Конспект урока по литературному чтению "Первоучители словенские" 1 класс
Урок по литературному чтению (обучению чтению) в первом классе по теме: "Первоучители словенские".
Автор: Белихина Инесса Анатольевна, учитель начальных классов, ГБОУ СОШ №1905 г.Москвы.
Цели урока:
- познакомить детей с создателями славянских букв и славянской азбуки Кириллом и Мефодием;
- формировать навыки правильного, осознанного чтения, направленного на восприятие, осмысление читаемого; учить комментировать и анализировать содержание рассказа;
- работать над обогащением словарного запаса, выяснять значение непонятных слов;
- развивать навыки устной речи; познавательный интерес к изучению нового; способствовать развитию гармонично развитой личности детей, применяя здоровьесберегающие технологии.
Ход урока
I. Организационный момент
Ну-ка проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Всё ль на месте,
Всё ль впорядке,
Ручка, книжки и тетрадки?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Каждый хочет получать
Только лишь оценку "5".
II. Актуализация знаний. Разгадывание слова.
- Рассыпались слоги. Соберите их и вы узнаете слово, которое подскажет нам тему нашего урока. (БУ, КА, АЗ)
- Какое слово получилось? (Азбука)
- Подумайте и скажите, о чём мы будем сегодня говорить на уроке?
III. Сообщение темы и целей урока
- Сегодня на уроке мы поговорим о создателях славянских букв и словянской азбуки Кирилле и Мефодии.
IV. Беседа о создании славянской азбуки.
В 9 веке в Византии в городе Солунь жили два брата – Константин и Мефодий. Позже, приняв монашество, Константин получил имя Кирилл. Были они люди умные, мудрые, хорошо знали славянский язык.
По просьбе славянского князя прибыли братья в гости к славянам. Братья должны были рассказать славянам о святых христианских книгах.
Умели славяне пахать да косить, дома-терема рубить строить, умели и холсты ткать, узоры вышивать. А вот грамоты не ведали, не умели книги читать и письма писать. Младший брат Кирилл решил написать книги, понятные славянам, но для этого нужно было придумать славянские буквы.
В монастырской келье узкой,
В четырёх глухих стенах
О земле о древнерусской
Быль записывал монах.
Он писал зимой и летом,
Озаренный тусклым светом.
Он писал из года в год
Про великий наш народ.
Кирилл много думал, работал. И вот азбука готова.
И название получила – кириллица.
- А почему азбуку так назвали?
- Посмотрите внимательней на эти буквы кириллицы. Не напоминают ли они вам уже знакомые буквы?
- Каждая буква в древней славянской азбуке была особенной. Она имела своё имя. Аз, Буки, Веди, Добро, Живёте, Земля, Люди….
44 буквы было в первой славянской азбуке.
Весь славянский мир благодарен братьям Кириллу и Мефодию за то, что они подарили нам славянскую азбуку. Это случилось в 863 году. Они же перевели греческие книги на славянский язык. И 14 февраля православная церковь поминает святых Кирилла и Мефодия.
Физминутка
Руки подняли и покачали –
Это деревья в лесу.
Руки согнули, кисти встряхнули –
Ветер сбивает росу
В сторону руки - плавно помашем –
Это к нам птицы летят
Как они тихо садятся
Покажем – крылья сложим назад.
V. Работа по учебнику
- Сейчас мы будем читать рассказ о создателях славянских букв и славянской азбуки (Картинки с изображением Кирилла и Мефодия на доске)
- Прочитайте название рассказа на доске.
- Как вы понимаете слово "первоучители"?
Чтение текста «Первоучители словенские» в учебнике «Азбука».
Беседа по содержанию:
- Как называется рассказ, который мы прочитали?
- Что нового вы узнали из рассказа?
- Как называют в мире Кирилла и Мефодия?
- Что значит слово «равноапостальные»?
- Почему Кирилл и Мефодий были уверены, что славянам нужна письменность?
- Какой праздник отмечается 24 мая?
(Международный день славянской письменности)
Чтение рассказа по цепочке.
Выборочное чтение:
- Кого во всём мире называют первоучителями словенскими?
- Что такое равноапостольные?
- За что Кириллу и Мефодию была оказана высокая честь называться учениками Господа?
- Что говорили Кирилл и Мефодий о письменности?
- Какой праздник проходит в России 24 мая?
Игра "Собери пословицу"
Чтенье - / лучшее ученье
Кто знает аз да буки, / тому и книги в руки.
Кто много читает, / тот много знает.
Книга мала, / а ума придала.
Книга в счастье украшает, / а в несчастье утешает.
VI. Итог урока
- О каких двух братьях мы говорили сегодня на уроке?
- Какой вклад они внесли в развитие славянской письменности?
- Сколько букв было в первой славянской азбуке? (44)
VII. Домашнее задание.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории литература:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ