Конспект урока по литературному чтению в 3 классе «Глухая пора листопада»
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
Саратовской области «Вольский педагогический колледж им. Ф.И. Панферова»
Конспект урока по литературному чтению
в 3 классе
«Глухая пора листопада»
подготовила
студентка-практикант группы 3н2
Хачатурян Нарине Робертовна
г. Вольск
2013
методист:
Зюба Татьяна Сергеевна,
преподаватель МДК 01.02
«Русский язык с методикой преподавания»
Вольск 2013г.
Урок литературного чтения в 3 классе в рамках УМК «Школа 2100»
Тема: «Глухая пора листопада»
Цели: Создать условия для развития любви и понимания поэзии через сравнение осенних пейзажей с пейзажами в поэтических и музыкальных произведениях.
Задачи: Формирование навыков выразительного, осмысленного чтения
- ознакомить детей с жизнью и творчеством поэтов
- учить чувствовать поэтический мир;
- пополнить словарный запас учащихся;
- развивать речь, память, мышление, воображение;
- учить сравнивать стихи разных поэтов, посвящённых одной теме;
- формировать коммуникативные и регулятивные универсальные учебные действия.
Форма работы обучающихся на уроке – групповая.
Используемые педагогические технологии - проблемно-диалоговая.
Урок литературного чтения в 3 классе в рамках УМК «Школа 2100»
Тема: «Глухая пора листопада»
Цели: Создать условия для развития любви и понимания поэзии через сравнение осенних пейзажей с пейзажами в поэтических и музыкальных произведениях.
Задачи: Формирование навыков выразительного, осмысленного чтения
- ознакомить детей с жизнью и творчеством поэтов;
- учить чувствовать поэтический мир;
- пополнить словарный запас учащихся;
- развивать речь, память, мышление, воображение;
- учить сравнивать стихи разных поэтов, посвящённых одной теме;
- формировать коммуникативные и регулятивные универсальные учебные действия.
Форма работы обучающихся на уроке – групповая.
Используемые педагогические технологии - проблемно-диалоговая.
Урок литературного чтения в 3 классе в рамках УМК «Школа 2100»
Тема: «Глухая пора листопада»
Цели: Создать условия для развития любви и понимания поэзии через сравнение осенних пейзажей с пейзажами в поэтических и музыкальных произведениях.
Задачи: Формирование навыков выразительного, осмысленного чтения
- ознакомить детей с жизнью и творчеством поэтов;
- учить чувствовать поэтический мир;
- пополнить словарный запас учащихся;
Цели: Создать условия для развития любви и понимания поэзии через сравнение осенних пейзажей с пейзажами в поэтических и музыкальных произведениях.
Задачи: Формирование навыков выразительного, осмысленного чтения
- ознакомить детей с жизнью и творчеством поэтов;
- учить чувствовать поэтический мир;
Оборудование: учебник: Р.Н.Бунеев и др. «В одном счастливом детстве».3 кл –М. БАЛАСС, 2013, компьютер, телевизор, раздаточный материал
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность учеников
I.Организационный
момент. Мобилизация внимания
-Здравствуйте , дети , сегодня урок литературного чтения проведу я, Нарине Робертовна.
-Сядет тот, кто знает, кто сказал такие слова:
-Вот север, тучи нагоняя, дохнул, завыл…(Пушкин)
-Садитесь. А кто продолжит?
(И вот сама идет волшебница зима)
Приветствие
Эмоциональный настрой
2.Прогнозирование темы;
организация целеполагания.
-Сейчас я прочитаю вам отрывок из стихотворения «Иней» Б.Пастернака, а вы подумайте, о каком событии оно, и определите тему нашего урока
Глухая пора листопада,
Последних гусей косяки,
Расстраиваться не надо:
У страха глаза велики.
Пусть ветер рябину занянчив,
Пугает её перед сном.
Порядок творенья обманчив.
Как сказка с хорошим концом.
Слушание стихотворения
целеполагание
смыслообразование
Задание и вопросы:
-Итак, о чем это стихотворение?
- Как мы назовем тему нашего урока?
-Что помогло определить тему нового урока?
Высказывают предположения:
- (Осень, глухая пора листопада)
- Я предлагаю озаглавить тему урока цитатой из стихотворения Б.Пастернака «Иней» … ГЛУХАЯ ПОРА ЛИСТОПАДА
Высказывают аргументированные согласие или несогласие
3.Вторичное чтение стихотворения учениками
Цель: Найти ответ:
- Что значит «глухая пора»?
- На какую тему мы будем сегодня изучать произведения?
Прочитайте в оглавлении.
Высказывают аргументированные
предположения
Образное название
Утверждения (Лирика),
(Название раздела)
4.Подготовительная работа
5.Погружение в тему
Работа по учебнику
- Вы не забыли, что вместе с нами приступает к чтению раздела и Настя?
Прочитаем ,что волнует ее сейчас.
-Почему стоит многоточие?
Прочтите самостоятельно и подумайте, какая проблема волнует Настю?
-Какая проблема волнует Настю?
А давайте прочитаем этот абзац по ролям.
Обращение к детям:
Увидеть и рассмотреть осень, услышать её звуки и уловить запахи, насладиться разнообразием её красок помогает нам искусство: живопись, музыка, литература и прежде всего – поэзия. Мы знаем, насколько живо, образно можно рисовать словами, сколько оттенков можно передать ими, какой богатой и насыщенной может быть мелодия стихотворения. Поэт – волшебник слова, художник слова. Он способен рассказать о чувствах, о настроении, поведать о мечтах и разбудить душу человека.
На уроке нас ждёт встреча сразу с несколькими поэтами, каждый из которых рисует «свою» осень.
- Прочитайте их имена и фамилии.
-Рассмотрите портреты
Чтение первого абзаца
Размышление ответ на вопросы
Примет осени множество
Чтение самостоятельно до слов «Настя открыла книгу»
Как описать осень в сочинении
Чтение по ролям с целью передать настроение говорящих, их отношение к осени
Демонстрация слайдов.
Дети читают список:
А.Пушкин
К.Бальмонт
Ф.Тютчев
6.Подготовительная работа
- Встречались ли мы с этими поэтами ранее?
- Это русские поэты. Их стихи были написаны в разное время, каждый увидел и описал осеннюю погоду по-своему, но что-то роднит эти строки. Что же? Попробуем ответить на этот вопрос, когда прочитаем эти строки.
7.Работа с текстом во время чтения.
Первичное чтение
- Попробуйте при чтении увидеть те картины, которые поэт создаёт словами.
Осмысленное чтение стихотворений про себя. .С.Пушкин «Осень», К.Бальмонт «Осень», Ф.Тютчев «Есть в осени первоначальной…»,
8. Выявление первичного восприятия
После чтения про себя.
- Какая тема и картина объединяет эти стихи?
- Какое из стихотворений хочется прочитать ещё раз, какое ближе?
- Чем же похожи, по-вашему, эти три стихотворения?
- Можно ли сказать, что эти поэты в стихах рисуют один период осени?
Аргументированные ответы детей
Аналитические высказывания
9.Чтение учителем
- Я прочитаю стихотворения, а вы подумайте, какие чувства я передала голосом.
Целеполагание, смыслообразование, аудирование
10.Чтение учащимися
- Давайте прочитаем эти стихи ВСЛУХ и передадим голосом, интонацией настроение, чувство грусти
Чтение стихотворений вслух
«Скоро осень проснется»
«Есть в осени первоначальной»
«И первые морозы»
11.Формирование воссоздающего восприятия
- Ответим на вопрос:
По каким приметам в каждом стихотворении можно догадаться, что речь идёт о наступлении осени, о ранней осени, о поздней? Зачитайте
- Как бы вы стали читать эти стихи: в хронологическом порядке? Почему?
- Определите мелодию стихов, одинаковый ли ритм, темп чтения?
- Можно ли назвать эти стихотворения пейзажной лирикой? Почему?
Выборочное аналитическое чтение детей
Аргументированное утверждение детей:
(Бальмонт
Тютчев
Пушкин)
Высказывают аргументированные
предположения
(в каждом стихотворении всё разное)
Высказывают аргументированные
предположения (Рисуют картины природы – пейзаж; в стихах выражаются чувства поэтов, их настроение…)
12.Работа над языком
- Вспомните, какие изобразительно-выразительные средства языка помогают автору нарисовать, а читателю представить, вообразить осеннюю картину.
Подберите примеры средств художественной выразительности
Выбор детьми карточек с терминами
ЭПИТЕТЫ – художественные определения. Используются обычно, как цветопись, для передачи, выражения чувств, настроений, оценки чего-либо, помогают описать внешний вид предметов. Отвечают на вопросы какой?-ая,-ое,
-ие.
СРАВНЕНИЕ – слово или выражение, передающее уподобление одного предмета другому. Присоединяются союзами как, будто, словно.
МЕТАФОРА – перенос значения по сходству (употребление в переносном значении). Метафора есть скрытое сравнение.
ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ – наделение предметов, явлений природы чувствами, настроением, способностями, характером человека.
13.Формулирование выводов
– Могут ли все три прочитанные стихотворения дать нам представление о цветовой гамме ОСЕНИ, ответить на вопрос: какая она – осень?
Высказывают аргументированные
Предположения
- Как вы думаете, какое стихотворение нам поможет в этом?
-Прочитайте тот место, где передаются краски осени
(И.Бунин «Листопад»)
Прочитайте фамилию автора, название стихотворения, рассмотрите иллюстрацию на доске. Какие предположения вы можете сделать о содержании стихотворения?
- Прочитайте медленно это стихотворение, представляя авторские картины.
- Оправдались ли ваши предположения?
- Что вы представили, читая это стихотворение?
Обсуждение в группах и ответы от групп
Физминутка
Изобразите вашей группой смысл четверостишия (у каждой группы-своё) с помощью движений и мимики
Физические упражнения
14.Работа с текстом по выявлению настроения лирического героя
15. Работа со Словарем «эмоциональных» терминов
Подготовка к выразительному чтению
Работа во время чтения.
- Чтение по четверостишиям, словарно-лексическая работа.
Бальмонт «Осень »
Поспевает брусника,
Стали дни холоднее.
И от птичьего крика
В сердце только грустнее.(почему грустнее? откуда эта грусть?)
Стаи птиц улетают
Прочь, за синее море. представьте эту картинку: птицы летят с прощальным криком)
Все деревья блистают
В разноцветном уборе. какие краски в этом разноцветном уборе вы увидели?
Солнце реже смеется, (т.е оно реже выглядывает из-за туч и посылает свое тепло земле)
Нет в цветках благовонья .старинное слово, означает приятный запах)
Скоро осень проснется
И заплачет спросонья.(скоро пойдут осенние дожди.
Фронтальная работа
III.Открытие нового знания
1.Знакомство с термином «олицетворение»
2 Наблюдение средств изобразительности
3.Работа с Тетрадью
Мы уже встречались с таким приемом ,когда поэт как бы оживляет природу. Найдите в стихотворении этот прием, прочитайте. Такой прием в науке о литературе называется олицетворением. Попробуйте «расшифровать» это слово творить лицо т.е создавать живое.)
Откройте учебник на стр 178 задание 3
-А теперь откройте тетради с.28 задание 4, прочитайте задание, расскажите, как будете выполнять
Фронтальный опрос
Знакомство с новым термином «олицетворение»
Подбор синонимов:
дивная – удивительная, чудная
Хрустальный -прозрачный,
стеклянный, сияющий
4.Отработка навыка выразительного чтения
Выразительное чтение всего стихотворения: начинает учитель 1-4 строки, затем хорошо читающие дети от каждой группы
Выбор чтеца от группы,
Передача настроения поэтического произведения интонацией
IV.Формулирование выводов
Мы сегодня читали четыре стихотворения разных авторов о разной поре осени.
- Назовите авторов в хронологическом порядке их творчества.
3.Бальмонт 2.Тютчев 4.Бунин
1. Пушкин
- Давайте прочитаем все три стихотворения и ответим на поставленный ранее вопрос: что роднит все эти стихи?
(Каждая группа готовит только одного автора) Чтение стихов под музыку П.И.Чайковского
- Что же роднит эти произведения?
-Какие чувства выразили поэты в своих стихотворениях?
Высказывают аргументированные
предположения (Это пейзажная лирика, описание осени)
V.Домашнее задание
Выучить наизусть понравившееся стихотворение
Запись домашнего задания
VI.Рефлексия
Спасибо за урок
Литература
Учебник: Р.Н.Бунеев и др. «В одном счастливом детстве».3 кл –М. БАЛАСС, 2013г.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории литература:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ