Технологическая карта урока литературного чтения 4 класс Тема: Ю.Я. Яковлев «О нашей Родине»


Технологическая карта урока литературного чтения

Котяшева Надежда Николаевна

учитель начальных классов

МБОУ «Кочёвская СОШ»

с. Кочёво, Пермского края

1. Класс-4 класс

2. Тема: Ю.Я. Яковлев «О нашей Родине» (Программа «Гармония», автор О.В. Кубасова)

Место и роль урока в изучаемой теме: Раздел 10. «Когда, зачем и почему?» Познавательная литература, урок 92.

3. Тип урока: Открытие нового знания.

4. Цель: Ознакомление учащихся с понятием Родина на основе произведения Ю.Я. Яковлева «О нашей Родине».

5. Задачи:

* учить анализировать литературное произведение, выделять смысловые единицы и графически их оформлят ь, строить предположения и собственные высказывания;

* воспитывать чувство патриотизма, гордости и любви к своей малой и Великой Родине.

6. Ожидаемый результат: умение демонстрировать понимание прочитанного произведения, отвечая на вопросы по содержанию; умение задавать вопросы по прочитанному тексту.

7. Метапредметные результаты.

Регулятивные: умение удерживать цель деятельности до получения её результата; умение формулировать тему урока и ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и того, что ещё неизвестно.

Познавательные: поиск и выделение информации в тексте; преобразование объекта из чувственной формы в графическую(кластер); осознанное построение речевого высказывания в устной форме; смысловое чтение; установление причинно-следственных связей.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками; умение задавать вопрсы по содержанию текста; умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Личностные результаты: соотноить себя с родным селом, государством; проявлять уважение и интерес к культуре и истории своего народа, родной страны; сравнивать разные точки зрения, считаться с мнением другого человека; оценивать свою учебную деятельность.

8. На уроке применяется технология продуктивного чтения.

9. Методы, способы и приёмы: подводящий к теме диалог, фронтальная, групповая и парная работа, приём составления кластера, приём «Пометки на полях», приём «Кубик Блума», приём «Задай вопрос».



Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Метапредметные умения

Примеча

ние

1. Самоопределе

ние к деятельности

(10 сек)

-Добрый день,ребята! Я рада, что сегодня необычный урок литературного чтения мы проведём вместе.(создание положительного настроя на работу)

Рассаживаются по местам. Сосредотачиваются на уроке. Установлен первичный контакт.

Самоопределение (л)


2. Актуализация знаний



I этап до чтения


(2-3 мин)

1. Поворение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания».

- Ребята, прослушайте музыкальное произведение и определите, о чём пойдёт речь в этом произведении ?

- Что такое Россия для нас с вами?

- Как по-другому можно назвать нашу страну?

- Подберите однокоренные слова к слову Родина.


Что у них общее?

- Подберите однокоренное слово к слову Отечество.

- Как мы назовём слова Родина, Отечество, Отчизна?

2. Формулирование темы урока.

- Предположите, о чём пойдёт речь на уроке?

- Попробуйте сформулировать тему урока.

(Тема урока будет звучать «О нашей Родине»)

- Попробуем поставить учебную задачу на урок. С какой целью мы будем рассматривать тему о Родине?

3. Давайте вспомним, что вы знаете по данной теме. Поработайте в паре, сообщите друг другу, что вы знаете о Родине. Обменяйтесь информацией.

- А сейчас повернитесь к соседям и обменяйтесь информацией в группе, договоритесь, кто будет отвечать на вопрос: Что такое Родина?

Дети просматривают клип «Моя Россия», определяют тему произведения. Говорится о России, о природе нашей страны, о том какая она красивая.

-Это наша страна, государство.

- Родина, Отечество, Отчизна

- Род, родной, родимый, родственник.

- Корень-род. Что они близкие, родные.

- Отец.

Это слова синонимы.



- Мы сегодня будем говорить о нашей Родине.


УЗ: Выяснить, что такое Родина.



Дети в паре , а затем в группе обмениваются информацией. После обсуждения один из группы отвечает на вопрос.

Умение выстраивать речевые высказывания, вести диалог с учителем, умение дополнять ответы одноклассников(к)












Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что известно и что неизвестно(р).

Умение взаимодействовать со сверстниками в группе, паре(к).

Умение договариваться, выделять наиболее правильный ответ(к)

Звучит клип «Моя Россия»



Слова на слайде № 2









Тема и учебная задача на доске.









3. «Открытие нового знания»


II этап во время чтение

1. Первичное чтение текста































2.Перечитывание

текста.



















III этап после чтения















































4. Подведение итогов урока.











5. Рефлексия.







-Сегодня мы с вами будем читать эссе. О том, что такое эссе прочитайте сноску снизу после текста. Выделите главные слова, которые помогут вам запомнить, что такое эссе. (словарная работа).


- Перед вами произведение. Прочитайте про себя название произведения. О чём оно должно быть?

- Просмотрите его, пробежитесь по нему глазами.

- Понравился рассказ? Об этом вы хотели услышать?

- Написал это произведение замечательный писатель Яковлев Юрий Яковлевич.

- Кто такой сценарист?



- Сейчас вам предстоит выяснить, верны ли ваши предположения о том, что такое Родина?

- Внимательно изучите текст, карандашом оставляйте пометки на поля.

«v “- «знал»- этим значком пометьте те фрагменты текста, которые вам были известны.

«+» - «узнал новое» - а этим значком пометьте фрагменты, о которых узнали из текста.



- Обобщить ответы детей, подвести итог по этой части урока.

- Давайте вернёмся к учебной задаче урока. Выяснили мы, что такое Родина?

-Малая родина -место, где вы родились, выросли , учились, где живут ваши родители. Великая наша Родина — Россия состоит из таких сёл, деревень, городов.





- Чтение текста хорошо читающими детьми.


- Сейчас вы поработаете в группах. Каждой группе предстоит составить вопрос по тексту для других групп. Вам нужно перечитать текст и выделить то, о чём хотите спросить.


Приём «Кубик Блума». Начало вопросов написано на гранях кубика: «Почему...», «Объясни...», «Предложи...», «Придумай...», «Поделись...», «Назови».

- Подвести итог по данной работе.









Организация коллективной дискуссии.

Вопросы по тексту:

- Как вы понимаете мысль, выраженную в последнем предложении? А любить Родину — значит жить с ней одной жизнью.

- С чем сравнивается в этом эссе Родина? Как вы думаете почему?

- Каково отношение автора к Родине?


- Я тоже хочу вам задать вопос. Скажите, за какие дела своего народа может гордиться Родина?


- Вы знаете таких знаменитых людей?

- Я вас познакомлю с некоторыми известными личностями, которые внесли огромный вклад в развитие нашей страны.


- Александр Невский — русский князь, в 1240 году

разбил шведов на реке Ижоре, впадающей в реку Неву. За что и получил прозвище Невский, а в 1242 году одержал победу над немецкими рыцарями, тем самым обезопасил западные границы Руси.

- Михаил Васильевич Ломоносов — гениальный русский учёный: филосов, поэт, историк.

- Георгий Константинович Жуков, маршал Советского Союза, четырежды Герой Советского Союза, в Великую Отечественную войну проявил себя как талантливый полководец.

- Юрий Алексеевич Гагарин — советский лётчик — космонавт, первый человек в мире, совершивший полёт в космическое пространство 12 апреля 1961 года.

- Но как говорят — большое начинается с малого. Поэтому мы прежде всего должны знать известных людей своего села, района. Вы знаете таких людей?

- Егор Фёдорович Утробин. В небольшой деревушке Пармайлово Кочёвского района создал музей деревянной скульптуры.

- Вера Петровна Мелехина — поэтесса. Выпустила сборник стихов «Оланлён пассэз» (Знаки жизни).

- Руслан Иванович Мелехин — поэт и композитор.

- Люди творческие выражают любовь к Родине

через свои произведения: картины, рассказы, стихи, песни, фотографии.

- Сейчас мы с вами посмотрим фрагмент из видеоклипа на песню Р.И. Мелехина «Милое село».

- А теперь подведём итог нашей деятельности на уроке. Составим кластер.Это схема, того о чём говорили на уроке.- Обратимся к теме урока. (Родина)

- У каждого человека есть какая родина? (малая и страна).

- Что отнесём к малой родине? (дом, село, улица, мама, папа.

- С кем автор сравнивает Родину? (с матерью).

- Что говорит автор о нашей Родине?(огромная, бескрайняя, прекрасная).


Сегодня я узнал(а)...

Мне было...














- Небольшое произведение, в котором выражаются впечатления и раздумия автора.



- О нашей Родине.





-Дети слушают.

Сценарист-автор сценария для кинофильма, мультфильма, спектакля, компьютерной игры.






Дети работают с текстом. Проверка своих предположений.


Я знал.....; я узнал новое ...



- У каждого человека есть своя маленькая родина. Это город, село, деревня, где он родился. Это его родители.

-А из таких сёл, деревень, городов состоит наша страна-общая Родина.

- Она огромна и прекрасна.







Дети составляют вопросы.

Н-р:

Назови города нашей страны.

Почему малая родина всегда в памяти человека, где бы он ни жил?

Объясни, что значит родина начинается на пороге твоего дома?

Предложи, как каждый из нас может помочь нашей Родине.

Придумай своё эссе на тему «Моя Родина».

Поделись своими впечатлениями о природе нашего края.













- За подвиги, открытия, изобретения.


Дети называют, если знают.

Знакомство с известными людьми.


































Совместно на доске составляют кластер.











Следует закончить предложение, выражая оценку своей деятельности.















































Умение выделять главное (п)




Просмотровое чтение










Изучающее чтение


Умение выделять нужную информацию, согласно поставленной задачи (р)

Умение выстраивать речевое высказывание (к)


Соотноить себя с родным селом, государством (л)







Умение слушать (к)


Умение оформлять свои мысли в устной речи (к)


Умение составлять вопросы,

согласно содержанию текста и мыслей автора (п), умение взаимодействовать со сверстниками, уметь договариваться (к), умение устанавливать причинно-

следственные связи (п-л).









Извлечение необходимой информации из прослушанного (п)












Соотноить себя с родным селом, государством; проявлять уважение и интерес к культуре и истории своего народа, родной страны (л)

















Умение мысли оформлять графически (моделирование) (п)









умение оценивать свою учебную

деятельность(л)







































Слайд № 3









Слайд № 5



Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории литература:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ