Открытый урок по литературному чтению. 2 класс " Сергей Козлов - «Черный Омут»"


Открытый урок по литературному чтению.

2 класс. Развивающая система Л.В.Занкова



Учитель: Потупало Тамара Николаевна.

МОУ СОШ № 7 г. Ноябрьска ЯНАО.


Тема урока: Сергей Козлов - «Черный Омут».

Цель урока:

Продолжить работу по формированию представления о том, что:

  • авторская сказка использует сюжеты народных сказок;

  • по подбору слов-определений для характеристики героев;

  • помочь обнаружить сложную разработку характера главного героя в авторской сказке.

Вырабатывать навыки сравнительного анализа двух текстов, которые находятся не рядом;

Развивать логическое мышление, умение рассуждать, доказывать, отстаивать свою точку зрения.


Оборудование: презентация «Досье автора С.Козлова».


Ход урока.



  1. Орг. момент.


  1. Проверка домашнего задания.


Выразительное чтение стихотворения Сергея Козлова «В небе туча хмурится…» с последующим решением обозначенных задач:

а) рассмотрение авторского сопереживания мира и использование поэтических приемов (например, прием олицетворения) как то чудо, которое делает рифмованные строчки поэзией;

б) создание условий для развития творческих литературных способностей у детей (придумать свой вариант окончания стихотворения, озаглавить его).


- Что вам помог по – новому увидеть поэт Сергей Козлов в своем стихотворении?


Не только то, о чем стихотворение, но и то, как об этом говорится: художественные образы и способы их олицетворения.

Назовите образный ряд.

дождь, идущий по улице с жестяным ведром,

цветы вытягивают горлышки,

крыльцо поет иволгой,

мокрое лицо корзинки,

тишина в туфельках.

Нарастает сказочность образов.

- Почему образы сказочные?

Автор «оживил» поэтические образы, как в сказке.

- Как бы вы озаглавили стихотворение? Можно назвать его «Дождь», «Песня»?

Нет. Поэт пользуется уменьшительно-ласкательными словами: песенка, лесенка, туфельках, горлышки, капельки, значит, и название должно быть в такой же форме.

(«Дождик», «Песенка», «Дождливая песенка», «Вечерняя песенка»)


- Возможно продолжение могло быть еще сказочнее, но…песенка закончилась.


- Кто из вас попытался дома продолжить песенку, создавая свои поэтические образы?

(дети предлагают свои творческие наработки).


  1. Знакомство с творчеством Сергея Козлова (презентация).


- Вчера мы с вами изучили небольшое «досье» автора стихотворения. Почему «досье»?

Где встречали это слово? В связи с чем?

(Наши постоянные помощники Доктор Ватсон и Шерлок Холмс знакомят нас часто с досье героев или авторов произведений)

Сегодня мы продолжим знакомиться с его произведениями, поэтому я тоже попыталась дополнить новыми данными досье поэта (далее презентация)


Слайд 1. Поэт и сказочник Сергей Григорьевич Козлов — автор любимых детьми и взрослыми историй про Ёжика и его друзей, а также историй про Львёнка и Черепаху. («Ёжик в тумане», «Ёжик и море», «В сладком морковном лесу», «Как Ёжик с Медвежонком протирали звёзды», «Как Ослик шил шубу» и т.д.)

  • Слайд 2. Да так и пели, как научил их писатель Сергей Козлов. Сначала в книжке пели, а потом и в мультфильм перебрались.


  • Слайд 3.

Тоже из сказок Сергея Козлова. Вот бродил его Ёжик в тумане, бродил, и получился самый лучший мультфильм в мире.


Слайд 4.

  • Слайд 5. Писателю удается раскрыть именно детский взгляд на вещи, при котором жизненно важным кажется абсолютно все – и шелест травы, и мерцание звезд, которые нужно обязательно протирать, чтобы они не запылились, и гриб-лисичка.


Слайд 6.

Сергей Козлов считает, что с детьми можно всерьёз говорить о том же, о чём и со взрослыми — о любви и доверии, о радости жизни, о хрупкости красоты, о боли, страхе, утратах и смерти.

Только в сказке это будет, например, так:


  1. Работа с новым произведением.


- Давайте познакомимся еще с одним из произведений Сергея Козлова - «Черный Омут».


Что такое омут? Словарная работа (с опорой на опыт детей)


  1. Чтение сказки учителем.


  1. Далее – прием «паузы» (выслушиваются первые впечатления детей от восприятия произведения)

Дети отмечают, что читали похожую сказку, она тоже про храброго зайца.

- Вот вам еще одна сказка про Зайца, который осмелел.

- Кто написал первую, помните?

(Д. Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго Зайца - длинные уши, косые глаза, короткий хвост»)

-Что можно сказать про эту сказку, Сергея Козлова?


- Какая сказка из двух больше похожа на народную? (с опорой на признаки народной сказки дети анализируют и сопоставляют два произведения)

- Д. Мамина-Сибиряка «Сказка про храброго Зайца - длинные уши, косые глаза, короткий хвост»

- Почему?

А) начало – процесс взросления;

Б) эпизод переполоха, неразберихи;

3. Перечитывание сказки детьми с целью определения сходства с народной сказкой.

-Какие черты народной сказки можно отметить в сказке Сергея Козлова - «Черный Омут».

(дети определяют кумулятивную цепочку животных: волк – лиса – Филин как в сказке «Колобок»)

  1. Акцентное вычитывание характера героя.

- Кого всегда боится Заяц в народной сказке?

- Волка.

- Главный конфликт в сказках, где есть заяц – это конфликт с волком, лисой.

А в этой сказке?

- Тоже волка.

- Что роднит Зайцев из обеих сказок?

- Можно ли про героя этой сказки сказать, что с ним тоже происходят превращения?

- Проследите по тексту (повторное перечитывание)

- Да, сначала был трусливым зайчиком, побывав у Черного Омута, он становится Зайцем, а когда наступила осень, он снова становится трусливым Зайчиком, так как боится даже шелеста листьев.

- Каков Заяц у Сергея Козлова? (хвастун, обманщик, мечтатель, смельчак, глупец)?

- Или что-то другое?

- Заяц у Сергея Козлова тоже многого боится, но он не глупец, потому что его интересуют серьезные вопросы, на которые он пытается найти ответ.


4. Выводы по содержанию произведения


- Прав ли Черный Омут, объясняя Зайцу, что, когда «время шуршит – всем страшно»?

- О чем нам всем напоминает течение времени?

- О том, что все кончается: проходят годы, десятилетия, проходит жизнь. Перед этим страхом все равны, потому что все живые существа смертны.

- Может ли быть такое настроение и такое рассуждение в народной сказке?

- Нет, в народных сказках сюжет всегда простой.


5. Итог урока:

- Какое новое открытие вы сделали для себя на этом уроке?


6. Домашнее задание: Чтение сказки по ролям.


Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории литература:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ