Конспект урока по литературному чтению "Звуки [м], [м'], буквы М, м" 1 класс

Обучение грамоте 1 класс

ЦМК «Школа России»

Конспект подготовила учитель начальных классов МБОУ «СОШ №33 г.Владимира»

Королёва Любовь Петровна



Тема: Звуки [м], [м'], буквы М, м.

Цели: формирование навыка сознательного, беглого чтения

Задачи:

  • Познакомить с новой буквой, научить читать слоги и слова с данной буквой

  • Развивать фонематический слух, способствовать обогащению словарного запаса, развивать речь, внимание, память;

  • Воспитывать интерес к чтению и культуре учебного труда.

Оборудование: учебник «Азбука» авт. Горецкий, книга со сказкой «Маша и медведь», индивидуальные задания для читающих: карточки «Вставь букву», зашифрованная пословица.

Ход урока:

  1. Оргмомент.

  2. Введение в тему. Послушайте отрывок из одной очень известной сказки. Учитель читает отрывок из сказки «Маша и медведь».

Вы узнали сказку? Учитель демонстрирует книгу, иллюстрации.

Слова в названии этой сказки я записала в виде схем, но мне кажется, что где-то здесь закралась ошибка. Давайте попробуем её отыскать.

И

Если положительных ответов нет, тогда анализ слов Маша, медведь.

Я очень рада, что ошибка нашлась, и мы её исправили, т.к. именно об это звуке и пойдёт сегодня речь на уроке. Произнесите первый звук в слове МАША, в слове МЕДВЕДЬ. Что можно о них сказать? (согласные, один твёрдый, другой мягкий)

  1. Упражнение в слышании.

Повторите ещё раз хором эти звуки. Хорошо их запомнили? Тогда, если услышите [м] или [м']в словах, которые я буду сейчас произносить, хлопайте в ладоши:

Мышка, мыло, молоко, мясо, велосипед, парта, май, мячик, качели, земля, гараж, комар, сом, зверёк, кошка, машина, Тимофей, домино.

Молодцы. Хорошо справились с заданием.

  1. Введение буквы. Эти звуки на письме обозначаются одной буквой М (эм) демонстрация. А на что похожа эта буква? Подготовленный ученик читает стихотворение:

Палочка и палочка,

Между ними галочка.

И понятно сразу всем:

Получилась буква М.

5. Физминутка

  1. Чтение слогов, слов.

Давайте теперь попробуем прочесть слоги и слова с этой буквой. Правило чтения прежнее: если в слиянии видим и или е, то читаем мягко - [м'], а другие гласные – твёрдо.

М А

Дети сначала читают гласную в слоге, а затем слог-слияние, например а – ма, о-мо и т.д.

М И ИИиииииииииИИ

М Е

М О

М У

аааааAаааа







Чтение слогов: 1 слог – 1 ученик

3 слога – 1 ученик (через 1)

Все – 1 ученик

Все – хором

Молодцы. А теперь давайте попробуем вспомнить слова, которые начинаются с этих слияний. Ответы детей (например: мама, машина, молча, муравей, мышка, миска и т.д.)

Хорошо! Давайте попробуем догадаться, какие слова «спрятались» в каждой строчке. Отгадывают все учащиеся, независимо от умения читать, а записывает в клеточки буквы тот, кто первым отгадал. Для этого приготовлены карточки с напечатанным словом-отгадкой, чтобы ученик смог верно записать.

  • Бусы красные висят,

Из кустов на нас глядят.

Очень любят бусы эти

Дети, птицы и медведи. (малина)

  • Молоко пьёт, песенки поёт,

Чисто умывается,

А с водой не знается.

Гладенькая шкурка,

Зовут её…. (Мурка)

  • Над рекой, поперёк,

Великан врастяжку лёг.

Через реку, по спине,

Он ходить позволил мне. (мост)

  • Ускользает как живое,

Но не выпущу его я.

Белой пеной пенится,

Руки мыть не ленится. (мыло)

  • Белый камешек растаял.

На доске следы оставил. (мел)

Чтение записанных слов учащимися, которые только учатся читать.





Задание для читающих: чтение пословиц и поговорок в учебнике, разгадывание ребуса (зашифрованная поговорка)

с а03_carrot.jpg

1234567 - всем ДАМРОГО мать. (в выделенном слове необходимо поменять буквы местами, слово морковь обязательно записать на доске)

Остальные читают текст на доске, записанный печатными буквами с пометами.

Мурка.

Марина налила Мурке молоко в миску.

- Кис – кис, вот молоко!

Мурка лакала молоко.

При работе с текстом обратить внимание на предложение с восклицательным знаком.



Проверка читающих. Чтение зашифрованной поговорки.

Почему так говорят? (Кто для каждого из нас самый близкий и дорогой человек? Кто любит нас, жалеет, лечит…?) А из множества городов России самый главный – Москва, т.к. он – столица нашей Родины….

Именно этот город изображён на рисунке в учебнике.

Рассматривание. Какие достопримечательности вы видите? (Кремль, Собор Василия Блаженного, Красная площадь, Спасская башня, Куранты - все эти слова должны быть на доске)

В каких названиях есть наша новая буква?



Игра «Любопытный» ( На все предложенные вопросы дети должны давать такой ответ, чтобы он начинался на М)

  • Какие ещё города вы знаете? (Муром, Мурманск, Минск ...)

  • Что вы любите из еды? (молоко, мороженое, мармелад, мясо…)

  • Куда любите ходить? или Где любите бывать? (музей, магазин…)

  • Где любите отдыхать? (на море)

  • Кем хотите стать, когда вырастите? (моляром, музыкантом, медсестрой…)

  • Кто из людей больше всех нас любит, заботится о нас? (мама)

Итог.

Вот на такой замечательной ноте мне хотелось бы закончить урок.







Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории литература:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ