Занятие по внеклассному чтению, 3 класс "казка Ханса Кристиана Андерсена «Стойкий оловянный солдатик»"
Фамилия, имя, отчество автора материала: Симонян Елена Робертовна
Место работы: Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 10» города Кунгура Пермского края
Должность автора: учитель начальных классов
Занятие по внеклассному чтению, 3 класс
Тема: Сказка Ханса Кристиана Андерсена «Стойкий оловянный солдатик».
Цель: вспомнить, какие виды сказок известны детям;
познакомить учащихся со сказками Ханса Кристиана Андерсена на примере сказки «Стойкий оловянный солдатик»;
развивать творчество, фантазию, воображение;
воспитывать чувство сопереживания, преданности, верности, дружбы, умение ценить прекрасное.
Оборудование: портрет Ханса Кристиана Андерсена, тексты сказок (у каждого ученика), рекомендательная литература (произведения Андерсена): «Снежная королева», «Гадкий утёнок», «Старый дом», «Русалочка», «Огниво», «Новое платье короля», «Принцесса на горошине», «Дюймовочка», презентация.
I. Сообщение темы и цели занятия
-Ребята, скажите, с произведением какого автора мы познакомимся сегодня?
-Какое произведение будем читать?
II. Подготовка детей к восприятию сказки
Вспоминаем, какие виды сказок известны учащимся (народные и авторские).
Ученики дают определения разным видам сказок, вспоминают прочитанные ими народные сказки и называют авторов сказок, с которыми уже знакомы.
Одним из авторов таких сказок является Ханс Кристиан Андерсен.
Знакомство с краткими биографическими сведениями об авторе
Биографию рассказывает заранее подготовленный ученик, он же с помощью вопросов выясняет, что запомнили дети из всего услышанного.
Словарная работа
Перед тем, как читать сказку, проводится словарная работа. Слова высвечиваются на экране, ребята, опираясь на личный опыт, пытаются пояснить увиденное. Учитель дополняет ответы детей.
Батист- тонкая, полупрозрачная льняная или хлопчатобумажная ткань.
Табакерка - коробочка для хранения табака.
Тролль- сверхъестественное существо, обычно враждебное людям.
Пошлина- налог, сбор.
Комментирование заголовка текста
Объясняется каждый термин в названии сказки.
-Почему солдатик, а не солдат? (Так как игрушка).
-Что значит оловянный? (В давние времена среди детей была распространена игра в оловянных солдатиков, их отливали из олова в специальных формочках).
-Подберите синонимы к слову стойкий. (Упорный, выдержанный, мужественный, несгибаемый).
III. Первичное чтение сказки (комбинированное: дети - учитель)
Перед чтением учитель нацеливает детей на проблемный вопрос:
-Почему солдатик назван стойким?
По ходу чтения учащиеся делают в книге пометы карандашом, выделяют те места, где показана стойкость солдатика.
IV. Различные виды работы над текстом
Беседа по содержанию
-Откуда появился оловянный солдатик?
-Какая из игрушек больше всего ему понравилась?
-Какие испытания выпали на долю оловянного солдатика?
Выборочное чтение
-Найти описание I, II, III, IV картинок.
Словесное рисование (иллюстрирование)
Дети рассказывают, какими они представляют солдатика, танцовщицу, тролля. С помощью слов ребята пытаются нарисовать героев произведения, затем смотрят, как их изобразил художник в книге.
Также по заданию учителя дети, проявляя творчество и фантазию, рисуют фразами- красками разного рода иллюстрации к сказке, такие, какие хотят сами.
V. Обобщающая беседа
Характеристика героев
На экране появляются слова, которые обозначают черты характера героев сказки, среди главных действующих лиц есть существа мужского рода (тролль, солдатик) и женского рода (танцовщица).
Учитель просит детей поставить слова в том роде, какого рода герой, меняя, если нужно, окончания слов. Учащиеся делятся на 3 группы по количеству героев. Каждая группа выписывает на листочек прилагательные, относящиеся к своему персонажу.
Список слов: преданный, хитрый, красивый, лукавый, смешливый, грациозный, храбрый, верный, застенчивый, прелестный, изящный.
Осуществляется проверка. Вызывается по одному представителю от группы.
Обсуждение с учащимися проблемных вопросов
-Почему солдатик назван стойким?
-Какие качества характера солдатика вам нравятся в людях?
-Кто из ваших друзей обладает такими же качествами?
-Какие особенности произведения относят его к жанру сказки?
Работа над выявлением главной мысли
Учитель читает последний абзац и просит учеников задуматься над главной мыслью произведения.
VI. Итог
-Какое чувство вызывает сказка?
VII. Список рекомендательной литературы
VIII. Домашнее задание
Сделать рисунки к сказке или написать сочинение о понравившемся герое.
Список использованной литературы:
Детская энциклопедия «Что такое. Кто такой». – М.: Издательство «Педагогика», 1975
Евгеньева А.П., Разумникова Г.А. Словарь русского языка. – М.: Издательство «Русский язык», 1981
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории литература:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ