Урок литературного чтения 3 класс "И.М. Пивоваров «Плохие сны» , В,В. Голявкин «Был не крайний случай»"
3 класс Программа: развивающая система Занкова
Тема: И.М. Пивоваров «Плохие сны» , В,В. Голявкин «Был не крайний случай»
Цель: формирование навыков анализа художественных текстов посредством произведения И.М.Пивоваровой «Плохие сны» и В.В.Голявкина «Был не крайний случай»
Задачи:
Познакомиться с произведениями И.М. Пивоваровой «Плохие сны» и В.В.Голявкина «Был не крайний случай»
Развить речевые навыки школьников, связанных с процессами: восприятия, интерпретации, анализа
Практиковаться в выразительности чтения и чтения по ролям
Оборудование: учебник В.Ю. Свиридова, компьютер, проектор, презентация
Этапы урока
Содержание
Формирование УУД
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Организационный момент
Приветствие учащихся
Приветствие учителя, проверка рабочих мест
Личностные:
Проверка готовности к уроку
Актуализация знаний
Сегодня мы с вами познакомимся с произведениями Ирины Пивоваровой и Виктора Голявкина.
Слушают учителя
Личностные:
Сформировать интерес к учению
Открытие нового знания
-Вы прочитали дома произведения «Плохие сны» Ирины Пивоваровой и «Был не крайний случай» Виктора Голявкина, так как вы думаете, какая будет тема нашего сегодняшнего урока?
-А какова будет цель и задачи нашего сегодняшнего урока?
-Начнем наш урок с биографии Ирины Михайловны Пивоваровой. Родилась в Москве в семье врача. Её отец мечтал, чтобы дочь пошла по его стопам и выбрала медицинскую карьеру. Но с детства Ирину привлекало творчество, поэтому после окончания школы она поступила в Московский текстильный институт на факультет прикладного искусства.
С основными сборниками писательницы, вы, можете познакомиться на слайде.
Основными популярными сборниками рассказов и повестей Ирины Пивоваровой стали «О чём думает моя голова», «Однажды Катя с Манечкой». Сборники «Жила-была собака», «Венок из колокольчиков», «Хочу летать» «Лесные разговоры», «Потерялась птица в небе», «Только для детей» составлены из стихотворений автора.
Самые любимые и запоминающиеся детям повести писательницы — «Тройка с минусом, или Происшествие в 5 „А“», «Рассказы Люси Синицыной, ученицы третьего класса», «Старичок в клетчатых брюках», «Рассказы Павлика Помидорова, брата Люси Синицыной».
По стихотворениям Ирины Михайловны Пивоваровой были сняты мультфильмы «Жирафа и очки», «Одна лошадка белая». Ирина Михайловна также написала сценарий мультфильмов «Бим, Бам, Бом и волк», «Жирафа и очки». Умерла в 1986 году.
-Итак, что, вы, запомнили из биографии Ирины Пивоваровой?
-А какие произведения, вы, запомнили?
- А вы читали какие-нибудь произведения Ирины Пивоваровой, кроме «Плохие сны»?
-Сейчас давайте поговорим о произведении «Плохие сны». Какой жанр этого произведения? (рассказ)
-О чём этот рассказ?
-Как вы думаете, спасёт ли открытая форточка от плохих снов?
-А от угрызений совести?
-Чему нас учит это произведение?
-Сейчас мы будем читать по ролям. Какой отрывок можно прочитать по ролям? И сколько человек там участвует?
-Чему учит нас этот рассказ?
-А вы когда-нибудь так поступали?
-Какова главная мысль этого произведения?
-Давайте перейдем к следующему автору и его произведению «Был не крайний случай».
Виктор Владимирович Голявкин
Родился 31 августа 1929 года в Баку. Отец Владимир Сергеевич работал преподавателем музыки, поэтому в доме всегда звучала музыка, и сыновей (у Виктора было два младших брата) учили музыке.
Виктору было всего 12 лет, когда началась Великая Отечественная война. Его отец сразу ушёл на фронт и Виктор стал старшим мужчиной в семье. Одновременно с живописными работами Голявкин создаёт короткие рассказы.
-А теперь прочитайте то, что написано на слайде.
-Что, вы, нового для себя узнали?
Невозможность публикации невписывавшихся в официальную эстетику сочинений привела к тому, что сначала стали печатать рассказы для детей в журналах «Костёр» и «Мурзилка». В 1959 году, когда Голявкину было уже тридцать лет, вышла первая книжка детских рассказов «Тетрадки под дождём».
Умер в Санкт-Петербурге 24 июля 2001 года.
-Какого жанра это произведение? Докажите.
-Расскажите краткое содержание
произведения «Был не крайний случай».
-Как вам кажется, стыдно ли забыть правило?
-А обмануть доверие учителя?
-А как бы вы поступили в этой ситуации?
-Какой момент из рассказа запомнился, вам, больше всего? Почему?
Слушают учителя
Ответы учеников
Слушают учителя
Читают текст
Ответы учащихся
Работа с текстом, чтение по ролям.
Ответы учащихся
Слушаю учителя
Работа с текстом, говорят то, что запомнили.
Кратко пересказывают произведение В.В. Голявкина «Был не крайний случай».
Работа с текстом
Отвечают на вопросы.
Познавательные:
Получение новой информации об авторах
Личностные:
Высказывают свое мнение
Регулятивные:
Работа с текстом
Познавательные:
Осуществляет поиск и выделяет конкретную необходимую информацию
Стоят речевое высказывание
Физкультминутка
Сейчас я буду показывать движения, а вы за мной повторяете.
Раз подняться, потянуться, два согнуться-разогнуться, три руками три хлопка, головою три кивка, на четыре руки шире, пять руками помахать, шесть за парту сесть опять.
Повторяют движения за учителем.
Регулятивные:
Умение переключаться с игровой деятельности в учебную
Первичное закрепление
- Сейчас почитаем по ролям. Сколько человек присутствует в тексте?
-Попробуйте прочитать диалоги и монологи так, чтобы передать их настроение, помогайте себе мимикой, выражением лица, жестами.
Чтение по ролям.
Коммуникативные:
Чтение по ролям
Итог урока
-Ребята, с каким авторами мы сегодня с вами познакомились? А с какими произведениями?
-А вас чему-нибудь научили эти произведения?
-А почему, как, вы думаете, рассказы так названы «Плохие сны» и «Был не крайний случай»?
Ответы ребят
Регулятивные:
Обобщение изученного материала
Рефлексия
Продолжите фразу:
Трудно было …
Я смог …
Мне больше всего понравилось…
Анализируют свою работу на уроке
Личностные:
Оценивание собственной работы на уроке
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории литература:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ