Урок литературного чтения в 4 классе. "А.И.Куприн «Слон» (Непонятная болезнь)"

Урок литературного чтения в 4 классе. Образовательная программа «Школа 2100»

Преподаватель: Максимова Наталья Алексеевна

Тема урока: А.И.Куприн «Слон» (Непонятная болезнь).



Цель урока: развитие читательских навыков, воспитание любви и уважения к животным, к родным людям.


Планируемые результаты обучения, в том числе и формирование УУД:

Метапредметные результаты:

Познавательные УУД: осуществлять смысловое чтение, выбирать вид чтения в зависимости от цели, свободная ориентация и восприятие текстов художественного стиля, поиск и выделение необходимой информации; строить рассуждения.

Коммуникативные УУД: формулировать собственное мнение и позицию, строить монологическое высказывание, координировать и принимать различные позиции во взаимодействии.

Регулятивные УУД: формулировать и удерживать учебную задачу, использовать речь для регуляции своего действия; в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Личностные УУД: уважительное отношение к иному мнению, ориентация в нравственном содержании и смысле, как собственных поступков, так и поступков окружающих людей, ценностное отношение к природному миру, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, развитие этических чувств.


Предметные результаты: воспринимать на слух текст; осознанно, правильно, выразительно читать вслух; самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, иллюстрации; находить в тексте материал для характеристики героя.

Ресурсы: учебник литературного чтения авторов Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева «В океане света», ноутбук, мультимедийный проектор.








Этапы урока

Деятельность учителя

Формируемые УУД

Организационный момент.

Книга – верный друг детей,

С ней живется веселей!


Личностные:

уважительное отношение друг к другу и окружающим предметам.

Актуализация знаний

Речевая разминка

Сегодня нам предстоит большая работа, в ходе которой нам необходимо будет высказывать свое мнение, вам предстоит через слова выражать свои мысли.

А чтобы вы были готовы правильно высказывать свое мнение и вас понимали окружающие, мы должны подготовиться к работе на уроке литературного чтения.

Начнем работу с речевой разминки.


Набирает воду носом,

Будто шлангом и насосом,

Ставьте зонтиков заслон:

Всех сейчас окатит слон.


Разные виды чтения.

- Орфографическое чтение

- Чтение с ускорением

- Прочитайте с вопросительной интонацией. С удивлением.

- Прочитайте с восхищением.

- Прочитайте весело.


- Молодцы! У кого возникли трудности при речевой разминке? В чем заключалась трудность? Почему?


- Как избежать затруднений в следующий раз?


- О ком была речевая разминка? (о слоне)

- А теперь обратимся к вашему домашнему заданию. Вам нужно было поработать с дополнительной литературой или Интернетом и найти любую информацию о слонах.

Что вы нашли?


Молодцы! Давайте подытожим.

(слайды о слоне)

На суше нет никого больше слона. На нашей планете обитают два вида слонов: индийские и африканские.

Индийский слон легче африканского. Он весит, в среднем 5 -6 тонн, а его африканский собрат 7 – 8 тонн. Рост африканского слона 4 метра, индийского 2 -3 метра в высоту. Слоны способны бесшумно проходить сквозь заросли леса, легко двигаться по горным тропам, превосходно плавать.

Кроме больших размеров в слоне поражает его хобот. У слона очень короткая шея и он не может дотянуться до земли. Здесь его и выручает хобот. Слон очень ловко срывает им побеги с высоких деревьев и щиплет траву. Хоботом он набирает воду для питья и обливает себя в жаркий день. Но хобот слону нужен не только для еды. С помощью хобота слон чувствует запахи на 3 километра. Матери хоботом проверяют лоб заболевшего малыша, как будто хотят измерить его температуру. Хобот ещё и очень страшное оружие. Но слоны редко используют его в бою. В случае опасности они сворачивают хобот. Ведь его потеря грозит животному голодной смертью. На кончике хобота у африканского слона находятся два выроста – пальца, а у индийского – один. С его помощью слон может поднять с земли спичку или самую мелкую монету, чем раньше и занимались, развлекая посетителей.

Слоны относятся к числу наиболее умных животных. У них развита взаимопомощь. Больных, обессиленных животных слоны стараются поднять, вызвать у них стремление бороться за свою жизнь, помогают покинуть опасный район. Два слона становятся по бокам больного животного, тесно к нему прижимаются и, не давая упасть, уводят.

У слонов отличная память. Они узнают своих собратьев даже после длительной разлуки. Нанесённые обиды помнят всю жизнь и могут отомстить спустя десятилетия. Покровителей, завоевавших слоновью любовь и доверие, не забывают никогда.

В XIX веке люди стали истреблять слонов в Азии. Сегодня этот вид занесён в Красную книгу, как вымирающий. Охота на африканского слона ограничена, а в некоторых странах запрещена.

Слон — воплощение мудрости, силы и доброты. Особенно почитают слона в Индии. В древней Индии считалось, что слоны удерживают на своих могучих спинах весь мир. Ежегодно в городе Джайпур устраивают фестиваль слонов. Участники этого яркого праздника наряжают своих питомцев в роскошные наряды, надеясь победить в конкурсе

«Самый красивый слон». Белый слон приносит счастье — индийцы кормят и берегут слонов.


- Но характеристики слона можно услышать в адрес людей, для которых неповоротливость стала характерной чертой. Об этом гласят крылатые слова.

(слайд с крылатыми выражениями)

Слона и не приметил.

Как слон в посудной лавке.

Делать из мухи слона.

Как слон.


- Давайте разберемся, что означают эти крылатые выражения.

  1. Не заметить главного.

  2. О большом, нескладном человеке, оказавшемся в тесноте, среди крупных вещей.

  3. Придать чему-либо незначительному большое значение.

  4. Неуклюжий, громоздкий, неповоротливый.


- Ребята, но ведь у нас урок литературного чтения, а не окружающего мира. Как слон может быть связан с литературой? (предположения)


- А где в России можно встретить слона? (в зоопарке, в цирке)

- Зачем же русский писатель Александр Иванович Куприн 100 лет назад придумал историю «Слон»? Что хотел нам сказать автор?

- На этот вопрос мы с вами попробуем ответить в конце урока.

Работа с учебником с.208

Коммуникативные:

координировать и принимать различные позиции во взаимодействии; строить монологическое высказывание; формулировать собственное мнение и позицию,

Регулятивные:

формулировать и удерживать учебную задачу; использовать речь для регуляции своего действия; в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Личностные:

уважительное отношение к иному мнению.

Познавательные:

выбирать вид чтения в зависимости от цели.

Физкультминутка.

Давайте немного отдохнем и с новыми силами продолжим работу.


Девочки и мальчики: хлоп, хлоп, хлоп,
Прыгают, как мячики: прыг-скок, прыг-скок.
Ножками топочут: топ, топ, топ!
Весело хохочут: ха, ха, ха!
Глазками моргают (ритмичное зажмуривание глаз),
После отдыхают (приседают, руки свободные).



Работа над

произведением.


а) до чтения


- Известен ли вам автор истории о слоне?


(показ слайда – фото А.И Куприна)

Подготовленный ученик рассказывает о писателе.


- Большое спасибо за интересный рассказ!

- А кто, может быть, уже читал произведения Александра Куприна? Какие произведения читали? О чем или о ком они? Чему учат?


- Прочитайте еще раз название произведения Александра Куприна.

- Рассмотрите иллюстрацию к рассказу. Что можете предположить о его содержании?


- Как вы думаете кто эта девочка? Что с ней произошло?

- Почему с ней рядом слон?

- Давайте узнаем об этом.


Познавательные:

поиск и выделение необходимой информации; строить рассуждения.

Коммуникативные:

формулировать собственное мнение и позицию, строить монологическое высказывание.

Личностные:

уважительное отношение к иному мнению.

Предметные:

самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, иллюстрации.


б) во время чтения

1) Самостоятельное чтение (1-2 части)

- Самостоятельно прочитайте первую и вторую части. Обратите внимание на взаимоотношения героев рассказа.

(самостоятельное чтение)

- С какой семьей познакомились?

- На что обратили внимание?

- Выделили ли главного героя?

Познавательные:

осуществлять смысловое чтение, выбирать вид чтения в зависимости от цели, свободная ориентация и восприятие текстов художественного стиля, поиск и выделение необходимой информации; строить рассуждения.

Личностные:

уважительное отношение к иному мнению, ориентация в нравственном содержании и смысле.

Коммуникативные:

формулировать собственное мнение и позицию, строить монологическое высказывание.

Предметные:

воспринимать на слух текст; осознанно, правильно, выразительно читать вслух; находить в тексте материал для характеристики героя.


2) Комментированное чтение 1 части


1 абзац

- Давно ли болеет девочка?

2 абзац

- Чьими глазами мы смотрим на докторов в начале рассказа?

- С какой проблемой столкнулся доктор?

- Слышали ли вы о такой болезни – равнодушие к жизни?

- Почему доктор громко говорит о том, что девочку нужно развлечь?

- Что мы узнали о девочке из 1 части?

3) Комментированное чтение 2 части


- Можно ли назвать Надю капризной?

- Какая она? Ответьте словами автора.

- Прочитайте по ролям разговор мамы и дочки. Что чувствует мама? Что чувствует Надя? Как эти чувства передать при чтении?

- Найдите подтверждение тому, что Надя не капризничает, не притворяется, с ней действительно что-то не в порядке. (сон девочки)

- Как автор рисует внутреннее состояние отца? Прочтите строки из текста.


Работа над

произведением после чтения.


- Правильно ли было мнение, что это любящая семья? Какая еще?

- Ребята, а какой вопрос мы поставили перед собой до начала чтения произведения Александра Куприна «Слон»?

- Зачем же русский писатель Александр Иванович Куприн 100 лет назад придумал историю «Слон»? Что хотел нам сказать автор?

- Вернемся к нему, сможем мы дать ответ на него сейчас? (мы можем только предположить)

- Когда мы сможет дать точный ответ на наш вопрос?


Познавательные:

поиск и выделение необходимой информации; строить рассуждения.

Коммуникативные:

формулировать собственное мнение и позицию, строить монологическое высказывание.

Регулятивные:

формулировать и удерживать учебную задачу.

Личностные:

уважительное отношение к иному мнению, ориентация в нравственном содержании и смысле, как собственных поступков, так и поступков окружающих людей.

Домашнее задание.

Самостоятельно прочитать части 3-5, задать вопросы автору.



Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории литература:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ