Урок литературы на тему: «Нравственные проблемы рассказа В. Распутина «Уроки французского. Роль учительницы Л. Михайловны в жизни мальчика» 7 класс
Урок литературы в 7 классе на тему:
«.Нравственные проблемы рассказа В. Распутина «Уроки французского.
Роль учительницы Л. Михайловны в жизни мальчика».
1. Урок литературы в 7 классе на тему «Преступление?» (по рассказу В.Г. Распутина «Уроки французского»).
2. Данный урок - урок с использованием ИКТ. Приложение к уроку - презентация, выполненная учителем. Кроме того, урок предполагает использование видеоматериала (фрагмент кинофильма «Уроки французского»). Урок имеет большое воспитывающее и развивающее значение. Учащиеся учатся мыслить, говорить, отстаивать свою точку зрения, добывать знания, быть добрыми и отзывчивыми.
• приобретаемые навыки детей:
Оценка поведения и выявление характеров литературных героев, определение идеи художественного произведения, работа с художественным текстом, самостоятельное целепо-лагание, работа с литературоведческими терминами, работа в парах, работа с толковым словарем, тестами, самостоятельный поиск и обработка информации, конспектирование учебного материала, взаимооценка, самооценка, формулировка выводов.
технологические особенности (технические условия, используемое оборудование и т. д.): Мультимедийная установка, видеомагнитофон, иллюстрации.
организация работы
Оргмомент, просмотр фрагмента видеофильма, целеполагание, тестирование и его самопроверка, беседа, работа с толковым словарем Ожегова, сообщение об авторе и прототипе героини рассказа, знакомство с высказываниями великих людей о добре и зле, подведение логического итога, оценивание работы учащихся за урок, домашнее задание.
• Приложение (графические, аудио, видеоматериалы и т. д.):Презентация к уроку (в т.ч. музыкальное оформление: песни «Учительница», «Дорогою добра»), фрагмент видеофильма «Уроки французского»
Перемена перед уроком: с помощью мультимедийного проектора на большой экран выводится слайд №1, звучит музыка Триединая цель урока:
Оценка поведения учительницы Лидии Михайловны, выявление характеров остальных героев и их оценка. Определение идеи рассказа.
Развитие умения анализировать художественное произведение, развитие речи, логического и аналитического мышления.
Воспитание нравственных качеств, уважения к личности и творчеству В.Г. Распутина
Оборудование: фрагмент кинофильма «Уроки французского», презентация к уроку, портрет А.П. Копыловой.
Содержательно-смысловые блоки
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
1. Оргмомент
Приветствует, настраивает на работу. - Здравствуйте. Сегодня на уроке мы будем изучать рассказ Валентина Григорьевича Распутина «Уроки французского».
Но прежде чем поставить перед вами главный вопрос урока, предлагаю посмотреть фрагмент кинофильма «Уроки французского», после чего я попрошу вас сформулировать цель нашего сегодняшнего разговора.
Отвечают приветствием, садятся.
Слушают.
2. Просмотр фрагмента видеофильма.
Смотрит вместе с детьми
С помощью мультимедийного проектора на большой экран выводит фрагмент кинофильма (Лидия Михайловна и мальчик играют в деньги. Заходит директор школы)
Смотрят
3. Целеполагание
Обращается с вопросом:
- Итак, Василий Андреевич назвал поведение Лидии Михайловны преступлением, совращением, растлением. Как вы ду
маете, какова цель нашего сегодняшнего урока?
- Верно. Наша задача - ответить на встающий перед читателем проблемный вопрос «ПРЕСТУПЛЕНИЕ ли поведение Лидии Михайловны?» Кроме того, мы должны поразмышлять над поступками всех остальных героев и дать им оценку. Слайд№2
- Почему это важно для нас?
Формулируют цель урока
Мотивируют свою работу
4. Тестирование и • его самопроверка
- Прежде чем прейти к анализу текста, проведем небольшую разминку - поработаем над литературоведческим понятиями, знание которых поможет вам успешно работать на сегодняшнем уроке. раздает листы с заданием всем парам учащихся
- Работаем в парах. Ваше задание - стрелочками соединить слова с теми определениями, которые им соответствуют.
Слушают задачу
Работаем самостоятельно.
Работают само-
- Итак,' '
стоятельно в парах
автобиография - это ...
портрет-
рассказ -
тема -
Самопроверка
основная мысль
Сообщают о своих
антитеза
(После каждого ответа на спроецированном на большой экран слайде всплывают определения. Слайд №3 )
- Каковы ваши результаты? Кто выполнил без ошибок? С одной ошибкой?
результатах
5. Основанная часть
- Переходим к основной части нашего урока. Кто герой рассказа? Слайд №4
Рассматривают
урока.
- Какова его семья? Каково ее материальное состояние?Почему?
слайд, отвечают на
А) Беседа
- Почему мать все же решается послать сына на учебу? Неужели не знает, что ему будет тяжело? Ведь она не многим мо-
вопросы учителя,
жет помочь сыну...
размышляют, опе-
- А он почему соглашается? Чужие люди, чужой дом...
рируют строками
- Какие чувства мальчик переживает, оказавшись вдали от дома?
- Есть ли у него друзья? Почему?Легко ли ему живется?
- Какой выход он находит?
- Как даются ему выигрыши?
- Как другие ребята относятся к Вадику и Птахе и как относится к ним герой?
- Какие правила для себя установил мальчик при игре в деньги? Почему?
- Почему Вадик и Птаха избили его?
- Какие качества характера своего героя подчеркивает автор?
Дети отвечают, на экране всплывают названные ими качества. Слайд № 5.
Герой:
ЧЕСТНОСТЬ, УПОРСТВО, СМЕЛОСТЬ, СТОЙКОСТЬ, ВОЛЯ, САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ
- Как реагирует Лидия Михайловна, увидев в первый раз синяки у своего ученика?Почему? Слайд № 6
- Что переживает герой, когда Тишкин предает его? Чего он ожидал?
- Как себя повела Лидия Михайловна? Почему?
- Для чего она назначает мальчику дополнительные уроки?
- Как чувствует себя герой у нее в гостях? Почему?
- Зачитайте и сопоставьте его и ее портрет.Для чего автор ставит их рядом?
- Какое художественное средство он использует?
- Каково первоначальное представление мальчика об учителе и как постепенно оно меняется? Какой оказывается Ли
дия Михайловна?Почему она начинает играть с ним на деньги?
- Как ведет она себя в эпизоде разговора с директором? Почему?
- Какие черты характера проявляет Лидия Михайловна?
Дети отвечают, на экране всплывают названные ими качества. Слайд № 7 СМЕЛОСТЬ
ЧУВСТВО СОБСТВЕННОГО ДОСТОИНСТВАЧЕСТНОСТЬ ДОБРОТА, МИЛОСЕРДИЕ, ОТЗЫВЧИВОСТЬ, ЧУТКОСТЬ, ЩЕДРОСТЬ
текста
- Итак, попробуйте дать ответ на наш вопрос. Поведение Лидии Михайловны - это преступление?
Дают ответ на
- Поработаем со словарями. Найдите в словарях значение слова «урок», (словарь Ожегова. Находят, зачитывают)
главный вопрос
- Как вы думаете, какие уроки получил герой? Только ли уроки французского?
урока
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории литература:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ