Урок литературного чтения в 4 классе. "А.И.Куприн «Слон» (Непонятная болезнь)"
Урок литературного чтения в 4 классе. Образовательная программа «Школа 2100»
Преподаватель: Максимова Наталья Алексеевна
Тема урока: А.И.Куприн «Слон» (Непонятная болезнь).
Цель урока: развитие читательских навыков, воспитание любви и уважения к животным, к родным людям.
Планируемые результаты обучения, в том числе и формирование УУД:
Метапредметные результаты:
Познавательные УУД: осуществлять смысловое чтение, выбирать вид чтения в зависимости от цели, свободная ориентация и восприятие текстов художественного стиля, поиск и выделение необходимой информации; строить рассуждения.
Коммуникативные УУД: формулировать собственное мнение и позицию, строить монологическое высказывание, координировать и принимать различные позиции во взаимодействии.
Регулятивные УУД: формулировать и удерживать учебную задачу, использовать речь для регуляции своего действия; в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Личностные УУД: уважительное отношение к иному мнению, ориентация в нравственном содержании и смысле, как собственных поступков, так и поступков окружающих людей, ценностное отношение к природному миру, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, развитие этических чувств.
Предметные результаты: воспринимать на слух текст; осознанно, правильно, выразительно читать вслух; самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, иллюстрации; находить в тексте материал для характеристики героя.
Ресурсы: учебник литературного чтения авторов Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева «В океане света», ноутбук, мультимедийный проектор.
Этапы урока
Деятельность учителя
Формируемые УУД
Организационный момент.
Книга – верный друг детей,
С ней живется веселей!
Личностные:
уважительное отношение друг к другу и окружающим предметам.
Актуализация знаний
Речевая разминка
Сегодня нам предстоит большая работа, в ходе которой нам необходимо будет высказывать свое мнение, вам предстоит через слова выражать свои мысли.
А чтобы вы были готовы правильно высказывать свое мнение и вас понимали окружающие, мы должны подготовиться к работе на уроке литературного чтения.
Начнем работу с речевой разминки.
Набирает воду носом,
Будто шлангом и насосом,
Ставьте зонтиков заслон:
Всех сейчас окатит слон.
Разные виды чтения.
- Орфографическое чтение
- Чтение с ускорением
- Прочитайте с вопросительной интонацией. С удивлением.
- Прочитайте с восхищением.
- Прочитайте весело.
- Молодцы! У кого возникли трудности при речевой разминке? В чем заключалась трудность? Почему?
- Как избежать затруднений в следующий раз?
- О ком была речевая разминка? (о слоне)
- А теперь обратимся к вашему домашнему заданию. Вам нужно было поработать с дополнительной литературой или Интернетом и найти любую информацию о слонах.
Что вы нашли?
Молодцы! Давайте подытожим.
(слайды о слоне)
На суше нет никого больше слона. На нашей планете обитают два вида слонов: индийские и африканские.
Индийский слон легче африканского. Он весит, в среднем 5 -6 тонн, а его африканский собрат 7 – 8 тонн. Рост африканского слона 4 метра, индийского 2 -3 метра в высоту. Слоны способны бесшумно проходить сквозь заросли леса, легко двигаться по горным тропам, превосходно плавать.
Кроме больших размеров в слоне поражает его хобот. У слона очень короткая шея и он не может дотянуться до земли. Здесь его и выручает хобот. Слон очень ловко срывает им побеги с высоких деревьев и щиплет траву. Хоботом он набирает воду для питья и обливает себя в жаркий день. Но хобот слону нужен не только для еды. С помощью хобота слон чувствует запахи на 3 километра. Матери хоботом проверяют лоб заболевшего малыша, как будто хотят измерить его температуру. Хобот ещё и очень страшное оружие. Но слоны редко используют его в бою. В случае опасности они сворачивают хобот. Ведь его потеря грозит животному голодной смертью. На кончике хобота у африканского слона находятся два выроста – пальца, а у индийского – один. С его помощью слон может поднять с земли спичку или самую мелкую монету, чем раньше и занимались, развлекая посетителей.
Слоны относятся к числу наиболее умных животных. У них развита взаимопомощь. Больных, обессиленных животных слоны стараются поднять, вызвать у них стремление бороться за свою жизнь, помогают покинуть опасный район. Два слона становятся по бокам больного животного, тесно к нему прижимаются и, не давая упасть, уводят.
У слонов отличная память. Они узнают своих собратьев даже после длительной разлуки. Нанесённые обиды помнят всю жизнь и могут отомстить спустя десятилетия. Покровителей, завоевавших слоновью любовь и доверие, не забывают никогда.
В XIX веке люди стали истреблять слонов в Азии. Сегодня этот вид занесён в Красную книгу, как вымирающий. Охота на африканского слона ограничена, а в некоторых странах запрещена.
Слон — воплощение мудрости, силы и доброты. Особенно почитают слона в Индии. В древней Индии считалось, что слоны удерживают на своих могучих спинах весь мир. Ежегодно в городе Джайпур устраивают фестиваль слонов. Участники этого яркого праздника наряжают своих питомцев в роскошные наряды, надеясь победить в конкурсе
«Самый красивый слон». Белый слон приносит счастье — индийцы кормят и берегут слонов.
- Но характеристики слона можно услышать в адрес людей, для которых неповоротливость стала характерной чертой. Об этом гласят крылатые слова.
(слайд с крылатыми выражениями)
Слона и не приметил.
Как слон в посудной лавке.
Делать из мухи слона.
Как слон.
- Давайте разберемся, что означают эти крылатые выражения.
Не заметить главного.
О большом, нескладном человеке, оказавшемся в тесноте, среди крупных вещей.
Придать чему-либо незначительному большое значение.
Неуклюжий, громоздкий, неповоротливый.
- Ребята, но ведь у нас урок литературного чтения, а не окружающего мира. Как слон может быть связан с литературой? (предположения)
- А где в России можно встретить слона? (в зоопарке, в цирке)
- Зачем же русский писатель Александр Иванович Куприн 100 лет назад придумал историю «Слон»? Что хотел нам сказать автор?
- На этот вопрос мы с вами попробуем ответить в конце урока.
Работа с учебником с.208
Коммуникативные:
координировать и принимать различные позиции во взаимодействии; строить монологическое высказывание; формулировать собственное мнение и позицию,
Регулятивные:
формулировать и удерживать учебную задачу; использовать речь для регуляции своего действия; в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Личностные:
уважительное отношение к иному мнению.
Познавательные:
выбирать вид чтения в зависимости от цели.
Физкультминутка.
Давайте немного отдохнем и с новыми силами продолжим работу.
Девочки и мальчики: хлоп, хлоп, хлоп,
Прыгают, как мячики: прыг-скок, прыг-скок.
Ножками топочут: топ, топ, топ!
Весело хохочут: ха, ха, ха!
Глазками моргают (ритмичное зажмуривание глаз),
После отдыхают (приседают, руки свободные).
Работа над
произведением.
а) до чтения
- Известен ли вам автор истории о слоне?
(показ слайда – фото А.И Куприна)
Подготовленный ученик рассказывает о писателе.
- Большое спасибо за интересный рассказ!
- А кто, может быть, уже читал произведения Александра Куприна? Какие произведения читали? О чем или о ком они? Чему учат?
- Прочитайте еще раз название произведения Александра Куприна.
- Рассмотрите иллюстрацию к рассказу. Что можете предположить о его содержании?
- Как вы думаете кто эта девочка? Что с ней произошло?
- Почему с ней рядом слон?
- Давайте узнаем об этом.
Познавательные:
поиск и выделение необходимой информации; строить рассуждения.
Коммуникативные:
формулировать собственное мнение и позицию, строить монологическое высказывание.
Личностные:
уважительное отношение к иному мнению.
Предметные:
самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, иллюстрации.
б) во время чтения
1) Самостоятельное чтение (1-2 части)
- Самостоятельно прочитайте первую и вторую части. Обратите внимание на взаимоотношения героев рассказа.
(самостоятельное чтение)
- С какой семьей познакомились?
- На что обратили внимание?
- Выделили ли главного героя?
Познавательные:
осуществлять смысловое чтение, выбирать вид чтения в зависимости от цели, свободная ориентация и восприятие текстов художественного стиля, поиск и выделение необходимой информации; строить рассуждения.
Личностные:
уважительное отношение к иному мнению, ориентация в нравственном содержании и смысле.
Коммуникативные:
формулировать собственное мнение и позицию, строить монологическое высказывание.
Предметные:
воспринимать на слух текст; осознанно, правильно, выразительно читать вслух; находить в тексте материал для характеристики героя.
2) Комментированное чтение 1 части
1 абзац
- Давно ли болеет девочка?
2 абзац
- Чьими глазами мы смотрим на докторов в начале рассказа?
- С какой проблемой столкнулся доктор?
- Слышали ли вы о такой болезни – равнодушие к жизни?
- Почему доктор громко говорит о том, что девочку нужно развлечь?
- Что мы узнали о девочке из 1 части?
3) Комментированное чтение 2 части
- Можно ли назвать Надю капризной?
- Какая она? Ответьте словами автора.
- Прочитайте по ролям разговор мамы и дочки. Что чувствует мама? Что чувствует Надя? Как эти чувства передать при чтении?
- Найдите подтверждение тому, что Надя не капризничает, не притворяется, с ней действительно что-то не в порядке. (сон девочки)
- Как автор рисует внутреннее состояние отца? Прочтите строки из текста.
Работа над
произведением после чтения.
- Правильно ли было мнение, что это любящая семья? Какая еще?
- Ребята, а какой вопрос мы поставили перед собой до начала чтения произведения Александра Куприна «Слон»?
- Зачем же русский писатель Александр Иванович Куприн 100 лет назад придумал историю «Слон»? Что хотел нам сказать автор?
- Вернемся к нему, сможем мы дать ответ на него сейчас? (мы можем только предположить)
- Когда мы сможет дать точный ответ на наш вопрос?
Познавательные:
поиск и выделение необходимой информации; строить рассуждения.
Коммуникативные:
формулировать собственное мнение и позицию, строить монологическое высказывание.
Регулятивные:
формулировать и удерживать учебную задачу.
Личностные:
уважительное отношение к иному мнению, ориентация в нравственном содержании и смысле, как собственных поступков, так и поступков окружающих людей.
Домашнее задание.
Самостоятельно прочитать части 3-5, задать вопросы автору.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории литература:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ