Открытый урок по литературе на тему: «Судебное заседание по роману А.С. Пушкина «Дубровский»»

Открытый урок по литературе на тему: «Судебное заседание по роману А.С. Пушкина «Дубровский»».


Сам открытый урок по литературе рассчитан на учеников 6-х классов, но зрительская аудитория гораздо шире: мероприятие запоминается учащимся (6 - 8 классов), людям старшего поколения. Проводится данное мероприятие после изучения классического романа А.С. Пушкина «Дубровский».

Зачетный урок проходит в форме театральной постановки. Чтобы лучше понять сложные и неоднозначные характеры пушкинских героев, ученикам предлагается детально разобраться в сюжете и фабуле произведения, представив себя в роли судебной коллегии. Обучающиеся воссоздают атмосферу судебного заседания, выбирают роли, готовят костюмы и декорации.

Особенность мероприятия заключается в том, чтобы вызвать интерес учащихся к произведению и пробудить у школьников инициативу проведения самого мероприятия. В ходе судебного заседания ребята анализируют поступки персонажей, мотивы их поведения, воссоздавая тем самым весь сюжет пушкинского текста.

Основной учебный предмет – литература, но межпредметные связи с историей, социологией очевидны.

Оборудование: проектор, компьютер, школьная доска, художественная литература

1.Дата и место проведения: 26 ноября 2011 г

2.Тема открытого урока: «Судебное заседание по роману А.С. Пушкина «Дубровский».

3.Цель и задачи мероприятия:

  • Пробудить интерес к литературному наследию А.С. Пушкина;

  • Научить обучающихся анализировать характеры литературных героев и понимать авторский замысел произведения;

  • Развить творческий потенциал учащихся;

4.Содержание мероприятия

Актуальность темы:

Тема открытого урока выбрана не случайно, учащиеся на уроке литературы познакомились с романом А.С. Пушкина «Дубровский», размышляли над историческими событиями произведения, над судьбами героев романа, а также пытались понять причины их поступков. Урок явился логическим завершением изученной темы.

Роль мероприятия в системе воспитательной работы с классом: задачи и функции.

Важнейшей задачей школьной деятельности является формирование нравственности учащихся. Детальный анализ произведения помог учащимся понять глубину и драматизм пушкинского текста, а театральная форма проведения открытого урока способствовала тому, что ученики смогли посмотреть на литературных героев изнутри, пытаясь понять психологию их поведения и мотивы их поступков. Пушкинский текст – образец истинных человеческих ценностей и достоинства, и обращение к нему способствует воспитанию гуманистически-ориентированной личности школьника. Роль данного открытого урока трудно переоценить. Основная функция его состоит в развитии индивидуальных способностей школьников, через приобщение обучающихся к творческой деятельности.

Развивающая функция помогает выявить в школьниках артистические таланты, способность к организаторской деятельности, к преодолению ряда комплексов. Специфика открытого урока состоит, прежде всего, в духовно-нравственном воспитании, и на примере литературы ярче всего может быть представлена. Учащиеся начинают глубже воспринимать текст, острее чувствовать художественное слово. Интерес к литературе сопровождается интересом к своей истории, своим корням.

Осуществления принципов научности, доступности, преемственности в ходе мероприятия:

Не был исключен из проведенного мероприятия один из основополагающих принципов школьной деятельности – научность. Весь материал открытого урока был построен на историческом материале, подкреплен исследованиями литературных критиков. Концепция мероприятия задумывалась, как погружение школьников в атмосферу судебного заседания.

5.Организация мероприятия

Оформление: На уроке была задействована школьная доска, использовалась компьютерная техника, проектор с интерактивной доской. Ребятами были нарисованы тематические плакаты. Продумана форма одежды.

Отношения учащихся к мероприятию, уровень активности:

Учащиеся подошли к подготовке и проведению мероприятия со всей мерой ответственности: перечитывали текст Пушкина несколько раз, писали для себя обвинительные речи, продумывали линию защиты, готовили себе наряды, рисовали плакаты, репетировали и с радостным волнением ждали этого урока.

6.Форма и методика проведения мероприятия:

Целесообразность выбора формы мероприятия: открытый урок в форме театральной постановки. Форма мероприятия выбрана не случайно и подчинена теме урока.

Подведение итогов проводимого мероприятия: Весь урок был подчинен строгой логике и проходил в определенной последовательности. Композиция мероприятия кольцевая – постановка проблемного вопроса в начале урока: «Оправдываем мы или осуждаем действия Владимира Дубровского?», нашла свой логический ответ в конце мероприятия. Урок получился целостно-ориентированным, имел нравственно-патриотическую направленность.

Общая оценка мероприятия с точки зрения достижений поставленных целей и задач:

Цели и задачи, поставленные учителем, были полностью реализованы и выполнены на высоком уровне подготовки.

Сценарий урока

1-ый Помощник судьи: Встать, суд идет! (выходит судья и звучит гимн РФ)

Судья: Сегодня в нашем классе состоится открытое заседание судебного разбирательства. Истец: Троекуров подал иск на Владимира Дубровского.

Троекуров утверждает, что обвиняемый Дубровский незаконно проник в его дом по подложным документам, принадлежащих господину Дефоржу, с целью ограбить и поджечь его поместье. А так же истец Троекуров утверждает, что обвиняемый Дубровский предпринимал попытки ограбления свадебного картежа с нанесением морального ущерба дочери Троекурова и князю Верейскому. Во всех обвинения суд призван разобраться и вынести приговор.

Судья: Слово для обвинительной речи предоставляется Прокурору.

Прокурор: Уважаемый суд, уважаемые Присяжные Заседатели разрешите перед открытым заседанием произнести речь. Дубровский Владимир Андреевич предстает перед судом и обвиняется в следующем: (перечисляет несколько пунктов обвинения)….

Судья: Слово предоставляется подсудимому Владимиру Дубровскому.

Прокурор: Так пусть восторжествует справедливость, и виновный понесет наказание!

Ваша честь, разрешите начать опрос свидетелей обвинения.

Судья: Разрешаю.

2. Прокурор: Я приглашаю свидетеля обвинения Антона Пафнутьича Спицына.

2-ой Помощник судьи: Пригласите, пожалуйста, свидетеля обвинения Антона Пафнутьича Спицына.

Выходит Спицын, встает за трибуну и начинает рассказ о том, как Дубровский всех грабил.

Адвокат Дубровского: Ваша честь, разрешите подать прошение о том, чтобы данное дело начали рассматривать по порядку и сообщить всем, что вынудило моего подзащитного проживать длительное время в лесу, и какие обстоятельства этому предшествовали.

Судья: Прошение считаю своевременным и обоснованным.

Адвокат: Спасибо, Ваша честь. Для дачи показания вызывается няня Владимира Дубровского

Орина Егоровна Бузырева.

1-ый Помощник: Пригласите свидетеля обвиняемого.

Выходит Орина Бузырева, рассказывает свою историю.

Адвокат: У стороны защиты есть вещественные доказательства: письмо Орины Бузыревой. Свидетель, покажите его Судье.

2-ой Помощник берет письмо, зачитывает его и передает Судье. Судья рассматривает письмо.

Судья: у стороны обвинения есть вопросы к свидетельнице Бузыревой?

Прокурор: Да, ваша честь.

Задаются вопросы к Бузыревой.

Адвокат Дубровского: Ваша честь, разрешите для дачи показания привлечь непосредственного участника всей этой трагедии, покойного Андрея Гаврилловича Дубровского.

Судья: об этой просьбе я знала заранее, считаю это возможным, так как это сможет прояснить дело.

Адвокат: Спасибо, Ваша честь. В зал заседания приглашается маг.

2-ой Помощник: Ввести мага в зал заседания для спиритического сеанса.

Входит маг и вызывает дух Андрея Гавриловича Дубровского. Тот рассказывает, как слуга Троекурова обидел его при всех, это и побудило Дубровскго уехать не простьясь с хозяином.

Прокурор: У стороны обвинения есть вопросы к Андрею Гавриловичу Дубровскому. Задает вопросы, раскрывающие истинную причину обиды Дубровского (зависть к роскошной псарне Троекурова).

Адвокат: У меня, ваша честь, тоже есть вопросы к Андрею Гавриловичу Дубровскому и Троекурову. Задает вопросы, в процессе ответов на которые раскрывается то, что Троекуров подкупил судей и незаконно отобрал имение у Дубровского.

Прокурор: Протестую, ваша честь, у стороны обвинения есть свидетель Шабашкин.

Выходи Шабашкин, рассказывает о себе, как он занимался делом Троекурова. Ему задаются вопросы.

Прокурор: У меня вопрос к Троекурову. Задает вопросы, в процессе ответов на которые становится ясно, что Троекуров хотел помириться и вернуть поместье. Но Владимир Дубровский поджег поместье специально.

Владимир ушел в лес и стал разбойником, тайно проник в дом Троекурова с целью поджога его имения, ограбив при этом француза Дефоржа.

Адвокат: Протестую, Ваша честь. У стороны защиты есть свидетель, который, напротив, утверждает, что сам Дубровский прямо говорил ей обратное. Разрешите вызвать ее для дачи показания.

Судья: Просьбу принимаю.

1-ый Помощник: Ввести в зал заседания Марью Кирилловну (в девичестве Троекурову).

Входит Мария Гавриловна, рассказывает о том, как она впервые увидела Дубровского, как была поражена его смелость, как он достойно вел себя в их доме и как признался в том, что он не Дефорж, а Дубровский.

Адвокат: Говорил ли вам обвиняемый, что собирается поджечь дом вашего отца?

Мария Гавриловна: Нет, напротив, Дубровский говорил, что из-за меня не собирается делать ничего дурного моим близким. Он и князя Верейского приказал не трогать, хотя князь и выстрелит и ранил Дубровского в руку.

Адвокат: У меня все, ваша честь.

Прокурор задает свои вопросы свидетелю.

Прокурор: Ваша честь, если у нас зашел разговор о свадебном картеже и моральном ущербе, разрешите для дачи показания вызвать свидетеля, князя Верейского.

Судья: Просьбу считаю правомерной.

2-ой Помощник: Ввести князя Верейского.

Входит князь Верейский со своим адвокатом, рассказывает о себе.

Судья: У стороны обвинения есть вопросы? У стороны защиты будит вопросы?



2 Часть дела:

2-ой Прокурор: Ваша четь, разрешите обратиться к судье.

Судья: В свете ряда обстоятельств, считаю прошение 2-го прокурора законным и справедливым. И предлагаю рассмотреть и эту сторону вопроса для вынесения окончательного приговора по данному делу.

Выступает Прокурор. Обвиняется теперь Троекуров. Предоставляется слово Кирилле Петровичу Троекурову.

1. Речь Троекурова

2. Про медведя

3. Участок

4. Документы прокурора

5. Подкуп.

Судья: Суд удаляется для вынесения приговора.

1-ый Помощник: Всем встать, суд удаляется для вынесения приговора! Объявляется перерыв.

Поется песня.

2-ой Помощник: Всем встать, суд идет!

Судья: выносит приговор.

Приговор судьи.

Рассмотрев все обстоятельства дела, связанные с перекрестным иском Владимира Дубровского и Кирилла Петровича Троекурова.

Самый гуманный суд в мире признает и понимает весь масштаб трагедии в судьбе молодого дворянина Владимира Андреевича Дубровского, оставшегося без родителей, отчего дома, без любимой женщины и лишенный денежных средств.

Суд постановил: признать обстоятельства, подтолкнувшие Владимира Дубровского пойти на большую дорогу и стать разбойником, вынужденными.

Владимир Дубровский приговаривается к исправительным работам в гимназии, где он в течение трех лет совершенно бесплатно будет преподавать французский язык. А на награбленные деньги суд обязует Владимира Дубровского напечатать в типографии роман великого русского писателя А.С. Пушкина тиражом 10.000 экземплярах под названием «Дубровский» и передать его детям через благотворительные фонды!!

По второму иску самый гуманный суд в мире признает виновным Троекурова Кирилла Петровича в жестокости и чрезмерной вспыльчивости. Но суд учитывает тот факт, что Кирилл Петрович раскаялся и поехал мириться с покойным Андреем Гавриловичем Дубровским, но, к сожалению, было уже поздно. Суд обязует Троекурова выплатить денежную сумму в размере 150.000 рублей в фонд защиты диких животных; а так же лично принести извинения всем, кто стал жертвой его ужасной шутки с медведем!! И самое главное, в ближайшее время передать имение Владимиру Дубровскому!!

Истина восторжествовала!!!

Спасибо за внимание.



6


Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории литература:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ