Урок литературного чтения "Обобщение по разделу «Природа и мы»"
МОУ – Зимёнковская средняя общеобразовательная школа
Обобщение по разделу «Природа и мы»
Урок литературного чтения
Подготовила учитель начальных классов Климачкова Галина Валентиновна
17.03.2011
Тема урока: Обобщение по разделу «Природа и мы».
Конкурс знатоков «Дерево знаний».
Цели урока:
Образовательные: - повторить и обобщить знания, полученные при изучении раздела «Природа и мы»;
-расширить представление детей о мире природы;
Развивающие:
-формировать умение размышлять;
-способствовать развитию речи, творческих способностей учащихся;
-формировать устойчивый интерес к чтению;
Воспитательные:
-способствовать воспитанию ответственного отношения к природе, формированию экологической культуры, формированию убеждения о необходимости сохранения здоровья;
-формировать умение внимательно и доброжелательно слушать товарищей.
Оборудование: рисунок дерева на доске, листы с названиями секторов, жетоны, выставка книг, тесты, магнитофон, диск с аудиозаписью.
Ход урока.
Ι. Организационный момент. Создание эмоционального настроения.
-Доброе утро, ребята! Пусть оно действительно будет для нас сегодня добрым. Пусть оно разбудит в каждом из нас лучшие чувства – желание слышать, понимать и поддерживать друг друга. Вдохните глубоко и постарайтесь улыбнуться друг другу и всем, кто находится сегодня с нами. Ведь улыбка – знак хорошего настроения.
ΙΙ.Речевая разминка.
Любите природу!
Храните природу!
Не жгите траву!
Не ломайте кусты!
Не сыпьте на землю всякую гадость.
И даст вам природа здоровье и радость!
-Прочитайте текст в режиме жужжащего чтения. Что вы прочитали?
-Найдите глаголы, назовите их. С какой интонацией нужно прочитать это стихотворение?
-Прочитайте, выделяя голосом глаголы.
ΙΙΙ.Актуализация знаний.
-Ребята, как вы думаете, почему наш сегодняшний урок мы начали с этого стихотворения? О чём оно?
-Сегодня мы завершаем изучение раздела «Природа и мы».
Урок «Обобщение»
Даёт нам понять,
Что мы умеем
И что должны знать.
Сегодня мы проведём конкурс на лучшего знатока этого раздела в форме игры «Дерево знаний». Выполняя задания, мы будем подниматься вверх, к вершине знаний. За правильные ответы вы получите жетончики.
ΙV. Конкурс «Дерево знаний».
1 сектор «Найди пару».
-Соедините фамилию автора с названием его произведения. (Запись на доске).
Д.Н. Мамин-Сибиряк «Выскочка»
А.И.Куприн «Кабан»
В.П.Астафьев «Приёмыш»
Е.И. Чарушин «Стрижонок Скрип»
М.М.Пришвин «Барбос и Жулька»
2 сектор «Назови произведение».
-Какое произведение открывает раздел? (Д.Н. Мамин-Сибиряк «Приёмыш»).
-В этом произведении сорока лишилась хвоста. ( М.М.Пришвин «Выскочка»).
-Опасность надвигалась гуськом, передний был в пяти шагах от героя. ( Е.И. Чарушин «Кабан»).
-Этому герою пришлось учиться жить самому, без помощи родителей. (В.П. Астафьев «Стрижонок Скрип»).
-Они были разными, но дружба их – крепкой. (А.И.Куприн «Барбос и Жулька»).
-Он был приёмным членом семьи, но очень любимым. ( Д.Н.Мамин-Сибиряк «Приёмыш»).
3 сектор «Бюро находок».
-Узнайте, из каких произведений эти предметы? (Рисунки предметов).
Норка (« Стрижонок Скрип»).
Рога («Кабан»).
Хвост («Выскочка»).
Миска («Барбос и Жулька»).
Лодка («Приёмыш»).
Метла («Кабан»).
4 сектор «Угадай-ка».
-Ребята, какие средства художественной выразительности вы знаете?
Автор какого текста: художественного или научно-познавательного – будет использовать эпитеты, сравнения и олицетворение при описании природы, животных, птиц и растений? С какой целью он будет их использовать?
-Угадайте героев произведений. (Дети зачитывают описания героев).
Он серого цвета. Баловства не любит. Чуть где-нибудь непорядок – суета или драка, - он, не торопясь, пришагает и ткнёт кого надо клювом. Начальник – птица! (Серый журавль из рассказа «Кабан» Е.И.Чарушина).
Она была маленькая, тонконогая с гладкой чёрной шерстью и жёлтыми подпалинами над бровями и на груди. (Жулька из рассказа «Барбос и Жулька» А.И. Куприна).
Он как человек тосковал. Выйдет на берег, встанет на одну ногу и начнёт кричать. Да ведь так жалобно кричит…(Лебедь из рассказа «Приёмыш» Д.Н. Мамина-Сибиряка).
Ей было очень тяжело одной прокормить детей. Но она была хорошая мать. (Мама-стрижиха из рассказа В.П. Астафьева» Стрижонок Скрип»).
Весёлая она была, всем нравилась: ушки как рожки, хвостик колечком, зубки беленькие, как чеснок. (Собака Вьюшка из рассказа «Выскочка» М.М. Пришвина).
Летом он постоянно с головы до конца хвоста бывал унизан колючими «репяхами», осенью же клоки шерсти на его ногах, животе, извалявшись в грязи и потом, высохнув, превращались в сотни коричневых, болтающихся сталактитов. (Барбос из рассказа «Барбос и Жулька» А.И. Куприна).
-Что помогло вам быстро догадаться, о каком герое идёт речь? Приведите примеры.
5 сектор «Секрет здоровья».
Физкультминутка:
На лужайке две подружки,
Две зелёные лягушки
Утром рано умывались,
Полотенцем растирались,
Ножками топали,
Ручками хлопали,
Вправо, влево наклонялись
И обратно возвращались.
На цветочки засмотрелись,
Песенки распелись (артикуляция речевым аппаратом без звука).
У берёзки встали,
Бодро танцевали (танцевальные ритмические движения).
Вот здоровья в чём секрет-
Всем друзьям физкульт – привет!
6 сектор «Это интересно».
-Часто человека – его внешность, манеру поведения, характер – сравнивают с животными (птицами). Сейчас проверим, какие вы наблюдательные. Про кого так говорят:
Длинноногий, как…(журавль).
Мудрый, как…(сова, ворон).
Надутый, как…(индюк).
Каркает, как…(ворона).
Разодетый, как…(павлин).
Голосистый, как…(соловей).
Походка плавная…(лебединая).
Болтливый, как…(сорока).
Большеглазый, как …(филин).
7 сектор «Кот в мешке».
(Дети выполняют тестовое задание по теме).
Физкультминутка для глаз:
Глазки видят всё вокруг,
Обведу я ими круг.
Глазкам видеть всё дано,
Где стена и где окно.
Обведу я снова круг,
Посмотрю на мир вокруг.
8 сектор «Домашнее задание».
-Дома вам было задано подумать над вопросом 8 на стр. 112.
-О чём пишет М.М. Пришвин? Что его интересует?
-Какие важные мысли он высказал в рассказе «Родина»?
-Зачем все авторы, чьи рассказы мы читали в этом разделе, создали свои произведения?
-Как же им удалось убедить читателей в необходимости охранять природу?
V. Итог урока. Рефлексия.
-Погубив природу, мы погибнем сами. Ведь природа даёт нам очень многое. Нам есть чему поучиться у её обитателей. Но самая большая ценность, которую человек получает от природы – здоровье. Недаром в народе говорят: « Здоровому всё здорово»!
-Послушайте, пожалуйста, притчу:
«Однажды человек обратился к растениям и животным с вопросом: «Почему люди болеют?» Что же ответили растения и животные?
Кабан заметил, что люди неправильно питаются, переедают, и это вредит их здоровью.
Кот считает, что человек часто бывает неаккуратен, не соблюдает основных гигиенических правил и такое поведение вредит его здоровью.
Тигр отметил, что люди не верят в свои силы, в себя, не работают над своим телом, и это не позволяет им чувствовать себя здоровыми.
Высокая стройная берёза ответила, что люди мало заботятся друг о друге, часто бывают жестокими и неблагодарными. Они убивают животных, наносят вред растениям, а жестокость – это путь к болезни и гибели.
По мнению прекрасной розы, люди болеют потому, что не умеют радоваться красоте окружающего мира и успехам друг друга, а радость – это особая мудрость, и болезни её боятся».
-Я желаю вам жить в гармонии с природой и с самим собой. И будьте здоровы!
-Наш урок подошёл к концу.
-Какой вывод вы сделали для себя? Кому было интересно?
-Подсчитайте свои жетончики. Началась весна. Давайте оденем наше дерево в зелёный наряд.
Прикрепите листочки на ту ветку, которая соответствует вашим знаниям на сегодняшнем уроке.
VΙ. Домашнее задание.
-Я советую вам взять и почитать дома книги о природе разных авторов с нашей выставки.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории литература:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ