Экзаменационная работа по литературе (8 класс)
Экзаменационная работа по литературе, 8 класс
1 вариант
Часть 1
Тест
1.О каком герое комедии Н.В.Гоголя «Ревизор» идет речь?
Молодой человек лет двадцати трех, тоненький, худенький;
несколько приглуповат и, как говорят, без царя в голове, - один из тех людей
которых в канцеляриях называют пустейшими. Говорит и действует без всякого
соображения. Он не в состоянии остановить постоянного внимания на
какой-нибудь мысли.
А) Лука Лукич Хлопов; Б) Хлестаков; В)Добчинский; Г) Ляпкин – Тяпкин.
2. Укажите верное толкование термина «кульминация»:
А) предыстория событий, лежащих в основе произведения;
Б) исходный эпизод, момент, определяющий последующие действия;
В) высшая точка напряжения;
Г) исход событий.
3.Укажите правильное определение термина «эпитет»:
1) повторение однородных согласных звуков, придающих литературному тексту особую звуковую интонацию;
2) чрезмерное преувеличение свойств изображаемого предмета;
3) перенесение человеческих черт на неодушевленные предметы или явления;
4) образное определение предмета, выраженное преимущественно прилагательным.
4. Определите средство выразительности в предложении:
О первый ландыш! Из –под снега
Ты просишь солнечных лучей…
5. Укажите автора слов песни военных «Катюша»:
Булат Окуджава; 2) Михаил Исаковский;
Алексей Фатьянов; 4) Лев Ошанин.
6. Определите средство выразительности в предложении:
Цветы последние милей
Роскошных первенцев полей.
Часть 2
Укажите автора и название произведения:
Родители мои благословили меня. Батюшка сказал мне: «Прощай, Петр. Служи верно, кому присягнешь; слушайся начальников; за их лаской не гоняйся; на службу не напрашивайся; от службы не отговаривайся; и помни пословицу: береги платье снову, а честь смолоду».
Ты хочешь знать, что делал я
На воле? Жил - и жизнь моя
Без этих трех блаженных дней
Была б печальней и мрачней
Бессильной старости твоей.
Годы шли, перевели его в другую губернию, минуло ему уже сорок лет, а он всё читал объявления в газетах и копил. Потом, слышу, женился. Всё с тою же целью, чтобы купить себе усадьбу, он женился на старой, некрасивой вдове, без всякого чувства, а только потому, что у нее водились деньжонки. Он и с ней тоже жил скупо, держал ее впроголодь, а деньги ее положил в банк на свое имя. Раньше она была за почтмейстером и привыкла у него к пирогам и к наливкам, а у второго мужа и хлеба черного не видала вдоволь; стала чахнуть от такой жизни, да года через три взяла и отдала богу душу. И, конечно, брат мой ни одной минуты не подумал, что он виноват в ее смерти.
Был, говорит он, в древности народ, головотяпами именуемый, и жил он далеко на севере, там, где греческие и римские историки и географы предполагали существование Гиперборейского моря. Головотяпами же прозывались эти люди оттого, что имели привычку "тяпать" головами обо все, что бы ни встретилось на пути. Стена попадется - об стену тяпают; Богу молиться начнут - об пол тяпают.
Вся зала следила за каждым движением пары. Я же не только любовался, но с восторженным умилением смотрел на них. Особенно умилили меня его сапоги, обтянутые штрипками, – хорошие опойковые сапоги, но не модные, с острыми, а старинные, с четвероугольными носками и без каблуков. Очевидно, сапоги были построены батальонным сапожником. «Чтобы вывозить и одевать любимую дочь, он не покупает модных сапог, а носит модельные», – думал я, и эти четвероугольные носки рог особенно умиляли меня.
Двое топчутся по кругу,
Словно пара на кругу,
И глядят в глаза друг другу:
Зверю - зверь и враг - врагу.
Как на древнем поле боя,
Грудь на грудь, что щит на щит, -
Вместо тысяч бьются двое,
Словно схватка все решит.
Не будь жены, он, может быть, не найдя в себе достаточно энергии, махнул бы на все рукою. Но Верочка не давала ему и падать духом и постоянно поддерживала в нем бодрость... Она приучилась встречать каждую неудачу с ясным, почти веселым лицом. Она отказывала себе во всем необходимом, чтобы создать для мужа хотя и дешевый, но все-таки
необходимый для занятого головной работой человека комфорт. Она бывала, по мере необходимости, его переписчицей, чертежницей, чтицей, репетиторшей и памятной книжкой.
Весь длинный зимний вечер школьники гужом ходили по селу, гадали, кто где сядет, кто во что оденется и какие будут распорядки. Решение вопроса о распорядках выходило не в нашу с Санькой пользу. Прилежные ученики сядут впереди, средние - в середине, плохие - назад - так было порешено. Ни в ту зиму, ни во все последующие мы с Санькой не удивляли мир прилежанием и поведением, нам и на середину рассчитывать было трудно. Быть нам сзади, где и не разберешь, кто заснят? Ты или не ты? Мы полезли в драку, чтоб боем доказать, что мы - люди пропащие... Но ребята прогнали нас из своей компании, даже драться с нами не связались.
Экзаменационная работа по литературе, 8 класс
2 вариант
Тест
1. О каком герое комедии Н.В.Гоголя «Ревизор» идет речь?
Судья, человек, прочитавший пять или шесть книг и потому
несколько вольнодумен. Охотник большой на догадки, и потому каждому слову
своему дает вес. Представляющий его должен всегда сохранять в лице своем
значительную мину. Говорит басом с продолговатой растяжкой, хрипом и сапом -
как старинные часы, которые прежде шипят, а потом уже бьют.
А) Лука Лукич Хлопов; Б) Хлестаков; В)Добчинский; Г) Ляпкин – Тяпкин.
2. Укажите верное толкование термина «экспозиция»:
А) предыстория событий, лежащих в основе произведения;
Б) исходный эпизод, момент, определяющий последующие действия;
В) высшая точка напряжения;
Г) исход событий.
3.Укажите правильное определение термина «олицетворение»:
1) повторение однородных согласных звуков, придающих литературному тексту особую звуковую интонацию;
2) чрезмерное преувеличение свойств изображаемого предмета;
3) перенесение человеческих черт на неодушевленные предметы или явления;
4) образное определение предмета, выраженное преимущественно прилагательным.
4. Определите средство выразительности в предложении:
Цветы последние милей
Роскошных первенцев полей.
5. Укажите автора слов песни военных лет «Соловьи»:
Булат Окуджава; 2) Михаил Исаковский;
3) Алексей Фатьянов; 4) Лев Ошанин.
6. Определите средство выразительности в предложении:
Над скудной глиной желтого обрыва
В степи грустят стога.
Часть 2
Укажите автора и название произведения:
— А почему ехать мне вправо?— спросил ямщик с неудовольствием.— Где ты видишь дорогу? Небось: лошади чужие, хомут не свой, погоняй не стой.— Ямщик казался мне прав. «В самом деле,— сказал я,— почему думаешь ты, что жило недалече?» — «А потому, что ветер оттоле потянул,— отвечал дорожный,— и я слышу, дымом пахнуло; знать, деревня близко». Сметливость его и тонкость чутья меня изумили. Я велел ямщику ехать. Лошади тяжело ступали по глубокому снегу. Кибитка тихо подвигалась, то въезжая на сугроб, то обрушаясь в овраг и переваливаясь то на одну, то на другую сторону.
Однажды русский генерал
Из гор к Тифлису проезжал;
Ребенка пленного он вез.
Тот занемог, не перенес
Трудов далекого пути;
Он был, казалось, лет шести,
Как серна гор, пуглив и дик
И слаб и гибок, как тростник.
Вряд ли где можно было найти человека, который так жил бы в своей
должности. Мало сказать: он служил ревностно, - нет, он служил с любовью.
Там, в этом переписыванье, ему виделся какой-то свой разнообразный и
приятный мир. Наслаждение выражалось на лице его; некоторые буквы у него
были фавориты, до которых если он добирался, то был сам не свой: и
подсмеивался, и подмигивал, и помогал губами, так что в лице его, казалось,
можно было прочесть всякую букву, которую выводило перо его.
Был, говорит он, в древности народ, головотяпами именуемый, и жил он
далеко на севере, там, где греческие и римские историки и географы пред-
полагали существование Гиперборейского моря. Головотяпами же прозывались
эти люди оттого, что имели привычку "тяпать" головами обо все, что бы ни
встретилось на пути. Стена попадется - об стену тяпают; Богу молиться
начнут - об пол тяпают.
Несколько лет назад в Петербург приехала маленькая старушка-помещица, у которой было, по её словам, «вопиющее дело». Дело это заключалось в том, что она по своей сердечной доброте и простоте, чисто из одного участия, выручила из беды одного великосветского франта, — заложив для него свой домик, составлявший всё достояние старушки и её недвижимой, увечной дочери да внучки.
Я стал смотреть туда же и увидал посреди рядов что то страшное, приближающееся ко мне. Приближающееся ко мне был оголенный по пояс человек, привязанный к ружьям двух солдат, которые вели его. Рядом с ним шел высокий военный в шинели и фуражке, фигура которого показалась мне знакомой.
- Нет, ребята, я не гордый.
Не загадывая вдаль,
Так скажу: зачем мне орден?
Я согласен на медаль.
На медаль. И то не к спеху.
Вот закончили б войну,
Вот бы в отпуск я приехал
На родную сторону.
Уважение к нашему учителю и учительнице всеобщее, молчаливое. Учителей уважают за вежливость, за то, что они здороваются со всеми кряду, не разбирая ни бедных, ни богатых, ни ссыльных, ни самоходов. Еще уважают за то, что в любое время дня и ночи к учителю можно прийти и попросить написать нужную бумагу. Пожаловаться на кого угодно: на сельсовет, на разбойника мужа, на свекровку. Дядя Левонтий - лиходей из лиходеев, когда пьяный, всю посуду прибьет, Васене фонарь привесит, ребятишек поразгонит. А как побеседовал с ним учитель - исправился дядя Левонтий.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории литература:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ