Урок литературного чтения 2 класс Символы в литературе." Г.Скребицкий " Передышка"
Литературное чтение
Тема раздела: Вперёд по дороге открытий.
Тема: Символы в литературе.Г.А.Скребицкий «Передышка»
Цели:
• развитие умений воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;
• развитие умений осознанно, правильно, выразительно читать вслух;
• развитие умений самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, ключевым словам;
• развитие умений по ходу чтения представлять картины, устно выражать (рисовать) то, что представили.
Воспитание бережного отношения к природе.
Этапы урока
Ход урока
Формирование УУД,
)
I.Организация начала урока
Ι. Актуализация знаний.
-Здравствуйте! Поклонившись ,мы друг другу сказали!Что особенно мы друг другу сказали? Отчего же на капельку солнца прибавилось в мире? Отчего же на капельку счастья прибавилось в мире? Отчего же на капельку радостней сделалась жизнь?
Ещё на уроке к чему мы можем обратиться?
-Здравствуй, урок!
-Здравствуй слово!
-Здравствуй литературное чтение!
Итак, вперёд по дороге открытий!!!
1. Проверка домашнего задания.
Чтение наизусть несколькими учащимися стихотворения Э.Э.Мошковской
« Дедушка Дерево»
-работа с иллюстрациями
-Какие слова создают образ уюта, тепла, радости?
-Какую семью обнимает своими руками дедушка Дерево?
( представление образа дерева)
Работа со словом Образ
Работа со словом символ ( включается презентация)
1. Регулятивные УУД – контролировать и адекватно оценивать результаты чужой деятельности, вносить необходимую коррекцию.
2. Познавательные УУД (логические) -умение последовательно пересказать текст.
Изучение нового учебного материала.
Сообщение темы.
Определение
Целей.
II. Развитие умений.
2 4 2 1 3
I. Г.А.Скребицкий Передышка»
1. Работа с текстом до чтения.(презентация)
– Какие из этих писателей Вам знакомы?
-О чём они пишут?
Сегодня мы пополним список этих людей
Георгий Алексеевич Скребицкий. Родился в Москве, в семье врача.Ещё мальчиком он часто ходил в лес, наблюдал за всякими зверюшками, слушал птиц, воображал себя смелым охотником.Всю свою жизнь он посвятил изучению природы.В своих замечательных произведениях учит читателей видеть многообразие и красоту окружающего нас мира.
С одним произведением мы сегодня и познакомимся!
Работа в паре.
Предположите , о чём может говорить это заглавие?
Подберите однокоренные слова? (отдых,передохнуть, отдохнуть)
-К какому жанру относиться это произведение?
-Признаки рассказа.
Проверим наши предположения.
2. Работа с текстом во время чтения.
Перед чтением поработаем с незнакомыми словами.
Есть ли они в тексте?
Девочки читают жнивьё
Мальчики ищут на дрогах
Показ слайдов, объяснение других слов.
1. Первичное чтение.
Чтение 1 части диктором старого радио учитель,
2. выполнение задания 1 учебника (с.52).
Оправдались ли ваши ожидания по поводу названия рассказа?
Фронтальная работа
-Как выглядела дорога?
-Что делали путники в прохладной тени дерева?
-Как прозвали люди берёзу?
Работа в паре ( по рядам)
Найдите описание берёзы в разное время года
Летом
Весной
осенью
3. Обобщающая беседа.
- Чем служила берёза для птиц и людей?
-Что приспособились делать ребята у берёзы?
( чтение по цепочке)
-Одобряете ли вы поведение ребят? Почему можно его назвать бездумным?
II. Чтение II (хорошо читающие ученики)
-Как умело автор подбирает слова, чтобы мы сильнее почувствовали разницу?
–
III. Первичное чтение (читают учащиеся, вслух). Учитель помогает вести диалог с автором.
-Когда так говорят « хватило совести» ( совесть – чувство нравственной ответственности за своё поведение перед окружающими людьми( не постыдилсь, не постеснялись)
-Стыдно ли стало ребятам за их поступок?
-Как они решили исправить ошибку?
В тексте автор везде называет Передышку с большой буквы?
Какую роль играло дерево при своей жизни?
После неё?( Передышка это не только место отдыха,это история одного дерева,
дерева. Которое давало людям надежду.
Рассказ об особенности творчества Скребицкого ( перед рассказами о часто писал стихи)
Она стоит от всех в сторонке
Здесь на высоком бугорке
Зелёных веток рубашонку
Полощет в летнем ветерке.
Идя от леса ребятишки
Под ней присядут отдохнуть.
« Её прозвали « Передышкой»
Передохнул -и дальше в путь.
Физкультминутка
Мы немножко отдохнём
Встанем, глубоко вздохнём,
Дети по лесу гуляли,
За природой наблюдали.
Вверх на солнце посмотрели
И их лучики согрели.
Чудеса у нас на свете:
Стали карликами дети
А потом все дружно встали,
Великанами мы стали.
Бабочки летали,
Крыльями махали
Дружно хлопаем, ногами топаем.!
Хорошо мы погуляли,
И немножечко устали!
IV.Работа в микрогруппах
Составление плана.
1.Берёза – спасительница.
2.Костёр под деревом.
3.Гибель берёзы.
4.Снова шумит « Передышка»
_Чему научила история с берёзой?
(Природа прекрасна, она украшает нашу жизнь, наполняет её смыслом, относиться к ней надо с вниманием и любовью.Порой жестокость невоспитанность наносят большой ущерб природе.
Что же мы можем отнести к символам литературы?
(образ берёзы)
К берёзе у русского человека особое отношение. Ни в одной стране мира не растёт столько берёз как в России.
Её воспевают поэты, художники
На что обращает наше внимание Георгий Скребицкий
( на судьбу России, на наше отношение к ней.
Прочитайте пословицы
Какая лучше всего отражает главную мысль рассказа?
Берёза не угроза, где стоит там и шумит
Берёзой обогреешься, а не оденешься
У берёзки слёзки текут,
Когда с ней кору дерут.
Мы часть природы, должны заботиться, любить беречь.
V.Рассматривание картины А.Куинджи « Берёзовая роща»
Давайте войдём в картину. И опишем свои чувства.
Чтение высказываний о природе.
_Говорят у природы нет цели.А мне кажется она есть: сделать человека счастливым.
-Солнце, чистый воздух и вода – счастье. зелень лесов и полей -счастье.
-Природу и красоту нужно беречь. нет ничего сильнее и беззащитнее красоты.
-Когда человек впервые увидел землю из космоса, он был потрясён красотой своей планеты.Такой создала её для нас природа.
И мы должны её такой сохранить.
1. Коммуникативные УУД – вступать в диалог, аргументировать свое мнение.
2. Познавательные УУД (общеучебные) – предоставление информации на заданные вопросы.
ΙΙΙ. Итог.
Рефлексия.
– Как бы вы оценили свою работу на уроке?
Давайте создадим дерево счастья.
Под музыку « Во поле берёза стояла» дети прикрепляют к берёзе листочки.
.Познавательные УУД(общеуебные и логические):
Выполнять логические операции: анализ, синтез, обобщение.
2.Коммуникативные УУД – участвовать в коллективном обсуждении, аргументировать своё мнение, осуществлять контроль.
3. Регулятивные УУД – контролировать и оценивать достигнутые результаты своей деятельности, саморегуляция.
ΙV. Домашнее задание.
1. Написать план в тетрадь. Пересказ по плану.
2. Творческие задания.
Задание солнышка.( по учебнику) с.55
Подобрать стихотворения о берёзе.
Подобрать загадки о берёзе.
Выполнить рисунок к рассказу.
Пересказ рассказа от лица берёзы.
© ООО «Баласс», 2013
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории литература:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ