Открытый урок по литературному чтению "ЗНАКОМСТВО С БУКВОЙ Б, б"
Открытый урок по литературному чтению
ЗНАКОМСТВО С БУКВОЙ Б, б
Цели деятельности педагога: организовать работу по ознакомлению с буквой Б, б; научить давать характеристику звукам б, б’, выполнять звуковой анализ слов «бублики», «баранки», «бант», «бинт»; способствовать формированию навыка чтения слов, предложений с изученными буквами, развитию монологической речи, фонематического слуха.
Планируемые результаты образования:
Предметные: знают букву Б, б; умеют выполнять звуковой анализ слов, читать слова, предложения с изученными буквами.
Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):
Познавательные: общеучебные – использование схем и моделей звукового состава слова для выполнения звукового анализа слов; структурирование знаний; овладение техникой чтения, приёмами понимания прочитанного и прослушанного произведения; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме; логические – основы смыслового чтения художественных текстов; выделение существенной информации из текста; расшифровка «зашифрованных» слов; осуществление сравнения слов по заданному критерию.
Коммуникативные: уметь формировать конструктивные способы взаимодействия с окружающими.
Личностные: анализируют и характеризуют эмоциональные состояния и чувства окружающих, строят свои взаимоотношения с их учётом.
Ход урока
I. Мотивация к деятельности.
Вот книга школьная – «Букварь»:
Рисунки, буквы, точки,
Коротенькие строчки.
Тому, кто хочет много знать,
Кто хочет книги прочитать
Про горы и долины,
Про реки, звезды и моря –
Не обойтись без «Букваря».
II. Актуализация знаний.
– Отгадайте загадки Н. Ивановой.
«Зеркальце, скажи, будь мило, На завтрак съел он только луковку,
Кто на свете всех белее?» – Но никогда он не был плаксой.
Как-то мачеха спросила, Писать учился носом буковки
Та, что всех хитрей и злее. И посадил в тетрадке кляксу.
И ответило, сверкая, Не слушался совсем Мальвину
Зеркальце, чуть-чуть помешкав: Сын папы Карло … (Буратино).
«Всех прекрасней молодая
Падчерица … (Белоснежка)».
– Из каких сказок эти герои?
Учитель показывает книги А. Толстого и братьев Гримм.
– Ещё раз произнесите имена героев. Интонационно выделите в словах первый звук.
– Перед зеркальцем ещё раз произнесите эти звуки и расскажите, как располагаются видимые органы речи при их произнесении.
– Как проходит воздух?
– Сделайте необходимые выводы. (Этот звук согласный, звонкий, твёрдый, мягкий.)
III. Постановка учебной задачи.
А КТО В ДУПЛЕ?
В сосне дупло,
В дупле – тепло.
А кто в дупле
Живёт в тепле?
А живёт там белочка,
Белочка-карелочка,
Непоседа-егоза,
Словно бусинки глаза!
А. Прокофьев
– Сегодня мы отправляемся в путешествие за новой буквой. Эта буква «спряталась» в стихотворении. Отгадайте: какая?
– Нас ждёт много нового и интересного. Итак, в путь по стране Букварии!
IV. Открытие нового знания.
1. Звуковой анализ слова «бублики», «баранки».
– У самого входа в страну Букварию дорогу нам преградила добродушная с виду буква. У неё через плечо висела на ремне корзина – большая-пребольшая.
2. Звукобуквенный анализ слов «бант», «бинт». Знакомство с буквой Б, б.
– Рассмотрите схемы под рисунками. Подумайте, как можно назвать правую картинку.
– Какое второе слово? Докажите.
– Выполните звукобуквенный анализ слов «бант», «бинт». Белоснежка и Буратино просят вас определить, у кого из них в кармане бинт, а у кого – бант. Объясните.
– Сравните звуки, указанные в схемах стрелочкой.
– Назовите букву, которой можно обозначить звуки [б], [б’].
– На что похожа буква?
– Замените первые фишки в схемах слов буквами Б, б из кассы.
– Определите, сколько в каждом из этих слов слогов. Объясните своё мнение. (Один гласный звук.)
– Назовите как можно больше признаков сходства и различия слов «бинт» и «бант».
– Вспомните и назовите слова, для записи которых потребуется заглавная буква Б.
– Назовите слова, для записи которых потребуется строчная буква б.
4. Составление рассказа.
– А сейчас составим рассказ о том, как выглядел Буратино (показ иллюстрации в книге А. Толстого). Употребите как можно больше слов со звуком [б], [б’]. Услышав в слове звук, хлопните в ладоши.
Примерный текст.
Буратино – деревянный сказочный мальчик. У него круглое лицо и длинный нос. На голове – бумажный колпак. Он одет в бумажную курточку. У него тёмные короткие брюки. На ногах деревянные башмаки.
V. Включение в систему знаний.
1. Чтение слогов, слов. Составление слов и их чтение.
Стук-стук!
Тарарам!
Это кто стучится к нам?
(Показ иллюстрации.)
Это Баба Яга,
Костяная нога.
– Ребята, Баба Яга хочет посмотреть, как вы научились читать.
– Прочитайте по «окошечкам» слоги с буквой б.
– Прочитайте слоги по строкам.
– Прочитайте только те слоги, в которых буква б обозначает твёрдый согласный звук [б].
– Прочитайте только те слоги, в которых буква б обозначает мягкий согласный звук [б’].
– Прочитайте только те слова, в которых буква б обозначает мягкий согласный звук [б’].
– Прочитайте только те слова, в которых буква б обозначает твёрдый согласный звук [б].
– Составьте слова по модели: зелёная фишка, красная фишка, синяя фишка, красная фишка (дело, тина, беда, репа, село и т. д.).
2. Игра «Полсловечка за вами».
– У Бабы Яги есть для вас игра.
Бой … (кот).
Бал … (кон).
Буй … (вол).
Бес … (еда).
3. Сопоставление рисунков и схем.
Буква Б бежит к словам:
Бублик, булка, барабан,
Бегемот, Барбос, банан,
Бармалей, башмак, баран.
– Назовите картинки, расположенные вверху.
– Рассмотрите схемы. Определите, как соотносятся схемы и рисунки. (Брюки, барабан, берёза.)
– Сравните в словах «брюки» и «барабан» первые звуки. (Они одинаковые.)
– Сравните в словах «барабан» и «берёза» сначала первые, а потом третьи звуки. Объясните, почему в этих словах первые звуки разные, а буквы одинаковые.
– Объясните, почему третьи звуки разные, а буквы одинаковые. (В русском языке парные по твёрдости-мягкости согласные записываются одной буквой.)
– Разделите эти слова на слоги и определите, какой слог ударный в каждом слове. Как вы думаете, почему в слове «берёза» буква е написана красным цветом? (Безударная позиция.)
– Берёза – это символ России. О ней слагали песни. У Буратино и Белоснежки есть любимые стихи о берёзе.
Заранее подготовленные учащиеся читают стихи.
БерЁза
Люблю берёзу русскую,
То светлую, то грустную,
В белёном сарафанчике,
С платочками в карманчиках,
С красивыми застёжками,
С зелёными серёжками.
А. Прокофьев
Задание для нечитающих учеников: чтение слогов, слов, предложений.
Задание для читающих учеников: чтение рассказа В. Голявкина «Всё будет прекрасно!».
Чтение рассказа учителем.
– Кто герой рассказа?
– Что с ним произошло?
– Почему рассказ называется «Всё будет прекрасно!», а на иллюстрации мальчик совсем грустный?
5. Дифференцированная работа по тетради «Я учусь писать и читать».
Закрепление зрительного образа.
– Закрасьте в тетради те части рисунка, в которые вписана буква Б, б.
Задание «Сообрази и запиши».
– Впишите буквы в клеточки, номера которых даны после буквы.
– Прочитайте получившиеся слова. (Берёза, рябина.)
– Назовите эти предметы одним словом. (Деревья.)
– Найдите и подчеркните буквы, которыми различаются слова в парах.
– Найдите и прочитайте пары слов, в которых слова различаются количеством слогов, местом ударения, мягкостью-твёрдостью первых звуков.
VI. Рефлексия деятельности.
– Прочитайте слова, записанные красочными буквами. Какие слова в них «спрятались»? (Ябеда – еда, беда; серебро – ребро.)
– Можем отправляться домой. Скоро звонок. Ой, кто это?
Не ходите, учащиеся,
В Африку гулять.
В Африке разбойник,
В Африке злодей,
В Африке ужасный … (Бар-ма-лей)!
– Он не выпустит нас из страны Букварии, пока мы не расскажем, что здесь делали, с кем подружились, почему нас сопровождали именно эти сказочные герои. (Ответы учеников.)
– Что вы знаете про букву Б?
Хоть крутись, или вертись, Буква ты прекрасная,
Нам без Б – не обойтись! Звонкая, согласная!
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории литература:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ