Статья «Единой связаны судьбой…»
Соковых Надежда Николаевна
учитель школы № 250
г. Санкт-Петербурга
Статья. « Единой связаны судьбой…»
( О жизни и творчестве Анны Андреевны Ахматовой.)
I. Вступление.
Трудно представить литературу XX века без её имени.
II. Основная часть.
Как связана судьба А.А. Ахматовой с судьбой России.
1)Творчество до революции 1917 г.
2) В страшные годы «ежовщины».
3) В годы Великой Отечественной войны.
III. Заключение.
« Поэт в России больше, чем поэт».
Данную статью можно использовать как лекционный материал на уроках литературы в 11 классе при изучении поэзии Серебряного века.
Цели:
1) Создать условия для погружения в поэтический мир А.А.Ахматовой.
2) Осознавать значение поэтического таланта А.А.Ахматовой в развитии отечественной литературы.
3) Вызвать интерес к творчеству поэта и его мужественной судьбе.
« Златоустая Анна всея Руси!» - так сказала Марина Цветаева, оценивая творчество поэта Анны Андреевны Ахматовой.
Перед этими словами все другие неизбежно приобретают привкус «общих», ибо только равные ей, если не по царственной горделивости таланта и судьбы, то вкусившие одного и того же горького хлеба, имеют право так говорить. Нам теперь трудно себе представить русскую литературу XX века без её имени, и трудно допускать мысль о том, что прежде чем её имя приобрело мировое звучание, она прошла через дыбу, голгофу, крест - через всё, что может пройти мученик:
Забудут! Вот чем удивили,
Меня забывали сто раз,
Сто раз я лежала в могиле,
Где, может быть, я и сейчас.
А Муза и глохла и слепла,
В земле истлевало зерно,
Чтоб после, как Феникс из пепла,
В тумане восстать голубом.
Воистину, « в России надобно жить долго поэту», чтобы обрести заслуженное признание при жизни. Анна Андреевна прожила долгую жизнь (она умерла в возрасте 77 лет), но прижизненная слава пришла к ней только в последние годы. За её поэтический подвиг и переводы (150 поэтов с 78 языков) ей была вручена международная поэтическая премия « Этна Таормина» в 1964 году в Италии. А за научные работы о Пушкине, высоко оцененные всеми пушкинистами, она была удостоена в 1965 году почётной степени доктора литературы Оксфордского университета. « Судьба ничем не обошла меня. Всё, что может человек испытать, всё выпало на мою долю», - это было одно из редких её признаний.
Анна Андреевна входила в русскую поэзию, когда жив был Иннокентий Анненский, когда в ней царили А.Блок, Вячеслав Иванов, Валерий Брюсов, Андрей Белый, Константин Бальмонт.
С Ахматовой вошла в поэзию всё покоряющая непосредственность, тот разговор двоих, который часто ведут влюблённые про себя. До неё любовная лирика была надрывной или туманной, мистической или экстатической с её полутонами и недомолвками. Ахматова, пожалуй, впервые после Пушкина заговорила о любви не только как о высоком, но и как о естественном, неотъемлемом от человеческого существования чувстве:
Знаю: гадая, и мне обрывать
Нежный цветок маргаритку.
Должен на этой земле испытать
Каждый любовную пытку.
Лирическая героиня её стихов – не пастушка, не королевна, не Прекрасная Дама, а обычная женщина « в сером будничном платье на стоптанных каблуках», которая умеет страстно и нежно любить, горестно и глубоко страдать, гордо сохраняя при этом своё человеческое достоинство:
Круг от лампы жёлтый…
Шорохам внимаю.
Отчего ушёл он?
Я не понимаю…
Первые книги Ахматовой можно назвать жизненными драмами в стихах, тем более что за ними вставала реальная история её сложных любовных отношений (с Н.Гумилёвым в первую очередь). Это стихи о первом свидании и первом признании, о поцелуе и клятве, о долгожданных письмах и случайных размолвках, о « милых уликах» любви и о любовной бессоннице, о расставаниях и встречах:
И когда друг друга проклинали
В страсти, раскалённой добела,
Оба мы ещё не понимали,
Как земля для двух людей мала.
Всё в этих стихах реально, всё как в жизни, но от этого не менее поэтично и возвышенно. Зачастую любовная страсть и мука выражают себя очень скупо, двумя-тремя словами, ибо страдания любящей души подчас неимоверны – до трагического молчания. Зато природный и прекрасный мир всегда активно участвует:
А ещё так недавно, недавно
Замирали вокруг тополя,
И звенела и пела отравно
Несказанная радость твоя.
Некоторые стихи первых книг Ахматовой можно назвать сюжетными, они похожи на спрессованные романы.
И прощаясь, держась за перила,
Она словно с трудом говорила:
« Это всё... Ах нет, я забыла,
Я люблю вас, я вас любила
Ещё тогда!» -
«Да».
В этой лирической миниатюре действительно в «свёрнутом» виде целый роман, наподобие «Евгения Онегина». Сохранились свидетельства многих современников Ахматовой тех лет, которые писали и говорили, что в России после её сборников: «Вечер» (1912 г.), «Чётки» (1914 г.) – стали любить «по-ахматовски», сдержанно и строго. Уже в начале своего творческого пути А.Ахматова возвращала русскую поэзию к «лирическому реализму», к точности слова, к реальной сущности переживаний, к его «жизненному подтексту», возрождая тем самым традиции классические, пушкинские. Размышляя над «тайнами ремесла» поэта, Ахматова в стихотворении
« Творчество» подчеркнёт эту жизненно достоверную, а не выдуманную основу своих произведений:
Когда б вы знали, из какого сора
Растут стихи, не ведая стыда,
Как жёлтый одуванчик у забора,
Как лопухи и лебеда.
Ясность, сдержанность, дисциплина – все эти черты роднят А.Ахматову с русской классической традицией. О «погружённости» Ахматовой в русское классическое стихотворство конца XVIII начала XIX века при одновременном следовании ею в своей поэзии реалистической прозе
И.С. Тургенева, Л.Н. Толстого, Ф.М. Достоевского говорили многие исследователи её творчества. Так О.Мандельштам, близкий друг Анны Андреевны, писал, что она привнесла в русскую лирику всю огромную сложность и психологическое беспокойство русского романа XIX века, что вся она из русской психологической прозы, а не поэзии.
« Пушкинские начала» вошли в неё ещё в Царском Селе, где некогда «смуглый отрок бродил по аллеям», где в самом воздухе, в архитектурном убранстве парков и дворцов была словно «разлита» та высокая культура, которую Ахматова считала и воспринимала как естественную стихию подлинно человеческой жизни.
Она любила называть себя петербурженкой, хотя родилась в Одессе.
С городом на Неве, с городом Петра I, Медного всадника, Летнего сада, гранитных набережных, знаменитого Фонтанного дома, где она прожила более 25 лет, оказалась связана почти вся её жизнь. Ахматова постоянно ощущала органическую связь, слитность с этим городом и его культурой.
Я с тобой не разлучима,
Тень моя на стенах твоих,
Отраженье моё в каналах,
Звук шагов в Эрмитажных залах,
Где со мною мой друг бродил.
Её поэзию отличает «беспощадный интеллектуализм», она насыщена образами из Библии, из произведений многих авторов от античности до наших дней, эпиграфами из латыни на французском и английском языках.
Она украшена именами Данте, Шекспира, Пушкина, Парни, Вергилия, Гофмана, Тютчева, Баратынского… Она изобилует фактами и разнообразными сведениями из отечественной и мировой истории, мифологическими сюжетами и религиозной символикой. Её стихи адресованы всегда читателю интеллигентному, но и элитарной, непонятной она не была.
В страшный 1914 год, когда надвинулась «туча над тёмной Россией», Ахматова заговорила голосом пророческим о грядущих вместе с войной больших национальных бедствиях:
Сроки страшные близятся. Скоро
Станет тесно от свежих могил.
Ждите глада, и труса, и мора,
И затменья небесных светил.
Трагически по большей части звучат её стихи, вышедшие книгой « Белая стая» в 1917 году. « Горю и ночью дорога светла» - такой эпиграф взят поэтом к « Белой стае». В нём звучит не только мотив страдания, но и полное достоинства успокоение. Это состояние приходит к человеку не только когда он обретает жизненный опыт, но и когда он находит свою философскую позицию: с чувством собственного достоинства нести свой крест – и в этом видеть смысл бытия.
Чем человек живёт на земле? Что для него дорого, когда он не задумывается о значительном в мировом масштабе? Любимое дело, друзья, дом, дети, покой, здоровье. И как далеко это отступает перед лицом всеобщей трагедии! Год 1915 – второй год мировой войны. Слово «война» заключает в себе самое страшное: смерть, голод, разруху, нищету, слёзы, рабство, болезни. Всё, что несёт гибель миру и человечеству. Стихотворение « Молитва» звучит как заклинание, как мольба о спасении и вера в то, что помогает человеку надеяться и выжить:
Дай мне горькие годы недуга,
Задыханья, бессонницу, жар.
Отыми и ребёнка, и друга,
И таинственный песенный дар –
Так молю за Твоей литургией
После стольких томительных дней,
Чтобы туча над тёмной Россией
Стала облаком в славе лучей!
Здесь звучит не только готовность отдать самое дорогое, что принадлежит себе, но и осознание неотделимости своей судьбы от судьбы страны. В стихотворении выражен не порыв, а вынесенное из долгих, томительных дней стоическое решение. И в этом вся Ахматова, умеющая вбирать в себя мир и тем самым делать его богаче.
И «семнадцатый октябрь», и глобальные исторические катаклизмы за последующие 50 лет (гражданская война, красный террор первых лет революции, репрессии 1937г., Великая Отечественная война и оголтелое проявление культа личности в последнее десятилетие) всегда завязывались в трагический узел с событиями её личной жизни, едва не уничтожив её. Всегда она мечтала о простом женском счастье, хотела семьи, дома, уюта. А пришлось вести скитальческую жизнь. Её «женская» в начале творческого пути лирика потребовала в дальнейшем неженской силы поэта, не отклонившего ни одного удара судьбы. Она не уехала из России в переломном 1922 году – после гибели Н.С. Гумилёва и смерти А.А.Блока, – сделав окончательный трудный выбор: « Не с теми я, кто бросил землю…» Этот выбор она подтверждала всю свою жизнь и всей своей жизнью.
В эти годы Анну Ахматову представляли как поэта, активно враждебного новой действительности, называли представительницей салонной дворянской культуры. Она стала поэтом-изгоем, её называли « мещанской поэтессой» и относили её стихи к поэзии русского империализма. Об этих годах позднее она вспоминала:
И писали в почтенных газетах,
Что мой дар несравненный угас.
Но дар её не угас. В автобиографической заметке 1965 года она специально подчёркивала: « Яне переставала писать стихи». Новый её поэтический сборник появился только в 1940 году, через 19 лет.
30-е годы в истории нашей страны были отмечены жестокими беззакониями, арестами и казнями невинных людей, объявленных «врагами народа». Эти годы в жизнь Ахматовой тоже вошли страшной бедой: был арестован в 1935 году по ложному обвинению и приговорён сначала к расстрелу, а затем сослан в Сибирь её сын Лев Гумилёв. Тогда же был арестован её третий муж, профессор-искусствовед Н.Н.Пунин. В 1934 году на её глазах был арестован О.Мандельштам. Высокое чувство моральной ответственности перед своими современниками помогло ей и дало силы подняться над личным горем и выразить всю катастрофичность эпохи. В то время она начала писать свой
« Реквием», ставший памятником всем жертвам репрессий и её гражданским подвигом. В годы Великой Отечественной войны Ахматова писала стихи высокого патриотического звучания, вошедшие в последний её прижизненный сборник « Бег времени» 1965 г. Война застала её в Ленинграде. В июле 1941 года по радио голос Ахматовой произнёс знаменитую « Клятву»:
И та, что сегодня прощается с милым,-
Пусть боль она в силу свою переплавит.
Мы детям клянёмся, клянёмся могилам,
Что нас покориться никто не заставит!
Осенью 1941 года тяжелобольная Анна Ахматова была вывезена в Москву, а затем в Ташкент. Перенеся тяжёлую болезнь, она продолжила в своём творчестве тему войны. « Мужество» - так не случайно называется одно из лучших её стихотворений военных лет. Как и клятва, оно написано от имени «мы», от лица коллективного героя. Этот герой – все русские люди, которым « не страшно под пулями мёртвыми лечь». Именно в военные годы Ахматова раскрылась как гражданский поэт. В её поэзии слились воедино и женское, и материнское начало, и мужество, и честность, и сострадание, и страдание. По словам Н.Струве, « Ахматова была самой поэзией, высшим и чистейшим её воплощением».
Но и послевоенные годы не принесли ей, однако, ни радости, ни славы.
Сын, добровольно ушедший на фронт из ГУЛАГа, снова оказался в заточении, муж умер в1953 году в лагере под Воркутой. В 1946 году вышло Постановление ЦК ВКПб «О журналах «Звезда» и « Ленинград»» и выступление Жданова, в которых перечёркивалось всё творчество ленинградских писателей Ахматовой и Зощенко. Её перестали совсем печатать, жить приходилось почти без средств, одними переводами. У неё не было своего дома, и она скиталась по квартирам друзей и знакомых. 8 лет, вплоть до 1953 года, до смерти Сталина, Ахматова жила буквально под «дамокловым мячом».
Низость и вероломство, подлость и предательство не рождали у Ахматовой гордыни по отношению к родной земле. Она видела на родине не только преступников и растленных людей, но и корчащийся в муках и страданиях под пятой «ежовщины» многомиллионный народ, который любила христианской любовью. По-христиански она разделила и его трагедию и - больше того – простила грехи врагам:
Я всем прощение дарую
И в Воскресение Христа
Меня предавших в лоб целую,
А не предавшего - в уста.
Об Анне Андреевне Ахматовой с полным правом можно сказать словами Евгения Евтушенко: «Поэт в России - больше, чем поэт».
Используемая литература:
1.Николай Скатов « Книга женской души» (К 100-летию со дня рождения А.А. Ахматовой). Журнал « Литература в школе»1989 г.
2.Адольф Урбан « Образ Анны Ахматовой». Журнал «Звезда» № 6 1989 г.
3.Никита Струве « Восемь часов с Анной Ахматовой». Журнал « Звезда» № 6 1989 г.
2013 год.
Данная статья ранее нигде не публиковалась.
116 КБ
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории литература:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ