Статья «Организация исследовательской деятельности учащихся на уроках и во внеурочной работе» (из опыта работы)

М


БОУ «Погромская средняя общеобразовательная школа имени А.Д.Бондаренко» Волоконовского района Белгородской области










Статья



«Организация исследовательской деятельности учащихся на уроках и во внеурочной работе»

(из опыта работы)





подготовила

учитель русского языка и литературы

Морозова Алла Станиславовна











с. Погромец

2011

Учение - ведущий вид деятельности школьников, в процессе которого решаются главные задачи, поставленные перед школой: подготовить подрастающее поколение к жизни, к активному участию в научно-техническом и социальном прогрессе.

Общеизвестно, что эффективность обучения находится в прямой зависимости от уровня активности ученика в этом процессе. В чем же состоит эта активность? Ведущим мотивом в жизни и деятельности подростков является самовыражение в среде сверстников – это можно сделать, применив современные педагогические технологии.

Самой популярной педагогической технологией в современном преподавании становится проектно-исследовательская технология, так как она направлена на повышение эффективности урока. На таких занятиях учитель предъявляет школьникам ту или иную проблему для самостоятельного исследования, хорошо зная ее результат, ход решения и те черты творческой деятельности, которые требуются в ходе ее решения. Тем самым построение системы таких проблем позволяет предусматривать деятельность учащихся, постепенно приводящую к формированию необходимых черт творческой личности.

Каким же образом я организую исследования на уроках и во внеурочной деятельности?

Для успешной организации исследовательской деятельности на уроке необходимо тщательно продумывать формы уроков. Ведь здесь в арсенале могут быть разнообразные формы: урок-творческий отчет, урок-защита идей, урок-ролевая игра, урок-семинар, урок «Мой поэт», «Мой герой», урок открытых мыслей, урок-конференция, урок-круглый стол и т.д.

Необходима также диагностика: выявление учащихся, склонных к определенному виду деятельности (собирать материал, защищать, опровергать, доказывать…).

Как это выглядит на практике?

Урок литературы – широкое поле деятельности для организации исследований. Например, при изучении романа Достоевского «Преступление и наказание» я организовала исследовательскую деятельность учащихся по уяснению евангельских мотивов в романе. Класс имеет группы постоянного состава. Каждой группе было дано задание исследовать определённую часть романа, найти евангельские мотивы и прокомментировать их значение с точки зрения текста Евангелия. После постановки основного проблемного вопроса и выяснения основной задачи исследования дети выступили с результатами своей работы. Нами было выяснено, что весь роман построен на мотиве воскресения человека к новой жизни. Путь героя – это путь через смерть к вере и воскресению. Евангельские мотивы играют важную роль в произведении, где религиозная вера и христианский смысл являются всё определяющими силами. Я же для себя уяснила, как велико по своей силе эмоциональное воздействие на старшеклассников от встреч с живым словом Евангелия: образы оживают, повествование автора становится ярче и понятнее, что помогает в какой-то мере пережить то, что чувствовал автор. Очень жаль, что нам такая возможность выпадает гораздо реже, чем хотелось бы.

При изучении романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита» мы с учащимися стремились выявить, как самостоятельное в определённом смысле произведение, посвящённое ершалаимской истории, самым тесным образом переплетено с главами, рассказывающими о современности. Дети работали с большим интересом, ведь определённые умения и навыки были заложены ещё в 5 классе. В ходе исследования выяснилось, что в евангельской легенде заложены вечные ценности, вечные истины, которые, будучи забытыми и разрушенными, непременно отразятся на нравственном состоянии общества. Именно этими великими критериями может быть проверена моральная состоятельность любой эпохи, а значит, и её состоятельность в целом. Было задано сочинение-исследование по теме «Как вы понимание слова «Все прогрессы реакционны, если рушится человек» в контексте романа «Мастер и Маргарита»?

Интересны и такие формы уроков, как «Мой герой», «Мой поэт». Они дают большой простор для исследовательской деятельности. И в связи с большим количеством творческих заданий позволяют даже слабым ученикам участвовать с большой отдачей в общей работе класса. Например, в 9 классе был проведён урок «Мой Пушкин», в течение которого каждый защитил свой взгляд на творчество этого гениального писателя.

Уроки, посвящённые комплексному анализу текста (используются как на уроках русского языка, так и на уроках литературы), тоже является стимулом к началу исследовательской деятельности. Например, урок, посвященный стилистическому анализу стихотворений в прозе Тургенева «Природа» и «Воробей», помог проникнуть в творческую лабораторию автора, понять отличительные особенности жанра «стихотворение в прозе», познакомиться с особенностями тургеневского стиля. Итогом явились творческие работы по сравнительному анализу.

Интересна и такая форма урока, как творческий отчёт. Так, в 11 классе по темам: «Моё открытие серебряного века» и «Авторская песня» - дети оформляют свои исследования в виде рефератов или презентаций, которые им приходится защищать на таком уроке.

Я вела речь только об уроках литературы. А как же уроки русского языка? Какие исследования там возможны?

На уроках русского языка мной используются следующие элементы исследовательской деятельности:

  • изучение нового материала путём исследования через создание проблемной ситуации;

  • самостоятельный вывод правила по примерам, проверка результатов по разноуровневой карточке;

  • сопоставительная работа (трактовка правила в учебниках различных авторов);

  • групповая работа - составление тезисов к определенной теме. (Интересно прошел такой урок по составлению тезисов к теме «Язык как фактор общественного развития»).

Чаще всего через создание проблемной ситуации мы выбираем тему для исследования. Приведу пример такого урока в 9 классе по теме «Основные группы СПП». После самостоятельного формулирования учащимися темы урока и выявления её актуальности, степени новизны обращаю внимание учеников на слова, записанные на доске:

Проблемное задание для исследования на уроке:

разработать основные шаги на пути к определению основных видов СПП, составить кластер.

После лингвистической разминки и повторения пройденного приступаем к исследованиям по новому материалу. Наблюдаем, сопоставляем, делаем выводы. В конце урока составляем кластер или графическую схему основных понятий, изученных на данном уроке.

Хочется отметить, что, по существу, исследование строится на диалоговой основе: вопрос учителя вызывает у учащихся не только и не столько ответ, сколько в свою очередь вопрос. Вот, например, какие вопросы были заданы учениками на уроке литературы «То, что было незримо доселе» (Читаем стихи Н.Заболоцкого) (6 класс): «Что было незримо доселе?», «Тема, на которую писал поэт?», «Как возникали его стихи?», «Какая жизнь была у Н.Заболоцкого?», «Как жить в гармонии с окружающим миром?», « Каковы особенности письма поэта?». Или на уроке литературы в 5 классе «Понятие об авторской сказке»: «Что такое авторская сказка?», «Не произошла ли авторская сказка от народной?», «Чем отличаются сказки авторские от фольклорных?», «Что общего между народными сказками и авторскими?». Или на уроке русского языка в 7 классе по теме «Самостоятельные и служебные части речи»: «Что такое части речи?», «Что общего между самостоятельными и служебными частями речи?», «Чем отличаются самостоятельные части речи от служебных?», «На какие вопросы отвечают самостоятельные части речи?», «Перечислите самостоятельные и служебные части речи». Итак, ценность такого диалога в том, что учебный процесс становится личностно значимым, личностно-ориентированным.

Сегодня очень важно последовательно использовать методы, активизирующие познавательную активность учеников, продуктивное, творческое усвоение знаний и умений, создавая положительный эмоциональный фон, инициировать активный диалог, анализ проблемных ситуаций, самостоятельную работу на уроке и др. Грамотно организованное и проведенное исследование отвечает всем этим требованиям к современному уроку.

Особое место в развитии учебно-исследовательской деятельности школьников занимает научное общество учащихся «Лингвист», которым я руковожу в течение трёх лет. За этот период сложилась определённая система работы, позволяющая развивать у учащихся научное мышление, интерес к исследовательской работе и к углубленному изучению предмета, воспитывать нравственные качества и духовную культуру. Членами общества создаются как совместные исследовательские работы, так и индивидуальные. Также учащиеся принимают активное участие в различных муниципальных и областных конкурсах.


Результативность работы НОУ «Лингвист» за три четверти 2011 – 2012 учебного года


1 четверть

На муниципальном уровне:

1. 1 место в межрегиональном конкурсе на лучшее знание государственной символики России среди обучающихся общ-х школ. Подтверждается приказом № 1032 от 11.10.2011 г.


2. 1 место в районном конкурсе творческих работ «История свадебного обряда» Подтверждается приказом № 1152 от 02. 11. 2011г

На Всероссийском уровне

3. 2 место во Всероссийском творческом конкурсе, посвящённом 50-летию полёта Ю.Гагарина в космос (подтверждается грамотой)


4. 1 место во Всероссийском конкурсе по литературе «Познание и творчество» в номинации «Истоки творчества» (подтверждается грамотой и сертификатом)


2 четверть

На муниципальном уровне:

5. 1 место (Кобзева Н. 11 класс) в муниципальной предметной олимпиаде по русскому языку. Подтверждается приказом № 1423 от 16 декабря 2011 года


6. 1 место в муниципальном конкурсе сочинений «Молодёжь и выборы». Подтверждается публикацией в газете «Красный Октябрь» № 3 от 12.01.2012 итогов конкурса и грамотой


На региональном уровне:

7. 1 место в региональном конкурсе на лучшее знание государственной символики России среди обучающихся общ-х школ. Подтверждается приказом Департамента образования № 3457 от 17.11.2011 г. и грамотой


На Всероссийском уровне

8. 3 место заняла Кобзева Н. 11 класс во Всероссийском конкурсе «Познание и творчество» в рамках национальной образовательной программы «Интеллектуально-творческий потенциал России» в номинации «Я знаю русский язык» (подтверждается грамотой и свидетельством)


9. 3 место заняла Морозова О. 11 класс во Всероссийском конкурсе «Познание и творчество» в рамках национальной образовательной программы «Интеллектуально-творческий потенциал России» в номинации «Я знаю русский язык» (подтверждается грамотой и свидетельством)


10. 1 место в муниципальном этапе отбора на мероприятия Всероссийского форума научной молодёжи «Шаг в будущее». Приказ № 1333 от 02.12.2012г.


11. Морозову Олесю направили на региональный этап отбора на мероприятия Всероссийского форума научной молодёжи «Шаг в будущее». Приказ о направлении на конкурс № 1361 от 06.12.2011г.


3 четверть


На муниципальном уровне:

12. 1 место в муниципальном конкурсе творческих работ, посвящённых празднованию 1150-летия зарождения Российской Государственности. Подтверждается приказом № 248 от 07.03.2012


13. 1 место в муниципальном этапе Всероссийской телекоммуникационной олимпиады юных журналистов. Подтверждается приказом № 368 от 30.03.2012


14. 1 место в конкурсе творческих работ юных корреспондентов «Свой голос». Подтверждается приказом № 395 от 04.04.2012


На региональном уровне

15. 2 место в региональном этапе отбора на мероприятия Всероссийского форума научной молодёжи «Шаг в будущее». Подтверждается наличием диплома и медали


На Всероссийском уровне

16. 1 место заняла Ерышева А. 7 класс во Всероссийском конкурсе «Познание и творчество» в рамках национальной образовательной программы «Интеллектуально-творческий потенциал России» в номинации «Экзамен по русскому языку – конкурс для учащихся 7-11 классов»

(подтверждается грамотой и свидетельством)


17. 2 место заняла Ерышева А. 7 класс во Всероссийском конкурсе «Познание и творчество» в рамках национальной образовательной программы «Интеллектуально-творческий потенциал России» в проекте «Интеллект-экспресс» в номинации «Мир литературы»


(подтверждается грамотой и свидетельством)


18. Морозову Олесю направили на Всероссийский этап отбора на мероприятия Всероссийского форума научной молодёжи «Шаг в будущее».

Приказ о направлении в Москву для участия во Всероссийском форуме юношеских талантов «Шаг в будущее» № 292 от 15.03.2012г.


Таким образом, приобщение учащихся к исследовательской деятельности дает возможность осуществлять оперативный контроль промежуточных результатов деятельности учащихся, позволяет повысить темп урока, увеличив его педагогический эффект. К тому же учитель, используя такие методы, освобождается от видов рутинной работы и может направить внимание на решение более сложных вопросов, требующих высокой квалификации и творческого мышления. Работы, сделанные учащимися, готовят их к исследовательской деятельности на студенческой скамье. Выпускники с большой благодарностью говорят о том, что получили необходимые навыки в школе и смогли успешно справиться с более серьезными научными исследованиями - курсовыми и дипломными работами.




























Список литературы

  1. Васильев В. В. Проектно-исследовательская технология: развитие мотивации // Народное образование. М., 2000. - № 9.

  2. Качурин М. Г. Организация исследовательской деятельности учащихся на уроках литературы. М., 1988.

  3. Материалы из опыта работы


Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории литература:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ