Сценарий урока литературы «Лукоморье»
Государственное бюджетное дошкольное образовательное
учреждение детский сад №26
компенсирующего вида Красносельского района
Санкт-Петербурга
Сценарий урока литературы
«Лукоморье»
подготовили Витоль Татьяна Ивановна- музыкальный руководитель
Дьякова Галина Борисовна- тифлопедагог
Санкт-Петербург
2012
Задачи:
Продолжать знакомить детей с творчеством А.С.Пушкина.
Воспитывать детей в лучших традициях петербургской культуры.
Формировать творческую активность, умение импровизировать под музыкальное сопровождение.
Обогатить словарь детей на основе произведений А.С.Пушкина.
Развивать музыкальные способности, эстетическое восприятие.
Коррекционные задачи:
Развивать способность располагать объекты в определённой последовательности. (Насекомые: муха, комар, шмель)
Развивать зрительное внимание, память, анализирующее восприятие. («Собери иллюстрацию к сказке»).
Оборудование:
Два фланелеграфа, две иллюстрации к сказкам А.С.Пушкина (образец + разрезанный на шесть частей по вертикали и горизонтали);
Плоско- печатные изображения насекомых: мухи, комара, шмеля.
Предварительная работа:
Чтение сказок А.С.Пушкина
Разучивание стихотворений.
Рисование эпизодов сказок.
Слушание музыкальных фрагментов из оперы Н .А.Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане»: «Полет шмеля», «Три чуда», «Колыбельная».
Музыкальный репертуар:
Песня «Лукоморье», музыка А.Пинегин, А Усачев, группа «Светофор»
«Удивительные сказки детства», музыка Н.Б.Караваевой
«Во саду ли, в огороде», русская нар. мел.
«Коробейники», русская нар. мел.
«Танец», музыка Ферро
Музейная страничка. Задачи:
Создать хорошее, радостное настроение.
Расширить кругозор детей.
Воспитывать в детях уважение и интерес к культуре своей страны.
Оборудование:
Познакомить детей с биографией поэта, используя как иллюстрации рассказа картины, миниатюры, портреты, созданные в «пушкинскую эпоху» и работы современных художников и скульпторов.
Рассказ сопровождается презентацией. Слайды расположены в последовательности, помогающей рассказать о жизни поэта от рождения до роковой дуэли на Чёрной речке.
Ход досуга:
Ведущий:
Сегодня мы поговорим о творчестве и биографии великого русского поэта А.С.Пушкина.
Блок музейного педагога
Презентация. Слайды:
П.Верещагин «Вид Московского кремля в 18 веке»
К. Местр «Пушкин в детстве»
Е. Гейтман «А.С.Пушкин»
А.Мартынов «Царское село. Садовая улица» (вид здания Лицея)
И.Репин «А.С.Пушкин в день выпуска в Лицее 8 января 1815 года»
К.Сомов «Пушкин за работой»
Н.Ге «И.И.Пущин у А.С.Пушкина в Михайловском»
В.Попков «Александр Сергеевич Пушкин. Осенние дожди»
А.Брюллов «Н.Н.Пушкина»
О.А.Кипренский «Портрет А.С.Пушкина»
В. А.Тропинин «Портрет А.С.Пушкина»
Е.Моисеенко «Памяти поэта»
М.К.Аникушин . Памятник А.С.Пушкину в Санкт-Петербурге
А.Опекушин. Памятник А.С.Пушкину в Москве.
Р.Бах. Памятник А.С.Пушкину в Царском селе.
А.Ковалёв. Памятник А.С.Пушкину в Киеве.
С.Комов. Памятник А.С.Пушкину в Твери на набережной реки Волги.
Ведущий:
Давайте вспомним, какие замечательные сказки написал А.С.Пушкин?
(Дети называют сказки: «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях», «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и о могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди», «Сказка о золотом петушке», «Сказка о попе и о работнике его Балде».)
Молодцы! А сейчас я предлагаю вам отправиться в сказочную страну!
Дети инсценируют песню «Лукоморье», музыка А.Пинегина
Ведущий:
Вот мы с вами и в сказочной стране. Здесь нас ждут интересные задания.
Вот первое задание.
Блок тифлопедагога
1.Детям предлагается найти атрибуты, которые относятся к сказкам А.С.Пушкина.
(зеркало, кораблик, рыбка, лебедь, бочка, белка, орешки, корыто)
Дети, отбирая тот или иной предмет, говорят, к какой сказке он относится.
( Зеркало к «Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях», кораблик к «Сказке о царе Салтане…», рыбка к «Сказке о рыбаке и рыбке», лебедь к «Сказке о царе Салтане…», бочка к «Сказке о царе Салтане…», белка к «Сказке о царе Салтане…», орешки к «Сказке о царе Салтане…», корыто к «Сказке о рыбаке и рыбке»
2.Дети делятся на две команды и собирают из разрезных картинок иллюстрации к сказкам «Сказка о рыбаке и золотой рыбке», «Сказка о царе Салтане».
3. А теперь, кто скажет, в какой последовательности появились насекомые в «Сказке о царе Салтане»? ( В сказке появились: муха, комар, шмель)
Выложить на фланелеграфе: муха, комар, шмель.
Ведущий:
А теперь проверим, как наши дети знают сказки А.С.Пушкина.
Отгадайте, из какой сказки эти отрывки:
Жил старик со своею старухой
У самого синего моря.
Они жили в ветхой землянке
Ровно тридцать лет и три года.(«Сказка о рыбаке и рыбке»)
Перед ним во мгле печальной,
Гроб качается хрустальный,
И в хрустальном гробе том
Спит царевна вечным сном.(«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»)
Жил был славный царь Дадон.
Смолоду был грозен он.
И соседям то и дело
Наносил обиды смело.
Петушок с высокой спицы
Стал теперь его границей. («Сказка о золотом петушке»)
Пошёл поп по базару
Посмотреть кой- какого товару. («Сказка о попе и о работнике его Балде»)
Ведущий:
Молодцы! А вы можете прочитать отрывки из сказок А.С.Пушкина? ( Да, можем)
Дети:
Море вздуется бурливо,
Закипит, поднимет вой,
Хлынет на берег пустой,
Разольётся в скором беге-
И останутся на бреге
Тридцать три богатыря,
В чешуе златой горя,
Все красавцы молодые,
Великаны удалые,
Все равны, как на подбор.
Ведущий:
Вот сейчас наши дети продемонстрируют свою силу, сплочённость и ловкость, как настоящие богатыри.
Эстафета «Богатыри».
Цель: упражнять детей в прокатывании мягкого бревна вперед, развивать ловкость, быстроту.
Оборудование: два бревна мягких, 1 м длиной, 30 см в диаметре, контрольная лента.
Содержание: Дети делятся на две команды, строятся в две колонны. Перед первым игроком на полу лежит « бревно». По сигналу игроки движутся вперед, прокатывая «бревно» вперед к контрольной ленте(расстояние 5-6м).Затем перешагивают через «бревно» и прокатывают его назад до второго игрока, передают эстафету. Первый игрок встает в конец колонны, второй игрок продолжает эстафету. Выигрывает колонна, быстрее выполнившая задание.
Ведущий:
Белка песенки поёт,
Да орешки всё грызёт,
А орешки не простые,
Скорлупы-то золотые,
Ядра – чистый изумруд,
Белку холят, берегут…
Ритмопластика «Белочки с орешками», русская нар. мел. « Во саду ли, в огороде».
Инсценировка:
Вот пошёл он к синему морю;
Видит – море слегка разыгралось.
Стал он кликать золотую рыбку,
Приплыла к нему рыбка и спросила…
Рыбка: Чего тебе надобно, старче?
Ведущий: Ей с поклоном старик отвечает…
Старик:
Смилуйся, государыня, рыбка,
Разбранила меня старуха,
Не дает старику, мне покою.
Надобно ей новое корыто;
Наше-то совсем раскололось.
Рыбка: Не печалься, ступай себе с богом,
Будет вам новое корыто.
Ведущий:
Попробуем и мы поймать «золотую» рыбку.
Эстафета «Невод».
Цель: упражнять детей в беге, развивать ловкость, пространственную ориентировку.
Оборудование: «невод»- плетенная сетка длиной 2м, шириной1м.
Содержание: Играют все дети, выбираются два ловишки, которые будут держать в руках «невод». На слово «Лови!» дети перебегают на противоположную сторону площадки, увертываясь от «невода». Кто попался в «невод» идет к краю площадки. Проводится подсчет пойманных ребят, затем меняются ловишки, игра продолжается. В конце игры отмечается самые ловкие ловишки и ни разу не попавшиеся дети.
Ведущий:
Послушайте ещё отрывок из сказки «О попе и работнике его Балде».
Нужен мне работник:
Конюх, повар и плотник,
Где найти мне такого
Служителя не слишком дорогого?
Танец с ложками. Музыка русская народная «Коробейники».
Где тебе тягаться со мною,
Со мною, с самим Балдою!
Экого послали супостата!
Подожди-ка моего меньшого брата.
Ведущий:
Давайте вспомним, как Балда обманул чертей и прибежал первым? (Балда принес мешок с зайцем)
Эстафета «Зайцы»
Цель: упражнять детей в прыжках на двух ногах с продвижением вперед.
Оборудование:обручи-4 штуки по числу команд, контрольная лента.
Содержание: Играющие делятся на две команды и выстраиваются в две колонны за чертой. Перед каждой командой лежат обручи, расстояние между ними по 15-20см.По сигналу дети, стоящие первыми в колоннах, прыгают на двух ногах через обручи до контрольной ленты. Возвращаются назад бегом и, дотронувшись рукой до следующего игрока своей команды, становятся в конец колонны. Когда последний в колонне выполнит задание, вся команда поднимает руки вверх.
Ведущий:
В сказочной стране много играют, рассказывают стихи. Давайте потанцуем.
«Танец в парах», музыка Ферро
На вступление к песне дети встают на свои места.
Песня «Удивительные сказки детства», слова и музыка Н.Б.Караваевой
Ведущий:
К нам приходят
Пушкинские сказки,
Яркие и добрые, как сны.
Сыплются слова, слова – алмазы
На вечерний бархат тишины.
Ведущий:
Вот и подошло к концу наше сказочное путешествие. И вас, дорогие ребята, ждёт угощение в волшебном сундучке золотые орешки от Белочки за то, что вы знаете и любите сказки А.С.Пушкина.
Дарит детям сундучок с орешками.
Список используемой литературы:
1.А. С. Пушкин. Сказки- Ростов н/Д: Антураж,2008г.
2. Т. И. Суворова «Музыкальная палитра» СПб, 2005г.
«Танец белки с орешками»- «Танцевальная ритмика для детей» Выпуск2
3.Т. И. Суворова «Музыкальная палитра» СПб, 2004г.
«Танец с ложками»- «Танцевальная ритмика для детей»
4. «Весенний бал» автор- составитель Г. П. Федорова СПб «Детство-пресс» , 2000г.
«Танец в парах» А. Ферро
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории литература:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ