Статья "Обучение построению связных высказываний в начальных классах"

Обучение построению связных высказываний в начальных классах


Шмигельская Елена Васильевна

МБОУ СОШ № 85 г. Краснодар

Учитель начальных классов


Как известно, конечная цель всей системы обучения русскому языку — научить детей свободно и связно выражать свои мысли. Особое значение приобретает работа по обучению связной речи в начальных классах: именно здесь должны закладываться у детей умения разбираться в структуре связного текста, в средствах межфразовых связей.

Опыт показывает, что планомерная и последовательная работа по развитию связ­ной устной речи учащихся начальных клас­сов, проводимая на основе сознательного усвоения ими сведений о структурных приз­наках текста, о средствах межфразовых свя­зей, обеспечивает решение указанных задач. При этом основные усилия надо направ­лять не на усвоение отдельных слов, а на развитие речевых умений и навыков, на то, чтобы дети возможно скорее овладели «ме­ханизмом построения речи», на автоматиза­цию речевых навыков.

Наблюдения за устной речью младших школьников показывают, что многие из них недостаточно полно могут выразить свою мысль: не могут ее логично развернуть, не умеют строить высказывание с использо­ванием средств связи между предложениями. При связных высказываниях дети делают необоснованные паузы между фразами.

Работая по учебнику «Азбука» (авт. Ю.А. Агарков, УМК «Перспективная начальная школа») хочется отметить, что в нём достаточное количество упражнений, способствующих формированию умений строить высказыва­ние с помощью разнообразных образцов предложений и использованию при этом средств связи между предложениями.

В данной статье мне хочется поделиться своим небольшим опытом организации рабо­ты по формированию связной речи в классах с многонациональным составом учащихся по данному УМК.

На подготовительном этапе обучения грамоте первоклассники знакомятся с основ­ными языковыми понятиями: текст, предложение, слово как относи­тельно самостоятельными структурными единицами родного языка.

Работу по формированию умения строить связное высказывание начинаю в период обучения грамоте. Основным в этой работе является анализ читаемых текстов, так как упражнения над отдельными пред­ложениями не могут дать нужного эффекта; кроме того, необходимы наблюдения над средствами связи между предложениями, задания на выбор и обоснование указанных связей в построении высказывания. Обучение грамоте начинается с чтения знакомых детям с детства сказок «Заюшкина избушка», «Колобок». После прочтения, а лучше рассказывания сказки, я задаю вопросы по содержанию и вы­ясняю отношение учеников к действующим в ней героям. Затем дети находят иллюстрации к пропущенным мес­там в сказке, накладывают их на соответствующие места и восстанавливают сюжет сказки (Пропущенные рисунки к сказкам даны в приложении к тетради по письму № 3). Такая работа помогает пер­вокласснику, с одной стороны, восстановить целостную сюжетную линию сказки, а с другой — выделить относительно законченные смысловые единицы её целостного текста и установить логические причинно-следственные связи между ними.

Помимо такой работы («Азбука» с.7) первоклассники знакомятся с пред­ложением как относительно самостоятельной, но более мелкой по отношению к части рассказа или сказки единицей, имеющей инто­национную и смысловую завершенность. Они составляют отдельные устные предложения на основе иллюстраций на тему: «Как хлеб на стол пришел» и соотносят их со схемами устных предложений, сфор­мулированных ими на заданную тему, которые показаны графиче­ски — длинными прямоугольниками.

Помимо этого, у детей необходимо сформировать образное представление о том, что устное предложение можно поселить в дом - предложение, то есть «записать» его. Вертикальная линия, сим­волизирующая начало предложения, соотносима со стеной дома, а точка — с его замком. Треугольная крыша дополняет образ дома, в котором живет фраза (рис. 1).

Рисунок 1


На последующих страницах (с. 8-12) дети знакомятся с моделью дома - текста, в котором «живут и дружат» предложения. При этом из короткого рассказа на тему иллюстрации, прочитанного учителем, ученики должны выделить и произнести отдельные предложения в за­данной последовательности, а затем найти и показать их место в мо­дели этого текста.

Благодаря такой работе у учащихся формируют­ся элементарные представления о структуре текста, его законченнос­ти и смысловом единстве «Азбука» стр.8:

Ознакомление с графической моделью текста

- Справа от рисунка дана модель дома - текста. Покажите крышу дома, это предложение - заголовок, т.е. название рассказа.

- Сколько предложений? (Три). Покажите первое, второе и третье предложения.

- Найдите «стенку». Что обозначает? (Начало предложения). Что обозначает «замочек»? (Точку в конце предложения)

Чтение текста «Доброе дело» учителем.

- Какое условное обозначение вы видите? «Раскрытая книга», обозначает, что текст читает учитель.

- Почему рассказ так называется?

Повторное чтение текста учителем с выделе­нием каждого предложения.

1) «Доброе дело». Что это? (Крыша – дома. Заголовок). Найдите на схеме и покажите.

2) «Дима де­лает скворечник». Куда поселим это предложение?

3) «В нем будут жить скворцы».

4) «У них появятся маленькие птенцы».

Ученики последовательно «поселяют» предложения в дом - текст, то есть показывают на модели текста последовательно все предложения (рис. 2).

Рисунок 2


Основной упор на уроке делался на то, чтобы дети усвоили структурные признаки текста и средства межфразовых связей. У не­которых учителей может возникнуть резон­ный вопрос: «А доступно ли это учащимся начальных классов?» Опыт работы свидетельствует о том, что дети вполне успешно справляются с усвоением этих понятий.

На с. 8 наглядно графически показано, что предложение, напри­мер: «Дима делает скворечник», делится на три слова, которые обоз­начаются укороченными прямоугольными фишками. У учащихся формируются образные представления о том, что предложение сос­тоит из слов, которые обозначают предметы (с. 8, 9), действия (с. 10) и признаки предметов (с. 11). Прямоугольники как символы этих слов дифференцируются по цвету. (Рисунки шаблонов, символизирующих эти слова, даны в приложении к тетради по письму № 3)

Знакомство со словом как с составной частью фразы и словами-предметами.
- Произнесите первое предложение. (Дима делает скворечник.)

- Произнесём его, выделяя каждое слово голосом и хлопком ладоня­ми. Сколько слов получилось? (Три.)

- Теперь возьмите бумажную, длинную полоску. Что она обозначает? (Это предложение)

Разрежьте её на три коротких прямоугольника (фишки). Эти­ми фишками мы будем обозначать слова.

- Произнесите каждое сло­во отдельно (Дима делает скворечник) и обозначьте их фишками.

- Какой вывод можно сделать?

Вывод: предложения состоят из слов.

Особой задачей подготовительного периода является развитие у детей умения слушать и понимать читаемые учителем произведе­ния. Ответы на поставленные вопросы позво­ляют выяснить степень понимания ребенком воспринятой на слух информации и его отношение к ней.

Работе по созданию текста учащимися уделяется большое внимание и на уроках письма (в тетрадях по письму даются схемы текстов и иллюстрации (рис.3)). Данная работа относится к виду речевой деятельности, которая требует от них максимального осознания. Оно может быть достигнуто только после того, как дети овладеют понятием «текст». Сведения о тек­сте, которые учащиеся должны усвоить для приобретения навыков его составления в на­чальных классах, — это, главным образом, знания о способах соединения двух предло­жений.

В своей практике я стремлюсь, чтобы уча­щиеся понимали, что и как нужно делать для того, чтобы создаваемый ими текст отвечал критериям связности и цельности. Практи­ческое ознакомление с признаками текста и способами соединения двух предложений начинаем с анализа текстов азбуки, с первых станиц, так как чем меньше по своему объему текст, тем очевиднее связь предложений, тем ярче видна его структура.

Текст дает образец построения связного высказывания. Очень важно, чтобы учащие­ся, прежде всего, усвоили, как получается связное высказывание, каков его механизм. Нужно показать учащимся, что мысль обыч­но не укладывается в одно предложение и поэтому переходит из предложения в пред­ложение. Усвоив эту особенность речи, школьники будут знать, что не всякое объеди­нение предложений может образовать текст.

Для того чтобы довести до сознания детей мысль, что текст, в отличие от набора пред­ложений, обладает единством содержания, провожу беседу, используя для этого страни­цы азбуки (с.8):

Работа над содержанием и структурой текста.

- Что делает Дима?

- Почему его работу называют добрым делом?

- Можно ли по-другому назвать этот рассказ? Как? (Забота о птицах)

- Поменяйте местами предложения в тексте? Второе предложение поставьте на первое место, а первое предложение на второе место?

- Теперь «прочтите». Что получилось? Ясно ли, где будут жить скворцы? Почему?

- Какой вывод можно сделать?

Вывод: все предложения в тексте находятся в определенном по­рядке и связаны, то есть «дружат» друг с другом.


Рисунок 3


Для сравнения на доске записаны предло­жения:

У Никиты окуни.

У Наты ноты.

У Сони коса.

У куста стоит аист.

- Что записано на доске, текст или от­дельные предложения? — спрашиваю детей. — Сколько предложений на доске? Как вы узнали?

  • На доске четыре предложения. В пер­вом говорится о Никите, во втором о Нате, в третьем о Соне, в четвертом об аисте.

  • Сколько рисунков можно нарисовать к записи на доске?

  • Четыре рисунка,

  • Почему можно нарисовать четыре ри­сунка?

  • Потому что в каждом предложении говорится о разном.

Подвожу итог: «Итак, в азбуке у нас пред­ложения. Все предложения о том, как Дима совершил доброе дело. Поэтому эти предложения составляют текст. К тексту можно подобрать заголовок. В тексте все предложения свя­заны по смыслу. Они на одну тему».

На уроках подчеркивается, что в ответах учеников предложения так же должны быть связаны по смыслу, как связаны предло­жения в изучаемых текстах.

После формирования понятия о тексте, о теме текста перехожу к практическому знакомству детей со средствами межфра­зовых связей, так как недостаточное вни­мание к способам связи двух предложений приводит к тому, что высказывания детей чаще всего представляют собой набор пред­ложений, а не связное высказывание.

Упражнения по обучению соединять два, три, четыре предложения развивают логи­ческое мышление учащихся и формируют необходимые навыки и умения логического построения речи.

Поскольку выполнение этих упражнений требует не только знания языка, но и умения вообще логически мыслить, то чрезвычайно важна последовательность формирования этого умения. Исходя из сказанного, уп­ражнения составляю так, чтобы учащиеся овладели умением соединять сначала два, затем три и, наконец, четыре и более пред­ложения в одно связное элементарное выска­зывание. Чаще всего дети до обучения в ка­честве средств связи между предложениями используют личные местоимения, существи­тельные. Следовательно, уже в 1 классе, опи­раясь на интуитивное владение детей этими средствами связи, можно обратить их вни­мание на связующую функцию личных местоимений, существительных, подвести их практическим путем к пониманию данного явления.

Знакомя детей со связью между предло­жениями в тексте, довожу до их сознания то, что в каждом тексте есть слова, которые помогают соединить предложения друг с дру­гом. Для того чтобы соединить предложе­ния в текст, можно повторить слово в нес­кольких предложениях, можно использовать разные слова, называющие один предмет, но сообщающие что-то новое о нем, можно использовать маленькие слова (местоимения). Частый повтор одного и того же слова не всегда нужен в тексте. Текст может стать неинтересным. Используя разные сло­ва, называющие один и тот же предмет для связи предложений, можно сообщить новые сведения о предмете, сделать текст содер­жательнее, интереснее.

Для формирования этих понятий использую тексты учебника, в которых проводится следующая работа:

1.Анализ выделенных слов, помогающих соединять предложения друг с другом:

Лёня мал. Он лён мял (стр. 40).

У Алины рояль. Она играет (стр.45).

2. Нахождение и анализ слов, помогающих соединять предложения друг с другом:

Идёт енот домой еле-еле. Утомлён он трудами (стр.52).

На досуге у Трудяги гостит его друг Неугомон. Они греются у огня, играют на гитаре и слагают гимны о труде (стр.62).

3. Сопоставительный анализ двух текстов: в одном тексте предложения соединяются повторением одного слова, в другом тексте используются разные слова, называющие один и тот же предмет (стр.81).


Незваные гости


Медвежата резвились на лужайке. Вдруг они заметили сторожку лесника. Проказники подкрались поближе. Осторожно открыли дверную задвижку. В избе они стали дружно искать еду. Озорники сломали стол, на пол упали кружки и ложки. А в это время вернулся лесник. Медвежата испугались и бросились наутёк. «Ах, вы, обжоры! Негоже так делать!»,- пожурил медвежат лесник.

4. Вставка в текст пропущенных средств связи.

У Ани краски. … рисует (стр.28).

У Арины мыло. … умыла Алину (стр.34).

Для привлечения особого внимания к сло­вам, соединяющим предложения, могут быть даны следующие упражнения:

1. Спишите образец, подчёркивая в нём выделенные слова. Составьте новый текст, ис­пользуя данные средства связи (повторение слов, местоимения, разные слова, которые называют один и тот же предмет).

Юра и Коля летом живут на даче. Она стоит на берегу большой реки. Кра­сивые берега у этой реки.

2.Следующий, более сложный этап — вставка пропущенных слов, соединяющих предложения. При этом отрезок текста запи­сывается на доске, а слова, соеди­няющие предложения, расположенные не по порядку, даются после текста, как «слова для справок». После вставки пропущенных слов, текст закрывается, и дети его запи­сывают.

На перемене школьники играли в коридо­ре. ... играли в «кошки-мышки». Весело играли ... (дети, они).

  1. Составьте рассказ, используя слова: дети, они, школьники

  2. Составьте рассказ, не повторяя слова.

Работу по формированию у детей умения строить связное высказывание по предло­женной схеме, провожу на каждом уроке русского языка, а в период обучения грамо­те — на уроках чтения и письма. Позднее эти упраж­нения удобнее использовать на уроках русского языка, после того как основная тема урока изучена, уделяя работе над связной речью 7—10 минут. Например, после выполнения задания к упр.6 («Русский язык» для 1 класса) или № 1 стр.11 (Тетрадь для самостоятельной работы), задаю вопрос: «Можно ли эти предложения назвать текстом? Почему?»

Или вот, например, задание 2 стр.42 (Тетрадь для самостоятельной работы): «Являются ли данные предложения текстом? О чём они? Как можно назвать текст?».

К упр.25, 28, 30: «Выделите слова, которые связывают предложения»

Основная работа по формированию у детей понятия о структуре текста и способах связи предложений проводится при знакомстве с изложениями и сочинениями.

Результатом такой систематической и це­ленаправленной работы по формированию умения строить связное высказывание явля­ется то, что дети строят свои высказыва­ния не путем проб и ошибок, механически следуя образцовым авторским текстам, а осознанно, выражая законченную мысль, логически развертывая ее, используя такие средства связей, как лексический повтор, си­нонимы, местоимения. Дети высказываются с достаточной скоростью, без необоснован­ных пауз между фразами.

Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории литература:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ