Урок литературного чтения «Любовь к обыкновенной земле» в очерке К. Паустовского «Бескорыстие»

Управление образования администрации округа Муром

МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 1»

округа Муром Владимирской области



Урок литературного чтения

«Любовь к обыкновенной земле»

в очерке К. Паустовского «Бескорыстие»





Автор: Храмова Вера Алексеевна, учитель начальных классов

средней общеобразовательной школы № 1

округа Муром Владимирской области









Адрес: 602252, Муром, Владимирская область,

Московская, 126, телефон 4 – 03- 02



Год проведения: 2011




«Любовь к обыкновенной земле»

в очерке К. Паустовского «Бескорыстие»

Направление – начальная школа.

Предмет – литературное чтение

УМК: «Школа 2100»

  • учебник Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева Литературное чтение: В одном счастливом детстве учебник для 3 кл. общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч. 2/ О. – Москва: Баласс, 2009

Раздел учебника «Родная земля»

Название материала - «Любовь к обыкновенной земле» в очерке К. Паустовского «Бескорыстие»

Продолжительность – 45 минут

Класс: 3

Формы работы: индивидуальная, работа в парах, группах и фронтальная.

Приёмы технологии развития критического мышления через чтение и письмо (ТРКМЧП): таблица «ЗХУ», «Чтение с остановками», «Прогнозирование», «Дискуссия в парах» «Составление списка известной информации», «Синквейн».

Задачи урока:

  • развитие критического мышления учащихся через чтение;

  • познакомить с новым литературным жанром - очерком;

  • развивать компетенции: учить выделять главное, следить за мыслью автора, воспринимать его чувства;

  • учить видеть необычное в обычном;

  • воспитывать любовь к Родине, к окружающему миру.

Оборудование:

  • компьютер, проектор, экран

  • авторский медиапродукт: презентация,

  • аудиозапись голоса В. Попова «Бескорыстие»

  • толковый словарь Ожегова С. И.

  • книги с пословицами (для учащихся 3 группы)

  • заготовки для аппликации (для учащихся 1 группы)

  • карточки для работы с деформированным текстом (для учащихся 4 группы)

  • ватман, цветные карандаши, краски, кисточки (для учащихся 2 группы)


Технология «Развитие критического мышления

Технология «Развитие критического мышления» разработана в конце XX века в США (Чарльз Темпл, Джинни Стил, Куртис Мередит). В ней синтезированы идеи и методы технологий коллективных и групповых способов обучения, а также сотрудничества, развивающего обучения; она является общепедагогической, надпредметной.

Технология РКМЧП представляет собой целостную систему, формирующую навыки работы с информацией в процессе чтения и письма. Она направлена на освоение базовых навыков открытого информационного пространства, развитие качеств гражданина открытого общества, включенного в межкультурное взаимодействие

Формы урока РКМЧП отличаются от уроков с традиционным обучением. Ученики не сидят пассивно, слушая учителя, а становятся главными действующими лицами урока, они думают и вспоминают, делятся рассуждениями друг с другом, читают, пишут, обсуждают прочитанное.

Приемы ТРКМ:

Чтение с остановками - условное название методического приема организации чтения с использованием разных типов вопросов.

Текст заранее делится на смысловые части. Прямо в тексте отмечается, где следует прервать чтение и сделать остановку: «первая остановка», «вторая остановка» и т. д.

Учитель заранее продумывает вопросы и задания к тексту, направленные на развитие у учащихся различных мыслительных навыков.

Учитель дает инструкцию и организовывает процесс чтения с остановками, внимательно следя за соблюдением правил работы с текстом. (Описанная стратегия может использоваться не только при самостоятельном чтении, но и при восприятии текста «на слух»).

Синквейн.

Происходит от французского слова «cing» – пять. Это стихотворение, состоящее из пяти строк. Используется как способ синтеза материала. Лаконичность формы развивает способность резюмировать информацию, излагать мысль в нескольких значимых словах, емких и кратких выражениях.

Сиквейн может быть предложен, как индивидуальное самостоятельное задание; для работы в парах; реже как коллективное творчество. Границы предметной области зависят от гибкости воображения учителя. Обычно синквейн используется на стадии рефлексии, хотя может быть дан и как нетрадици Правила написания синквейна:

1. (первая строка – тема стихотворения, выраженная ОДНИМ словом, обычно именем существительным);

2. (вторая строка – описание темы в ДВУХ словах, как правило, именами прилагательными);

3. (третья строка – описание действия в рамках этой темы ТРЕМЯ словами, обычно глаголами);

4. (четвертая строка – фраза из ЧЕТЫРЕХ слов, выражающая отношение автора к данной теме);

5. (пятая строка – ОДНО слово – синоним к первому, на эмоционально-образном или философско-обобщенном уровне повторяющее суть темы).

Таблица «З-Х-У» («Знаю – Хочу знать – Узнал» )

Один из способов графической организации и логико-смыслового структурирования материала. Форма удобна, так как предусматривает комплексный подход к содержанию темы.

1 шаг: До знакомства с текстом учащиеся самостоятельно или в группе заполняют первый и второй столбики «Знаю», «Хочу узнать».

2 шаг: По ходу знакомства с текстом или же в процессе обсуждения прочитанного, учащиеся заполняют графу «Узнали».

3 шаг: Подведение итогов, сопоставление содержания граф.

Дополнительно можно предложить детям еще 2 графы – «источники информации», «что осталось не раскрыто».

Прогнозирование: прогнозирование темы урока или темы литературного произведения по отличительным признакам или ключевым деталям, прогнозирование времени написания произведения и этапа в биографии писателя или поэта

Базовая модель РКМЧП-

В основе технологии РКМЧП лежит базовая модель, состоящая из трех фаз:

Фаза вызова

Фаза реализации смысла

Фаза рефлексии

Первая фаза (вызова) ориентирована на актуализацию имеющихся знаний, формирование личностного интереса к получению новой информации и ценностного отношения к предмету. Поскольку при этом сочетаются индивидуальная и групповая формы работы, участие обучаемых в образовательном процессе активизируется. Ребенок ставит перед собой вопрос «Что я знаю?» по данной проблеме, формируется представление, чего же он не знает «Что хочу узнать?»

Главными задачами второй фазы (реализация смысла) являются активное получение информации, соотнесение нового с уже известным, систематизация, отслеживание собственного понимания. Ученик получает возможность задуматься о природе изучаемого объекта, по мере соотнесения старой и новой информации учится формулировать вопросы, определяет собственную позицию. Под руководством учителя и с помощью своих товарищей ребенок ответит на те вопросы, которые сам поставил пред собой на первой стадии.

Третья фаза (рефлексия) направлена на суммирование и систематизацию новой информации, выработку собственного отношения к изучаемому материалу и формулирование вопросов для дальнейшего продвижения в информационном поле. Анализ собственных мыслительных операций составляет сердцевину данной фазы.

























Ход урока

1 этап «Вызов» Актуализация знаний

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

(слайды 2 – 21)

На фоне слайд – шоу «Мещерская сторона» (музыкальное сопровождение

«С чего начинается Родина?») учитель читает стихотворение Н. Рубцова «Тихая моя Родина» (приложение 1)

- Какое настроение возникло, когда слушали стихотворение и смотрели фильм?

- Какими чувствами проникнуто?

- Что для вас значит Родина?

- Почему так много разных ответов?



- Как думаете, на какую тему мы сегодня будем читать произведение?

(слайд 22: тема « Земля Родная»)

- К теме «Родина» обращались многие писатели. Мы сегодня будем знакомиться с произведением К. Г. Паустовского «Бескорыстие» (слайд 23)

- Прием «ЗХУ»

Вспомните, что вы знаете о жизни и творчестве писателя, о теме нашего урока. Подумайте, чтобы вы еще хотели узнать. Заполните таблицу «Знаю. Хочу узнать. Узнал»

-Отлично справились с заполнением таблицы. Продолжаем работу.

-Прочитайте слова антонимы: корысть – бескорыстие (слайд 24)

- Что такое корысть? Если затрудняетесь ответить, то где можете найти помощь?



- Что такое бескорыстие? Сформулируйте определение для толкового словаря.

-(прием «Прогнозирование) Прочитайте фамилию автора, название произведения и ключевые слова: Мещерский край, родные места, любили, прелесть, не сразу открывается, защищать. (слайд 25)

- Попробуйте спрогнозировать сюжетную линию по этим опорным, ключевым словам.

Вспомните картины природы, которые видели в начале урока. Это все Мещерская сторона.

- Послушаем, что у вас получилось.










-Восторженное, задумчивое

-Чувствами любви, нежности.

-Разные места вызывают приятные воспоминания. Где ты чаще хочешь находиться, там и есть твоя Родина.

-Тема Родины.







Заполнение таблицы

знаю

Хочу узнать

узнал







-В толковом словаре.

«Корысть – выгода, материальная польза» (толковый словарь русского языка С.И. Ожегова)

Бескорыстие – отсутствие корысти, т.е.отсутствие выгоды.









Прослушиваются версии, сравниваются.

2 этап «Стадия осмысления».

Организация активного восприятия текса

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. «Чтение с остановками» - диалог с автором.(слайд 26)

Раздаётся текст, разделённый на остановки, самостоятельное чтение текста до остановки.

Вопросы после первой остановки

(1 абзаца):

- Почему автор может много писать о Мещерском крае?

- Перечитайте восклицательное предложение. Против чего восстает автор?

-Как вы считаете, о чем писатель будет писать дальше?

Вопросы после второй остановки

(2 абзаца):

- От имени кого выступает автор,

употребляя слово мы?

- За что народ и автор любят родные места?


- Как вы понимаете, что «прелесть его раскрывается не сразу, а очень медленно»?



Третья остановка (после 3 абзаца):

-Какие вопросы вы могли бы задать по данному отрывку?







2. Физкультминутка – релаксация.

Послушайте музыку, закройте глаза и представьте дорогие вашему сердцу родные места.( Песня «Наш край» Слова: А. Пришельца, Музыка: Д. Кабалевского

(слайд 27)

3. Знакомство с понятием «очерк»

- Я попрошу вас прочитать небольшую статью об одном из жанров художественной литературы, об очерке. Однако, перед тем, как читать, давайте немножко подумаем об очерке. Возьмите лист бумаги и ручку. В течение 2-3-х минут запишите всё, что вы думаете об очерке. Важно писать всё, что придёт на ум. Не имеет значения, правильно ли то, что вы записали или нет. Важно писать как можно больше. Начинайте.

Прочитаем статью (статья на парте у каждого ученика)

(слайд 28) «Очерк – разновидность литературы.

Автор очерка фиксирует свои наблюдения, пишет о своих чувствах, о том, что его удивило, поразило. В очерке часто нет единого сюжета, а складывается он из отдельных описаний, фактов, размышлений».

- Статья прочитана. Подумайте о том, что вы прочитали. Теперь возьмите список всего, что вы знали, или думали об очерке. Какие знания подтвердились? Что узнали нового?

Прием «дискуссия в парах»

- Теперь повернитесь к своему соседу и спросите друг друга, относится ли произведение Паустовского к очерку. Аргументируйте свои ответы.

5. Послушайте произведение в исполнении В. Попова (звучит запись голоса В. Попова «Бескорыстие») или текст читает учитель (слайд 29) http://cor.edu.27.ru/dlrstore/e3f70f15-8df5-4fd8-a232-ebb4a840e3db/%5BLI5RK_28-01%5D_%5BAU_06%5D.htm

- О чем хотел сказать автор читателям?

-Чему Паустовский учит?


- Какое чувство выразил автор?


- Как голосом артист смог передать главную идею очерка К. Паустовского?

- А вы сможете?

Прочитайте выразительно.







-Он любит этот край, им восхищается.



-Против потребительского отношения.


Учащиеся предлагают варианты ответов.



- От имени русских людей


-За то, что они небогатые, но прекрасные.

- Чем человек внимательнее, добрее, тем больше он может понять и тем больше раскрывается перед ним прелесть родного края.

- Какие определения нашел автор для мещерской земли?

- Что он может сделать для своей страны?

-Как автор доказывает любовь к родному краю?

- С чем сравнивает любовь к краю?












Записывают то, что им известно о жанре















Обмен мнениями.




Дети доказывают, что произведение К. Паустовского «Бескорыстие» - это очерк, опираясь на прочитанную статью.










- О любви к Мещерской земле.

-Учить бескорыстно любить свою Родину.

-Чувство патриотизма – любовь к своему Отечеству.





Выразительное чтение.

3 этап «Стадия рефлексия»

Обобщение и систематизация приобретенного читательского опыта.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Пришло время подвести итог урока

1.Прием «ЗХУ»

Запишите в третью колонку, что еще нового вы узнали на уроке.

- Почему автор так назвал свое произведение?



2.Попробуйте высказать свои мысли по теме нашего урока, написав синквейн.(слайд 30)

3. А как вы относитесь к своей Земле? Являетесь ли вы патриотами? Обоснуйте свои ответы.

3.Творческая работа.(слайд 31)

1 группа – «Аппликация «Уголок родной земли» (из приготовленных заранее заготовок)

2 группа - «Иллюстрация к очерку

К. Паустовского «Бескорыстие»

3 группа – «Подобрать пословицы и поговорки к очерку» (работа с книгами)

4 группа – «Работа с деформированным текстом»

(В отрывке очерка Паустовского «Обыкновенная земля» пропущены слова. Предложения расположены не по порядку. Восстановить отрывок) (приложение 2)

Домашнее задание (по выбору): (слайд 32)

- выучить наизусть 3-й абзац очерка «Бескорыстие»

- написать сочинение «Родная Земля»

знаю

Хочу узнать

узнал





Выразил чувство патриотизма. А это главное в любви к Родине. Все, что ты любишь должно быть бескорыстным.

Синквейн: писатель

бескорыстный, наблюдательный

любит, дорожит, защитит

Родина дороже всего на свете

Патриот


Дети высказывают свои мнения.



Дети работают в группах. По окончании работы демонстрируют результаты.

Приложение 1

«Тихая моя Родина» Николай Рубцов
Тихая моя родина!
Ивы, река, соловьи...
Мать моя здесь похоронена
В детские годы мои.
- Где тут погост? Вы не видели?
Сам я найти не могу. -
Тихо ответили жители:
- Это на том берегу.
Тихо ответили жители,
Тихо проехал обоз.
Купол церковной обители
Яркой травою зарос.
Там, где я плавал за рыбами,
Сено гребут в сеновал:
Между речными изгибами
Вырыли люди канал.
Тина теперь и болотина
Там, где купаться любил...
Тихая моя родина,
Я ничего не забыл.
Новый забор перед школою,
Тот же зеленый простор.
Словно ворона веселая,
Сяду опять на забор!
Школа моя деревянная!..
Время придет уезжать -
Речка за мною туманная
Будет бежать и бежать.
С каждой избою и тучею,
С громом, готовым упасть,
Чувствую самую жгучую,
Самую смертную связь.
[1964]

Приложение 2

Отрывок «ОБЫКНОВЕННАЯ ЗЕМЛЯ» К. Паустовский.

Что можно увидеть в Мещёрском крае? Цветущие или скошенные луга, сосновые боры, поемные и лесные озера, заросшие черной кугой, стога, пахнущие сухим и теплым сеном. Сено в стогах держит тепло всю зиму.

В Мещёрском крае можно увидеть лесные озера с темной водой, обширные болота, покрытые ольхой и осиной, одинокие, обугленные от старости избы лесников, пески, можжевельник, вереск, косяки журавлей и знакомые нам под всеми широтами звезды.

Что можно услышать в Мещёрском крае, кроме гула сосновых лесов? Крики перепелов и ястребов, свист иволги, суетливый стук дятлов, вой волков, шорох дождей в рыжей хвое, вечерний плач гармоники в деревушке, а по ночам - разноголосое пение петухов да колотушку деревенского сторожа.


Задание для 4 группы

Данный отрывок разрезан на части. Некоторые слова в тексте пропущены. Восстановить последовательность и вставить пропущенные слова.


Что можно увидеть в ____________крае?

Цветущие или ___________луга, _________боры, поемные и лесные озера, заросшие черной кугой, стога, пахнущие сухим и теплым_____.

Сено в стогах держит тепло всю зиму. ________________________________________________________________

В Мещёрском крае можно увидеть _______озера с темной водой, обширные болота, покрытые ольхой и осиной, одинокие, обугленные от старости избы лесников, пески, можжевельник, вереск, косяки ________и знакомые нам под всеми широтами звезды.

________________________________________________________________

Что можно услышать в ________крае, кроме гула сосновых лесов?

Крики перепелов и ястребов, свист иволги, суетливый стук______, вой_______, шорох дождей в рыжей хвое, вечерний плач гармоники в деревушке, а по ночам - разноголосое пение _______да колотушку деревенско-го сторожа









Источники:

Презентация



Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории литература:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ