РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА КАК СРЕДСТВО ПРОБУЖДЕНИЯ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ЧУВСТВА К РОДИНЕ (по повестям Л. Кассиля «Дорогие мои мальчишки» и В. Л. Разумневича «Чапай и чапаята») 6 Класс


XXII научно-практическая конференция учащихся гимназии






Секция «РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА. ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА»




РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА КАК СРЕДСТВО ПРОБУЖДЕНИЯ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ЧУВСТВА К РОДИНЕ (по повестям Л. Кассиля «Дорогие мои мальчишки» и В. Л. Разумневича «Чапай и чапаята»)








Александров Денис

ученик 6 Б класса


МБОУ Гимназия № 46» г. Чебоксары





Научный руководитель:

Прокопьева Алина Олеговна

Учитель русского языка и литературы























Чебоксары 2014


Оглавление


I. Введение………………………………………………………………………..3

II. Основная часть

2.1. ………………………………………………………………………………....4

2.2. …………………………………………………………………………………6

III. Заключение………………………………………………………………….12

IV. Библиографический список………………………………………………13















































Введение

Тема патриотизма в русской литературе сегодня очень актуальна, потому что поэты и писатели в своих произведениях всегда создавали образ «настоящего» патриота. Во многих своих произведениях они призывали любить и защищать свою родину, потому что сами писатели были патриотами своей страны. Подрастающее поколение, читая произведения русских писателей, начинают по-другому относиться к России - у школьников пробуждается чувство патриотизма. Именно от чувства патриотизма зависит отношение человека к своей стране, а значит и к окружающим его людям (родному народу), зависит и то, какой вклад он внесёт в науку, искусство, безопасность и ещё во множество областей социальной и культурной жизни человека.

Проблема патриотизма затрагивается в русской литературе многими писателями. В их произведениях отражается и любовь к Родине, и трепетное отношение к своему Отечеству. Но, к сожалению, не так много произведений о любви к Родине, подвигах сынов Отечества изучается в учебной программе среднего звена. Многие произведения, например произведения А. Гайдара, Л. Пантелеева, исключены из школьной программы. Ведь творчество русских писателей и поэтов, оставивших след в отечественной литературе и в памяти народа, как нельзя лучше проникнуто патриотизмом и героизмом русского народа.

Цель исследования - рассмотреть произведения русских писателей как средство пробуждения патриотического чувства к Родине.

В рамках указанной цели были поставлены следующие задачи:

1. Изучить творчество писателей Л. А. Кассиля и В.Л. Разумневича и проанализировать поступки героев этих произведений.

2. Выяснить, как произведения русской литературы пробуждают патриотическое чувство к Родине.

3. Провести анкетирование среди одноклассников и выяснить, что они знают о патриотизме и какие произведения о любви к Родине они читали.

4. Сделать выводы.

Предмет исследования – патриотизм в русской литературе.

Объект исследования – произведения Л. А. Кассиля и В. Л. Разумневича.

Нами использовались следующие методы исследования:

  • теоретические (анализ литературы, документальных источников, обобщение);

  • социологические (анкетирование);

  • математические (обработка материала социологического опроса).

Основная часть

В среднем звене на уроках литературы огромный материал для патриотического воспитания учащихся представляют эпизоды военной истории России. Так, изучая героические страницы истории нашей страны в стихотворении М.Ю. Лермонтова “Бородино” (5 кл.), каждый из нас соприкасается с мыслями и чувствами простых солдат, отстоявших родину от врага, мыслями и чувствами Лермонтова, его размышлениями о значении Бородинской битвы и роли простого народа, о русском национальном характере, о том, что такое настоящие люди, какой ценой добывается слава родины и мн. др. На этих уроках происходит беседа о войне 1812 года и значении Бородинской битвы, рассказ о Лермонтове не только как о поэте, но и участнике битв на Кавказе.

Также в учебниках по литературе Р.Н. Бунеева и Е.В. Бунеевой «Шаг за горизонт» в 4-ом классе нами было изучено отрывочно произведение А. Гайдара «Тимур и его команда», героями которого стали дети, обыкновенные мальчишки и девчонки – смелые, честные, добрые, верные дружбе, настоящие герои своего времени.

В 6-ом классе (по программе Р.Н. Бунеева и Е.В. Бунеевой) объектом изучения являются былины – «истории о сильных и великодушных богатырях, об их победах над коварным врагом, о величии и счастье служения своей Родине». Устное творчество любого народа содержит богатейший материал для воспитания в духе дружбы, взаимопонимания, трудолюбия, патриотизма.

Разумеется, патриотическое воспитание не ограничивается анализом только тех произведений, которые изучаются непосредственно на уроках литературы. Тема патриотизма очень ярко проявляется и в таких произведениях, как «Дорогие мои мальчишки» Л.А. Кассиля и «Чапай и чапаята» В.Л. Разумневича. Они предлагаются среднему звену для внеклассного чтения. На материале этих произведений мы и построили наше исследование.

Произведение Льва Кассиля написано на реальных событиях Великой Отечественной войны. С первых же дней войны Лев Кассиль стал корреспондентом радио и ряда газет. Много раз приходилось ему восхищаться героизмом юных защитников родины, и он рассказывал об этом в своих очерках по радио и в газетах. Особое впечатление на писателя произвело дошедшее до него сообщение о том, что группа юнг с острова Валаама на Ладожском озере, совсем еще мальчишек, самоотверженно задержала под Ленинградом большой парашютный десант фашистов, прорвавшихся в тыл наших войск. Обстоятельства военного времени не позволяли рассказать об этом в печати с указанием точного места и времени событий. В эти же годы советский народ стал свидетелем героизма подростков и на мирном фронте – на фабриках и заводах. Лев Кассиль часто бывал в ремесленных училищах Москвы и Урала, где мальчишки и девчонки, которым надо было бы еще учиться в школе, становились настоящими рабочими, заменяя взрослых, ушедших на фронт. Таких ребят, как Сташук и Капка Бутырев, писатель встречал повсюду в те дни. А с прообразами Валерки Черепашкина писатель познакомился в Москве в Обществе юных историков столицы. Лев Кассиль был заместителем председателя этого общества. Там-то и подружился он со многими юными историками, черты которых помогли ему создать образ Валерки Черепашкина.

А в начале книги писатель рассказывает про себя то, что было на самом деле. Действительно, в те дни Лев Кассиль был на Северном флоте, в Заполярье. И затем действительно вел передачи по радио, которые назывались «За круглым столом под часами с кукушкой». В образе синоптика Арсения Петровича Гая мы узнаем замечательного детского писателя Аркадия Петровича Гайдара, которого Лев Кассиль очень любил. Недаром и повесть свою Кассиль посвятил памяти Аркадия Гайдара. Когда Лев Кассиль писал «Дорогих моих мальчишек», уже было известно, что Гайдар погиб на фронте.

Повесть «Дорогие мои мальчишки» была закончена в 1944 году и тогда же издана. Она много раз переиздавалась на русском языке, переведена она и на языки народов СССР. В одном из изданий «Дорогих моих мальчишек» автор обратился к читателям с такими словами, которые были напечатаны на оборотной стороне титульного листа книги:

«Для вас, друзья, для вас, дорогие мои мальчишки и девчонки, написал я в дни Великой войны эту книгу. В ней рассказывается о ваших сверстниках, о мальчиках и девочках, которые вместе с нашей Родиной стойко выдержали горькие испытания и, как ни бушевала буря, как тяжко ни приходилось им порой, учились, работали и не расставались с самыми заветными мечтами.

Мне очень хочется, чтобы из этих мальчиков и девочек – и из вас всех тоже – выросли сильные люди с отважным сердцем, ясной головой, умелыми настойчивыми руками и доброй душой, которая ни за что на свете не примирится со злом и несправедливостью.

Может быть, и вам пригодится в жизни боевой клич моих мальчишек».

Дорога к сердцам детей лежит через память о тех, кто погиб за наше Отечество. Память вбирает в себя многое: и чувство благодарности к героям войны, и чувство долга, и неприятие зла, и стремление утвердить справедливость в мире. Мы должны знать, что война в действительности – зло, жестокость, смерть. И помогут нам в этом книги о Великой Отечественной войне.

Творчество Владимира Лукьяновича Разумневича прошло под знаком чапаевской темы. Он родился в селе Сулак Саратовской области, где в годы гражданской войны формировались полки Чапаевской дивизии, и дед будущего писателя Константин Иванович знал легендарного комдива лично и воевал вместе с ним. Отсюда такое обилие у Разумневича «чапаевских» названий: «Чапаевцы шутить не любят», «Чапай и чапаята», «Сердце Чапая» и т.д. Это лучшие произведения писателя, рассказывающие о бессмертных героях огненных лет гражданской войны, о любви бойцов к своему храброму командиру, о большой дружбе Василия Ивановича с крестьянами, о его внимании к детям и заботе о них.

Произведения Л. Кассиля и В. Л. Разумневича содержат такие эпизоды, содержания которых ни одного из читателей не оставляют равнодушным. Поступки главных героев исполнены любовью, преданностью своей Родине, целеустремлённостью и бескорыстием. Это одни из тех произведений, после прочтения которых у современного подрастающего поколения пробуждается патриотическое чувство, а также чувство благодарности к тем людям, благодаря которым мы сейчас живём в мирное время.
















2.2…….(социологический опрос)

Мы решили выяснить, какие произведения о любви к Родине читали учащиеся 6 класса, что знают о В.И. Чапаеве, как понимают слово «патриот» и т.д. Нами была составлена анкета из 9 вопросов. На вопросы отвечали 53 ученика 6-ых классов.

После проведения анкетирования и обработки собранной информации, были получены следующие результаты:

В ходе анкетирования было опрошено 53 ученика 6-ых классов, из них:

Девочек – 32;

Мальчиков – 21.

Все опрошенные были одной возрастной категории, возраст респондентов 12-13 лет, учащиеся 6-ых классов.

Анализируя полученные ответы на 1-ый и 2-ой вопросы: какие произведения, рассказывающие о любви к Родине, Вы читали; читали ли Вы такие произведения, как: Л. Кассиль «Дорогие мои мальчишки», В. Разумневич «Чапай и чапаята», А. Гайдар «Тимур и его команда», А. Гайдар «Судьба барабанщика», Л. Пантелеев «Честное слово», мы видим, что многие учащиеся вспомнили те произведения, которые они проходили на уроках литературы – «Тимур и его команда», «Бородино». Именно эти произведения идут первыми по числу голосов.

Тимур – смелый и отзывчивый пионер, который вместе со своими друзьями окружил тайной заботой семьи фронтовиков. Конечно, поступки тимуровцев трудно назвать героическими, но они учат взаимопомощи, смелости, доброте и честности, поэтому мы можем назвать этих ребят «героями своего времени».

1 ученик назвал повесть «Кортик», которую мы относим к приключенческой литературе, но, безусловно, главные сюжетные перипетии произведения, характеры и особенности личности героев говорят о том, что ребята были героями своего времени, времени тяжелого для нашей страны, конца гражданской войны и начала НЭПа.

2 ученика вспомнили социально-бытовые былины, изображающие бытовую сторону жизни государства (былины о Садко, Василии Буслаевиче, Микуле Селяниновиче), а о героических былинах не вспомнил ни один учащийся. Былины ребята проходили недавно на занятиях по литературе.

Остальные произведения были для внеклассного чтения (Л. Кассиль «Дорогие мои мальчишки»; В. Разумневич «Чапай и чапаята»; А. Гайдар «Судьба барабанщика»; Л. Пантелеев «Честное слово»; М. А. Шолохов «Судьба человека»; С.Т. Алексеев «Орлович-Воронович») и, как показывает опрос, учащиеся знакомы с этими произведениями, кроме повести В. Разумневича «Чапай и чапаята». Все эти произведения так или иначе рассказывают о героях Гражданской войны, Великой Отечественной войны, о детях-героях, которые работали в тылу на благо Родины, которые держали слово, не смотря ни на что.

Произведение Л. Чарской «Малютка Марго», которое было отмечено 1 учащимся, рассказывает о приключениях малютки Марго, которая с честью выходит из всех испытаний, но к произведениям литературы, которые рассказывают о подвигах, совершенных во имя Родины, ее отнести трудно.

  1. «Какие произведения, рассказывающие о любви к Родине, Вы читали?»


Девочки (32 чел.)

Мальчики (21 чел.)

«Тимур и его команда» - 6 чел.

Бородино – 5 чел.

Дорогие мои мальчишки - 1 чел.

Кортик- 1 чел.

Вольга и Микула Селянинович – 1 чел.

Судьба человека – 1 чел.


«Тимур и его команда» - 7 чел.

Дорогие мои мальчишки -2 чел.

Судьба барабанщика – 2 чел.

Вольга и Микула Селянинович – 1 чел.

Чапай и чапаята – 1 чел.

Честное слово – 1чел.

Малютка Марго – 1 чел.

Орлович-Воронович – 1 чел.

2. Читали ли Вы такие произведения:


Девочки (32 чел.)

Мальчики (21 чел.)

Л. Кассиль «Дорогие мои мальчишки» - 11 чел.

В. Разумневич «Чапай и чапаята» - 0 чел.

А. Гайдар «Тимур и его команда» - 32 чел.

А. Гайдар « Судьба барабанщика» - 6 чел.

Л. Пантелеев «Честное слово» - 14 чел.

Л. Кассиль «Дорогие мои мальчишки» - 8 чел.

В. Разумневич «Чапай и чапаята» - 1 чел.

А. Гайдар «Тимур и его команда» - 19 чел.

А. Гайдар « Судьба барабанщика» - 3 чел.

Л. Пантелеев «Честное слово» - 7 чел.

На 3-ий вопрос «Героические поступки каких персонажей из произведений русской литературы произвели на вас неизгладимое впечатление?» были получены следующие ответы:


Девочки (32 чел.)

Мальчики (21 чел.)

Тимур и его друзья – 7 чел.

Щелкунчик «Он отважный, храбрый, ради любви

готов на всё». – 1 чел.

Герои былин: Добрыня Никитич, Илья Муромец,

Алеша Попович – 1 чел.

Кто-то из произведения «Кортик» (имя не помню) – 1 чел.

Подвиги мальчиков из повести «Дорогие

мои мальчишки» – 1 чел.

Главный герой из повести «Судьба человека» – 1 чел.

Ничего не ответили – 20 чел.

Тимур и его друзья – 10 чел.

Герои былин: Добрыня Никитич, Алеша Попович – 3 чел.

Илья Муромец – 3 чел.

Князь Владимир – 1 чел.

Пятнадцатилетний капитан, Гекельберифин – 1 чел.

Сережа из произведения «Честное слово» - 1 чел.

Чапаев из произведения «Чапаев и чапаята» - 1 чел.

Сравнивая ответы мальчиков и девочек, надо отметить, что все мальчики ответили на этот вопрос, вспомнив героический поступок персонажа из произведений русской литературы или из русской истории (князь Владимир). 20 девочек ничего не ответили на этот вопрос, несмотря на то, что, например, произведение А. Гайдара «Тимур и его команда» было прочитано всеми, повесть Л. Кассиля «Дорогие мои мальчишки» и рассказ Л. Пантелеева «Честное слово» – почти половиной опрошенных. Следовательно, поступки героев этих произведений не вызвали у девочек эмоций и чувств.

4. В повести Льва Кассиля «Дорогие мои мальчишки звучит такой девиз: «Отвага, Верность и Труд – Победа!». Как Вы понимаете его смысл?

Этот вопрос особой сложности, как нам показалось, не вызвал, но есть учащиеся, которые не ответили на этот вопрос (по два чел. в каждой группе). Девиз, прозвучавший в повести Л. Кассиля «Дорогие мои мальчишки», ребята поняли и интерпретировали, можно сказать, одинаково: следуя отваге, верности своим друзьям, трудясь на благо Родины, можно всегда быть победителем.

Девочки (32 чел.)

Мальчики (21 чел.)

В повести Льва Кассиля «Дорогие

мои мальчишки звучит такой девиз:

«Отвага, Верность и Труд – Победа!»

Как Вы понимаете его смысл?

В повести Льва Кассиля «Дорогие

мои мальчишки звучит такой девиз:

«Отвага, Верность и Труд – Победа!».

Как Вы понимаете его смысл?

* Если ты отважный человек, то будешь

верным. Если трудишься, то сумеешь победить.

* Без отваги, верности и труда ничего хорошего не получится.

* Отвага, Верность и Труд ведут к Победе.

* Нужно быть отважным, верным и

трудолюбивым, тогда будет победа.

* Отвага и верность – это главное в жизни, а

чтобы победить, надо много трудиться.

* Если будешь отважным, верным и

трудолюбивым, то добьешься назначенной цели.

* Нужно не сдаваться, не предавать

и трудиться, тогда у тебя все будет.

* Если быть верным Родине, трудолюбивым

и отважным, не бояться подвигов и

быть сплоченной командой – можно победить.

* Если быть отважным, верным своим

друзьям и трудиться, то можно многого

достичь.

* Чтобы достичь победы, надо много

трудиться.

* Если ничего не бояться, быть верным Родине

и трудиться, то можно победить.

* Только благодаря отваге, верности и труду,

можно прийти к победе.

*Если мы будем верны, трудолюбивы, отважны, то у нас всегда будет победа.

* Если верить в себя, то у вас все получится.

* Мужество, верность друг другу и, конечно

же, желание победить, приведет к победе.

* Нужно быть отважным, верным другом

и трудолюбивым человеком, чтобы

достичь победы.

  • Никогда не надо сдаваться, нужно

  • идти к победе.

Ничего не ответили 2 чел.

* Благодаря отваге, верности и труду можно

добиться победы.

* Отвага, верность и труд приведут к победе.

* Если быть отважным, верным и

трудолюбивым, то ты обязательно победишь.

* Это значит, что если отвагу, верность и труд

соединить, то тогда вас ожидает победа.

* Имея такие качества, как отвага, верность и

труд, можно всегда добиться победы.

* Нужно бороться за свою страну.

* Нужно трудиться, чтобы получить какой-либо

результат

* Смелый и дружный труд приведет к победе

* Если быть отважным и верным, всегда

трудиться, то можно достичь победы.

* Надо ничего не бояться и работать

не покладая рук.

* Если не быть трусом, стремиться к

своей цели, можно ее достигнуть.

* Если мы будет отважными, верными

и трудолюбивыми, мы всегда будем побеждать.

* Таким способом можно добраться до победы.

* Если ты верно будешь служить своей

Родине, трудиться, то всегда будет победа.

* Если ты будешь отважным,

верным, трудолюбивым, ты всегда

будешь впереди.

  • Нужно быть смелым, верным, трудолюбивым,

  • чтобы добиться чего – либо.

Ничего не ответили - 2 чел.


5. Есть ли место героическим поступкам в нашей современной жизни? Как мы видим, большинство учащихся ответили положительно на этот вопрос.

Девочки (32 чел.)

Мальчики (21 чел.)

Есть ли место героическим поступкам в нашей современной жизни?

Да – 28 чел.

Нет – 3 чел.

Ничего не ответили – 1 чел.

Да – 18 чел.

Нет – 3 чел.


6. Совершали ли Вы героический поступок? Если да, опишите его. Для ответа на этот вопрос необходимо дать определение понятию «героизм, героический поступок». В толковом словаре С.И. Ожегова дается такое определение: «Героизм – отвага, решительность и самопожертвование в критической обстановке». Из Викисловаря «мужество, стойкость, самоотверженность, способность к совершению подвига». Из Большой советской энциклопедии «Героизм, героическое – свершение выдающихся по своему общественному значению действий, отвечающих интересам народных масс, передовых классов и требующих от человека личного мужества, стойкости, готовности к самопожертвованию».

Из ответов большинства видно, что героических поступков они не совершали, но один ответ о спасении девочки из воды действительно можно назвать героическим.

Остальные ответы девочек говорят о том, что они неправильно интерпретируют понятие «героизм, героический поступок». Убраться в квартире, научить ходить братика, уступить в транспорте место – это поступки воспитанного, вежливого человека, и ничего общего с героизмом они не имеют.

Девочки (32 чел.)

Мальчики (21 чел.)

Совершали ли Вы героический поступок? Если да, опишите его.


Нет – 22 чел.

«Вроде, да. Я поплыла на Волге к буйкам

(просто так), у девочки уплыл круг, она не умела плавать, а я ее спасла»;

«Нет, героических больших поступков я не

совершала, только если маленькие, такие как:

помочь бабушке или с мамой убраться в

квартире»;

«Может, это не совсем героический поступок,

но я научила ходить своего братика»;

«Когда маленький братик ломает игрушки,

я взрослым говорю, что это я нечаянно

сломала»;

«Да, работала с благотворительностью»;

«Когда падала девочка, я схватила её за руку,

и в итоге она не упала»;

«Да, я спасла маленького кота с дерева,

и почему-то до сих пор этим горжусь»;

«Да, совершала. Помогала пожилым

иногда перейти дорогу, уступала место

и т.д.»

«Помогла бабушке перейти дорогу» - 3 чел.

Нет – 19 чел.

Пока еще не представилось случая – 1 чел.

Помог другу, он сломал ногу – 1 чел.




7. Что Вы знаете о В. И. Чапаеве (кем был, с кем сражался?)

Девочки (32 чел.)

Мальчики (21 чел.)

Что Вы знаете о В. И. Чапаеве (кем был, с кем сражался?)


Ничего не ответили – 15 чел.

Участник Первой мировой и Гражданской войны,

командир;

Чапаев – наш герой, он сражался за нашу Родину и не

сдавался. Даже в честь него стоит памятник.

Был героем, сражался за Россию – 4 чел.;


Он был старшим военным, сражался с Петькой, Анькой;

Был полководцем русской армии – 3 чел.;

Был героем Отечественной войны;

Был главным военнослужащим;

Ему поставлен памятник;

Чапаев – капитан гвардии;

Чапаев – патриот;

Чапаев был солдатом, сражался с французами;

Вроде бы он сражался с Наполеоном.

Ничего не ответили – 8 чел.

Чапаев-герой войны, который сражался за

Родину, но в очередном сражении, когда он

переплывал реку, его убили – 2 чел.

Сражался с белой армией, был патриотом - 3

чел.;


Он был (русским) полководцем - 6 чел.;

Он создал игру чапаевцы;

Чапаев был очень добрым человеком;




Ответы на этот вопрос поражают разнообразием. Учитывая, что никто из учащихся не читал произведения В. Разумневича о В. И.Чапаеве (оно не входит в школьную программу), ответы некоторых учеников говорят о том, что они знают, что Чапаев был начальником дивизии Красной армии, участником Первой мировой и Гражданской войн. По другим ответам, например, «вроде бы сражался с Наполеоном», мы видим, что о герое Гражданской войны – Чапаеве – учащиеся не знают ничего.

8. В 8-ом вопросе мы попросили дать определение понятию «патриот». Значение слова «патриот» по толковому словарю Т.Ф. Ефремовой: «Патриот - тот, кто любит свое отечество, предан своему народу, готов на жертвы и подвиги во имя интересов своей Родины». По словарю С. И. Ожегова: «Патриот - человек, преданный интересам какого-нибудь дела, глубоко привязанный к чему-нибудь». Большинство учащихся справились с этим вопросом.

Не смогли дать определение 11 человек. Также ответы некоторых учащихся, например «Патриот – это что-то похожее на депутата», говорят о том, что необходимо продолжать формировать у учащихся понимание патриотизма, воспитывать смелость, уважительное отношение к людям, защищавшим Родину.

Девочки (32 чел.)

Мальчики (21 чел.)

Кто такой патриот? (дайте определение)

Не ответили - 5 человек.

Патриот - это человек, не предающий свою Родину, готовый отдать за неё жизнь.

Патриот - защитник Родины.

Патриот – человек, который несмотря ни на что, будет стоять до конца за свою Родину.

Патриот – это тот, кто никогда не сдается и всегда придет на помощь.

Патриот – это тот, кто защищает свою Родину.

Патриот – человек, любящий Родину и не жалеющий себя ради Отечества.

Патриот - это сильный человек, который никогда не сдается.

Патриот – человек, всем сердцем любящий свою страну и делающий для её блага.

Патриот - это тот, кто уважает и любит свою Родину.

Патриот – человек, который верен своей Родине.

Патриот - это тот человек, который не покинет свою Родину.

Патриот – человек, который стоит горой за свою страну.

Патриот - это человек, который сражается за свою Родину – 2 чел.

Патриот - это тот человек, который не предаст свою землю – 2 чел.

Патриот – человек, любящий свою родину - 9 чел.

Не ответили - 6 чел.

Патриот - это человек, любящий свою Родину - 7 чел.

Патриот - это человек, который пойдет на все ради Родины.

Патриот - это любитель и ценитель Родины.

Патриот - это человек, который служит Родине.

Патриот - это человек, который предан своей Родине.

Патриот – тот, кто защищает свою страну Родину.

Патриот - это тот, кто будет бороться за честь и страну.



Патриот - это что-то похожее на депутата.

Патриот - житель России.

Патриот - любитель своей Родины.

Патриот - это житель любой страны.

9. Каких известных героев России Вы знаете? Задавая этот вопрос, мы хотели узнать, кто является героями для нынешних мальчиков и девочек. С кого они сегодня берут пример, у кого учатся смелости и чести, отваге и решительности? 22 человека не ответили на этот вопрос, а большинство написали В.И. Чапаева и Ю.А. Гагарина. Вспомнили ребята и героев истории, героев-полководцев, но, к сожалению, этих ответов малое количество.

Девочки (32 чел.)

Мальчики (21 чел.)

Каких известных героев России Вы знаете?

Не ответили – 12 чел.

Чапаев - 17

Гагарин – 8

Николаев – 2

Зоя Космодемьянская – 1

Ленин – 1

Суворов – 1

Жуков – 1

Кутузов -2

Александр Македонский (царь Македонии, основатель мировой эллинистической державы) – 1

Их много – 1

Не ответили – 10 чел.

Чапаев -9

Гагарин -8

Ленин – 2

Кутузов -3

Сталин -1

Юрий Долгорукий – 1


Как показали ответы на 1, 2, 3 вопросы, учащиеся с удовольствием прочитали по программе такие произведения, как «Тимур и его команда», героические былины. Им запомнились и поступки Тимура, и поступки его друзей, а также подвиги Алеши Поповича, Ильи Муромца, Добрыни Никитича. Произведение Л. Кассиля «Дорогие мои мальчишки», которое ребятам предлагалось для внеклассного чтения, также нашло отклик в их сердцах. Некоторыми ребятами были отмечены произведения, которые, возможно, посоветовали прочитать родители. Таким образом, мы видим, что только совместные усилия учителей и родителей смогут привить детям навык чтения и только они смогут посоветовать, какую книгу выбрать для чтения дополнительно, чтобы она оставила в душе ребенка след.

Отрадно видеть и то, что учащиеся знают героев России: русских полководцев, известных космонавтов. Начдива Красной Армии В.И. Чапаева ребята тоже называют героем России, но, к сожалению, мало что о нем знают.

В одном из вопросов мы попросили дать определение понятию «патриот». Большинство справились с заданием, но чтобы не было таких определений, как «Патриот – это что-то похожее на депутата», «Патриот – это житель любой страны».

И отдельно хочется обратить внимание на ответы учащихся о героических поступках (5,6 вопросы). Большинство уверено, что есть и в настоящее время место героическому поступку. Но что они понимают под этим понятием, особенно девочки, над этим надо задуматься. В толковом словаре С.И. Ожегова дается такое определение: «Героизм – отвага, решительность и самопожертвование в критической обстановке». Один поступок о спасении девочки из воды действительно героический. Остальные ответы девочек говорят о том, что они неправильно интерпретируют понятие «героизм, героический поступок». Убраться в квартире, научить ходить братика, уступить в транспорте место – это поступки воспитанного, вежливого человека, и ничего общего с героизмом они не имеют.

Заключение

25 октября 2013 года состоялась пресс-конференция организаторов и участников конкурса «Патриот России – 2013». На ней была высказана интересная, простая и одновременно глубокая мысль, прозвучавшая в ходе обсуждения проблемных вопросов патриотического воспитания. «Ребенок, растущий и быстроразвивающийся, берет от жизни то, что считает главным и складывает как бы в «рюкзак», и потом несет его за своей спиной, чтобы в будущем, по необходимости доставать это накопленное и использовать, применять в своей деятельности. Так формируется поведение, мировоззрение, отношение к миру, к людям. Логично, что «вещи для рюкзака», будут взяты из окружающего мира, из всего когда-либо увиденного, услышанного и прочитанного». Очевидно и то, что здесь требуются совместные усилия педагогов, родителей, прививающих любовь к чтению, преподнося читательский навык как важную ценность. Только тогда «рюкзаки» будут наполняться багажом настоящих знаний и опыта, подаренных авторами в разные времена и эпохи, только тогда можно пробудить в человеке патриотическое чувство к Родине, чувство «любви к Родине, преданности своему Отечеству, стремление служить его интересам и готовность, вплоть до самопожертвования, к его защите».

Изучив творчество русских писателей, можно сказать, что каждый автор изображал патриотизм индивидуально. Но в изображении патриотизма есть общие черты: это любовь к родине и верность своему Отечеству. Герои многих произведений русской литературы заслужили уважение своими патриотическими поступками. И нам не стоит забывать боевой клич синегорцев из повести Льва Кассиля: «Отвага, Верность и Труд – Победа!».

Список использованной литературы

1. Агапова, И.А. Патриотическое воспитание в школе / И.А.Агапова, М.А.Давыдова. – М.: Айрис-пресс, 2002. -224 с.

2. Буторина, Т.С. Воспитание патриотизма средствами образования / Т.С. Буторина, Н.П. Овчинникова. – СПб.: Каро, 2004. – 221 с.

3. Воронова, Е.А. Патриотическое воспитание в современной школе: программы, мероприятия, игры / Е.А.Воронова. – Ростов н/Д: Феникс, 2006. – 282с.

4. Ковылева, М. В. Методика активного обучения и воспитания: современный подход к гражданскому образованию и воспитанию / М. В. Ковылева. – Ростов н/Д : Феникс, 2005. – 320 с.

5. Щуркова, Н. Е. Классный час: Поговорим о жизни…: Материалы для воспитателей и классных руководителей / Н. Е. Щуркова. – М. : АРКТИ, 2005. – 168 с.



Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории литература:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ