Самостоятельная работа как одно из средств формирования частно-предметных учебных умений обучающихся (на примере учебной дисциплины "Литература")
Министерство образования и науки Челябинской области
Государственное бюджетное образовательное учреждение
Среднего профессионального образования
(среднее специальное учебное заведение)
«Копейский политехнический колледж»
(ГБОУ СПО (ССУЗ) «КПК»)
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА КАК ОДНО ИЗ СРЕДСТВ
ФОРМИРОВАНИЯ ЧАСТНО-ПРЕДМЕТНЫХ УЧЕБНЫХ
УМЕНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ (НА ПРИМЕРЕ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ « ЛИТЕРАТУРА»)
подготовила преподаватель литературы
обучающихся 1,2 курсов
Гончарова Марина Владимировна
г.Копейск
2014 год
В педагогике профессионального образования нашли свое прочное выражение современные концептуальные подходы: знаниевый (когнитивный) (Я.А.Каменский); личностно-ориентированный (Н.Алексеев, Е.Бондаревская, Д.Белухин, Н.Крылова, И.Якиманская и др.); компетентностный (Р.Бадер, Д.Мертенс, А.Шелтен, Р.Киршнер, А.В.Хуторский, Д.А.Иванов, О.В.Соколова, Э.Ф.Зеер и др ).
На протяжении долгих лет оставался преобладающим знаниевый подход. По Я.А.Каменскому в условиях знаниевого (когнитивного) подхода основными категориями являются знания, умения, навыки, которые получают обучающиеся на учебных занятиях, и при этом реализуются основные цели: усвоение сведений, понятий, законов, закомерностей.
Проблемой развития общеучебных и частных предметных умений занимались многие ученые 19-20 веков, в том числе Ю.К.Бабанский, В.П.Беспалько, П.Я.Гальперин, В.В.Гузеев, Л.Я.Зорина, Г.К.Селевко, Н.Ф.Талызина, А.В.Усова и др.
Если знания формируются на 1 уровне деятельности (репродуктивном), то умения формируются на уровне самостоятельного нахождения способов решения проблем (отражательно-преобразующая деятельность) и творческом (духовно-практическая деятельность) по Н.В.Кузьминой, В.А.Черкасову, Г.Г.Серковой.
На уроках литературы отрабатываются общеучебные умения такие как: читать, пересказывать, анализировать, обобщать, делать выводы, писать сочинения разных жанров; и частно-предметные умения: выделять и истолковать художественные особенности текста, понимать и объяснять мотивы поведения, характеры или отношения героев, истолковывать смысл фрагмента как части целого произведения (его связь с проблематикой и роль в композиции).
Вот почему целью деятельности педагога является развитие специальных учебных умений обучающихся по литературе средствами самостоятельной работы.
В процессе изучения литературного материала у обучающихся формируются фактические и теоретические знания, умения, необходимые в самостоятельном применении.
В состав фактических знаний входят:
Знания, связанные с текстом (сведения о героях, о теме, сюжете, о проблемах, волновавших автора; знания наизусть стихов и отрывков из художественной прозы);
Знание биографического материала и основных вех творческого пути писателя; знание сведений о литературных организациях и журналах, о критических статьях, посвященных истолкованию литературных произведений;
Знание исторических событий, оказавших глубокое влияние на развитие художественной литературы.
В состав теоретических знаний входят:
Знания теоретико-литературных понятий «тема», «сюжет», «идейный смысл», «композиция», «жанр произведения»;
Знания о закономерностях развития художественной литературы (образное отражение жизни общества).
При изучении курса литературы необходимо выделить умения, позволяющие обучающимся закреплять и применять полученные знания.
К общим учебным умениям относятся:
Работа с книгой ( т.е. внимательное чтение без пропусков ), записи о прочитанном ( план главы, цитаты, тезисы, конспект критической статьи, аннотация к книге ), умение пересказывать текст, выделять главную мысль, анализировать, обобщать материал;
Работа над сочинением (понять тему и отобрать материал для ее раскрытия, стилистически правильно изложить свои мысли, сделать выводы и обобщения).
Помимо общеучебных умений нужны и специальные учебные умения, обусловленные особенностями литературы как предмета.
К ним относятся:
Определить элементы алгоритма при работе с текстом;
Анализировать эпизод;
Объяснять мотивы поведения персонажа в конкретной ситуации , изображенной автором;
Дать характеристику литературному герою, рассматривая его как изображение человека определенной среды и эпохи;
Определять и обосновывать свое отношение к литературному герою , произведению , автору;
Видеть логику превращения фактов жизни в факты искусства;
Вести монологическую речь;
Делать сопоставительный анализ произведений.
Для формирования умения №1, то есть определения элементов алгоритма при работе с текстом, рекомендуется обучающимся записать фразу-помощницу, если необходимо вспомнить как называются литературные понятия. В левом столбике первая буква слова подскажет букву , с которой начинаются элементы алгоритма работы с текстом.
Фраза - помощница
Элементы алгоритма работы с текстом
Ты
Понял
Где
Следует
Искать
Ответ?!
Тема
Проблема
Герои
Сюжет
Идея
Особенности
Формируя умения №2,3, то есть анализировать эпизод, объяснять мотивы поведения персонажа в конкретной ситуации, проводится следующая работа.
При изучении романа И.С.Тургенева «Отцы и дети» предлагается проанализировать эпизод «Приезд Базарова в имение Кирсановых», который позволит выделить яркие стороны личности персонажа.
Этапы анализа:
Прочитать гл. 2, познакомится с описанием внешности героя.
Найти в описании внешности элементы психологической характеристики героя.
Перечислить детали портретной характеристики, подтверждающие законченность образа, отсутствие в нем развития.
Раскрыть социальную принадлежность героя на основе описания его внешности.
Формируя умение №4, 5, то есть дать характеристику литературному герою, рассматривая его как изображение человека определенной среды и эпохи, определить и обосновать свое отношение к герою, произведению, автору, предлагаются разноуровневые задания. Уровни деятельности обучающихся (1,2,3) выделяют на основании методики Бабанского Ю.К., Черкасова В.А.
Изучая роман Л.Н. Толстого «Война и мир», предлагается прочитать эпизод «Князь Андрей Болконский накануне Бородинского сражения» (т.3, ч.2, гл.24-25).
Обучающиеся получают задания.
Задание №1 (1 уровень деятельности - репродуктивный).
Определить место эпизода в романе, для чего ответить на вопросы:
Какие сюжетные элементы использованы в эпизоде?
Почему в начале эпизода князь Андрей чувствовал себя «взволнованным и раздраженным»?
Каково место эпизода в духовно-нравственном становлении князя Андрея?
Задание №2 (2 уровень деятельности - продуктивный,
самостоятельно находить способы решения).
Как речевой строй эпизода помогает понять его смысл?
Для ответа на этот вопрос предлагается:
Прочитать диалог князя Андрея с Пьером и капитаном Тимохиным.
Выделить особенности речи героев и авторские ремарки.
Определить главный элемент диалога – подтекст, то есть мысли героев.
Задание №3 (3 уровень деятельности – творческий).
Написать сочинение- рассуждение на тему «Диалектика души князя Андрея».
Формирование умений №6,7,8, то есть умения видеть логику превращения фактов жизни в факты искусства, вести монологическую речь, делать сопоставительный анализ произведений можно проследить на примере урока по творчеству Н.С.Гумилева. Используются задания, рассчитанные на различные уровни подготовки обучающихся.
Задания
Уровень деятельности. Умения.
1.Выписать из сборника «Шатер» географические названия. Найти на карте места, где поэт искал впечатления для творчества.
1.Развивает умение работы с первоисточниками, стимулирует поиск межпредметных связей.
2.По стихотворению «Памяти Анненского» создать словесный портрет учителя в восприятии Гумилева.
2.Развивает умение вести монологическую речь; творческое воображение.
3.Прочитать стихотворение «Память». Как отражена биография и нравственно – эстетические позиции поэта?
3.Развивает умение раскрывать логику превращения фактов жизни в факты искусства.
Таким образом, частно-предметные умения формируются по определенному, разработанному алгоритму.
Анализируя вышеизложенное, следует отметить, что разработанная методика позволила серьезно поработать над созданием общих и частно-предметных умений по предмету «Литература». Систематизация деятельности позволила выявить более успешные результаты в формировании умений у обучающихся. Самостоятельное осмысление материала способствует развитию творческого начала в человеке, является показателем его интеллектуального роста.
Литература:
Закон РФ «Об образовании», – М., 2012
Пидкасистый П.И. Самостоятельная познавательная деятельность школьника в обучении: теоретико – экспериментальное исследование – М. : Педагогика , 1980
Подласый И.П. Педагогика: Новый курс: Учебник для студентов педвузов, 2004
Селевко Г.К. Тестовый аспектный анализ урока // Школьные технологии, 2007 № 2
Семушина Л.Т., Ярошенко Н.Г. Содержание и технология обучения в средних специальных учебных заведениях – М.: Мастерство , 2001
Серкова Г.Г. Оптимизация самостоятельной работы школьников на основе комплексно – деятельностного подхода: Автореф. дис. канд.пед.наук/ Челяб.гос.пед.ин-т. Челябинск, 1993
Сулимова Е.Ю. Самостоятельность в учебном процессе на современном этапе образования: в помощь преподавателю. Челябинск: Энциклопедия, 2008
Якиманская И.С., Абрамова С.Г. и др. Психолого – педагогические проблемы дифференцированного обучения // Сов. Педагогика, 1992 № 4
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории литература:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ