Открытый урок по литературному чтению 4 класс "П.П.Бажов «Серебряное копытце» "
ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ
Таминдарова Л.М.
Учитель начальных классов, МБОУ «СОКШ №4» г.Нефтеюганска Тюменской области
Тема: П.П.Бажов «Серебряное копытце»
Класс: 4
УМК: «Школа России».
Автор программы: В. Г. Горецкий, Л. Ф. Климанова.
Авторы учебника: Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. Голованова.
Тип урока: Данный урок – урок открытия новых знаний. Для достижения цели используется технология деятельностного метода обучения, особенность которого заключается в том, что дети самостоятельно «открывают» литературоведческие понятия в процессе самостоятельной исследовательской деятельности. Учитель лишь направляет эту деятельность и в завершение подводит итог, давая точную формулировку этих понятий. Используется технология развития критического мышления (этапы урока, приемы)
Цель: познакомиться с новым литературным жанром «сказ»
Задачи:
Образовательные:
- выявить разницу между понятиями «сказ», «рассказ», «сказка»,
2. Развивающие:,
- формировать читательскую самостоятельность учащихся ,
Воспитательные:
- воспитывать умение работать дружно, согласованно, воспитание взаимопонимания, взаимовыручки.
Используемые методы и приёмы: объяснительно-иллюстративный, частично–поисковый, эвристический; технология РКМ (сравнительная таблица, синквейн)
Формы работы: фронтальная, коллективная, самостоятельная, групповая.
Оборудование: карточки, проектор, презентация, учебник «Родная речь. 4 класс
Ход урока.
Вызов
- Начинаем урок литературного чтения
- Ребята, скажите, от чего будет зависеть качество выполняемой работы на уроке?.
- Я вам желаю сегодня на уроке:
Читать – вдумчиво;
Писать – грамотно;
Слушать – внимательно;
Говорить – внятно, доступно.
- Сегодня вы работаете в группах, значит, что вы еще должны помнить?
Каждый может высказать свою версию решения,
Один говорит, а остальные слушают,
Каждая версия обсуждается в группе,
В группе согласуется общее решение,
Представитель группы защищает согласованное решение перед классом.
- Сегодня, когда я поднималась по лестнице в класс, я услышала разговор двух мальчиков. Один из них сказал, что ему очень понравился рассказ П.П.Бажова «Серебряное копытце». Другой заспорил:
«Это не рассказ, а сказка!» Как вы думаете, кто из них прав?
-Ученики отвечают:
Я думаю, что прав …
- С каким произведением будем работаем уже не первый урок?
- Почему у детей возник спор? (потому что похоже на сказку и на рассказ)
- Исходя из этого сформулируйте цель урока? (к какому жанру относится произведение)
- Как мы это будем выяснять? (план работы)
2. Осмысление.
-Для дальнейшей работы нам необходимо вспомнить содержание нашего произведения. Перед вами лежат карточки, посмотрите и сформулируйте задание к данной работе. (нужно восстановить текст)
Так и стали жить вместе, дед -------------,--------------- Дарёнка да кошка Мурёнка. Жили- ----------------, добра много не наживали, а на житьё не плакались, и у всякого дело было. Кокованя с утра на -----------------уходил, Дарёнка в избе ---------------,похлёбку да ------- варила, а кошка Мурёнка на охоту ходила - мышей ------------. К вечеру соберутся, и------------- им.
- Проверяем. Прочитайте, что у вас получилось? Согласны ли остальные группы?
- А теперь сравните с отрывком из произведения.
- Итак, характерные признаки рассказа, сказки мы будем с вами выявлять с помощью плана исследования, который вы видите на экране.
1. Место действия ( нет определенного места, есть определенное место)
2. Рассказчик (есть, нет, участник события, сказочник)
3. Герои (живущие в реальной жизни, вымышленные, волшебные)
4. События (реальные, вымысел)
5. волшебство (есть, нет)
6. Повторы, цифра «3»
- А теперь слушайте задание: 1 группа исследует литературный жанр сказку (по сказке «Красная Шапочка», 2 группа – рассказ (Денискины рассказы) и 3 группа исследует по произведению «Серебряное копытце».
У вас на парте лежит план исследования. В скобках даны варианты ответов. Выбираете нужный вариант ответа и заполняете сравнительную таблицу.
Линия сравнения
сказка
рассказ
Где происходят события?
Место неопределенное
Есть определенное место
Есть определенное место
рассказчик
сказочник
Есть, участник события
Есть, участник события
герои
Волшебные, вымышленные
Живущие в реальной жизни
Живущие в реальной жизни, волшебные
события
вымысел
Реальные события
Реальные события,вымысел
волшебство
есть
нет
есть
повторы
есть
нет
есть
- Итак, 1 группа выступает, 2 группа, 3 группа.
- серебряное копытце это рассказ? Сказка? Тогда что?
- Давайте вернемся к нашему плану работы. Мы все сделали с вами?
урока ответили?
-Попробуйте в группах дать определение новому литературному жанру. У вас лежат на партах карточки-помощники, ваша задача вставить подходящие по смыслу слова из нашей сравнительной таблицы.
Вывод: это жанр, который описывает реальные события, как в рассказе, но имеет элемент вымысла, таинственности, волшебства, как в сказке.
- Посмотрите на экран, если это новый жанр, то как он называется?
рассказ + сказка = ?
- Что общего в этих словах?
Это сказ. А теперь посмотрим по словарю, что такое сказ.
Сказ – жанр эпоса, опирающийся на народные предания и легенды, сочетающий точные зарисовки народного быта и нравов со сказочно-фантастическим миром фольклора.
- А сейчас я хочу проверить, как вы поняли главную особенность сказа как жанра.
- Где происходят события?
- Вы отметили, что герои и реальные и волшебные, докажите.
- А почему вы думаете, что козел волшебный? А может быть он самый обыкновенный? Докажите.
- Прочитайте описание из текста.
- То что серебряное копытце на ножке – ну и что. А может быть ему копытце кто-нибудь подковал? Кто же меня убедит, что козленок - волшебный? (чтение отрывка «Тут прыгнул…)
- А теперь посмотрите на эти изображения? Кого описывает автор – козлика или оленя. Прочитайте и докажите, что это был олень а не козлик?
- Видимо на Урале их называют козлами.
- А кошка – сказочный персонаж или она обыкновенная? Докажите словами из текста (вдруг Муренка скок туда же…)
- О каких реальных событиях рассказывает нам писатель с помощью сказочных персонажей? О каких драгоценных камнях говорит?
+ Автор поясняет появление камней хризолитов. Павел Петрович своими сказами открыл миру уральские легенды. В его сказах – жизнь и работа уральских мастеров: гранильщиков и камнерезов.
- Еще вы отметили, что в сказе встречаются повторы. Назовите их.
- А как вы думаете, для чего П.Бажов создавал такие произведения, в которых с реальными событиями происходят волшебные превращения?
- Автор так долго жил среди простых людей, занятых тяжелым посильным трудом, что создавая свои чудесные произведения, он мечтал о том, чтобы в их жизни появилась хотя бы маленькая искорка надежды на чудо.
Рефлексия.
- Мы добились цели урока?
- Какие знания вы приобрели? Оценивание.
Синквейн
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории литература:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ