Урок по сказке «В. Гауфа «Карлик-Нос»


Урок по сказке «В. Гауфа «Карлик-Нос»





Цель урока: познакомить ребят с новой сказкой В. Гауфа.

Задачи урока:

- сопоставить сказку Гауфа с волшебной сказкой, которая принадлежит фольклору;

- выявить особенности жанра литературной сказки вообще и данной сказки в частности:

- определить проблематику сказки В. Гауфа «Карлик-Нос»


О6орудование к уроку:

- портрет В.Гауфа.// Дошкольное воспитание. 8. 2002;

- картины с изображением средневекового города;

- книги В. Гауфа разных изданий;

- реквизиты: костюмы Якоба, Ханны, старухи; овощи на столе, изображающем овощной прилавок , где торгует Ханна с Якобом.


Ход урока:

Нет сказки причудливей. чем сама жизнь

Г. Х. Андерсен

Слово учителя:

Дорогие ребята! Сегодня мы с вами познакомимся с еще одной замечательной литературной сказкой «Карлик-Нос”, автором которой является В. Гауф — величайший немецкий писатель-сказочник.

Давайте послушаем. что это был за человек. Он прожил всего 25 лет,но вошел в историю мировой литературы как величайший писатель-сказочник.

Выступление 3—х ребят:

Родился Вильгельм Гауф в немецком городе Штутгарде в начале ХIХ века. В 1802 году семья господина Гауфа , министерского чиновника, была большой и очень дружной. Все особенно любили маленького выдумщика и проказника Вильгельма. Мама читала ему на ночь самые интересные книги, какие только можно было купить в книжных лавках , и мечтала увидеть сына в будущем известным ученым или писателем.

В гимназии и университете Вильгельм был лидером в среде своих одноклассников. Все любили его за красноречие и остроумие. Неистощимый выдумщик. он затевает проказы ,которые никому не приходят в голову, кроме него.

Рано потеряв отца, Вильгельм понял, что в дальнейшей жизни он должен рассчитывать только на себя.

Еще в ранней юности , будучи студентом ,он... пишет. Сочиняет стихи , повести , романы и даже мемуары . И в 20 лет он уже признанный писатель.

Закончив семинарию. оп становится домашним учителем в одной дворянской семье. И. обучая детей разным наукам , сочиняет для них сказки. А скоро и взрослые с увлечением слушают волшебные истории Гауфа и советуют выпустить сказки отдельными сборниками, которые и увидели свет в 1825 году.

Три тома сказок Гауфа объединены общим заглавием «Сказки для сыновей и дочерей знатных сословий». Открываются они программной статьей «Сказка под видом альманаха” , в которой Гауф дает свое понимание сказки , ее назначения.

«Сказка под видом альманаха”

Сказка дочь королевы Фантазии, в стране которой никогда не заходит солнце и всегда зеленеют леса. Щедрой рукой она дает людям , живущим среди забот и трудов , а иногда и суровой печали свою любовь, порой не замечая, что не все из них способны оценить ее щедрость.

Она уверена , что тем, кто не утратил способности видеть прекрасное , чьи сердца бьются сильнее , когда их владельцы с помощью воображения попадают в иные чудесные миры, не прожить без сказки.


Фантазия свято верит , что без сказки земная жизнь невозможна и отправляет свою дочь, набросив на нее чудесный наряд альманаха , ко взрослым, но прежде всего — к детям.

Истоки сказки Гауф видит в неуемном желании человека «вознестись над повседневностью» ,с одной стороны, а с другой — в стремлении к творчеству и сопереживанию. Ибо только дух творчества дает ощущение свободы, стирает грань между явью и вымыслом.

Именно поэтому сказка в творческом наследии Гауфа была любимейшим жанром.


- Но ведь не только Гауф с удовольствием избирает именно этот жанр, что же заставляло и других писателей – сказочников создавать свои произведения?


Особенности жанра литературной сказки:

- сказки в большинстве своем хорошо заканчиваются;

- многих писателей радует возможность создания светлой атмосферы, господствующей сказочном мире;

- как и в народной сказке , в сказках литературных всегда добро побеждает зло:

- следить за событиями сказки очень увлекательно , но развлекая , сказка учит.

А чтобы ответить на вопрос, чему же учит нас эта сказка Гауфа, за что наказан герой , какие испытания ему нужно преодолеть , мы должны обратиться к содержанию этой сказки.


Рассмотрим иллюстрации средневекового города, ведь все действие сказки разворачивается в германском городе , где жили сапожник Фридрих со своей женой Ханной. Она продавала на рынке плоды и овощи со своего маленького огорода, ей помогал сын Якоб , стройный, красивый мальчик. , довольно высокий для своих двенадцати лет.

Этот мальчик и будет героем нашей сказки.


Однажды привычное течение жизни этой семьи нарушает одно событие.

- Какое?

Появление на рынке старухи-волшебницы.

Вот как это было.

(Инсценировка фрагмента сказки.

Участники: автор, Хана , Якоб, волшебница. Сценка со слов “Однажды Хана , как всегда , торговала на базаре” до слов “Якоб... пошел следом за старухой. Они направились на окраину города, где жила старуха” ).


И тут начинаются чудеса и волшебные превращения.


- За что и как наказывает Якоба старуха и как награждает?


За резкость и непочтительность к старухе, за дерзкое и вызывающее обращение Якоб на долгие годы лишается своих родителей, теряет свой облик и становится карликом со смешной в даже немного пугающей внешностью. Но в награду за послушание старуха угощает Якоба супом, который сама приготовила:

- Кушай, сынок, - сказала она.- Поешь этого супу и будешь такой же красивый, как я. И поваром хорошим сделаешься — надо же тебе знать какое-нибудь ремесло.

Это дар злой колдуньи Крейтервейс.


Но Якоб на это смотрел иначе. У него прямо сердце разрывалось с досады. Семь лет жизни у него украла старуха ,а что он за это получил?


Он не только научился готовить разные кушанья , чистить кокосовые скорлупки н натирать стеклянные полы, он приобрел богатый жизненный опыт , друга в лице Мими и способность чутко и внимательно относиться к окружающим его людям. Якоб сожалел не о том, что он лишился своей привлекательной внешности, а о том, что родители прогнали его прочь, как собаку.

А что же помогло Якобу уйти от старой волшебницы?

Он обнаружил в кладовке диковинные травы, какие ему еще никогда не попадались.

Стебли у них были зеленоватые, а на каждом стебельке — ярко-красный цветочек с желтым ободком. Якоб поднес один цветок к носу... несколько раз чихнул и проснулся.


- Ну и сон же это был! Прямо будто наяву! — подумал Якоб. — То-то матушка посмеется, но и попадет же мне.


Для Якоба время остановилось. Остановившееся время освобождает от проблем, но лишает возможности испытать истинную радость и узнать жизнь во всей ее полноте. Но не только травка помогла ему вспомнить все, что с ним произошло. Любовь к родителям и ответственность перед ними заставляет Якоба как можно быстрее покинуть дом старой волшебницы, несмотря па жалобный писк морских свинок и белок .


- Почему автор не оставляет своего героя навсегда у злой колдуньи?

Таков закон любой сказки, герой обязательно должен пройти через испытания, преодолеть препятствия и обязательно получить какое-либо воз- награждение.

Особое отличие литературных сказок, особенно, если мы говорим о сказках Г.Х.Андерсена, В. Гауфа, Ш. Перро в том, что добро и зло борются не во внешнем мире , а в душе человека и победа добра или победа над злыми чарами может состояться , если герой сможет совершить необычайное усилие, обрести в самом себе силы, способные противостоять злу.

Став карликом, Якоб испытал унижения, гонения, насмешки, но приобрел способность чуткого и внимательного отношения к окружающим. За это он снискал уважение подданных герцога и дружбу Мими. Ведь и от колдовских чар Якоб избавился только с помощью Мими. Благодаря состраданию, доброте и участию к судьбе Мими, которые, безусловно, жили в его сердце.

Гусыня Мими — тоже очень важный персонаж сказки. Что вы можете о ней сказать?

Это чудесный помощник — традиционный персонаж всех волшебных сказок. Интересно , что во многих литературных сказках действуют персонажи, принявшие птичье обличье: у Жуковского в «Сказке о царе Берендее» — уточка (Василиса Прекрасная), у Андерсена в сказке «Дикие лебеди» братья Элизы были заколдованы в прекрасных диких птиц, в «Финисте -ясном соколе» Финист превращается в сокола.


Итак, чудесный помощник — это традиционный элемент как народной, так и литературной сказки.

А теперь давайте поговорим об отличиях этой сказки от сказки народной:

- нет традиционного зачина и концовки;

- нет в конце свадебного пира;

- нет магического числа “три”:

- нет традиционных эпитетов

- авторство принадлежит конкретному человеку;

- один вариант , но разные переводы (об искусстве перевода мы поговорим, когда будем изучать баллады Жуковского).

И. наконец, герой в народной сказке обладает достаточно традиционными чертами: он должен быть бесстрашным. находчивым. сильным — это все входит в понятие “добрый молодец”. Герои же литературной сказки, как и любого другого литературного произведения, обладает своими индивидуальными чертами.


Понятие о литературном герое. Он обладает своими индивидуальными чертами. Характер его раскрывается в его облике, поступках, словах и даже жестах, то есть он более психологичен , чем герой народной сказки.


-Меняется ли ваше отношение к Якобу в начале сказки и в конце?

( В начале сказки мы испытываем интерес , в конце- симпатию и большое уважение)


- В какой момент вы особенно сильно сочувствуете Якобу? Почему?

(Когда отец побил и выгнал его.)


Когда сказку читать было страшно ?

(Когда кочаны превратились в головы).


- Что вызвало ваше негодование и возмущение?

(Несправедливость родителей. жестокость старухи, обжорство герцога).


Ваши ответы свидетельствуют о том, что вы все добрые и отзывчивые дети, думаю, что этому в значительной степени способствовало чтение сказок как народных, так и литературных. И я надеюсь, что вы снова и снова будете брать в руки книги сказок , знакомиться с новыми героями и их чудесными приключениями, потому что, говоря словами Гауфа,

сказка творит добро, радует сердце, веселит взоры; она старается доставить веселый часок , но развлекая, учит..., представляя жизнь как чудо”.


Вопросы к уроку:

- Как вы хотели бы закончить сказку?

- Обозначьте ключевые сцены.


(Ключевые сцены:

1 Встреча со старухой на рынке.

2.Превращение в доме колдуньи.

3.Возвращение Якоба в город в образе карлика.

4.Изгнание из дома.

5.У герцога на службе.

6.Вызволение Мими.

7.Поиск травки и избавление.)


- Выявите особенности литературной сказки Гауфа.


Домашнее задание для всех:

заполнить таблицу противостояний , решив, какие герои, предметы, явления в сказке В.Гауфа олицетворяют добро, а какие -зло.



Задание не для всех: сравнить две сказки, найти сходство в “Карлике-Носе» В. Гауфа и «Снежной королеве» Г.Х.Андерсена.


Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории литература:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ