Конспект урока по литературному чтению "Первоучители словенские" 1 класс

Урок по литературному чтению (обучению чтению) в первом классе по теме: "Первоучители словенские".

Автор: Белихина Инесса Анатольевна, учитель начальных классов, ГБОУ СОШ №1905 г.Москвы.


Цели урока:

- познакомить детей с создателями славянских букв и славянской азбуки Кириллом и Мефодием;

- формировать навыки правильного, осознанного чтения, направленного на восприятие, осмысление читаемого; учить комментировать и анализировать содержание рассказа;

- работать над обогащением словарного запаса, выяснять значение непонятных слов;

- развивать навыки устной речи; познавательный интерес к изучению нового; способствовать развитию гармонично развитой личности детей, применяя здоровьесберегающие технологии.


Ход урока

I. Организационный момент


Ну-ка проверь, дружок,

Ты готов начать урок?

Всё ль на месте,

Всё ль впорядке,

Ручка, книжки и тетрадки?

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

Каждый хочет получать

Только лишь оценку "5".


II. Актуализация знаний. Разгадывание слова.


- Рассыпались слоги. Соберите их и вы узнаете слово, которое подскажет нам тему нашего урока. (БУ, КА, АЗ)


- Какое слово получилось? (Азбука)


- Подумайте и скажите, о чём мы будем сегодня говорить на уроке?


III. Сообщение темы и целей урока


- Сегодня на уроке мы поговорим о создателях славянских букв и словянской азбуки Кирилле и Мефодии.


IV. Беседа о создании славянской азбуки.


В 9 веке в Византии в городе Солунь жили два брата – Константин и Мефодий. Позже, приняв монашество, Константин получил имя Кирилл. Были они люди умные, мудрые, хорошо знали славянский язык.

По просьбе славянского князя прибыли братья в гости к славянам. Братья должны были рассказать славянам о святых христианских книгах.

Умели славяне пахать да косить, дома-терема рубить строить, умели и холсты ткать, узоры вышивать. А вот грамоты не ведали, не умели книги читать и письма писать. Младший брат Кирилл решил написать книги, понятные славянам, но для этого нужно было придумать славянские буквы.

В монастырской келье узкой,

В четырёх глухих стенах

О земле о древнерусской

Быль записывал монах.


Он писал зимой и летом,

Озаренный тусклым светом.

Он писал из года в год

Про великий наш народ.


Кирилл много думал, работал. И вот азбука готова.

И название получила – кириллица.

- А почему азбуку так назвали?

- Посмотрите внимательней на эти буквы кириллицы. Не напоминают ли они вам уже знакомые буквы?

- Каждая буква в древней славянской азбуке была особенной. Она имела своё имя. Аз, Буки, Веди, Добро, Живёте, Земля, Люди….

44 буквы было в первой славянской азбуке.

Весь славянский мир благодарен братьям Кириллу и Мефодию за то, что они подарили нам славянскую азбуку. Это случилось в 863 году. Они же перевели греческие книги на славянский язык. И 14 февраля православная церковь поминает святых Кирилла и Мефодия.


Физминутка


Руки подняли и покачали –

Это деревья в лесу.

Руки согнули, кисти встряхнули –

Ветер сбивает росу

В сторону руки - плавно помашем –

Это к нам птицы летят

Как они тихо садятся

Покажем – крылья сложим назад.


V. Работа по учебнику


- Сейчас мы будем читать рассказ о создателях славянских букв и славянской азбуки (Картинки с изображением Кирилла и Мефодия на доске)

- Прочитайте название рассказа на доске.

- Как вы понимаете слово "первоучители"?


Чтение текста «Первоучители словенские» в учебнике «Азбука».


Беседа по содержанию:

- Как называется рассказ, который мы прочитали?

- Что нового вы узнали из рассказа?

- Как называют в мире Кирилла и Мефодия?

- Что значит слово «равноапостальные»?

- Почему Кирилл и Мефодий были уверены, что славянам нужна письменность?

- Какой праздник отмечается 24 мая?

(Международный день славянской письменности)


Чтение рассказа по цепочке.


Выборочное чтение:


- Кого во всём мире называют первоучителями словенскими?


- Что такое равноапостольные?


- За что Кириллу и Мефодию была оказана высокая честь называться учениками Господа?

- Что говорили Кирилл и Мефодий о письменности?

- Какой праздник проходит в России 24 мая?


Игра "Собери пословицу"


  1. Чтенье - / лучшее ученье

  2. Кто знает аз да буки, / тому и книги в руки.

  3. Кто много читает, / тот много знает.

  4. Книга мала, / а ума придала.

  5. Книга в счастье украшает, / а в несчастье утешает.

VI. Итог урока


- О каких двух братьях мы говорили сегодня на уроке?

- Какой вклад они внесли в развитие славянской письменности?

- Сколько букв было в первой славянской азбуке? (44)


VII. Домашнее задание.





Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории литература:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ