Информационные карты-задания в индивидуальном обучении
МОУ «Покровская вечерняя (сменная) общеобразовательная школа
Октябрьского района»
Информационные карты-задания в индивидуальном обучении.
Выполнила учитель математики
Сидорова Ирина Юрьевна
с. Покровка, 2008 г.
1.
В массовой школе процесс и содержание образования традиционно и органически связаны с классно-урочной системой. Вот уже более трехсот лет ею непреложно соблюдаются основные положения самой системы:
- опора на сенситивные возможности и особенности одновозрастной группы;
- однородность класса по уровню подготовленности;
- очное обучение в едином темпе и в условиях постоянного присутствия;
- урок- основная единица процесса и содержания обучения;
- в связи с незначительностью социального опыта учащийся заведомо ставится в позицию объекта воспитания.
Вечерняя школа не может опереться почти ни на один из названных признаков классно-урочной системы. Её учащиеся совершенно разнородны по возрастному составу, уровню подготовленности и социальному опыту. Педагоги нашей школы в качестве правила встречаются с тем, что в массовой школе является сбоем в классно-урочной системе. А именно:
- значительной дидактической запущенностью учащихся;
- утратой ( ослаблением, искажением) у них мотивации учебной деятельности.
Школа взрослых использует формы организации деятельности учащихся, присущие классно-урочной системе, и дополняет их специфическими, выходящими за классические рамки этой системы. Наряду с очной формой обучения она практикует очно-заочную форму, гораздо шире вечерняя школа использует форму индивидуального обучения.
Многие учащиеся нашей школы испытывают трудности в усвоении учебной программы из-за пробелов в знаниях, пропусков уроков по болезни и другим причинам, встречаются ученики со слабо развитой и кратковременной памятью. Все эти категории учащихся нуждаются в индивидуальном подходе. В учебной работе с этой частью контингента необходимо использовать такие формы работы, которые бы определяли посильность(доступность) заданий, восстанавливали бы учебные навыки и позитивную мотивацию к учебной деятельности, помогали бы ликвидировать пробелы в знаниях. Одной из форм помощи таким учащимся являются информационные карты по основным темам программы.
Карты могут использоваться учителем при объяснении нового материала. Они рассчитаны на быстрое восстановление в памяти учащихся пройденного материала- основной его теоретической части, а также на применение в решении задач и упражнений, в них дается план решения задачи на основе теоретической информации, приводятся образцы решения заданий. Большинство учащихся активно работает не с учебником, а с информационными картами. По карточке они проверяют себя, выполняя задания по образцу.
Карта помогает самостоятельно выполнить домашнее задание, служит хорошим подспорьем при подготовке к контрольной работе и зачету, при закреплении и обобщающем повторении материала в конце учебного года.
Ниже приведены образцы информационных карт по некоторым темам курса алгебры.
2.
9 класс.
РАЗЛОЖЕНИЕ КВАДРАТНОГО ТРЕХЧЛЕНА НА МНОЖИТЕЛИ.
Определение.
Квадратным трехчленом называется многочлен вида
ах2+bх+с,
где х-переменная, а,b,с-некоторые числа. Причем, а≠0.
Пример: х2+6х+2.
Если х1 и х2 –корни квадратного трехчлена ах2+bх+с,то
ах2+bх+с=а(х-х1)(х-х2).
Если квадратный трехчлен не имеет корней, то его нельзя разложить на множители.
Если квадратный трехчлен имеет один корень, то его можно разложить на множители:
ах2+bх+с=а(х-х1)2.
Образец 1.
Разложить квадратный трехчлен на множители: 7х2-14х+7.
Решение.
7х2-14х+7=0
х2-2х+1=0
D=4-4∙1∙1=0 (уравнение имеет один корень)
х==1
7х2-14х+7=7(х-1)2.
Образец 2.
Разложить квадратный трехчлен на множители: 5х2+х-6.
Решение.
5х2+х-6=0
D=1-4∙5∙(-6)=121 (уравнение имеет два корня)
х1=
х2=
5х2+х-6=5(х-1)(х+)=( х-1)(5х+6).
Образец 3.
Разложить квадратный трехчлен на множители: х2+5х+10.
Решение.
х2+5х+10=0
D=25-4∙1∙10=25-40=-15<0, уравнение корней не имеет.
Значит, трехчлен нельзя разложить на множители.
Выполни самостоятельно.
Задание. Разложить на множители квадратный трехчлен.
1)5y2+2y-3; 3)6х2-13х+6.
2)-2x2+5x+7;
3.
9 класс.
ПОСТРОЕНИЕ ГРАФИКА КВАДРАТИЧНОЙ ФУНКЦИИ.
Построить параболу
y=ax2+bx+c.
1)Указать направление ветвей параболы.
Если а>0,ветви вверх,
если а<0,ветви вниз.
2)Найти абсциссу и ординату вершины параболы:
х0=-, y0=ax02+bx0+c.
3)Ось симметрии х=х0.
4)Заполнить таблицу:
х
х0
у
у0
5)Построить график.
Образец.
Построить график функции у=х2+2х+1.
Решение.
1)Графиком функции у=х2+2х+1 является парабола, ветви которой направлены вверх (а=1>0).
2) х0=-.
у0=(-1)2+2∙(-1)+1=1-2+1=0
3)Ось симметрии прямая х=-1.
4) Заполнить таблицу.
х
-4
-3
-2
-1
0
1
2
у
9
4
1
0
1
4
9
у(0)=у(-2)=02+2∙0+1=1
у(1)=у(-3)=12+2∙1+1=1+2+1=4
у(2)=у(-4)=22+2∙2+1=4+4+1=9
Выполни самостоятельно.
Задание. Построить графики:
у=2х2+8х+2;
у=-х2+2х;
у=х2-4х+4;
4) у=х2-6х+9.
4.
9 класс.
АРИФМЕТИЧЕСКАЯ И ГЕОМЕТРИЧЕСКАЯ ПРОГРЕССИИ.
Арифметическая прогрессия.
Образец.
1.Запишите 2 следующих члена последовательности 3;6;9;…, если известно, что она является арифметической прогрессией.
Решение:
an+1=an+d
d=6-3=3-разность арифметической прогрессии.
Арифметическая прогрессия: 3, 6, 9, 12 , 15,…
2.В арифметической прогрессии найти а15, если а1=3,5; d=-2.
Решение:
an=a1+(n-1)d
n=15
a15=3,5+(15-1)∙(-2)=3,5-28=-24,5.
Ответ: a15=-24,5.
3.Найти разность арифметической прогрессии, если а5=15, а13=47.
Решение:
an=a1+(n-1)d
a5=a1+4d
a13=a1+12d
15= a1+4d
47= a1+12d
-32=-8d
d=4
Ответ: d=4.
Выполни самостоятельно.
1.Запишите 2 следующих члена последовательности:
2;4;6;…, если известно, что она является арифметической прогрессией.
2. В арифметической прогрессии найти а17, если а1=4,5; d=-3.
3. Найти разность арифметической прогрессии, если а4=11, а12=35.
5.
9 класс.
АРИФМЕТИЧЕСКАЯ И ГЕОМЕТРИЧЕСКАЯ ПРОГРЕССИИ.
Сумма n-первых членов арифметической прогрессии.
Образец.
1.Последовательность -16,-13,… является арифметической прогрессией.
Найдите сумму n-первых её членов, если n=6.
Решение:
Sn=-формула суммы n-первых членов арифметической прогрессии.
А1=-16
n=6
S6-?
S6=
d=a2-a1=-13+16=3
a6=a1+(n-1)d= a1+5d
a6=-16+5∙3=-16+15=-1
S6=
Ответ: S6=-51.
2.Найдите сумму первых 12-ти членов арифметической прогрессии, в которой а1=4, d=2.
Решение:
Sn=
а1=4
d=2
n=12
S12-?
S12=
а12=a1+(n-1)d= a1+11d
а12=4+11∙2=26
S12=
Ответ: S12=180.
Выполни самостоятельно.
1.Последовательность -16,-13,… является арифметической прогрессией.
Найдите сумму n-первых её членов, если n=16.
2. Найдите сумму первых 12-ти членов арифметической прогрессии, в которой а1=5, d=3.
6.
9 класс.
АРИФМЕТИЧЕСКАЯ И ГЕОМЕТРИЧЕСКАЯ ПРОГРЕССИИ.
Геометрическая прогрессия.
Образец.
1.Запишите 2 следующих члена последовательности1,,…, если известно, что она является геометрической прогрессией.
Решение.
bn+1= bn∙q
b2= b1∙q
q=; q=; q=.
1,-геометрическая прогрессия.
2.Последовательность (bn)-геометрическая прогрессия.
Найдите b8, если b1=-2,q=3.
Решение.
b1=-2,
q=3.
b8=?
bn= b1∙qn-1-формула n-го члена геометрической прогрессии.
n=8
b8= b1∙q8-1= b1∙q7
b8= -2∙37=-2∙19683=-39366.
Ответ: b8=-39366.
Выполни самостоятельно.
1.Запишите 2 следующих члена последовательности1,, …, если известно, что она является геометрической прогрессией.
2.Последовательность (bn)-геометрическая прогрессия.
Найдите b4, если b1=-3,q=2.
7.
9 класс.
БЕСКОНЕЧНО УБЫВАЮЩАЯ ПРОГРЕССИЯ.
Бесконечно убывающая геометрическая прогрессия-это геометрическая прогрессия, у которой │q│<1.
S=-сумма бесконечно убывающей геометрической прогрессии.
Пример:
4;2;1;-геометрическая бесконечно убывающая прогрессия.
2;-…- геометрическая бесконечно убывающая прогрессия.
Образец 1.
Доказать, что последовательность -9;-3;… является бесконечно убывающей геометрической прогрессией(б.у.г.п.).
Решение:
q== ││<1
│q│<1- б.у.г.п.
Образец 2.
Найдите сумму б.у.г.п. 1;
Решение:
q==
S=
Ответ: S=1,5.
Образец 3.
Представьте в виде обыкновенной дроби число 0,(36).
Решение:
0,(36)=0,36+0,0036+0,000036+…
q==; │0,01│<1.
S=
Ответ:
Выполни самостоятельно.
Доказать, что последовательность ;… является бесконечно убывающей геометрической прогрессией.
Найдите сумму б.у.г.п.
3)Представьте в виде обыкновенной дроби число а) 0,(6); б) 0,(81).
8.
11 класс.
ОСНОВНЫЕ СООТНОШЕНИЯ МЕЖДУ ТРИГОНОМЕТРИЧЕСКИМИ ФУНКЦИЯМИ.
sin2x+cos2x=1
tgx∙ctgx=1
1+tg2x= 1+ctg2x=
Образец:
1) Вычислите cosα, tgα, ctgα, если sinα= и .
Решение:
sin2α+cos2α=1
cosα=±
cosα=±;
так как -II четверть, то cosα<0, значит cosα=-.
tgα=; tgα= .
ctgα= ctgα=-.
Ответ: cosα=-; tgα=-; ctgα=-.
2)Упростить выражение:
sin2α+2cos2α-1= sin2α+ cos2α+ cos2α-1=1+ cos2α-1= cos2α.
Выполни самостоятельно:
Зная,что
sinα=, найти cosα, tgα, ctgα.
2)Упростите выражения:
а) (1-sinα)(1+ sinα)
б)
в)sinα∙cosα∙tgα.
9.
11 класс.
Решение простейших тригонометрических уравнений.
Уравнения вида sinx=a, cosx=a ( где│а│≤1) решаются по формулам.
sinx=a
x=(-1)n arcsina +n, n Z;
cosx=a
x= arccosa +2n, n Z.
Образец 1. sin3x=
3х=(-1)n arcsin +n, n Z;
3х=(-1)n +n, n Z; ( Поделим все части уравнения на 3)
х=(-1)n +, n Z. Ответ:(-1)n +, n Z.
Реши самостоятельно: а) sin5x=; б) sin4x=.
Образец 2. cos2x=
2х= arccos +2n, n Z;
2х= + 2n, n Z; ( Разделим обе части уравнения на 2)
х=+n, n Z; Ответ: +n, n Z;
Реши самостоятельно: а) cos5x=; б) cos9x=.
Если в уравнениях sinx=a, cosx=a вместо а стоят числа 0,1,-1, то запись решения уравнений имеет особую форму.
Особая форма записи решений уравнений sinx=a, cosx=a.
sinx=1
х=+2n, n Z
sinx=-1
х=-+2n, n Z
sinx=0
х=n, n Z
cosx=1
х=2n, n Z
cosx=-1
х=+ 2n, n Z
cosx=0
х= +n, n Z
Образец 3. sin6x=1
6х=+2n, n Z
х=+ , n Z
х=+, n Z Ответ: +, n Z.
Реши самостоятельно:
а) sin4x=-1; б) sin3x=0; в) sin10x=1; г) cos3x=1; д) cos5x=-1; е) cos7x=0.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории математика:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ