Совершенствование техники чтения
Совершенствование техники чтения.
Для взрослых людей чтение - естественный процесс. Но для большинства людей обучение чтению требует упорства и усилий. Взрослые редко помнят, как трудно было научиться читать. Произносить букву одна за другой, удерживая их последовательность в голове и пытаясь понять, что это за слово потом таким же образом читать следующие слова.
Очень часто у ребёнка много усилий уходит на то, чтобы прочитать даже одно единственное слово, а когда он читает следующее, то нередко забывает предыдущее.
Попробуйте перевернуть статью вверх ногами и прочитать её. Много из прочитанного вы запомните? Легко ли и интересно ли читать таким образом? Но ведь ребёнок поначалу читает всё равно, что вверх ногами, он ещё не привык схватывать сразу несколько слов и понимать смысл читаемого, поэтому мало что из прочитанного он запоминает и поэтому чтение для него поначалу - скорее некая забава, чем получение новой информации.
Множество методистов занято попытками придумать такую методику, по которой было бы легко научить ребёнка читать бегло и схватывая смысл. Многие родители хотят, чтобы их ребёнок научился быстро и хорошо читать и думают, что это зависит от интеллекта, но на самом деле это не так. Способности в обучении чтению мало зависят от интеллекта. Более того, исследования показали, что дети, испытывающие трудности в обучении чтению часто имеют интеллект выше среднего. Успехи в чтении в 1 классе во многом определяют уровень чтения в 11 классе. Хорошее чтение-это в первую очередь практика, поэтому те, кто лучше умеют сначала, читают в целом больше. Таким образом, с годами разница только увеличивается. Умение читать хорошо в ранние годы помогает развивать на всю жизнь важную привычку читать.
Скорость чтения является самым важным фактором из числа, влияющих на успеваемость. (По оценкам психологов на успеваемость влияют более 200 факторов). Оказалось, что существует фактор номер один скорость чтения. Речь будет идти не о скорочтении потому, что скорочтение это чтение со скоростью 300слов в минуту. Оно возможно только про себя и имеет смысл для научных сотрудников.
Мы будем говорить об оптимальном чтении, т.е. о чтении в темпе разговорной речи. Как показывают исследования это темп от 120 до 150 слов в минуту. Именно в этом темпе достигается лучшее понимание текста учениками. Это тот диапазон, к которому в течение столетий приспособилось мышление человека, приспособился его артикуляционный аппарат.
Ребёнок, который не умеет читать, будет испытывать большие затруднения при выполнении домашнего задания. Ему будет неинтересно на уроках, он будет неусидчив, он не будет посещать библиотеку, потому что читать книги при низкой технике чтения это не столько удовольствие, сколько мучение. С какой скоростью должны читать ученики, заканчивающие начальное обучение? Существуют разные точки зрения: от 80-90 слов до 120 слов. Например, разные ученики имеют разный темперамент. Если холерики и сангвиники могут выйти на уровень 120 слов в минуту, то для флегматиков и меланхоликов такая скорость вряд ли достижима. Но природа не обходится без подарков. По данным психологов большинство учащихся относятся к первым двум категориям. Как же выйти на этот уровень? Как добиться оптимальной скорости? Какие резервы обучения можно использовать?
Рассмотрим восемь резервов обучения чтению.
1.Важна не длительность, а частота тренировочных упражнений.
Память человека устроена таким образом, что запоминается не то, что постоянно перед глазами, а то, что мелькает: то есть, то нет. Именно поэтому это создаёт раздражение и запоминается. Поэтому, если мы хотим помочь детям освоить какие-то умения и довести их до автоматизма, до уровня навыка, нужно ежедневно, через определённые промежутки времени проводить с ними небольшие по объёму упражнения
Что же можно наблюдать во многих семьях? Мама усаживает своего сынишку, который плохо читает, за книгу и говорит следующее: Прочитай вот эту сказку. Пока не прочтёшь из-за стола не выходи. При той низкой технике чтения, которой обладает первоклассник, ему необходимо час полтора, чтобы прочитать эту коротенькую сказку. Это час полтора очень трудной работы. Здесь допускается очень серьёзная педагогическая ошибка. Было бы гораздо лучше, если бы домашняя тренировка проводилась тремя порциями по пять минут. Небольшой абзац ребёнок прочитывает и пересказывает его содержание. Через час, два ёщё одна порция. Перед сном ещё одна порция. Эффективность такой тренировки гораздо выше, чем тренировки в течение часа - полтора за один приём.
2.Жужжащее чтение было одним из основных элементов в школе В.А. Сухомлинского.
Что же такое жужжащее чтение? Это такое чтение, когда все ученики читают одновременно, вслух, вполголоса, чтобы не мешать товарищам, каждый со своей скоростью, кто-то быстрее, а кто-то медленнее. Тренаж идёт в течение 5 минут
3.Ежеурочные пятиминутки чтения.
У каждого ребёнка на парте лежит книга. И любой урок будь то чтение, пение, рисование, математика – начинается с того, что дети открывают книгу и 5 минут читают в режиме жужжащего чтения, закрывают книгу и дальше идёт обычный урок.
4.Хорошие результаты даёт чтение перед сном.
Дело в том, что последние события дня фиксируются эмоциональной памятью, и те 8 часов, когда человек спит, он находится под их впечатлением. Организм привыкает к этому состоянию. Ещё 200 лет назад говорилось: «Студент, науками живущий, учи псалтырь на сон грядущий»,то есть учи так, чтобы это было последнее событие дня.
5.Если ребёнок не любит читать, то необходим режим щадящего чтения.
Это такой режим, когда ребёнок прочитает одну две строчки и после этого получит кратковременный отдых. Здесь хорош метод просмотра диафильмов, когда ребёнок две строчки под кадриком прочитал, посмотрел картинку, отдохнул.
Многочисленные эксперименты показывают, что даже в 5 классе ребёнок может быть приобщён к чтению с помощью режима щадящего чтения.
6. Установлено, что развитие техники чтения часто тормозится из-за слаборазвитой оперативной памяти.
Что это значит? Например, ребёнок читает предложение, состоящее из 6-8 слов. Дочитав до 3-4 слова, забыл первое слово. Поэтому он никак не может уловить смысл предложения, не может увязать все слова воедино. Необходимо в этом случае поработать над оперативной памятью. Делается это с помощью так называемых зрительных диктантов, тексты которых разработаны профессором И. А.Федоренко, который руководил лабораторией экспериментальной дидактики.
В каждом из 18 наборов предложенных профессором имеется 6 предложений. Особенность этих предложений такова: если первое предложение содержит всего два слова «Тает снег»-8 букв, то последнее предложение 18-го набора, состоит уже из 46 букв. Наращивание длины предложений происходит постепенно по одной две буквы. Время работы со всеми 18 наборами составляет примерно два месяца. Таким образом, за два месяца оперативная память развивается настолько, что ребёнок может уже запомнить предложение, состоящее из 46 букв, т. е. из 8-9 слов. Теперь он легко улавливает смысл предложения, читать ему становится интересно, а поэтому и процесс обучения чтению идёт гораздо быстрее.
Как лучше проводить зрительные диктанты?
На доске пишут 6 предложений одного из наборов и закрывают листом бумаги. Потом лист сдвигают вниз так, чтобы было видно первое предложение, и ребята в течение определённого времени (оно указано в таблице) читают про себя, стараясь запомнить это предложение. По истечении этого времени стираю это предложение и предлагаю записать его в тетради. Возможно, что кто-то из учеников не запомнит. Как быть в этом случае? Надо отреагировать очень спокойно. Хорошо, перепиши у соседа, а в следующий раз постарайся сам запомнить. Далее также происходит работа с последующими предложениями.
На 6 предложений одного набора обычно уходит на уроке русского языка от 5 до 8 минут.
Если вижу, что многие дети часто заглядывают в тетрадь соседа, т.е. не успевают запомнить, на следующий день работу с данным набором надо повторить. И так до тех пор, когда практически все дети будут писать самостоятельно. Только после этого можно переходить к следующему набору.
Итак, в среднем на каждый набор уходит по три дня. Восемнадцать наборов это 54 дня, около двух месяцев. За два месяца есть возможность развить оперативную память, но при одном условии. Это условие надо соблюдать непременно. Зрительные диктанты должны писаться ежедневно. Если писать диктанты через день, то такая тренировка почти не развивает оперативной памяти. Если писать через два дня на третий, то можно совсем не писать это уже ничего не даёт.
Обычно уже через месяц тренировочной работы появляются первые успехи в обучении: дети легче усваивают смысл предложений, охотнее читают.
Тексты зрительных диктантов
№ 1(от 8 до 15 букв). № 2 (от 12 до 23 букв)
1.Тает снег. 1.Трещат морозы.
2. Бегут ручьи. 2.Холодно зимой.
3. Светит солнце. 3.Спрятались звери.
4. Появились лужи. 4.В норке спит лиса.
5.Чирикают воробьи. 5.В берлоге спит медведь.
6. Наступила весна. 6.Зайка притаился под кустом.
№ 3 (от 15 до 22 букв) № 4 (от 19 до 25 букв)
1. Прилетели птички. 1. Пролетело жаркое лето.
2. Ярко светит солнце. 2. Листья на деревьях пожелтели.
3. Распускаются листочки. 3. Уныло глядят опустевшие поля.
4. Весело журчат ручейки. 4. Умолкли звонкие голоса птиц.
5. В окно повеяло весною. 5. Редко светит солнышко. 6. Скоро весь лес зазеленеет. 6.Наступила осенняя пора.
№ 5 (от 18 до29 букв) № 6 (от 22 до 27 букв)
1.Я хочу посадить цветы. 1. Дети пошли в лес за грибами.
2. Я люблю розы и георгины. 2. Взяли с собой большие корзинки.
3. Маме понравится моя клумба. 3. Саша первый нашёл подберёзовик.
4. Я буду хорошо ухаживать 4.А Машеньке попался подосиновик
за цветами.
5.Буду поливать их и полоть. 5.Много в лесу разных грибов.
6.Цветы будут дарить людям радость. 6.Ребята набрали полные корзинки.
№7(от 21 до 35 букв)
Федя решал задачу у доски.
Задача никак не получалась.
Федя очень старался.
И вдруг пришла догадка.
Федя быстро написал решение.
Ему понравилось преодолевать трудности.
№ 8.(от 23 до 43 букв)
Мы живём в Санкт-Петербурге.
Красивы улицы нашего города.
Мы всегда любуемся старинными постройками.
Широкие проспекты и узкие улочки – всё нам дорого.
Хороша наша красавица Нева.
Приятно прокатиться по Неве на речном трамвайчике.
№ 9.(от 24 до 43 букв)
1.Летом наша семья жила на даче.
2.Мы много купались и загорали на солнышке.
3.В нашем озере можно поймать много рыбы.
4.Рядом с нашей дачей растёт смешанный лес.
5.В этом лесу есть земляника, черника, малина, брусника.
6.Нам нравится отдыхать летом на даче.
№ 10.(от 25 до 52 букв)
1.Поля запорошило белым снегом.
2.Весело лететь с высокой горы на лыжах.
3.Мороз щиплет уши, нос и щёки, но мы его не боимся.
4.Зимние забавы радуют мальчишек и девчонок!
5.Они очень любят кататься на санках, лыжах и коньках.
6.Очень хочется ребятам, чтобы зимний день подольше не кончался.
№ 11. (от 32 до 43 букв)
1.Мальчики принесли из леса сухих веток.
2.Они хотели развести костёр, чтобы сварить уху.
3.Было слишком сыро, и костёр очень долго не разжигался.
4.Тогда мальчики решили развести костёр под навесом.
5.Наконец уха готова: сколько радости у ребят!
№ 12. (от 32 до 55 букв)
1.Дедушка Филипп пасёт коров на лугу.
2.Мирно щиплют они зелёную сочную травку.
3.Все коровы разные: одни белые с чёрными пятнами, другие-рыжие.
4.Ярко светит солнышко, и коровы прячутся в тень под кусты.
5.Скоро дед Филипп погонит своих коров на водопой к реке.
6.Хорошо заботиться дедушка Филипп о коровах, и они дают много молока.
Очень эффективными являются заимствованные из системы И.Т.Федоренко и И.Г.Пальченко три типа упражнений. Это: многократное чтение, чтение в темпе скороговорки, выразительное чтение с переходом на незнакомую часть.
Все названные упражнения проводятся не индивидуально, а коллективно, т.е. читают одновременно все ученики (каждый в своём темпе), но вполголоса, чтобы не мешать товарищам.
При проведении многократного чтения следует учитывать, что скорость чтения у детей различна. Поэтому не следует задавать одинаковый по объёму отрывок, лучше ориентироваться на один и тот же промежуток времени. Проводится это таким образом. После того как начало рассказа прочитано учителем и осознанно осмысленно учениками, учитель предлагает начать чтение всем одновременно и продолжать его в течение одной минуты. По истечении минуты каждый из учеников отмечает, до какого слова он успел дочитать. Затем следует повторное чтение этого же отрывка текста. При этом ученик снова отмечает, до какого слова он дочитал и сравнивает с результатом первого чтения. Естественно, что во второй раз он прочитал на несколько слов больше. Увеличение темпа чтения вызывает положительные эмоции у учеников, им хочется читать ещё раз. Однако более трёх раз не следует читать один и тот же отрывок. Лучше изменить задание и потренировать на этом же отрывке текста артикуляционный аппарат, т.е. использовать следующее упражнение системы Федоренко-Пальченко( чтение в темпе скороговорки). При чтении в темпе скороговорки не следует уделять внимание выразительности, но зато повышены требования к чёткости прочтения окончаний слов. Упражнение длится не более 30 секунд.
Затем начинаю третье упражнение. «Теперь, пожалуйста, снова читайте текст, но чуть чуть медленнее, зато красиво, выразительно.» Дети прочитывают знакомую часть текста до конца и я не останавливаю их. Они переходят на незнакомую часть текста. И вот здесь совершается маленькое чудо по выражению И.Г.Пальченко. Чудо это состоит в том, что ребёнок несколько раз прочитавший один и тот же отрывок текста в повышенном темпе чтения, при переходе на незнакомую часть текста продолжают читать её в том же повышенном темпе. Его возможностей не надолго хватает (полстрочки, строчка), но если ежедневно проводить такие упражнения, то в конце концов длительность чтения в повышенном темпе будет увеличиваться. Через некоторое время, через 2-3 недели чтение ребёнка заметно улучшится.
8.Учителя начальных классов имеют много приёмов стимулирования учащихся.
Остановлюсь на одном из приёмов, который лучше начать использовать в третьем классе. В конце урока чтения оставляю 3-4 минуты для того, чтобы произвести самозамер скорости чтения.
Ребята в течение одной минуты читают текст, затем пересчитывают прочитанные слова и записывают результат в дневнике.
Изо дня в день на каждом уроке чтения проводится эта работа и уже через неделю можно подойти к ученику и сказать «А ну, давай посмотрим, сколько у тебя было слов неделю назад». Но следует помнить, что применять стимулирование необходимо очень осторожно, ни в коем случае не приводя их к отрицательным эмоциям, к негативному отношению к чтению.
Упражнения для совершенствования техники чтения
Совершенствование техники чтения - одна из главных задач обучения младших школьников. От постановки обучения детей чтению во многом зависит формирование личности ученика, становление его отношения к учению, школе, учителю, товарищам, коллективу класса, к самому себе и т. д.
Жизнь показывает, что если ученик научился читать в период обучения грамоте, то он в коллективе класса занимает заметное место, верит в свои силы, и, наоборот, если ребёнок не овладел чтением, он чувствует какую- то ущербность,теряет веру в свои силы, в способность успешно учиться и в коллективе класса находиться в тени. Морально он будет переживать свой недостаток и не сможет полностью реализовать в школе свои способности, то положительное что в нём заложено. Понимая значимость обучения чтению в образовании, воспитании и развитии детей, я ищу пути повышения качества обучения на этих уроках. Поэтому меня особенно привлекает опыт учёных, педагогов – новаторов, работающих в этой области. Все используемые мной приёмы, упражнения описаны в литературе. Важно творчески использовать различные методические приёмы, упражнения, видоизменять и комбинировать их в зависимости от возраста и подготовки класса.
Однажды я задала себе вопрос: «А можно ли научить детей читать сразу целыми словами, минуя длительный и скучный период обучения чтению по слогам? » В методике обучения чтению и дополнительной литературе, которую удалось найти, я не нашла чёткого ответа на этот вопрос и попыталась решить эту проблему сама.
С новым звуком и буквой знакомство происходило традиционно, только их было 3-4 на уроке; устанавливали количество, последовательность звуков, связь между ними, находили буквы, которыми они обозначаются, а затем шла работа с цветными слогами-слияниями, т.к. при всём многообразии графических ориентиров особое место занимает гласная буква в сочетании СГ.
Далее шёл этап чтения слов с этими слогами, но перед чтением дети получали установку на чтение слов не слогами, а целыми словами. Я предлагала посмотреть на слово в течение нескольких секунд, губы прижать рукой, назвать слово. Таким образом, прочитывали столбики слов на доске, затем в учебнике, в дидактическом материале (у детей полоски, которыми они закрывали и открывали слова в соответствии с моей установкой), после этого читали короткие предложения, используя этот же приём: дочитав предложение до конца, перечитывали его снова.
На этапе овладения грамотой ведущее место принадлежит, согласно традиционной методике, чтению вслух. А у нас овладение чтением произошло в результате овладения молчаливым чтением, причём процесс происходил быстро, интересно и результативно.
С этого времени на первый план вышла техническая сторона чтения. Я начала шире вводить различные упражнения, которые воздействовали на основные параметры чтения.
Помогают совершенствованию техники чтения и развитию речи упражнения, приведённые ниже.
Звуковая разминка
1.Артикуляция.
Гласные: а, о, у, и, э.
Сочетания: а-у, а-о, ы и, э-а, и-о,
Согласные: з-с-ж, ш-ж
Cогласные и гласные: же, че, ща, жра, жри.
2.Слова трудные для произношения.
Электрификация, портфель, иллюминация и др.
3. Скороговорки.
На дворе трава, на траве дрова
Не руби дрова на траве двора.
Проворонила ворона воронёнка.
И швец, и жнец, и на дуде игрец.
Эти упражнения развивают подвижность речевого аппарата. Дети недостаточно открывают рот и артикулируют звуки, поэтому чтобы избежать нечёткости произношения, давала им эти упражнения в качестве разминки перед чтением.
«Фотоглаз»
Этот приём использую с периода обучения грамоте, постоянно усложняя его:
а) за короткое время ученик должен воспринять слово, несколько слов, предложение;
б) за отведённое время ученик должен «сфотографировать» столбик слов и ответить на вопрос, есть ли в нём данное слово;
в) показ фрагментов диафильма с использованием этого приёма.
Использование этого приёма помогло детям научиться читать целыми словами. Цель этого вида работы: развитие поля чтения, зрительного восприятия слов. Дети любят этот вид работы, для них это игра, а результаты интересные. Учащиеся, медленно читающие слова в тексте, очень быстро их «фотографируют» и произносят.
Влияет приём на совершенствование устойчивости внимания, оперативной памяти.
«Молния»
Упражнение заключается в чередовании чтения в комфортном режиме с чтением на максимально доступной каждому скорости чтения про себя.
Переход на чтение в максимально ускоренном режиме осуществляется по моей команде «Молния!» и продолжается с 20с (в начале) до 2-х минут.
Упражнение используется для повышения верхней границы индивидуального диапазона скорости.
«Губы»
Упражнение используется в целях чёткого разграничения детьми чтения про себя и чтения вслух, а также предупреждения активного внешнего проговаривания при чтении.
К плотно сжатым губам по команде «Читать про себя!» дети прикладывают палец левой руки.
«Буксир»
Я читаю текст, варьируя скорость чтения в пределах скорости чтения учеников (80-160 слов в минуту). Дети читают тот же текст про себя, стараясь поспевать за мной. Проверку осуществляю путём внезапной остановки на каком либо слове и повторения его. Дети должны остановиться на этом месте, показать слово, а я выборочно проверяю.
Упражнение вводилось для развития скорости и гибкости (умение менять скорость чтения в зависимости от содержания).
«Инструкция»
Последовательность заданий, которая предлагается детям, записана на доске.
Дети делают всё молча.
Прочитай загадку.
Хожу в пушистой шубке,
Живу в густом лесу,
В дупле на старом дубе
Орешки я грызу.
2.Подойти к Татьяне Ивановне и на ухо сказать отгадку.
Это упражнение способствует поддержанию интереса к уроку, позволяет увеличить текстовый материал для тренировки чтения.
«Сравни»
Чтение домашнего и незнакомого текста в сравнении (проверка скорости чтения).
У учащихся есть тетрадь учёта скорости чтения, где они 1-2 раза в неделю отмечают скорость чтения домашнего и незнакомого текстов. Сравниваем эти результаты с результатами, полученными через неделю, месяц. Это упражнение активизирует деятельность учащихся, так как они видят «свой рост» и убеждаются в том, что труд приносит успехи.
«Кто быстрее?»
На паласе рассыпаны статьи. Их в три раза больше, чем детей. Требуется найти в статьях данное предложение. По команде «Начали!» каждый ученик берёт статью и «скользит» по тексту в поисках данного предложения. Вопросы по содержанию текста не ставлю. Упражнение помогает в работе по расширению фиксационного поля, содержит игровой момент.
«Считаем слова»
При чтении на максимальной скорости считают слова и одновременно ищут ответы на вопросы. В I классе вопросов должно быть не более 3-х, во II классе - не более 4-х, в III-IV классах - не более 5-ти.
Цель этого упражнения – загрузить слуховой аппарат учащегося посторонней работой – счётом слов. Школьники лишены возможности вокализировать текст про себя, т. е. приучаются читать только глазами.
Чтение «Спринт»
На максимальной скорости, читая про себя, требуется найти ответы на вопросы. При этом нужно в процессе всего чтения плотно сжимать губы и зубы. Цель упражнения: тренировка в скорочтении.
Групповая работа
1.Распространение предложений.
2.Восстановление логической последовательности статьи.
3.Составление текста- рассуждения на заданную или выбранную тему
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории литература:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ