Доклад на тему: «Мультимедийное сопровождение на уроках математики»
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №1 село Курджиново»
Доклад на тему:
«Мультимедийное сопровождение на уроках математики»
Учитель математики: Великородова Людмила Михайловна
2013 г.
Мультимедийное сопровождение уроков
Каждый из нас, работая в школе, имеет прекрасную возможность наблюдать, как параллельно с всё более активным вхождением в нашу повседневную жизнь достижений научно-технического прогресса изменяется менталитет современного школьника, его восприятие окружающей действительности. Мы отчётливо видим, как легко наши ученики адаптируются и пользуются всеми новейшими информационными технологиями. Использование ИКТ в деятельности педагога - не цель, а средство развития системы образования.
Одной из приоритетных задач образования является создание эффективной системы информационного обеспечения управленческой и учебно-воспитательной деятельности. Добиться ее реализации мы сможем, только используя современные информационно-компьютерные технологии и телекоммуникации.
Школа призвана готовить детей, которые будут жить в информационном обществе. В наше время компьютер уже не роскошь, он становится доступным для любой семьи, как телевизор или музыкальный центр. Он нужен учителю как дополнительный, а может быть, и как основной инструмент в учебном процессе. Педагог должен научиться пользоваться компьютерной техникой, владеть информационными технологиями и умело применять полученные знания и навыки для совершенствования методики урока.
И основная задача состоит в том, чтобы учитель-предметник владел компьютером и использовал его так же, как использует сегодня авторучку или мел для работы на уроке. Это непростая задача.
Любой педагог, использующий ИКТ в учебно-воспитательном процессе, должен:
владеть основами работы на компьютере;
уметь организовывать своё личное информационное пространство с целью профессионального совершенствования;
владеть такими информационными ресурсами, как мультимедийные программы;
владеть основами работы в Интернет.
В последнее время всё чаще повсюду можно услышать: «мультимедийные технологии», «мультимедийные программы», а среди как учителей, так и учеников абсолютно заслуженной популярностью стали пользоваться мультимедийные уроки-презентации.
I. Рекомендации по представлению и оформлению материалов в электронном виде
Мультимедиапрезентация - это программа, которая может содержать текстовые материалы, фотографии, рисунки, слайд-шоу, звуковое оформление и дикторское сопровождение, видеофрагменты и анимацию, трехмерную графику.
Основным отличием презентаций от остальных способов представления информации является их особая насыщенность содержанием и интерактивность, т.е. способность определенным образом изменяться и реагировать на действия пользователя.
Слайды с различными анимациями, гиперссылками Слайды с поясняющей информацией Слайды с иллюстрациями и подписями Отчеты доклады
Преимущества мультимедийной презентации:
она позволяет уменьшить непроизводительные затраты живого труда учителя, который в этом случае превращается в технолога современного учебного процесса, в котором ведущая роль отводится не столько и не только обучающей деятельности педагога, сколько учению самих учащихся;
дает учащимся широкие возможности свободного выбора собственной траектории учения в процессе школьного образования. Отсюда, изменяется роль учащегося, который вместо пассивного слушателя становится самоуправляемой личностью, способной использовать те средства информации, которые ему доступны;
предполагает дифференциальный подход кучащимся, основанный на признании того факта, что у разных учеников предыдущий опыт и уровень знаний в одной области различны; каждый ученик приходит к процессу овладения новыми знаниями со своим собственным интеллектуальным багажом, который и определяет степень понимания им нового материала и его интерпретацию, т.е. осуществляется поворот от овладения всеми учащимися одного и того же материала к овладению разными учащимися разного материала;
повышает оперативность и объективность контроля и оценки результатов обучения;
- гарантирует непрерывную связь в отношениях «учитель-ученик»;
- способствует индивидуализации учебной деятельности (дифференциация темпа обучения, трудности учебных заданий и т.п.);
- повышает мотивацию учения;
- способствует развитию у учащихся продуктивных, творческих функций мышления, росту интеллектуальных способностей, формированию операционного стиля мышления.
Можно выделить некоторые общие, наиболее эффективные приемы применения компьютерных презентаций на уроке:
этап урока
прием
актуализация базовых знаний
оперативное предъявление материала
изучение нового материала
разнообразное (статичное и динамичное) иллюстрирование учебного материала;
выделение причинно-следственных связей, структуры и взаимосвязи изучаемого материала;
закрепление материала
оперативное предъявление материала как для тренировки, так и в виде справки.
самоконтроль материала
мгновенный результат
контроль материала
возможность предъявления большого числа разных по форме заданий
Привлечение внимания за счет наглядности презентация позволяет задействовать как слуховой, так и зрительный канал восприятия информации учащихся, в результате чего обеспечивается более полное представление образа или понятия, усвоение структурных связей между изучаемыми объектами, а это способствует лучшему усвоению материала. Информация, как показывает практика, представленная в совокупной форме, является наиболее доступной для восприятия, усваивается легче и быстрее.
Презентация позволяет повысить успешность занятий с использованием демонстрационных средств и повысить вероятность убеждения вашей аудитории на 43%.
Рекомендации по представлению материалов в электронном виде
Материалы в электронном виде для сопровождения докладов на электронных носителях в формате электронных презентаций вносятся одновременно с представлением на бумажных носителях документов по соответствующим вопросам.
Вместе с материалами представляются:
распечатка слайдов в формате 6 штук на одной стороне листа формата А4;
распечатка на листах формата А4 текста доклада, в котором отмечаются места смены (демонстрации) слайдов по номеру;
распечатка текста доклада может представляться в день, на который назначено заседание, но не позднее, чем за 30 мин. до начала.
Структура материалов в электронном виде
Материалы состоят из:
—титульного слайда;
информационных слайдов;
завершающего слайда.
В титульном слайде указываются:
тема доклада;
фамилия, имя и отчество докладчика;
фамилия, имя и отчество содокладчика (если он есть).
Информационные слайды могут содержать диаграммы и графики, также текстовые, табличные и графические материалы, предназначенные для более четкого восприятия аудиторией информации, излагаемой в докладе.
Выбор тип информации, схем структурирования данных очередности их изложения осуществляется непосредственно докладчиком (содокладчиком). Завершающий слайд содержит те же данные, что
и титульный слайд.
Применяется сквозная нумерация слайдов, т.е. титульный слайд - это слайд № 1, первый информационный слайд - это слайд № 2 и далее по порядку. Номер слайда отображается в правом верхнем углу. На титульном и завершающем слайдах отображение номера может отсутствовать.
Формат слайдов
Параметры страницы:
Размер слайдов - экран;
Ориентация - альбомная;
Ширина-24 см;
Высота- 18см;
Нумеровать слайды с - «1»;
Формат выдачи слайдов - «Презентация на экране».
Графический и текстовый материалы размещаются на слайдах так, чтобы слева и справа от края слайда оставалось использованное поле шириной не менее 0,5 см.
Оформление слайдов
Рекомендуется использовать светлый фон слайдов (по цветности: красный - не менее 255; зеленый - не менее 225; синий - не менее 225; рекомендуемое сочетание — 230, 240, 250).
Используемы шрифты: Times New Roman, Arial, Arial Narrow.
Начертания: обычный, курсив, полужирный.
Цвет и размер шрифта должен быть подобран так, чтобы все надписи отчетливо читались на выбранном поле слайда.
Рекомендуемые цвета шрифтов
Цвет
Red
Grey
Blue
черный
0
0
0
синий
0
0
255
темно-синий
0
0
125
красный
255
0
0
темно-красный
125
0
0
коричневый
125
125
0
зеленый
0
255
0
темно-зеленый
0
125
0
малиновый
125
0
125
бирюзовый
0
125
125
Рекомендуемые размеры шрифтов
Вид объекта
Размер шрифта
Заголовок слайда
22-28pt
Подзаголовок
20-24pt
Текст
18-22pt
Подписи данных в диаграммах
20-24pt
Подписи осей в диаграммах (если есть)
18-22pt
Заголовки осей в диаграммах (если есть)
18-22pt
Шрифт легенды
16-22pt
Номер слайдов
14- 16pt
Информация в таблицах
18-22pt
Диаграммы
Диаграммы готовятся с использованием мастера диаграмм табличного процессора MS Excel.
Для вывода числовых данных используется числовой формат с разделителем групп разрядов. Если данные (подписи данных) являются дробными числами, то число отображаемых десятичных знаков должно быть одинаково для всей группы этих данных (всего ряда подписей данных).
Данные и подписи не должны накладываться друг на друга и сливаться с графическими элементами диаграммы.
Структурные диаграммы готовятся при помощи стандартных средств рисования пакета MS Office.
• Если при форматировании слайда есть необходимость пропорционально уменьшить размер диаграммы, то размер шрифтов реквизитов должен быть увеличен с таким расчетом, чтобы реальное отображение объектов диаграммы соответствовало значениям, указанным в таблице.
Таблицы
Табличная информация вставляется в материалы как таблица текстового процессора MS Word или табличного процессора MS Excel.
При вставке таблицы как объекта и пропорциональном изменении ее размера реальный отображаемый размер шрифта должен быть не менее 18 pt.
Таблицы и диаграммы размещаются на светлом или белом фоне.
Анимация объектов и переход слайдов
В титульном и завершающем слайдах использование анимации объектов не допускается.
В информационных слайдах допускается использование анимации объектов только в случае, если это необходимо для отражение изменений, происходящих во временном интервале, и если очередность появления анимированных объектов соответствует структуре доклада. В остальных случаях использование анимации не допускается.
Анимация объектов должна происходить автоматически по истечении необходимого времени. Анимация объектов «по щелчку» не допускается.
Для смены слайдов используется режим «вручную». Переход слайдов в режиме «по времени» не допускается. Разрешается использование стандартных эффектов перехода, кроме эффектов «жалюзи», «шашки», «растворение», «горизонтальные полосы». Для всех слайдов применяется однотипный эффект их перехода.
Звуковое сопровождение анимации объектов и перехода слайдов не используется.
Включение макросов в материалы не допускается.
Санитарно-гигиенические нормы и требования охраны труда при использовании средств мультимедиа в учебном процессе
Интерактивные учебно-программные средства на базе персонального компьютера с успехом используются на самых различных по содержанию и организации учебных занятиях. При этом они органично вписываются в рамки традиционного обучения, способствуют активному включению учащегося в учебный процесс, поддерживают интерес к изучаемой теме, способствуют лучшему пониманию и запоминанию учебного материала.
Но возросший объем информации, усиленная ее концентрация и повышенная скорость подачи учебного материала неизбежно увеличивают умственное напряжение, темп учебной работы, нагрузку на зрительный и слуховой анализаторы учащихся. Это требует особенно внимательного подхода к организации учебных занятий с использованием мультимедийной техники.
Отдел гигиены детей и подростков Республиканского центра гигиены и эпидемиологии в течение ряда лет изучал воздействие учебных занятий с использованием аудиовизуальных средств, в т.ч. персонального компьютера, на работоспособность и функциональное состояние организма детей школьного возраста.
Как показали исследования, для оптимального восприятия и уровня работоспособности имеют большое значение следующие факторы:
длительность и частота использования средств мультимедиа;
структура урока с использованием СО;
условия применения СО.
При организации образовательного процесса с использованием ЭСО учителя должны руководствоваться следующими нормативными документами:
Санитарными правилами и нормами 9-131 РБ 2000 «Гигиенические требования к видеодисплейным терминалам, электронно-вычислительным машинам и организации работы»;
постановлением Министерства здравоохранения от 30 мая 2006 года № 70 «О внесении изменений и дополнений в Санитарные правила и нормы 9-31 РБ 2000 «Гигиенические требования к видеодисплейным терминалам, электронно-вычислительным машинам и организации работы».
методическими рекомендациями «Здоровьесбережение учащихся в учреждениях, обеспечивающих получение общего среднего образования (комплексный подход)», утвержденными Министерством образования Республики Беларусь от 12.06.2006 // Зборнік нарматыўных дакументаў Міністэрства адукацыі Рэспублікі Беларусь. - 2006. - № 15.
При проведении занятий в компьютерных классах обязательно чередование теоретической и практической работы с персональным компьютером (далее - ПК) на протяжении урока.
Продолжительность занятий с использованием ПК зависит от возраста учащихся, технических данных ПК, характера и сложности выполняемой работы.
Допустимая длительность демонстрации транспарантов, слайдов, в том числе слайдов мультимедийных презентаций приведена в таблице:
Допустимая продолжительность демонстрации экранных пособий
Класс
Максимальная длительность в мин
1-2
7-15
3-4
15-20
5-7
20-25
8-11
20-25
В течение недели количество уроков с использованием аудиовизуальных пособий в младших классах не превышает 3-4, в старших -4-6.
В соответствии с нормативами длительности ориентировочное количество демонстрируемых на уроке кадров:
- для предметов естественно-математического цикла - 8-10;
- для предметов гуманитарного цикла - 10-12.
Аудиовизуальные и интерактивные СО рекомендуется применять через 5-10 минут после начала урока.
При составлении расписания уроков необходимо предусмотреть, чтобы уроки с использованием средств мультимедиа не шли один за другим или вслед за занятиями с применением АВИСО, не ставились уроки изобразительного искусства, черчения, труда, т.е. тех дисциплин, которые связаны со значительным зрительным напряжением, потому что у учащихся после уроков с применением экранных пособий значительно снижаются работоспособность, учебная активность.
Большое внимание уделяется установке в кабинете (аудитории) мультимедийного проектора и экрана. Проектор помещается, как правило, на подставках высотой 1,1 —1,5м. При этом оптическая ось проектора должна быть перпендикулярной экрану или отклоняться от нормали к его поверхности не более чем на 100.8
Расстояние от центра экрана до пола составляет в кабинетах начальных классов - 1,1-1,5 м, в кабинетах 5-11 классов- 1,5 м, в актовом зале -2 м.
Нормативный размер изображения для классного помещения рассчитывается по формуле:
где Н — ширина изображения, L - длина класса в метрах.
Наименьшая высота h буквы, проецируемой на экран, определяется по формуле:
h = 0,003D, где D - расстояние от учащихся, сидящих за последними столами кабинета, до экрана.
Этот норматив обязаны учитывать составители учебных мультимедийных презентаций при выборе размера шрифта в Power Point (18-22р.).
При выполнении письменных заданий с использованием средств мультимедиа освещенность на поверхности стола в зоне размещения документов должна быть 300-500 лк.
Время непрерывной работы за компьютером:
Класс
Время работы в мин
1
10
2-5
15
6-7
20
8-9
25
10-11
30
Общая продолжительность общения с компьютером в течение дня должна быть не более:
Возраст
Продолжительность общения с компьютером в течение дня
дошкольного возраста
не должно быть дольше 7-10 мин
8-10 лет
45 мин
11-13 лет
1 час 30 мин.
14-16 лет
2 часа 15 мин.
Факультативные занятия с использованием ПК должны проводиться не чаще 2 раз в неделю. Продолжительность непосредственной работы на ПК не должна превышать:
у детей I-IV классов на игровых занятиях в заданном темпе - 10 минут, смешанных занятиях с отвлечениями от работы с компьютером, в свободном режиме - 30 минут;
для детей, начиная с V класса на игровых занятиях в заданном темпе - 30 минут, смешанных занятиях - 60 минут. Обязательно соблюдение режима работы на ПК и проведение профилактических мероприятий.
Согласно санитарным правилам и нормам, установленным Центром гигиены и эпидемиологии, для преподавателей вузов и Ссузов, учителей школ длительность работы в кабинетах (аудиториях), оборудованных компьютерами и мультимедийной техникой, не более 4-х часов, для инженеров, обслуживающих учебный процесс, продолжительность работы не должна превышать 6 часов.
Для предупреждения развития переутомления при работе с ПК необходимо осуществлять комплекс профилактических мероприятий:
устраивать перерывы после каждого академического часа занятий, независимо от учебного процесса, длительностью не менее 10 минут;
проводить во время перерывов сквозное проветривание компьютерного класса с обязательным выходом учащихся из него;
подключать таймер к ПК или централизованно отключать свечение информации на экранах мониторов с целью обеспечения нормируемого времени работы на ПК;
проводить упражнения для глаз через каждые 20-25 минут работы с использованием ПК. При появлении зрительного дискомфорта, выражающегося в быстром развитии усталости глаз, рези, мелькании точек перед глазами и т.п., упражнения для глаз проводятся индивидуально, самостоятельно и раньше указанного времени;
для снятия статического напряжения должны осуществляться физкультурные минутки в течение 1-2 минут целенаправленного назначения индивидуально или организованно при появлении начальных признаков утомления;
для снятия общего утомления, улучшения функционального состояния нервной, сердечно-сосудистой, дыхательной систем, а также мышц плечевого пояса, рук, спины, шеи и ног следует проводить физкультпаузы во время перерывов в течение 3-4 минут.
С целью оптимизации использования ЭСО рекомендуется в общеобразовательных учреждениях всем учителям вести журнал учета имеющихся ЭСО (включая мультимедийные презентации, разработанные другими педагогами и личные разработки).
Форма журнала учета имеющихся ЭСО
№ по реестру
Название
Разработчик
Год разработки
Краткое описание (аннотация)
Место хранения
Приме-чание
Таким образом, применение мультимедиа презентации в учебном процессе обладают следующими достоинствами по сравнению с традиционным обучением:
допускает использование цветной графики, анимации, звукового сопровождения, гипертекста;
допускает возможность постоянного обновления;
имеет небольшие затраты на публикацию и размножение;
допускает возможность размещения в нем интерактивных веб-элементов, например, тестов;
допускает возможность нелинейность прохождения материала благодаря множеству гиперссылок;
устанавливает гиперсвязь с дополнительной литературой в электронных библиотеках или образовательных сайтах.
Но не следует забывать, что применение презентации на уроке не должно быть самоцелью. Она не должна заменять все остальные дидактические средства, которые есть в арсенале учителя. Применение презентации должно быть оправдано. Если урок по этой теме будет более эффективным с применением презентации, то тогда презентацию надо использовать, если нет – от неё лучше отказаться и провести урок с использованием традиционных дидактических средств. Кроме того, использование презентации на уроке предполагает применение таких технических средств как компьютер и медиапроектор, что накладывает на них ограничения по использованию на уроке, согласно требованиям СанПиНа . Если пренебречь некоторыми требованиями, то применение презентации может превратиться в фактор усталости, подавления и рассеивания внимания.
В заключении хочется отметить, что при творческом подходе к созданию мультимедийных презентаций можно получить очень интересные обучающие ресурсы в виде справочников, тренажеров, тестов, игровых дидактических материалов и т.п., что будет способствовать повышению мотивации и активизации познавательной деятельности учащихся, интереса к предмету, способствовать лучшему пониманию, запоминанию изучаемого материала, тем самым будет достигнута цель повышения эффективности урока.

Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории математика:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ