мы с вами вместе. Мы спокойны, приветливы, добры. Мы все здоровы.

Глубоко вздохните и выдохните вчерашнюю злость обиду, беспокойство. Вдохните свежесть зимнего утра.

Я желаю вам хорошего настроения и бережного отношения друг другу.


  1. Сообщение темы, цели урока

Сегодня у нас немного необычный урок. На этом уроке вас ждет много интересного и необычного.


  1. Логопедическая зарядка.

Попробуем изобразить вьюгу. Вытяните губы трубочкой и спойте протяжно: у-у-у-у. - У-у-у-

-А теперь я буду показывать рукой, громче или тише завывает вьюга. Если рука поднимается, то вьюга воет все громче. Если рука опускается, вьюга воет все тише. Упражнение проводится 3 раза.


Работа с чистоговоркой.

Ок-ок-ок-выпал снежок

Ул-ул-ул-ветер подул

Ели-ели-ели-птицы улетели

Оз-оз-оз-пришел мороз

Ма-ма-ма-наступила зима


«У маленькой Сани, санки едут сами».


  1. Проверка домашнего задания

Вспомним, что вы читали на прошлом уроке.

-О чем говорится в стихотворении? Кто автор этого стихотворения? Какое настроение оно вызывает у вас? Почему?

-Как вы будете читать это стихотворение? (быстро, весело, громко)

-Чтение стихотворения самостоятельно.


Индивидуальная работа с учащимися

Чтение сильными учащимися стихотворения.

  1. Как изменилась природа с наступлением зимы?

  2. С чем автор сравнивает снег? Почему?

  3. Что такое полотно?

  4. Какие выражения использует автор, чтобы изобразить лес как живое существо?

-чтение стихотворения наизусть учащимися.

(учащийся читают стихи в парах поочередно).


Представьте, что вы артисты, и выступаете на сцене, а все остальные зрители.

Уважаемые зрители! Будьте внимательны, вы будете оценивать их. Понравилось ли вам, как читали девочки? Что им поставим?

А совпадают ли признаки зимы, которые описывает автор с нашей погодой?

Молодцы, ребята! Добросовестно вы приготовились к уроку, я довольна вами.

Физминутка «Кружаться снежинки»

-Конечно, вы все видели, как падает снег, и видели не один раз. Какими вы представили себе снежинки?

-Летят снежинки ажурные, белые, пушистые, нежные.

Это подарок, который подарила нам природа.

Давайте на миг мы с вами тоже превратимся в снежинок. И выполним упражнения:

Кружатся снежинки

В воздухе морозном

Падают на землю

Кружевные звезды

Вот одна упала

На мою ладошку

Ой, не тай снежинка

Подожди немножко.


-Ложатся снежинки очень тихо, мягко. Сначала садятся снежинки побольше -мальчики, потом снежинки поменьше- девочки.

Кто тише?


4.Изучение нового материала

Сели поудобнее, руки на парты положили, ноги вместе представьте, что вы смотрите телевизор, вы ждете начало какого –то сериала, а вместо этого вдруг появляется картина на экране «Зима».

Звучит музыка Чайковского, под музыку учитель читает стихотворение


«Белый снег пушистый

в воздухе кружится

и на землю тихо

падает ложится....


-О чем говорится в стихотворении?

-Значит о чем пойдет речь сегодня на уроке? Да мы будем говорить о зиме.

Поэты любили это время года. В них они описывали красоту русской природы.

Сегодня на уроке мы продолжим читать рассказы о зиме.

И познакомимся с рассказом И.С.Соколова-Микитова «Зима в лесу».

Биография.

Родился Иван Сергеевич в 1892 году под городом Калугою. В лесной конторе купцов Коншиных. Его отец работал у этих купцов приказчиком по лесному делу. Мать крестьянка Калужской губернии.


Ранние годы автора прошли в лесу, в одиночестве и оставили печать на всю жизнь. Он научился видеть, наблюдать, фантазировать. Жажда странствий не давала ему покоя всю жизнь. Кем он только не был: матросом, лётчиком, школьным учителем, но писать не бросал никогда!


Даже с детьми в деревне он издавал газету, которая называлась "Заячья газета". Здесь они учились писать друг у друга.


В последние годы жизни у Ивана Сергеевича пропало зрение, но он не сдался - наговаривал свои произведения на диктофон. Вот такая жизнь - полная любви и внимания к людям, к природе, к родной стране.

Умер писатель в возрасте 83 года. В 1975 году.


Чтение учителем рассказа

О чем говорится в рассказе?

При чтении вам встретятся незнакомые и трудные слова.


Словарные слова : «отдыхает земля», обглоданные осинки, натропил, наезженную дорогу, обороняются, просеки, горностай.


Самостоятельное чтение учащимися рассказа.

Но, чтобы вам легче было представить зимний лес, как живут звери зимой. Мы с вами отправимся в небольшое путешествие в зимний лес. И увидим, как живут зимой животные?


-Чтение цепочкой

  1. Как вы понимаете выражение «притих лес»? Почему?

  2. Почему автор называет волков-разбойниками?

  3. Как в лесу бродят лоси?

  4. Как обороняются сильные лоси от злых волков?

  5. Как вы понимаете широкие просеки?

6) Почему они подходят к селениям и шумным городам?

7) Какие приметы зимы вы можете выделить из рассказа?


Выборочное чтение

-Найдите, как выглядит зимний лес? С чем автор сравнивает снег?

-С чем он сравнивает след лисы? Какие слова автор использует для описания звериных и птичьих следов?


Возьмите карандаши и подчеркните в тексте наиболее яркие слова и выражения, которые использует автор для описания зимнего леса.


Поиграем в игру: «Продолжи предложения»

я начну, а вы заканчивайте строчку.

Только голодные волки......

Тяжелыми белыми шапками........

Красивой цепочкой........

Нередко подходят....

Работа над выразительным чтением

Но прежде чем приступить к следующему этапу урока мы вспомним пословицу:

«Чтение –лучшее учение».

Как вы понимаете эту пословицу? На что указывает точка в предложении?

(предложение читаем спокойно, понизив голос к концу предложения) Если ?-спрашиваем. Если !- радость, удивление.


Какая сила голоса подходит к чтению рассказа? Какой тон необходимо выбрать для чтения текста? Какой темп вы выбрали для чтения: медленный, средний, быстрый? Выберем их. Значит как будем читать этот рассказ? (немного с грустью, с любовью к природе). Почему? (все кругом успокоилось, стало спокойно, тихо).


Прочитаете последний абзац. Расскажите, как живут лоси? Прочитайте, соблюдая, все знаки препинания.

Один из художников нарисовал вот такую картину к рассказу. Какими красками художник пользовался, чтобы нарисовать картину?

Что бы вы нарисовали?

Итог урока.

Понравился ли вам урок? Что вам запомнилось больше всего на уроке? С каким новым рассказом мы познакомились? Кто написал его? О каком времени года мы говорили сегодня?

Оценки за урок. Дом. задание.





Список использованной литературы


1.Е.А.Пожиленко, Волшебный мир звуков, Владос, М., 2001г.

2. Воспоминания об И. С. Соколове-Микитове. М.: Советский писатель, 1984г.

































Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории литература:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ