Урок – исследование по рассказу В.Набокова «Облако, озеро, башня». Связь рассказа с романом «Приглашение на казнь» 11 класс
МБОУ «СОШ №8 города Петровска Саратовской области»
Конспект урока по литературе
в 11 классе
Урок – исследование по рассказу В.Набокова «Облако, озеро, башня».
Связь рассказа с романом «Приглашение на казнь»
Выполнила:
Наумова Татьяна Владимировна,
учитель русского языка и литературы
МБОУ «СОШ №8 города Петровска
Саратовской области»
г. Петровск
2012
Конспект урока по литературе в 11 классе
Урок – исследование по рассказу В.Набокова «Облако, озеро, башня».
Связь рассказа с романом «Приглашение на казнь»
Если при изучении романа« Приглашения на казнь» значительная роль отводится слову учителя, то при анализе рассказа, являющегося спутником романа, следует опереться на самостоятельную работу учащихся с текстом. В качестве домашнего задания можно предложить вопросы, чтобы на уроке включить наблюдения учащихся над текстом в эвристическую беседу.
Цели:
-закрепление практических навыков, полученных в процессе работы над романом «Приглашение на казнь»,
-обучение приёмам исследовательской деятельности
Задачи:
-приобретения учащимися умения работать с текстом, формулировать мысли, проводить анализ и сравнение
Перу Набокова принадлежат не только романы, сборники стихотворений, но и более полусотни рассказов. Жанр рассказа был любим писателем, который считал его родственником роману. Можно сказать, что рассказ в творчестве Набокова — миниатюрное подобие романа. Считается, что крупные эпические произведения этого писателя окружены рассказами — спутниками. Один из них - «Облако, озеро, башня».
Рассказ «Облако, озеро, башня» — спутник к роману «Приглашение на казнь». Знакомство с такими рассказами позволяет глубже понять и художественный мир писателя вообще, и содержание конкретного романа в частности, но рассказ может быть понят сам по себе, т.к. это самостоятельное произведение. Роман «Приглашение на казнь» и рассказ «Облако, озеро, башня» поясняют и дополняют друг друга, придавая всему творчеству писателя свойство метаконструкции (т.е. совокупности всех произведений, обладающей качествами единого произведения).
Рассказ «Облако, озеро, башня»(1937г.) не случайно считают спутником романа «Приглашение на казнь»(1935-1936г. - отдельное издание1938г.). Сюжет, система персонажей и проблематика произведений во многом схожи.
-Что вас поразило, вызвало недоумение? Какие вопросы возникли при чтении рассказа?
1.Система персонажей и предметный мир рассказа.
- Как на первых страницах рассказа раскрывается абсурдность мира, в котором оказывается герой? В чём сходство центральных персонажей романа «Приглашение на казнь» и рассказа «Облако, озеро, башня»? Что общего между Цинциннатом и Василием Ивановичем? В чем сходство центральных персонажей романа «Приглашение на казнь» и рассказа Набокова?
Мир, окружающий героя рассказа, абсурден. Об этом свидетельствуют первые страницы рассказа, где говорится о попытках Василия Ивановича отказаться от выигранной им поездки. Как и в романе, герой, наделенный индивидуальным сознанием, оказывается в окружении пошлых людей, стремящихся заставить его стать таким же, как все. Как и в романе, отношение к личности выдается за творимое для человека благо, а сам герой называет поездку приглашением на казнь.
Итак, читаем рассказ. Первое, что привлекает наше внимание — имя героя. Главный герой романа -Цинциннат. Это имя—политического деятеля Рима, он дважды избирался диктатором. В.Набоков имел в виду сына Цинцинната, славившегося красноречием.
-Как называется этот литературный приём?
Аллюзия- намёк, напоминание об историческом или легендарном факте, литературном произведении.
- Что можем сказать об имени героя рассказа? Что подчеркнуто?
Обычное имя. Василий Иванович. Автор подчеркнул типичность, распространенность.
- В чем особенность портретов, созданных Набоковым? Какие детали портретов запоминаются?
«долговязый блондин в тирольском костюме, загорелый до цвета петушиного гребня», «с огромными, золотисто-оранжевыми, волосатыми коленями», «лакированным носом», «рыжая несколько фарсового типа вдова».
Очевидно, что в отмеченных «интригах к портретам» много общего. Перед нами описание тела: герои эти физически здоровые, крепкие. Как правило, называются одна-две детали внешнего облика.
- Как называется портрет, в котором все внимание сосредоточено на одной — двух гиперболизированных деталях? (Карикатура).
Карикатурность уже сама по себе можно говорит об отношении автора к героям. Чтобы понять, почему оно таково, нужно обратиться к портрету персонажа, стоящего в рассказе особняком.
2.Центральный герой в системе персонажей.
- Прочитайте портрет Василия Ивановича.
- Кто заметил контрастность описаний: долговязость попутчиков Василия Ивановича противопоставляется его « коротковатости»?
Проведём стилистический эксперимент со словом «коротковатый».
- Найдите в I абзаце среди слов, характеризующих душевные качества героя, такое, которое перекликалось бы с выбранным для эксперимента эпитетом.
Это слово «кроткий»
- Нет ли между ними смысловой близости?
Внешность Василия Ивановича не кричащая, неброская, она не заявляет о себе, этому соответствует и внутренние качества героя — скромность, деликатность. Но впервые мы можем видеть выражение лица, взгляд героя «умные и добрые глаза».
Таким образом, только у Василия Ивановича обнаруживается душа.
- Как раскрывается духовный мир персонажей, их представление о России?
«…там есть рижское взморье», «в Царицине… имеются три школы: немецкая, чешская и китайская…»
- Чем отношение попутчиков Василия Ивановича напоминает отношение персонажей романа « Приглашение на казнь» к Цинциннату?
Как используется в рассказе прием двойничества?
Герои рассказа собрались вместе ради увеселительной поездки. Пожалуй, именно в минуты отдыха, полной свободы от деловых обязанностей человек, расслабившись, раскрывается наиболее полно.
- Посмотрим, каков характер игр туристов?
Зачитать эпизод «Игра в скат».
- Дайте оценку этим забавам и играм?
( примитивная, грубая, пошлая, оскорбительная для человека).
Словесная игра
Возьмём фразу из рассказа: «Перекидывались шутками четверо...» Поставим на место пропуска подходящий эпитет (Грубые, плоские, неуклюжие). Слово «пудовые» выразительнее: приземленность шуток, натужность усилий пытающихся веселиться. А теперь назовите существительные к эпитету «пудовые», которое первое приходит в голову. Гири! Где можете встретить пудовые гири? Ваши ассоциации! Силачи на цирковой арене! Образ цирка поддерживается деталями внешности персонажей. Цирк — массовое, доступное, простое, площадное искусство. А Василий Иванович наслаждается стихами Тютчева.
-Что за загаданная фраза?
Индивидуальное домашнее задание.
Василий Иванович в вагоне открывает томик Тютчева, «которого давно собирался перечесть». «Мы слизь. Реченная есть ложь» .Что за таинственное «Мы слизь?» Может быть, смысл этой таинственной фразы станет понятен лишь в контексте всего произведения? А может, это каламбур тютчевской строки: «Мысль, изреченная есть ложь?» Или просто книга дрожит в руках героя, буквы прыгают перед глазами, и вырастает причудливое: «Мы (толчок) слизь (толчок). Реченная (толчок) есть(толчок)ложь (толчок). А может быть, сработала знаменитая система набоковских зеркал, и слово, отражаясь в них, заимствует «у своего соседа его блеск, жар, тень, само отражаясь в нём и его тоже обновляя этим отражением…»Но это уже из романа «Приглашение на казнь».
Это игра Василия Ивановича. Человек интеллектуальный, любящий уединение, радость сотворчества. Строка стала иметь манящий, новый смысл, не теряя окончательного смысла.
Участники «увеспоездки» тоже не лишены «тяги к прекрасному», образчик их искусства представлен в рассказе.
-Прочитайте песню. Проверим наше словесное чутьё! Где каламбур?
«добрые люди»- с «большой дороги» с «толстой палкой» в руке «черт возьми»
- Какая любимая игра у Цинцинната в детстве?
(Нетки)
Зеркальная смена направления чтения слов даёт неожиданные результаты.
Ц.
П.
МАТ
ТАМ
«Как — мат? Почему — мат?»
Палиндромы (т.е. слова-перевертыши) вообще относятся к числу любимых Набоковым приемов, но в «Приглашении на казнь» он использует их с максимальным эффектом.
МАРШ
ШРАМ
Главное отличие Василия Ивановича от других в ином видении мира. Понятна неизбежность конфликта.
- В каких эпизодах прорывается напряжение, которое возникает между героями?
(садится один, поет, раскрывая рот, обделён при распределении еды).
-Назовите кульминацию конфликта?
(решение героя остаться)
- Что ждет герой от поездки? Прочитайте из текста.
- Как реализуются его ожидания? В чем открылось ему «счастье, о котором он как-то вполгрёзы подумал»?
- Чем притягивает героя пейзаж с «облаком, озером, башней», что необычного в его изображении?
Олицетворение. Одушевленность пейзажа. Озеро, с « выражением воды», «улыбка». Любовное влечение!
Не случайно в тексте ощущается пульсация поэтического ритма:
- Какими средствами (поэтическими) подчеркнута гармоничность пейзажа, «формула» которого стала заглавием рассказа?
-Объясните фразу: «... высилась прямо из дактиля в дактиль старинная черная башня». Какой стихотворный размер называется дактилем?
Ударение на первом слоге, трёхстопный размер
Об-ла-ко /о-зе-ро/баш-ня/си-ня-я/сы-ро-сть/ов/ра-га.
- Истолкуйте главный сюжетный парадокс рассказа: дом с видом на «облако, озеро, башню» оказывается сбывшейся мечтой героя, но он абсолютно невидим для немецких туристов, принимающих Василия Ивановича за пьяного или сумасшедшего.
Мотив сна. Путешествие Василия Ивановича - это путешествие в пространстве памяти, лирической поэзии, сна. Мотив сна — один из важнейших в рассказе. Сознание героя создает особый мир, зыбкий, мир полусна—полуяви.
Следовательно, неоднократно употребляется слово «будто». Те картины, которые видит Василий Иванович во время путешествия, наполняются для него личным содержанием. Поэтому луг- «воспоминание любви, переодетое лугом», в кучке детей « он старался высмотреть хоть одну замечательную судьбу», «компания деревенских школьников представляется старым фотоснимком из его детства».
- Почему настойчиво истолковывается цифра 3?
- Какова роль цифры «три» в рассказе?
трехчастная композиция пейзажа, трёхчастная заглавная строка-значение гармонии, треть стоимости билета, минуты на три, вагончик третьего класса, три яйца, три школы.
-Какова роль мотива зеркала в тексте?
-Что-то предвещает крушения идеала?
Концепция многослойности реальности.
-Прочитайте описание интерьера.
Зеркало всегда обозначает у Набокова некую грань между различными образами реальности.
-В чем значение «энтомологической» подробности описания: «Ночная бабочка металась по потолку, чокаясь со своей тенью»?
-Почему аналогичная подробность использована Набоковым в «Приглашении на казнь»?
-«Да ведь это какое-то приглашение на казнь, - будто добавил он, когда его подхватили под руки». Как приведенный фрагмент рассказа помогает понять смысл названия романа?
-Как называется этот литературный приём?
Реминисценция-воспоминание; черты, образы, навеянные воспоминаниями о каком-либо чужом произведении, либо творчестве.
Присутствие автора в тексте обозначено упоминанием о бабочке, которая является авторским знаком, автографом Набокова. Вспомним: в романе «Приглашение на казнь» Родион появляется в камере Цинцинната с бабочкой, предназначенной пауку. С бабочкой связана цифра 8 как знак бесконечности: 8лет, отделяют героя от встречи с возлюбленной, 8 участников путешествия. Восьмерку напоминают очки почтового чиновника, велосипед увиденный героем возле шлагбаума. Восьмеркой можно изобразить композицию сюжета рассказа: два круга путешествия (географического и лирического) соприкасаются в единой точке — в точке сознания героя.
3.Металитературность рассказа
- Какова роль рамочной композиции в рассказе? (текст в тексте)
- Рамочная композиция делает пространство рассказа еще более многослойным. В обрамлении рассказа появляется еще один герой, герой-повествователь. Кто он? Хозяин и служащий? Автор и его лирическое alter ego , воплотившееся в герое, которого писатель отправляет в путешествие по созданному им тексту. Близость автора и Василия Ивановича подчеркнута в тех фрагментах, где Набоков переходит к повествованию от первого лица.
- Объясните неожиданный финал рассказа. От какой «должности открывается Василий Иванович? Куда «отпускает» его рассказчик? По аналогии с интерпретациями романа «Приглашение на казнь » предложите свою интерпретацию рассказа «Облако, озеро, башня».
Продолжим свое исследование. Романы и рассказы Набокова имеют чаще всего трагические концовки, но и много интерпретаций.
4.Интерпритация рассказа
-Какой эпизод помог вам увидеть бесчеловечность отношений между всеми участниками «отдыха»?
- По аналогии с интерпретациями романа «Приглашение на казнь » предложите свою интерпретацию рассказа «Облако, озеро, башня».
«Было превесело» - кому? Весело на празднике. Избиение, как и казнь, превращается в праздник. Набоков утверждал, что рассказ этот достоверно воспроизводим атмосферу фашистских пикников, проводившихся под девизом «Сила через радость». Пожалуй, справедливо будет добавить, что и атмосферу советского коллективизма имел в виду автор рассказа. В основе — конфликт личности в любом тоталитарном государстве.
Каким бы полотном банальным ни являлась
Советская сусальнейшая Русь,
какой бы жалостью душа ни наполнялась,
не поклонюсь, не примирюсь
со всего мерзостью, жестокостью и скукой
немого рабства — нет, о нет,
еще я духом жив, еще не сыт разлукой,
увольте, я еще поэт.
В.Набоков 1944 год.
Домашнее задание:
Подумайте дома и по аналогии с интерпретациями романа «Приглашение на казнь » предложите свою интерпретацию рассказа «Облако, озеро, башня».
Литература
1.Русская литература ХХ века.11 кл. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. В.В. Агеносов и др.М.:Дрофа,2002
2. Русская литература ХХ века.11 кл. Поурочные разработки под. редакцией В.В.Агеносова. М.: Дрофа, 2000
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории литература:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ