Содержание программы: Тематическое планирование уроков литературы в 7 классе
II. Содержание программы:
Тематическое планирование уроков литературы в 7 классе.
Программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, Программы по литературе для 7 класса общеобразовательной школы под редакцией Т.Ф. Курдюмовой.
Как было сказано в пояснительной записке, федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 68 часов (2 часа в неделю) для обязательного изучения учебного предмета «Литература» в 7 классе.
Преподавание ведётся по учебнику:
Литература. 7 кл.: Учеб.хрестоматия для общеобразоват.учеб.заведений /Авт.сост. Т.Ф. Курдюмова. – М.: Дрофа, 2008.
№ урока
Сроки, даты
Система уроков (тема и цель урока)
Планируемый результат
Пед.средства, формы и виды контроля. Оборудование.
Домашнее задание
1.
Введение.
Роды и жанры литературы. Художественный образ и образность в литературе. Образ – герой - характер.
Цели: показать влияние литературы на формирование в человеке нравственного и эстетического чувства; раскрыть понимание литературы как искусства слова, формирующего в человеке понятия добра и зла, истины, красоты, справедливости, совести, дружбы, любви, дома, семьи, свободы и ответственности.
Знать: образную природу словесного искусства, роды и жанры литературы.
Уметь: составлять тезисы и план прочитанного; владеть различными видами пересказа, монологической и диалогической речью, самостоятельно делать выводы.
Лекция, беседа, работа с книгой.
Рассказать о прочитанной летом книге
2-3
Читательская конференция (Рассказ о книгах, прочитанных летом).
Цели: проверить знание текстов литературных произведений, прочитанных самостоятельно; выявить уровень усвоения и понимания произведения по вопросам:
- Мои любимые литературные герои и их нравственные качества;
- Чем понравились и как изменили вас герои литературных произведений?
Знать: Содержание прочитанных произведений.
Уметь: составлять тезисы и план прочитанного; владеть различными видами пересказа, монологической и диалогической речью, самостоятельно делать выводы.
Индивидуальные задания, проблемные вопросы.
нет
4-5
Жанры фольклора. Былины – богатырский эпос.
Образ человека в русском героическом эпосе. Традиционная система образов в русском героическом эпосе. Былина «Садко – купец, богатый гость».
Цели: обобщить представления о русском героическом эпосе и системе образов в нём; познакомиться с содержанием былины; раскрыть образ человека в русском героическом эпосе.
Уметь: составлять тезисы и план прочитанного; владеть различными видами пересказа, монологической и диалогической речью, самостоятельно делать выводы.
Лекция, аналитическая беседа, работа с текстом.
Иллюстрации к былине «Садко», В.М. Васнецова "Богатыри" и др. репродукции.
Подготовить выразит. чтение фрагмента из былины.
Нарисовать иллюстрации к былине.
6-7
Детский фольклор.
Сатирическая драма «Барин».
Цели: познакомить уч-ся с особенностями детского фольклора; дать определение сатирической драмы как жанра; совершенствовать умения и навыки выразительного чтения, навыки анализа текста.
Уметь: составлять тезисы и план прочитанного; владеть различными видами пересказа, монологической и диалогической речью, самостоятельно делать выводы, сопоставлять разные тексты.
Лекция, аналитическая беседа, работа с текстом.
Задание учебника (с.18 -20).
Подготовить примеры произведений детского фольклора.
8.
Р.Р. Характеристика героев былин. (Мини-сочинение на одну из тем: "Мой любимый былинный герой", "Какой памятник я поставил бы былинному богатырю").
Цели: развивать письменную речь уч-ся, совершенствовать навыки создания связного текста, воспитывать чуткое отношение к художественному слову.
Знать: содержание прочитанных произведений.
Уметь: писать сочинение на заданную тему. К.,Р.
Самостоятельная работа над сочинением.
Прочитать «Повесть о Петре и Февронии Муромских».
9-10
Герой древнерусской литературы.
Человек в литературе Древней Руси. Основа нравственной оценки и способы изображения человека.
Ермолай – Еразм. "Повесть о Петре и Февронии Муромских". Литературное и сказочное начало в повести. Фольклорные мотивы. Гимн любви и верности в повести. Изображение человека в фольклоре и древней литературе.
Цели: познакомить уч-ся с особенностью литературного и сказочных начал "Повести..", выяснить её своеобразие, совершенствовать навыки анализа текста, характеристики героев; помочь уч-ся понять взгляды, идеалы народа, отраженные в "Повести..", почувствовать нравственную красоту и силу героев.
Знать: основные характеристики древнерусской литературы и содержание "Повести о Петре и Февронии Муромских".
Уметь: анализировать содержание произведений Древней Руси, понимать их значимость, самостоятельно делать выводы, строить рассуждения.
Беседа, работа с текстом, составлении таблицы "Признаки сказки//Черты жития", составление плана, выразительное чтение фрагментов текста.
Пересказ.
Сочинение - миниатюра "Моё отношение к героям повести".
По желанию: нарисовать иллюстрации к "Повести…".
Л И Т Е Р А Т У Р А 1 9 В Е К А
11-12
Басни И. А. Крылова. Из истории басни: басни Эзопа, Лафонтена, В.К. Тредиаковского, А.П.Сумарокова, Д.И.Фонвизина. Художественные особенности басни.
Цели: помочь ученикам освоить необычный язык произведения; разобраться в особенностях сюжета; помочь ощутить национально – патриотический пафос повести, дать понятие о сильном характере в лит-ре и способах его раскрытия, показать роль изобразительно - выразительных средств в повести.
Знать: содержание басен, нравственную проблематику;
Уметь: анализировать прочитанное, находить литературные аналогии в произведениях разных баснописцев, участвовать в диалоге по прочитанному произведению, воспринимать и понимать характер героев басен.
Выразительное и комментированное чтение басен, чтение по ролям, беседа по вопросам учебника.
Портреты баснописцев, иллюстрации к басням.
Выразительное чтение басни «Ворона и Лисица» наизусть (можно парами по ролям).
13-14
В.А. Жуковский. Баллады «Рыбак», «Перчатка». Из истории баллады. Баллады Байрона.
Цели: показать роль фантастического в литературе как средства проникновения во внутренний мир героя; совершенствовать навыки анализа текста.
Знать: о жизни В.А. Жуковского и Д.Г. Байрона, содержание баллад.
Уметь: проводить исследование художественного своеобразия поэтических текстов.
Беседа по вопросам учебника, чтение баллад.
Портреты Жуковского и Байрона.
Прочитать статью учебника о Байроне, выразительное чтение баллад.
15-16
ВН.ЧТ. В.Железняков "Чучело".
С.Борисов. "Бутылочки".
Цели: познакомить с содержанием, с нравственной проблематикой, дать возможность выразить своё понимание и отношение к нравственной проблематике произведений.
Знать: содержание произведений, нравственную проблематику;
Уметь: анализировать прочитанное, владеть всеми видами пересказа, участвовать в диалоге по прочитанному произведению.
Лекция, аналитическая беседа, работа с текстом.
Приготовиться рассказать о жизни А.С.Пушкина (обратить внимание на детство и годы учёбы).
17
А.С. Пушкин. "Песнь о Вещем Олеге". Образность как основа художественного текста.
Цель: сопоставить балладу и летописный источник; показать значение образности в балладе как основы художественного текста; развивать навыки анализа поэтического текста, навыки выразительного чтения, развивать творческие способности учеников.
Знать: историческую основу произведения.
Уметь: воспринимать и анализировать поэтический текст, самостоятельно делать выводы, строить рассуждения на нравственно – этические темы.
Лекция, беседа, выразительное чтение, словарная работа.
Портреты А.С. Пушкина, иллюстрации к "Песне…" В.М. Васнецова.
Выучить фрагмент баллады наизусть.
18
Р.Р. Работа над выразительностью чтения наизусть отрывка из "Песни о Вещем Олеге" А.С.Пушкина.
Цель: развивать навыки выразительного чтения и творческие способности учеников.
Знать: фрагмент из баллады наизусть.
Уметь: выразительно читать стихотворный текст, передавая чувства, эмоции автора.
Чтение наизусть.
Читать "Повести…Белкина".
19-20
21
Тема судьбы в произведениях А.С.Пушкина.
Повесть "Барышня – крестьянка»".
Цели: определить место повести в творчестве А.С. Пушкина; проанализировать поступки героев и способы раскрытия их характеров.
ВН.ЧТ. "Повести покойного Ивана Петровича Белкина".
Цели: учить внимательно читать и анализировать художественный текст; проверить знание текстов повестей; развивать творческие способности учащихся.
Знать: содержание произведений, нравственную проблематику;
Уметь: анализировать прочитанное, владеть всеми видами пересказа, участвовать в диалоге по прочитанному произведению.
Беседа и анализ произведений.
Урок-игра по "Повестям Белкина"
Читать "Повести…Белкина", нарисовать иллюстрации.
Инд.зад.: сообщение об Иване Грозном
22-23
М.Ю.Лермонтов. "Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова". Внутренний мир и поступки героев "Песни про…купца Калашникова".
Цели: познакомить с историей создания "Песни про…купца Калашникова"; раскрыть смысл обращения автора к русской истории; совершенствовать навыки анализа поэтического текста, выразительного чтения и характеристики героев.
Знать: историческую основу произведения.
Уметь: воспринимать и анализировать поэтический текст, самостоятельно делать выводы, строить рассуждения на нравственно – этические темы.
Лекция, беседа, выразительное чтение, словарная работа.
Портреты М.Ю. Лермонтова, Ивана Грозного, репродукции картин с обликом старой Москвы и её жителей, иллюстрации к "Песне…".
Выучить отрывок наизусть.
24
Р.Р. Работа над выразительностью чтения наизусть отрывка из "Песни про…купца Калашникова".
Цель: развивать навыки выразительного чтения и творческие способности учеников.
Знать: фрагмент из "Песни…" наизусть.
Уметь: выразительно читать стихотворный текст, передавая чувства, эмоции автора.
Чтение наизусть.
Приготовить характеристику героев по плану
25
Р.Р. Обучающее сочинение по "Песне про…купца Калашникова" М.Ю. Лермонтова.
Цель: развивать навыки работы над сочинением по литературному произведению, письменную речь и творческие способности учеников.
Знать: содержание прочитанного произведения.
Уметь: составлять план, формулировать идею, писать сочинение на заданную тему, редактировать написанное.
Работа над планами, устное сочинение
Написать сочинение.
26
М.Ю. Лермонтов. «Смерть поэта» и другие стихотворения.
Цели: познакомить с историей создания стихотворения «Смерть поэта», учить воспринимать и анализировать поэтический текст, самостоятельно делать выводы.
Знать: содержание произведения, нравственную проблематику;
Уметь: воспринимать и анализировать поэтический текст, самостоятельно делать выводы.
Анализ сочинений по "Песне про …"
Лекция, чтение новеллы (учителем), беседа по вопросам.
Приготовить рассказ о Н.В.Гоголе.
27
Н.В.Гоголь. Жизнь и творчество. Краткий рассказ о писателе.
Цели: познакомить с жизнью и творчеством Н.В. Гоголя, с особенностями и художественным своеобразием его произведений, с особенностями языка; познакомить с нравственной проблематикой повести "Тарас Бульба".
Знать: краткий очерк жизни Н.В.Гоголя; содержание понятия "деталь" произведения.
Уметь: владеть всеми видами пересказа, самостоятельно делать выводы.
Лекция, беседа, работа с книгой.
Читать повесть "Тарас Бульба".
28
Знакомство с атмосферой, с исторической эпохой, героями повести Н.В.Гоголя "Тарас Бульба".
Цели: познакомить с исторической и фольклорной основой повести, выявить систему образов повести, создать начальное представление о характерах и устремлениях героев произведения.
Знать: содержание произведения, нравственную проблематику;
Уметь: выделять смысловые части художественного текста, сопоставлять эпизоды и сравнивать героев, участвовать в диалоге по прочитанному произведению.
Аналитическая беседа, проблемные вопросы, просмотр эпизодов худ. фильма "Тарас Бульба".
Подготовить материалы к характеристике героев повести (Тарас, Остап, Андрий и др.казаки).
29-30
31
Отец и сыновья. Характеры главных героев повести. Трагизм и конфликт отца и сына. Столкновение любви и долга в душах главных героев.
Три смерти в повести.
Цели: показать сильные и слабые стороны главных героев; совершенствовать умения и навыки сравнительной характеристики героев; учиться определять авторскую позицию в произведении.
Знать: содержание произведения, нравственную проблематику;
Уметь: выделять смысловые части художественного текста, сопоставлять эпизоды и сравнивать героев, участвовать в диалоге по прочитанному произведению, владеть всеми видами пересказа, самостоятельно делать выводы.
Аналитическая беседа, проблемные вопросы, просмотр эпизодов худ. фильма "Тарас Бульба".
Подготовить характеристику главных героев.
32-33
Р.Р. Обобщающий урок по повести Н.В.Гоголя "Тарас Бульба". Подготовка к домашнему сочинению по повести.
Цели: развивать устную и письменную речь учащихся; совершенствовать умения и навыки создания связного текста; воспитывать чуткое отношение к художественному слову.
Знать: содержание прочитанного произведения.
Уметь: составлять план, формулировать идею, писать сочинение на заданную тему, самостоятельно делать выводы.
Работа над планами, устное сочинение, записывание выводов и тезисов.
Написать сочинение.
34 -35
ВН.ЧТ. А.П.Платонов "Юшка", "Неизвестный цветок". Тема милосердия в рассказах.
Цели: учить анализировать художественный текст; проверить знание текстов рассказов А.Платонова; развивать творческие способности учащихся.
Знать: содержание произведения, нравственную проблематику;
Уметь: анализировать прочитанное, владеть всеми видами пересказа, участвовать в диалоге по прочитанному произведению.
Аналитическая беседа, проблемные вопросы.
Ответить на вопросы по рассказам А.Платонова.
Инд. подготовить рассказ о Н.А.Некрасове.
36-37
И.С.Тургенев. Стихотворения в прозе:
«Собака», «Дурак», «Воробей», «Русский язык».
Цель: дать понятие жанра «стихотворение в прозе», познакомить с жанровыми особенностями; воспитывать уважение и любовь к богатому и меткому русскому слову.
Знать: жанровые признаки стихотворений в прозе.
Уметь: самостоятельно делать выводы; строить рассуждения на нравственно-этические темы.
Работа с поэтическими текстами, проблемные вопросы.
Вопросы учебника, выучить наизусть стихотворение «Русский язык».
38
Н.А.Некрасов. Стихотворение "Размышления у парадного подъезда". Народные характеры и судьбы в стихотворении.
Цели: учить воспринимать и анализировать поэтический текст.
Уметь: выразительно читать, воспринимать и анализировать поэтический текст.
Лекция, беседа, выразительное чтение, словарная работа.
Портрет А. Некрасова, диск "Стихотворения".
Выучить наизусть отрывок.
39
Р.Р. Работа над выразительностью чтения наизусть отрывка из стихотворения "Размышления у парадного подъезда".
Цель: развивать навыки выразительного чтения и творческие способности учеников.
Знать: фрагмент из стихотворения наизусть.
Уметь: выразительно читать стихотворный текст, передавая чувства, эмоции автора.
Чтение учащимися наизусть.
Подготовить рассказ Н.С.Лескове.
40
41
Н.С.Лесков "Левша". Начальное понятие о сказе, особенности жанра сказа.
Характеристика героев сказа "Левша".
Характеристика Левши. Национальный характер и особенности его изображения в сказе.
Цели: познакомить с краткими биографическими сведениями о писателе; дать начальное понятие о сказе; работать над характеристиками героев; совершенствовать навыки художественного пересказа текста и выразительного чтения.
Знать: содержание произведения, нравственную проблематику;
Уметь: анализировать прочитанное, владеть всеми видами пересказа, участвовать в диалоге по прочитанному произведению, самостоятельно делать выводы.
Лекция, беседа, выразительное чтение, словарная работа.
Портрет Н.С. Лескова, иллюстрации к сказу "Левша", художественный фильм "Левша".
Подготовить характеристику Левши.
Подготовить пересказ от лица героя о том, как Левша гостил у англичан.
42
Р.Р. по сказу Н.С.Лескова "Левша" (сочинение - миниатюра) или изложение на тему "Левша в гостях у англичан".
Цели: проверить знания учащихся по теме; совершенствовать умения и навыки самостоятельной работы.
Знать: содержание произведения.
Уметь: выбирать жанр сочинения, составлять план, формулировать идею, писать сочинения в жанре аналитической статьи, редактировать написанное.
Самостоятельная работа учащихся по сказу.
Нарисовать иллюстрацию к сказу.
43
М.Е.Салтыков – Щедрин и его сказки. "Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил".
Особенности жанра "Повести…".
Герои "Повести о том, как ….." Приёмы создания характера сатирического персонажа.
Цели: кратко познакомить учеников с биографией и творчеством Салтыкова – Щедрина; показать особенности жанра сказки в его творчестве; совершенствовать навыки выразительного чтения, характеристики героев; помочь ученикам понять иносказательный смысл, сатирический пафос, идею "Сказки…"; показать значение и роль художественных приёмов.
Знать: содержание сказки, значение понятий "аллегория", "гипербола", "гротеск", "фантастика".
Уметь: выявлять парадоксы в народной жизни, отражённые в сказке, составлять рассуждения о сильных и слабых сторонах народного характера; владеть всеми видами пересказа; видеть и понимать необходимость применения художественно-выразительных средств.
Лекция, беседа, выразительное чтение, словарная работа.
Портрет М.Е. Салтыкова – Щедрина, иллюстрации к сказке.
Составить цитатный план "Повести.."
Подготовить краткий пересказ всей "Повести.." или художественный пересказ одного эпизода. По желанию: нарисовать иллюстрации к сказке.
44
Р.Р. Творческий практикум "Снимаем кино" (создание одного эпизода фильма по сказке Салтыкова – Щедрина).
Цели: совершенствовать навыки анализа текста (эпизода); развивать творческие способности учеников.
Знать: содержание прочитанного произведения.
Уметь: создавать устные высказывания на заданную тему, самостоятельно делать выводы.
Ответы на вопросы, отбор эпизодов, их пересказ.
Иллюстрации рисунки учеников к "Повести…"
Прочитать сказку "Дикий помещик".
45
ВН.ЧТ. М.Е.Салтыков – Щедрин "Дикий помещик".
Цели: показать социальную направленность сатиры Салтыкова – Щедрина, актуальность его произведений; совершенствовать навыки анализа текста (эпизода); развивать творческие способности учеников.
Знать: содержание прочитанного произведения.
Уметь: создавать устные высказывания на заданную тему, самостоятельно делать выводы.
Художественный пересказ эпизодов сказки, беседа по проблемным вопросам.
Написать характеристику одного из героев сказки от лица другого, используя лексику и события сказки.
46
А.П.Чехов. "Хирургия", «Жалобная книга». Картина нравов в рассказах. Средства юмористической характеристики.
Цели: углубление знаний учеников о личной и творческой биографии А.П.Чехова; углубить представление о комическом в литературе; развить навыки анализа текста, проанализировать сюжетно – композиционные особенности рассказа "Хамелеон".
Знать: содержание произведения, нравственную проблематику;
Уметь: анализировать прочитанное, владеть всеми видами пересказа, участвовать в диалоге по прочитанному произведению, самостоятельно делать выводы.
Аналитическая беседа, проблемные вопросы, выразительное чтение рассказа.
Прочитать рассказы Чехова "Злоумышленник", "Тоска", "Размазня", подготовить вопросы к рассказам и выраз. чтение (по группам)
47
ВН.ЧТ. Рассказы А.П.Чехова "Злоумышленник", "Тоска", "Размазня".
Цели: показать жанровое разнообразие тематики рассказов А.П. Чехова, активировать самостоятельную работу учеников, развивать их творческие способности, совершенствовать навыки анализа текста.
Знать: содержание прочитанных произведений.
Уметь: видеть и раскрывать особенности авторской позиции в рассказах, самостоятельно раскрывать сатирический пафос рассказов.
Работа с текстом, аналитическая беседа, проблемные вопросы, выразительное чтение рассказа.
Написать сочинение - миниатюру "Мой любимый рассказ А.П. Чехова".
48
Р.Р. Творческий практикум. Написание сатирического рассказа.
Цели: совершенствовать навыки создания собственного текста (эпизода); развивать творческие способности учеников.
Уметь: выбирать жанр сочинения, писать сочинение на заданную тему, самостоятельно делать выводы.
Самостоятельная работа.
Нарисовать иллюстрации к рассказам А.П. Чехова.
49
Марк Твен «Как я редактировал сельскохозяйственную газету». Анализ названия рассказа.
Цели: развитие навыков вдумчивого чтения, поиска комментариев, культурного контекста произведения; понимание внутреннего и внешнего в образе литературного героя; показать особенности сюжета рассказа; совершенствовать навыки анализа текста.
Знать: содержание произведения;
Уметь: анализировать прочитанное, владеть всеми видами пересказа, участвовать в диалоге по прочитанному произведению, делать выводы.
Работа с текстом, аналитическая беседа, выразительное чтение рассказа.
Портрет Марка Твена.
Прочитать в учебнике материалы на стр. 365 – 366.
Подготовиться к уроку вн. чтения
(Дж.Лондон "Любовь к жизни")
50
ВН.ЧТ. Дж.Лондон. "Любовь к жизни".
Цели: учить внимательно читать и анализировать художественный текст; проверить знание текста; развивать творческие способности учащихся.
Знать: содержание произведения, нравственную проблематику;
Уметь: анализировать прочитанное, владеть всеми видами пересказа, участвовать в диалоге по прочитанному произведению.
Работа с текстом, аналитическая беседа, проблемные вопросы, выразительное чтение эпизодов рассказа.
Подготовить к проверочной работе по рассказам О.Генри и Дж. Лондона.
51
Р.Р. Сочинение-рассуждение по мотивам рассказа Дж.Лондона "Любовь к жизни".
Цели: совершенствовать навыки анализа текста; развивать творческие способности учеников.
Уметь: выбирать жанр сочинения, составлять план, формулировать идею, писать сочинение на заданную тему, самостоятельно делать выводы, редактировать написанное.
Самостоятельная работа.
Прочитать повесть В. Закруткина "Матерь человеческая"
52-53
Артур Конан Дойл. Новелла «Пляшущие человечки». Роль произведений о Шерлоке Холмсе в творческой судьбе писателя. Особенности жанра новеллы. Основные элементы сюжета новеллы «Пляшущие человечки». Характеристика героев новеллы.
Цели: познакомить с краткими биографическими сведениями о писателе; дать начальное понятие о новелле; работать над характеристиками героев; совершенствовать навыки художественного пересказа текста и выразительного чтения.
Знать: содержание произведения, основные элементы сюжета;
Уметь: выделять смысловые части художественного текста, сопоставлять эпизоды и сравнивать героев, участвовать в диалоге по прочитанному произведению, владеть всеми видами пересказа, самостоятельно делать выводы.
Работа с текстом, аналитическая беседа, проблемные вопросы, выразительное чтение эпизодов рассказа.
Подготовиться к вн.чт.:
прочитать повесть В. Закруткина «Матерь человеческая».
54-55
ВН.ЧТ. В.Закруткин. "Матерь человеческая" или М.А.Шолохов «Они сражались за Родину» (отрывки из учебника).
Цели: учить внимательно читать и анализировать художественный текст; проверить знание текста; развивать творческие способности учащихся.
Знать: содержание произведения, нравственную проблематику;
Уметь: анализировать прочитанное, владеть всеми видами пересказа, участвовать в диалоге по прочитанному произведению.
Работа с текстом, аналитическая беседа, проблемные вопросы, выразительное чтение эпизодов рассказа.
Сочинение по повести.
Л И Т Е Р А Т У Р А 2 0 В Е К А
56-57
Особенности лирики В.Я.Брюсова, К.Д.Бальмонта, Иг.Северянина, Редьярда Киплинга. Лирический герой стихотворений поэтов 20 века. Сонет как литературный жанр.
Цели: дать понятие о лирическом герое, рассмотреть особенности творческого процесса создания лирического произведения; начать разговор об особенностях поэтического мира перечисленных поэтов.
Знать: особенности мировосприятия некоторых поэтов 20 века, особенности жанра - сонет.
Уметь: выявлять авторские размышления о взаимоотношениях человека и природы, о значении Родины в жизни каждого человека.
Лекция, беседа, выразительное чтение и анализ стихотворений – сонетов.
Портреты поэтов, сборники их стихов, аудиозаписи.
Прочитать в учебнике информацию об авторах, ответить на вопросы.
58-59
В.В.Маяковский. Творчество поэта, лирический герой.
Стихотворения: «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским на даче», «Гимн обеду».
Цели: начать разговор об особенностях поэтического языка В.Маяковского, представлении поэта о сущности творчества, продолжать учить воспринимать и анализировать поэтический текст.
Знать: содержание понятия сатира.
Уметь: выразительно читать, воспринимать и анализировать поэтический текст, строить рассуждения о реальности и фантастическом в сюжете произведения, о роли рифмы в творчестве Маяковского.
Лекция, беседа, выразительное чтение и анализ стихотворения.
Портрет В.В. Маяковского, сборники его стихов, аудиозаписи.
Выучить наизусть отрывок из любого стихотворения
60-61
Максим Горький. Отрывок из рассказа «Старуха Изергиль» - легенда о Данко. Сказка «Новый год».
Цели: познакомить с легендой и сказкой, определить их основную мысль; работать над выразительностью чтения вслух; отметить готовность героя легенды на самопожертвование.
Знать: историю жизни М.Горького, понятия: романтизм, аллегория, олицетворение.
Уметь: находить в произведении черты романтизма; выразительно читать, воспринимать и анализировать текст.
Лекция, беседа, выразительное чтение и анализ произведений.
Ответить на вопросы в учебнике, вопрос 4 стр. 346 или вопрос 1 на стр.350 – письменно.
62
К.Г.Паустовский «Рождение рассказа». Роль природы в рассказе, в изменении настроения героя.
Цели: учить внимательно читать и анализировать художественный текст; проверить знание текста; развивать творческие способности учащихся.
Знать: содержание рассказа.
Уметь: выявлять авторские размышления о взаимоотношениях человека и природы, о значении Родины в жизни каждого человека.
Самостоятельная работа – составление плана рассказа.
Прочитать статью учебника «Роман – повесть – рассказ».
63
Ф.А.Абрамов. «О чём плачут лошади».
Цели: помочь почувствовать любовь писателя к деревне, её жителям; услышать призыв к гуманному отношению к тому, что нас окружает.
Знать: содержание рассказа; понимать его тему и идею.
Уметь: анализировать текст художественного произведения; понимать авторские чувства.
Лекция, беседа, работа с текстом.
Чтение статьи "Творческий практикум" (стр. 469-470), письменно ответить на вопросы.
Г Е Р О Й Д Р А М Т И Ч Е С К О Г О П Р О И З В Е Д Е Н И Я
64
65
Развитие понятия о драме как литературном роде.
М.А.Булгаков. «Разговор с вышибанием».
А.В.Вампилов. «Несравненный Наконечников».
Средства создания характера героя в драматическом произведении.
Характеристика героев. Авторская позиция в пьесе.
Цели: развить понятие о драме как литературном роде; углубить понятия диалог, монолог, декорация, ремарка; совершенствовать навыки монологической речи и анализа текста; выявить средства создания характера героя в драматическом произведении.
Знать понятия: драма, диалог, монолог, ремарка, декорации; содержание пьесы.
Уметь: анализировать образы драматического произведения, его конфликт; определять тематику и проблематику, самостоятельно делать выводы.
Лекция, беседа, выразительное комментированное чтение пьесы, сопоставительный анализ сцен, словарная работа, работа в группах.
Репродукции декораций к спектаклям, издания книг Е.Л. Шварца.
Прочитать пьесу.
Ответить на вопрос: "Что является основой конфликта в пьесе?"
Сделать иллюстрации к пьесе или эскизы декораций и костюмов.
66-67
Читательская конференция "Человек в литературе".
Цели: проверить знание текстов литературных произведений, прочитанных самостоятельно; выявить уровень усвоения и понимания произведения по вопросам:
- Мои любимые литературные герои и их нравственные качества;
- Чем понравились и как изменили вас герои литературных произведений?
Знать: Содержание прочитанных произведений.
Уметь: составлять тезисы и план прочитанного; владеть различными видами пересказа, монологической и диалогической речью, самостоятельно делать выводы.
Выступления учащихся, проблемные вопросы.
Нет.
68
Обзор пройденного материала и рекомендации для летнего чтения.
Цели: обобщить пройденный материал, проверить знания теоретического и практического материала; дать рекомендации для летнего чтения.
Знать: Содержание прочитанных произведений, пройденный в 7 классе теоретический материал.
Лекция, беседа.
Список литературы на лето.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории литература:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ