Конспект урока по литературному чтению "Стихи русских поэтов о зиме"

ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ

учитель начальных классов Конторович Е.Ю.



Тема урока: Стихи русских поэтов о зиме.

Цели урока:

  1. Познакомить детей с новыми произведениями А.А Фета, А.С. Пушкина и С.А.Есенина “Берёза”.

  2. Поразмыслить над красотой зимней природы.

  3. Попытаться сравнить произведения разных поэтов.

  4. Познакомиться с творчеством С. Есенина,

  5. Выработать навык выразительного чтения, как результат понимания стиха.

  6. Воспитывать чувство бережного отношения к природе, к окружающему миру.

Оборудование:

  1. мультимедиа проектор,

  2. экран,

  3. персональный компьютер с программой Power Point,

  4. презентационное сопровождение урока.

Перечень используемых цифровых ресурсов и программных средств на уроке:

Текстовые материалы

Название документа:



Афанасий Афанасьевич Фет - биография

http://taina.aib.ru/biography/afanasij-fet.htm

Сергей Александрович Есенин

http://www.ipmce.su/~tsvet/WIN/silverage/esenin/

Графические изображения

Название изображения:

Фет Афанасий Афанасьевич в молодые годы.jpg

http://www.persons-info.com/content.php?&pg=3&litera=Ф&type=3

Детский рисунок зимы

http://www.fotodia.ru/photos/IRINA_NIKULOVA/

Рисунок

http://www.diary.ru/~Siglavi/p53576626.htm

Окрестности

http://rang.narod.ru/my_works/

Константиново - село в Рыбновском районе...

http://riverpilgrim.livejournal.com/30147.html

1909 г. село Константиново

http://feb-web.ru/feb/esenin/chronics/el1/el1-423-.htm

Берёза белая - Betula alba L

http://narodnaya-medicina.com/posts/tag/цинге?page=1

Белая берёза

http://www.photosight.ru/photo.php?phot

Лекарство из берёзы

http://lentatv.ru/49946

Лекарственные формы.

http://farmopedia.ru/catalog/b?page=1

Берёзовый гриб чага наросты, пачка 50г

http://www.konkurentov.net/lekarstvennye_travy_44/off0

Берёзы повислой листья (Betula pendula) - 319,5 мг (17,75.

http://zl.ru/consumer/2381/

Projects. деготь берёзовый.

http://www.nicoleta-lux.md/index.files/Page10143.htm

Берёза творит чудеса

http://www.konkurentov.net/zdorovyy_obraz_zhizni/off1960

Берёза

http://www.mordovnik.ru/bereza

Межпредметные связи на уроке: окружающий мир, изобразительное искусство

Ход урока

  1. Организационный момент

  2. Проверка домашнего задания

Чтение стихотворения Плещеева А.Н. по желанию (наизусть).

  1. Изучение нового материала

Вид экрана: (слайд 2) (сообщение темы урока)

Вид экрана: (слайд 3)

- Посмотрите, пожалуйста, на экран, на эти рисунки. Что в них изображено? Чем они нарисованы? (красками, кистью.)

- А теперь внимательно послушайте стихотворение Афанасия Афанасьевича Фета Вид экрана: (слайд 4)

Чудная картина”: (Читает учитель)

Дети следят по учебнику.

а) Понравилось стихотворение? О чем оно? (о зимней ночи) Какие картины зимней природы вы представили? Обратите внимание на иллюстрацию к рисунку. (Кругом белый снег, белая равнина, полная, круглая луна, сверкающий снег и бег одиноких саней).

- Какие слова автор использовал больше? (Существительные, прилагательные)

Вид экрана: (слайд 4)

б) А теперь прочитаем стихотворение А.С Пушкина (читают подготовленные ученики, 1 - 2 уч.).

- У него есть слова, обозначающие, указывающие на действия - прочитать их.

(Север дунул, завыл; зима пришла, рассыпалась, повисла, сровняла землю; блеснул мороз и т.д.)

- Оба поэта изображали зимнюю природу, но каждый по - своему.

Вид экрана: (слайд 5)

Физ. минутка.

Вид экрана: (слайд 6)

- Теперь послушайте о третьем поэте, С.А Есенине, о великом русском поэте. Родиной поэта является старинное село Константиново в центре России. Оно расположено среди полей, лесов. На высоком берегу реки Оки. Есенин родился 2 сентября 1895 года. С двух лет он был отдан на воспитание зажиточному деду со стороны матери. У него ещё было 3 взрослых своих сына. Они учили маленького Серёжу плавать, ездить на лошади, брали на охоту с раннего детства, поэтому мальчик рос озорным драчуном, всегда ходил в царапинах.

Вид экрана: (слайд 7)

Стихи начал писать с девяти лет. Сергей Александрович Есенин никогда не забывал свой родной край, отчий дом. “Малая родина” - родные места всегда вдохновляли его к стихам. Он очень любил пляски, шутки, русские песни. Поэзия Есенина вечна, потому что он пишет о Матери, Родине, Природе, Любви.

Его стихи любят везде за теплоту, лиричность, образность, за огромную любовь к природе, ко всему живому, к своей Родине.

Вид экрана: (слайд 8)

Отгадайте загадку:

В белом сарафане - встала на поляне

Вид экрана: (слайд 9)

А теперь, внимательно послушайте стихотворение С. Есенина “Берёза”

Действие учителя: читает

Действие детей: следят

8. Вопросы после чтения:

- Понравилось стихотворение? О чем оно? (о зиме, о берёзе)

- Какими в этом стихотворении изображены зима, зимняя берёза? (Белая берёза принакрылась снегом, точно серебром – серебряная.)

- Какой берёза видна утром? (Серебряная)

- А вечером на заре? (Горят снежинки в голубом огне) (выборочное чтение.)

- Ребята, какие бы вы краски использовали для ее изображения? (Белые, серебряные, золотые - желтые).

  1. Подведение итогов урока и постановка домашнего задания

- А теперь вы заметили, что краски могут быть переданы словами.

Найдите и прочтите строчки, где говорится о цвете (белая берёза, снег, точно серебро, кисти белой бахромой, огонь золотой).

- А иней как описывается? (С новым серебром сравнивается).

- Как, по-вашему, надо читать это стихотворение? Какие слова подсказывают темп его чтения? (В сонной тишине, заря лениво обходит - потому что заря наступает медленно.)

Вид экрана: (слайд 10) Физ. минутка

- А теперь самостоятельно, вполголоса прочитайте стихотворение и приготовьтесь к выразительному чтению вслух. Не забудьте в конце предложений сделать паузы, выделить голосом слова. (2-3 ученика читают стихотворение полностью, остальные по одному столбцу). (Чтение по “цепочке”).

- Ребята, мы сегодня прочитали 3 стихотворения разных поэтов. Сравним их. Какое изображение, чье стихотворение вам больше нравится? Чем? (У А.А. Фета - много слов, обозначающих предметы).

У А.С. Пушкина больше глаголов. У С.А. Есенина много эпитетов, сравнений, слов, обозначающих признаки предметов.

- Что нам помогло понять стихотворения, почувствовать их, ответить на вопросы. (Внимательное чтение.)

Вид экрана: (слайд 11)

Задание на дом. Выучить стихотворение С. Есенина “Береза” наизусть.

Воспитательный момент.

Вид экрана: (слайд 11)

Вид экрана: (слайд 9) (Берёза)

- А теперь прослушайте о пользе, защите и охране берёзы.

Берёза, пожалуй, самое красивое дерево наших лесов. Хороша она в смешанном лесу, где ее белый ствол и ажурная листва выделяются на фоне темнохвойных деревьев. Но особенно красив лес, состоящий из одних берёз. В ясную погоду их кружевные кроны пронизаны солнечным светом. Ветерок играет ветвями деревьев и гоняет яркие блики по лесу. Впечатление удивительной освещенности в березняке усиливают белоснежные стволы. Цвет березовой коры не случаен: белизна предохраняет стволы и ветви от обжигающего действия весеннего солнца. В любой день белые стволы остаются прохладными на ощупь. Берёза широко распространена по территории России.

В настоящее время, как и в прошлые века, берёза имеет громадное значение для человека. Всюду служат нам вещи, сделанные из древесины: фанера, лыжи, мебель с берёзовой фанеровкой. Берёзовые дрова признаны лучшими. Берёза дает и лучший деготь. Берёзовая сажа используется для приготовления красок и черни. Берёзовые почки издавна применялись в качестве лекарственного средства при желудочных и почечных заболеваниях, а так же при ревматизме. На Руси ценили всевозможные поделки из коры - бересты. Береста обладает удивительными свойствами. Она не пропускает влагу и воздух, не поддается гниению в воде. Поэтому люди издревле использовали бересту для изготовления туесов для хранения воды и пищи.

В конце февраля - начале марта, в зависимости от погоды, у берёз начинается сокодвижение. Это важное событие в жизни многолетних растений, знаменующее пробуждение после глубокого зимнего покоя. Ранней весной корни начинают насасывать из почвы воду, которая растворяет запасные питательные вещества и переносит их к распускающимся почкам. Этот слабый раствор сахаров и называют берёзовым соком. Сбор его наносит непоправимый вред березнякам.

Берёза, пожалуй, самое красивое дерево. Это стройное дерево высотой до 20 - 25 метров. Жить может до 300 лет.

- Берёзу сравнивают с девичьей красой, с русской стройной красавицей, с гибкой талией.

Удивительна судьба белой берёзки. В мирное время она радость, подруга, советчица, а в войну - воин - спасатель, кто помог своим соком раненым. В настоящее время берёза имеет громадное значение для человека. Вспомните, ребята, что из берёзы изготовляют? (Из нее делают мебель, лыжи; почки берёзы используют в медицине.)

Вид экрана: (слайд 8)

Вид экрана: (слайд 9)

Вид экрана: (слайд 12)

На поляне, на пригорке,
Под окном, среди полей
Белокорая берёзка -
Символ Родины моей”.

- Давайте, ребята, охранять, защищать русскую красавицу.

Вид экрана: (слайд 13)

- Спасибо за внимание. Урок окончен.

Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории литература:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ