Урок литературы в 7 классе «Любовь и уважение к человеку. Осознания необходимости сострадания, сопереживания»
Локотская средняя общеобразовательная школа №2
Урок литературы
в 7 классе
«Любовь и уважение к человеку. Осознания необходимости сострадания, сопереживания»
Подготовила : Чернозуб И. В.
Цели и задачи:
Проанализировать рассказ «Юшка», помочь учащимся понять основную мысль произведения, воспитывать любовь к человеку, чувства сострадания, сопереживания.
Наглядность:
портрет писателя;
иллюстрации к произведению;
схемы – опоры.
ТСО:
Запись музыки И. Крутого.
Эпиграф :
1. Человек определяется тем, каков он наедине со своей совестью. О. Волов.
2. Побеждай зло добром.
(Библия)
Ход урока.
Скажи, какой ты след оставишь?
След, чтобы вытерли паркет
и косо посмотрели вслед?
Или незримый, прочный след
В чужой душе на много лет.
Л. Мартынов.
След, который оставил после себя Андрей Платонович Платонов на земле – след добра и человечности, честности и справедливости.
Вот он перед вами ( портрет ) человек с удивительно грустными глазами, обыкновенной внешности, но такой необыкновенной души.
Сегодня мы продолжаем изучать творчество Андрея Платонова и попробуем проанализировать рассказ «Юшка», отметить ключевые моменты, помогающие понять основную мысль произведения.
Сообщение темы и цели урока.
Скажите, бывали ли в вашей жизни моменты, когда вам хотелось поделиться с кем – нибудь?
(душа переполнена чувствами)
Наверное, и писатель поэт берется за перо, когда его душа переполнена чувствами.
И от того, какими чувствами именно радостными или грустными, зависит и настроение, которым проникнуто произведение.
Хотя немаловажно Ито, что интересует писателя, чем он живет.
- А чем живет (жил) Платонов ?
Работаем со схемой №1
…Я больше всего люблю …
формула
жизни
Андрея
Платонова Мать Поле Церковный Потную
деревню колокол работу
доброта любовь к согласие трудолюбие
душевность Родине с богом
Человек, живущий по такой формуле, нравственный Человек
Словарная работа №1 - нравственность.
У Платонова сочетание нравственный человек чаще подменяется словом ЧЕЛОВЕК .
« Я просто хочу быть Человеком. Человек для меня – редкость и праздник»
Почему так? Потому что далеко не все живут по законам нравственности, далеко не все, но только не герои Платонова. Они живут по формуле жизни А. Платонова.
Работаем со схемой №2 (иллюстрации)
Вася Рубцов
Неизвестный Идея добра, Цветок
цветок человечности на земле
трудолюбия
Юшка
Какого цвета доброта?
Не сразу скажешь и не спешно
Наверное, светлая она
И очень теплая, конечно.
Быть добрым – это труд большой,
Не разума, а труд души.
Быть добрым в жизни – очень важно.
Быть добрым – значит мир спасти.
Так это или нет, мы решим, проанализировав рассказ «Юшка».
Определение жанра, особенности композиции.
- Давайте вспомним, что такое рассказ и как он строится? (определим тему рассказа о Юшке, его отношении с людьми)
Завязка
С чего начинается рассказ?
Что узнаем о герое и какое первое впечатление о герое?
а) занятие героя;
б) портрет Юшки;
в) характеристика взрослых , данная Юшке.
Развитие действия
(взаимоотношения Юшки и людей)
Работаем со схемой №3
Ласка Доброта Нежность Смех Радость Так должно быть: -человечность, -справедливость. Взрослые Но: -равнодушие, жестокость, черствость.
На природе
Дети
ассоциации
Зло жестокость
Дети и взрослые несут Юшке ЗЛО
И могло бы сердце Юшке ожесточиться, закостенеть и выбрал бы он дорогу ЗЛА, мести, ненависти, но он очень любит людей и прощает их неумение любить человека.
- Бывали ли в жизни Юшки счастливые минуты?
(один раз в году в июне или августе)
Звучит музыка И. Крутого, на ее фоне ученица читает эпизод «Юшка на природе».
Так почему же Юшке так легко и просто?
(Здесь его никто не обижает, здесь он дома, среди добра и красоты. Юшка поэт в душе, умеющий видеть и ценить красоту)
Читаю:
Цветы, как люди на добро щедры
И щедро людям нежность отдавая,
Они цветут их души согревая,
Как маленькие яркие костры.
Что же происходит, когда Юшка возвращается в город?
Любому терпению, а терпение у Юшки было «адское», приходит конец. Так произошло и с Юшкой. Он больше не выдержал людской ненависти, людской злобы.
Ученики читают диалог ( в лицах ) .
Кульминация : смерть Юшки.
- Как отреагировали люди на смерть Юшки?
( на похороны пришли все )
«Прощай, Юшка, и прости нас всех …
Развязка :
- Когда люди снова вспомнили Юшку?
Ученица зачитывает эпизод «Приезд сироты»
- Что мы узнали о Юшке?
Каким человеком он оказался?
- Почему Юшка, отказывая себе во всем, помогает сироте?
(сострадание, сопереживание)
Словарная работа №2: Милосердие.
- Скажите, если бы люди знали это решение, изменили бы они свое отношение к нему?
- Почему он этого не сделал ?
(добро не нуждается в обратном адресе)
Но добро Юшки дало ростки, и сирота щедро дарит его людям.
- Какого человека мы называем красивым?
- Можно ли Юшку назвать красивым человеком?
(обращаюсь к эпиграфу №1)
- Бывало ли Юшке стыдно перед самим собой за его жизнь?
(Нет, он действительно самый чистый, добрый)
А. П. Чехов писал:
«Надо, чтобы за дверью каждого счастливого человека стоял кто – нибудь с молоточком и постоянно напоминал бы стуком, что есть несчастные, что как бы он ни был счастлив, жизнь ему рано или поздно покажет свои когти, стрясется беда – болезнь, бедность, потери, и его никто не увидит и не услышит, как теперь он не видит и не слышит других» .
Определяем основную мысль произведения.
Спешите делать добрые дела, пока не стало поздно.
Домашнее задание
Можно ли Юшку считать Красивым человеком и почему?
(рассуждение письменно)
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории литература:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ