Урок литературного чтения 2 класс Символы в литературе." Г.Скребицкий " Передышка"

Литературное чтение

Тема раздела: Вперёд по дороге открытий.

Тема: Символы в литературе.Г.А.Скребицкий «Передышка»

Цели:

развитие умений воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;

развитие умений осознанно, правильно, выразительно читать вслух;

развитие умений самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, ключевым словам;

развитие умений по ходу чтения представлять картины, устно выражать (рисовать) то, что представили.

Воспитание бережного отношения к природе.


Этапы урока

Ход урока


Формирование УУД,

)


I.Организация начала урока


Ι. Актуализация знаний.



-Здравствуйте! Поклонившись ,мы друг другу сказали!Что особенно мы друг другу сказали? Отчего же на капельку солнца прибавилось в мире? Отчего же на капельку счастья прибавилось в мире? Отчего же на капельку радостней сделалась жизнь?

Ещё на уроке к чему мы можем обратиться?

-Здравствуй, урок!

-Здравствуй слово!

-Здравствуй литературное чтение!


Итак, вперёд по дороге открытий!!!




1. Проверка домашнего задания.

Чтение наизусть несколькими учащимися стихотворения Э.Э.Мошковской

« Дедушка Дерево»

-работа с иллюстрациями

-Какие слова создают образ уюта, тепла, радости?

-Какую семью обнимает своими руками дедушка Дерево?

( представление образа дерева)

Работа со словом Образ

Работа со словом символ ( включается презентация)


1. Регулятивные УУД – контролировать и адекватно оценивать результаты чужой деятельности, вносить необходимую коррекцию.

2. Познавательные УУД (логические) -умение последовательно пересказать текст.


Изучение нового учебного материала.

Сообщение темы.

Определение

Целей.



II. Развитие умений.

















2 4 2 1 3

I. Г.А.Скребицкий Передышка»

1. Работа с текстом до чтения.(презентация)

Какие из этих писателей Вам знакомы?

-О чём они пишут?

Сегодня мы пополним список этих людей

Георгий Алексеевич Скребицкий. Родился в Москве, в семье врача.Ещё мальчиком он часто ходил в лес, наблюдал за всякими зверюшками, слушал птиц, воображал себя смелым охотником.Всю свою жизнь он посвятил изучению природы.В своих замечательных произведениях учит читателей видеть многообразие и красоту окружающего нас мира.


С одним произведением мы сегодня и познакомимся!

Работа в паре.

Предположите , о чём может говорить это заглавие?

Подберите однокоренные слова? (отдых,передохнуть, отдохнуть)

-К какому жанру относиться это произведение?

-Признаки рассказа.

Проверим наши предположения.

2. Работа с текстом во время чтения.

Перед чтением поработаем с незнакомыми словами.

Есть ли они в тексте?

Девочки читают жнивьё

Мальчики ищут на дрогах

Показ слайдов, объяснение других слов.

1. Первичное чтение.

Чтение 1 части диктором старого радио учитель,


2. выполнение задания 1 учебника (с.52).

Оправдались ли ваши ожидания по поводу названия рассказа?

Фронтальная работа

-Как выглядела дорога?

-Что делали путники в прохладной тени дерева?

-Как прозвали люди берёзу?

Работа в паре ( по рядам)

Найдите описание берёзы в разное время года

Летом

Весной

осенью

3. Обобщающая беседа.

- Чем служила берёза для птиц и людей?

-Что приспособились делать ребята у берёзы?

( чтение по цепочке)

-Одобряете ли вы поведение ребят? Почему можно его назвать бездумным?


II. Чтение II (хорошо читающие ученики)

-Как умело автор подбирает слова, чтобы мы сильнее почувствовали разницу?


III. Первичное чтение (читают учащиеся, вслух). Учитель помогает вести диалог с автором.

-Когда так говорят « хватило совести» ( совесть – чувство нравственной ответственности за своё поведение перед окружающими людьми( не постыдилсь, не постеснялись)

-Стыдно ли стало ребятам за их поступок?

-Как они решили исправить ошибку?

В тексте автор везде называет Передышку с большой буквы?

Какую роль играло дерево при своей жизни?

После неё?( Передышка это не только место отдыха,это история одного дерева,

дерева. Которое давало людям надежду.

Рассказ об особенности творчества Скребицкого ( перед рассказами о часто писал стихи)

Она стоит от всех в сторонке

Здесь на высоком бугорке

Зелёных веток рубашонку

Полощет в летнем ветерке.

Идя от леса ребятишки

Под ней присядут отдохнуть.

« Её прозвали « Передышкой»

Передохнул -и дальше в путь.


Физкультминутка

Мы немножко отдохнём

Встанем, глубоко вздохнём,

Дети по лесу гуляли,

За природой наблюдали.

Вверх на солнце посмотрели

И их лучики согрели.

Чудеса у нас на свете:

Стали карликами дети

А потом все дружно встали,

Великанами мы стали.

Бабочки летали,

Крыльями махали

Дружно хлопаем, ногами топаем.!

Хорошо мы погуляли,

И немножечко устали!


IV.Работа в микрогруппах

Составление плана.

1.Берёза – спасительница.

2.Костёр под деревом.

3.Гибель берёзы.

4.Снова шумит « Передышка»


_Чему научила история с берёзой?

(Природа прекрасна, она украшает нашу жизнь, наполняет её смыслом, относиться к ней надо с вниманием и любовью.Порой жестокость невоспитанность наносят большой ущерб природе.

Что же мы можем отнести к символам литературы?

(образ берёзы)

К берёзе у русского человека особое отношение. Ни в одной стране мира не растёт столько берёз как в России.

Её воспевают поэты, художники

На что обращает наше внимание Георгий Скребицкий

( на судьбу России, на наше отношение к ней.



Прочитайте пословицы

Какая лучше всего отражает главную мысль рассказа?


Берёза не угроза, где стоит там и шумит

Берёзой обогреешься, а не оденешься

У берёзки слёзки текут,

Когда с ней кору дерут.


Мы часть природы, должны заботиться, любить беречь.

V.Рассматривание картины А.Куинджи « Берёзовая роща»

Давайте войдём в картину. И опишем свои чувства.


Чтение высказываний о природе.


_Говорят у природы нет цели.А мне кажется она есть: сделать человека счастливым.

-Солнце, чистый воздух и вода – счастье. зелень лесов и полей -счастье.

-Природу и красоту нужно беречь. нет ничего сильнее и беззащитнее красоты.

-Когда человек впервые увидел землю из космоса, он был потрясён красотой своей планеты.Такой создала её для нас природа.

И мы должны её такой сохранить.





1. Коммуникативные УУД – вступать в диалог, аргументировать свое мнение.

2. Познавательные УУД (общеучебные) – предоставление информации на заданные вопросы.


ΙΙΙ. Итог.


Рефлексия.



Как бы вы оценили свою работу на уроке?

Давайте создадим дерево счастья.

Под музыку « Во поле берёза стояла» дети прикрепляют к берёзе листочки.


.Познавательные УУД(общеуебные и логические):

Выполнять логические операции: анализ, синтез, обобщение.

2.Коммуникативные УУД – участвовать в коллективном обсуждении, аргументировать своё мнение, осуществлять контроль.

3. Регулятивные УУД – контролировать и оценивать достигнутые результаты своей деятельности, саморегуляция.


ΙV. Домашнее задание.



1. Написать план в тетрадь. Пересказ по плану.


2. Творческие задания.

Задание солнышка.( по учебнику) с.55

Подобрать стихотворения о берёзе.

Подобрать загадки о берёзе.

Выполнить рисунок к рассказу.

Пересказ рассказа от лица берёзы.



© ООО «Баласс», 2013

2

Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории литература:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ