Формирование навыков письма цифр

Формирование навыков письма цифр.

Задача обучения математике в начальной школе состоит не только в том, чтобы сформировать вычислительные навыки и дать систему знаний, но и в том, чтобы сформировать навыки быстрого и правильного начертания цифр, чисто и аккуратно вести тетрадь.

Письмо цифр, как и букв, является базовым навыком. Выполнение письма связано с тонкой координацией движений пальцев, кисти, предплечья, плеча, требует длительной фиксации суставов. Письмо вызывает напряжение мышц не только руки, но и туловища, так как удержание относительно неподвижной позы является трудной нагрузкой для детей.

У первоклассников еще слабо развиты мелкие мышцы кисти ,на которые падает основная нагрузка при письме, не закончено окостенение костей запястья и фаланг пальцев, несовершенна нервная регуляция движений, низкая выносливость к статическим нагрузкам. Вот почему письмо цифр для детей представляет значительное затруднение.

Для успешного обучения письму цифр с первых дней обучения веду подготовительную работу, направленную на уяснение разлиновки тетради(верхняя, нижняя, правая, левая сторона клетки; верхний правый-левый углы; нижний ,правый-левый углы; нижний, правый-левый углы; середина клетки, середина стороны клетки),так как не все дети ориентируются в тетради и знакомы с этими понятиями.

Уяснить элементы клетки помогает беседа:

-Какую фигуру изображает в тетради каждая клетка? (Квадрат).

-Покажите стороны клетки.

Учащиеся у доски на квадрате показывают и называют: верхняя, нижняя сторона клетки; правая, левая сторона клетки; вершины углов клетки. Затем ведется работа в тетради.

- Сколько вершин в клетке? Поставьте точки в каждой вершине.

В тетрадях учащимся даю образцы ( в одной клетке в вершинах углов поставлены точки: две клетки пропускаются, и в каждой третьей клетке ставятся точки).

Еще один вид упражнений- соединение точек вершин верхних углов отрезком. Обращаю внимание детей на то, что мы получили верхнюю сторону клетки. Затем предлагаю соединить вершины правого и левого углов нижней стороны клетки. Поясняю ребятам, что в результате соединения вершин образовалась нижняя сторона клетки.

В дальнейшем предлагаю детям такие упражнения:

1.Поставьте точки в вершинах верхнего и нижнего углов клетки и соедините их отрезком.(Образуется левая сторона клетки).

2.Поставьте точки в вершинах верхнего и нижнего правых углов клетки и соедините их отрезком.( Образуется правая сторона клетки).

3.Поставьте точки во всех четырех вершинах клетки и соедините их отрезком по линиям клетки(т.е. дети обводят клетку).

Чтобы дети приобрели умение определять середину клетки, середину стороны клетки, предлагаю им систему упражнений:

1.Поставьте точки в середине клетки.

2.Поставьте точки посередине каждой стороны клетки и соедините их отрезками.

3.Поставьте точки в одной клетке посередине, в другой- посередине правой и левой сторон клетки, точки соедините отрезками.

4.Поставьте точки в нижнем левом углу и в верхнем правом углу клетки и соедините их отрезком.

5.Поставьте точки в верхнем левом углу и в нижнем правом и соедините их отрезком.

6.Поставьте точки в вершинах углов клетки и соедините отрезками вершины верхнего левого угла с вершиной нижнего правого и вершины нижнего левого с вершинами верхнего правого угла.

После того, как дети научатся ориентироваться по клеточкам, ввожу минутки-разминки (графические диктанты), которые очень любят учащиеся. Сначала это простые диктанты. Например: 1 клетка вверх;1 клетка вправо;1 клетка вниз;1 клетка вправо. Продолжите.

Или:1 клетка по диагонали вправо вверх;1 клетка вправо;1 клетка по диагонали влево вниз;1 клетка вправо. Продолжите.

От диктанта к диктанту узоры постепенно усложняются. К концу первого класса ребята без затруднений могут нарисовать сложные узоры(например: краба, черепаху, барыню и т.д.) .

Например паук:1 к.по диагонали вправо вверх;4 к. вправо;1 к. по диагонали вправо вниз; 2 к. влево; 2 к. по диагонали влево вниз; 1 к. вниз; 1 к. по диагонали вправо вниз; 2 к. вверх; 1 к. по диагонали вправо вверх; 2 к. вправо; 1 к. по диагонали вправо вверх; 1 к. по диагонали вправо вниз; 2 к. вправо; 1 к. по диагонали вправо вниз; 2 к. вниз; 1 к. по диагонали вправо вверх; 1 к. вверх; 2 к. по диагонали влево вверх; 2 к. влево; 1 к. по диагонали вправо вверх; 4 к. вправо; 1 к. по диагонали вправо вниз; 1 к. вверх;1 к. по диагонали влево вверх; 3 к. влево; 1 к. по диагонали влево вверх; 1 к. вправо; 2 к. по диагонали вправо вверх; 2 к. по диагонали влево вверх; 1 к. вниз; 1 к. по диагонали вправо вниз;1 к. по диагонали влево вниз; 1 к. по диагонали влево вверх; 1 к. вверх; 1 к. влево; 2 к. по диагонали вправо вверх; 1 к. влево; 1 к. по диагонали влево вниз; 1 к. вверх; 1 к. по диагонали влево вверх; 1 к. по диагонали влево вниз; 1 к. вниз; 1 к. по диагонали влево вверх; 1 к. влево; 2 к. по диагонали вправо вниз; 1 к. влево; 1 к.вниз; 1 к. по диагонали влево вниз;1 к. по диагонали влево вверх; 1 к. по диагонали вправо вверх; 1 к. вверх; 2 к. по диагонали влево вниз; 2 к. по диагонали вправо вниз; 1 к. вправо; 1 к. по диагонали влево вниз; 3 к. влево; 1 к. влево; 1 к. по диагонали влево вниз; 1 к вниз.

Таким образом , мы не только подготавливаем руку ребенка к письму, но и готовим его к урокам математики. Графические задания способствуют усвоению и закреплению понятий «вправо» и «влево», «вверх» и «вниз», а также развитию умственных и творческих способностей, слуховой и зрительной памяти ,глазомера, координации движений, воображения , умений анализировать и сравнивать, концентрировать внимание.

Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории математика:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ