Урок - конкурс для учащихся 5 класса по теме "Творчество И.А.Крылова"
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Новоминская средняя общеобразовательная школа»
Каневского района Краснодарского края
Конспект урока – конкурса по теме «Творчество И.А.Крылова» по литературе
в 6 классе
Подготовила
учитель русского языка и литературы
Коркишко Наталия Ярославна
Станица Новоминская
2014 год
Урок – конкурс для учащихся 5 класса по теме «Творчество И.А. Крылова».
Цели:
- обобщение знаний детей о баснях и творчестве И.А. Крылова;
- развитие интереса к творчеству баснописца;
- привитие моральных принципов поведения.
Оборудование: портрет И.А. Крылова, выставка книг басен И.А. Крылова, иллюстрации, аппликации, поделки, диск- мультфильм «Ворона и Лисица», карточки с вопросами и ответами на заданные вопросы, жетоны.
Форма работы: групповая (класс делится на три группы)
ХОД УРОКА:
Вступительное слово учителя:
-Дети, сегодня у нас урок – конкурс, на котором ваша задача - показать, насколько хорошо мы изучили творчество И.А. Крылова, проявить смекалку и творческие способности.
2.Вопросы к классу:
-Что вы можете о жизни и творчестве баснописца?
-Чем интересны герои крыловских басен?
-Чем басня отличается от сказок, летописей?
3. Конкурс аппликаций, рисунков, поделок.
4. Конкурс на лучшего чтеца басен И.А.Крылова.
5. Конкурс сценок .
6. Викторина.
1. «Уж сколько раз твердили миру, что лесть гнусна, вредна: да только всё не впрок. И в сердце льстец всегда отыщет уголок». В какой басне звучат эти слова? (Ворона и Лисица).
2. У кого к зиме под кустом «Был готов и стол, и дом»? (У Муравья).
3. Перечислите героев басни, которые вздумали играть квартет. (Проказница Мартышка, Осёл, Козёл да Косолапый Мишка).
4. За кем по улицам «толпа зевак ходила»? (за Слоном).
5. Кто попал ночью на псарню, думая попасть в овчарню? (Волк).
6. Персонажи какой басни Крылова восхваляли друг друга «не боясь греха»? (Кукушка и Петух).
7. Послушайте фрагмент одной из басен и угадайте название:
Кричит: «Как смеешь ты, наглец, нечистым рылом
Здесь чистое мутить питьё моё с песком и илом?
За дерзость такову
Я голову с тебя сорву!». (Волк и Ягнёнок).
7. Конкурс домашнего задания. Басни собственного сочинения.
8. Конкурс "Кто быстрее закончит фразу».
-Ай, Моська! Знать, она сильна…/ что лает на Слона.
-Ворона каркнула во всё воронье горло…/ сыр выпал, с ним была плутовка…
-А вы, друзья, как ни садитесь…/ всё в музыканты не годитесь.
-Когда в товарищах согласья нет…/ на лад их дело не пойдёт.
-Когда бы вверх могла поднять ты рыло…/ тебе бы видно было…
-А Васька…/ слушает да ест.
-За что же, не боясь греха, Кукушка хвалит Петуха…/ за то, что хвалит он…
-У сильного…/ всегда бессильный виноват.
-Ты всё пела. Это дело…/ так поди же попляши.
-Невежда также в ослепленье…/ бранит науки и ученья и все учёные труды…
9.Конкурс «Допиши название басни» (каждой группе выдаются листки).
«Лягушка и __________»
«Волк на_________________»
«_____________и ягненок»
«Кот и________________»
Свинья под____________»
«___________кафтан»
«Щука и ___________»
«Ворона и ____________»
«Волк и ________________»
«Две________________»
1
10.Просмотр мультфильма «Ворона и лисица».
Анализ басни:
1. Найдите, где в тексте басни спряталась мораль. В чём её смысл?
2. Что заставляет Лисицу так унижаться, чтобы попробовать сыр? («Лисицу сыр пленил»)
3. Что использует Лисица для достижения своей цели? Каково её поведение? (использует лесть, хвалебные речи. «Вертит хвостом…и говорит так сладко, чуть дыша…»).
4. В чём заключается глупость вороны? (у неё преувеличенное самомнение. Она оказалась падкой на сладкую лесть («вскружилась голова», «от радости в зобу дыханье спёрло».
5. Можно ли сказать, что Лисица издевается над вороной? (Лисица преследует цель, хочет любыми путями получить сыр. Ворона же принимает похвалы как вполне заслуженные, думает, что всё сказанное Лисицей – правда).
6. В чём смысл басни? (нужно уметь случайно не оказаться Вороной, уметь правильно оценивать свои способности, возможности).
7. Можно ли принять к сведению мораль этой басни сегодня?
8. Какие слова и выражения из этой басни и сегодня живут в нашей речи?
Вывод: И.А. Крылов даёт возможность понять, что глупым оказывается не тот, кто льстит, а тот, кто поддаётся лести и не умеет распознать льстеца. Верить льстецам нельзя, лесть очень привлекательна и приятна, но очень опасна («…лесть гнусна, вредна»).
11. Подведение итогов. Выставление оценок.
-Ребята, заинтересовало ли вас творчество И.А. Крылова?
Посмотрите выставку книг Крылова. Мы сегодня поговорили только о малой доле его творчества. Если у вас возникло желание, вы можете взять любую книгу и прочитать её.
Хочется закончить урок словами В.Г.Белинского : «Слава Крылова всё будет расти и пышнее расцветать до тех пор, пока не умолкнет звучный и богатый язык в устах великого и могучего русского народа».
Домашнее задание. Подготовиться к внеклассному чтению.
Использованная литература.
1.В.Я.Коровина, В.П. Журавлёв, В.И. Коровин. Литература. 5 кл. Учеб. – хрестоматия для общеобраз. учреждений. В 2 ч. / Авт. – сост. В. Я. Коровина и др.- 3-е изд. – М: Просвещение, 2004.
2. Читаем, думаем, спорим…: Дидакт. материалы по лит.: 5 кл./ Авт.-сост. В.Я. Коровина и др. – М.: Просвещение, 2003. – 240 с.: ил.
3. О.Б. Беломестных, М.С. Корнеева, И.В. Золотарёва. Поурочные разработки по литературе. Изд. 2-е, дополненное. 5 класс.- М: ВАКО, 2004.
4. Уроки литературы. № 11 – 2004/ приложение к журналу «Литература в школе».
5. Энциклопедия для детей. Т. 9. Русская литература. Ч. 2. ХХ век / Глав. ред. М. Д. Аксёнова. – М.: Аванта+, 1999. – 688 с.: ил.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории литература:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ