Технологическая карта и сценарий урока по русскому языку в 1 классе "Согласные глухие звуки /х/, /х,/, отличающиеся по признаку твёрдости – мягкости"
Урок обучения грамоте в 1 классе
УМК «Перспективная начальная школа»
Автор
Илюшкина Нэля Юрьевна
Класс
1 класс
Автор УМК (программы учебного курса)
Азбука. Авторы: Агаркова Н.Г., Агарков Ю.А. 1 класс. Под редакцией М.Л.Каленчук. М., Академкнига/учебник, 2011 год
Тема урока
Согласные глухие звуки /х/, /х,/, отличающиеся по признаку твёрдости – мягкости.
Тип урока
Открытие нового знания
Учебно-методические и информационно-методические условия
Учебник «Азбука», фишки-звуки, конверты для конструирования буквы, бабочки красного, зелёного, жёлтого цветов, проектор, доска Smart.
Технологическая карта и сценарий урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Осуществляемые действия
Формируемые способы познавательной деятельности
Формируемые способы коммуникативной деятельности
Формируемые способы регулятивной деятельности
Формируемые способы личностной деятельности
1
2
3
4
5
6
Самоопределение к деятельности. Организационный момент.
Включение класса в деловой ритм посредством беседы.
- Вы верите в чудеса?
- И я верю. И если в жизни чудеса встречаются не так часто, то мы создадим чудо в своём воображении.
Представьте, что вам на ладошку опустилось чудо, а какое, вы отгадаете сами.
Шевелились у цветка все четыре лепестка.
Я сорвать его хотел, он вспорхнул и улетел.(БАБОЧКА)
- Да, действительно к нам на урок прилетели бабочки.
- А почему это чудо? (потому что красивая, и сейчас зима, а зимой бабочки не летают)
- У вас у каждого на столе по три бабочки: красная, жёлтая, зелёная. В конце урока одна из них опустится на классную доску.
Итак, вы готовы узнавать новое и поверить в чудо?
Подготовка класса к работе.
В ходе беседы отвечают на вопросы учителя
Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками
Целеполагание
Самоопределение
Актуализация знаний и постановка учебной проблемы
Организует обсуждение стихотворения. Предлагает сформулировать главную проблему урока
- Полина расскажет стихотворение, а вы внимательно послушайте и скажите, какой одинаковый звук встречается во многих словах этого стихотворения?
- Как вы думаете, почему именно это стихотворение прочитала Полина?
- Как будет звучать тема сегодняшнего урока?
-Давайте вместе определим цели нашего урока.
Познакомиться с … (новой буквой и звуками.)
Охарактеризовать … (звуки [х] и [х’] и отличать их от других звуков.)
Учиться читать … (слоги, слова и предложения с новой буквой.)
- Зачем нам нужно, ребята, знать буквы и звуки?
Слушают стихотворение.
В ходе фронтального обсуждения формулируют цель, тему урока, выделяют шаги (составляют план) по достижению цели и разрешению проблемы
Хмурый, хилый хнычет Хорь –
На Хоря напала хворь.
Чахнуть стал и сохнуть,
Ни вздохнуть, ни охнуть.
Дети выделяют часто повторяющийся звук [x],[x,].
- В нём часто встречаются звуки [x],[x,] и мы их сегодня будем изучать.
- Звуки [x],[x,] и буква, которая их обозначает.
Анализ объектов с целью выделения признаков
Самостоятельное выделение – формулирование познавательной цели, формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении задач поискового характера.
Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме
Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации: владение монологической и диалогической формами речи
Целеполагание, как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно.
Планирование, прогнозирование. Составление плана и последовательности действий
Целеполагание
Жизненное самоопределение
Открытие нового знания
Организует работу в парах по учебнику.
- Вспомните и обсудите в парах правило чтения звуковых моделей и способ определения отдельного звука. Повторите способ проверки, правильно ли найден звук.
- Послушаем результаты ваших обсуждений в парах.
А кто может доказать правильность этих суждений?
- Прочитайте 1 слово под первым рисунком.
- Где слышится новый звук? (В середине)
- Какой он? (Согл.,глух.,тв.)
- Прочитайте 2 слово.
- В чём отличие двух звуков в двух словах? (Один мягкий, другой твёрдый)
Учитель вывешивает на доску букву, которая обозначает эти звуки.
- Звуки [х] и [х’] обозначаются на письме буквами «ха» - строчной (маленькой). ПОКАЖИТЕ в учебнике.
«Ха» - большой (заглавной).
- Зачем нужна заглавная буква?
Далее учитель просит сконструировать букву «ха»
- На что похожа буква Ха?(Даша В.., картинка.)
- Конструируйте в парах (1в. – большую, 2в. – маленькую)
Просит учеников свериться с образцом букв.
Определение места буквы «ха» в алфавите.
- Перед какой знакомой буквой находится буква «ха»? (перед «эф»)
- Как называют человека, который занимается опытами?
- Прочитайте.
(Химик)
- Сколько в слове слогов?
-какой слог ударный?
- Где слышится новый звук?
( В начале)
-Дайте ему характеристику.
- Назовите зверька на второй картинке. Его ещё называют хорьком.
-сколько слогов в этом слове?
- Где слышится новый звук?
-Дайте ему характеристику.
- В чём отличие звуков? (Один мягкий, другой твёрдый)
- Давайте докажем и сделаем вывод, какие по характеристике новые звуки.
1 ряд – доказывает, что они согласные.
2 ряд – глухие звуки.
3 ряд – тв., мягк.
ВЫВОД. Звуки [х], [х’] – согласные, всегда глухие, могут быть тв., мяг., непарный.
Рассматривают иллюстрации в учебнике на стр. 92, выделяют звуки на основе «чтения» слов-названий предметов по моделям под рисунками и дают им характеристику.
- Надо произнести всё слово, выделяя нужный звук и послушать его, затем произнести отдельно и дать характеристику
Дети рассказывают, к какому выводу они пришли.
.
Учащиеся выделяют звук и дают ему характеристику.
Ха – забавная игрушка,
Деревянная вертушка –
Ветру вольному подружка.
Дети конструируют в парах печатные буквы Х х
Двое учеников конструируют под камерой.
Работают по учебнику с 92.
Информационные: поиск нужной информации, работа со схемами, моделями, ориентироваться в книге, работать по ней.
Логические: анализ объекта с целью выделения существенных признаков.
Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме
Установление причинно-следственных связей.
Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации: владение монологической и диалогической формами речи.
Инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации. Управление поведением партнёра – контроль, коррекция, оценка действий партнёра.
Планирование, прогнозирование.
Осуществление контроля в форме сличения своей работы с эталоном, вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу.
Физкультминутка
Организует физкультминутку
- Потрудились, теперь отдохнём.
Хомка, хомка, хомячок,
Полосатенький бочок.
Хомка раненько встаёт,
Щёчки моет, шейку трёт.
Подметает Хомка хатку
И выходит на зарядку.
Первичное закрепление
Устанавливает осознанность восприятия. Первичное общение.
- Какие слова с новым звуком услышали в стихотворении про Хомку?
- Вернёмся к задачам урока.
- Решили мы первую задачу?
- Вторую задачу?
Переходим к решению 3 задачи.
Учитель просит прочитать слоги с буквой «ха» под моделями на с 92.
Даёт задание для групповой работы: сравнить столбики слогов и обсудить свои наблюдения.
-Что объединяет все слоги? (есть буква х)
- На какие две группы можно разделить слоги? (слоги, которые начинаются с гласной, слоги, которые начинаются с согласной)
- Чем похожи 1 и 2 столбик? (там слоги с твёрдым согласным [х])
- Чем различаются 2 и 3 столбик? (во 2 – твёрдый [х], А в третьем – мягкий [х’])
- А почему в 3 столбике звук [х’] читается мягко? (после него стоят гласные, которых показывают мягкость согласного)
Решают типовые задания.
Учащиеся отвечают на поставленный вопрос.
Класс читает хором по сигналу учителя.
Обсуждение всем классом результатов сравнения.
Поиск и выделение необходимой информации, сравнение, построение логической цепочки рассуждений, доказательство.
Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме
Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации: владение монологической и диалогической формами речи
Умения высказывать свои предположения, осуществлять познавательную и личностную рефлесию.
Формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности
Включение нового знания в систему знаний и повторение
Чтение столбиков слов и слогов с новыми звуками.
На стр. 93 просит прочитать слоги и слова по цепочке.
- Прочитаем слова в столбиках. Те слова, в которых голубыми дугами выделены слоги, читаем отчётливо, по слогам. Слова, в которых гласные отмечены знаком ударения, читаем со звательной интонацией. Составляем схемы-модели к прочитанным словам.
Составление предложения
-Составьте предложение с прочитанными словами по картинке.
Учитель предлагает детям сыграть в игру «Хоккей».
- Сейчас мы с вами поиграем в игру «Хоккей».
Поставьте на парту согнутые в локтях руки. Это хоккейные ворота. Проверим, кто из вас лучший вратарь. Я буду называть слова, все они начинаются со звуков [х], [х’]. Эти слова вы должны пропустить через ворота, но я, конечно, постараюсь забросить «шайбу», т.е. слово, которое начинается с другого звука. Как только я попытаюсь забросить «шайбу» захлопывайте ворота.
Учащиеся читают слова по цепочке, составляют схемы-модели к прочитанным словам.
Составляют предложение, наиболее удачное моделируется на партах и на камере.
Контролируют правильность ответов товарищей.
Рефлексия учебной деятельности
Организует рефлексию.
- Какие задачи ставили?
- Удалось ли нам решить поставленные задачи?
Соотносят цель и
результаты, степень их
соответствия
Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме.
Рефлексия способов и условий действий.
Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации: владение монологической и диалогической формами речи
Выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить
Смолообразование, т.е. установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.
Оценивание
Учитель предлагает обучающимся самостоятельно оценить свою деятельность на уроке
-Создадим в конце урока чудо, с которого начинали: бабочки разного цвета.
красная- если ты собой очень доволен, работал весь урок
зелёная- работал хорошо, но мог бы лучше
жёлтая- не доволен своей работой на уроке
Осуществляют самооценку
собственной учебной
деятельности.
Умение с
достаточной полнотой и
точностью выражать свои мысли
Домашнее задание
На стр. 93 прочитать скороговорку и научится её быстро говорить.
Желающие могут прочитать загадки на этой стр. и отгадать их.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории литература:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ