Конспект мероприятия по математике Тема : Игра "Математические фокусы"

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ЗИМЕНКОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»















Игра

"Математические фокусы"



Учитель математики

МБОУ «Зименковская СОШ»

М.С. Визавер






2012 год


Игра "Математические фокусы"

Цель: прививать интерес к математике.

Задачи:

  • познакомить детей с различными математическими фокусами;

  • развивать творчество, любознательность, инициативу;

  • воспитывать культуру мышления.

Ход мероприятия:

- Начнем с фокуса. У меня в руках шесть цветных карточек с числами. Я кладу их на стол числами вниз и отворачиваюсь. Вы берете любую карточку, запоминаете написанное на ней число и возвращаете ее на место. Затем я поворачиваюсь и начинаю дотрагиваться до карточек рукой, а вы в это время проговариваете свое число по буквам так, чтобы на каждое дотрагивание приходилось по одной букве. Как только буквы в вашем числе закончатся, вы говорите мне: “Стоп!” и я мгновенно отгадаю, какое число было на перевернутой вами карточке. (Карточки раскрашены в определенные цвета: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый. И числа на них записаны особые: на красной - 106, на оранжевой - 108, на желтой - 15, на зеленой - 11, на голубой - 53, на синей - 62, на фиолетовой - 96. И указываю я на карточки в особом порядке: первые семь раз - произвольно, а затем строго по цветам радуги. Когда игрок скажет: “Стоп!”, я остановлюсь как раз на нужной карточке.)

Это фокус? Да! Таких фокусов много, но точнее – это эксперименты, основанные на математике, на свойствах фигур и чисел. Чтобы их понять, нужно использовать элементы школьной алгебры и геометрии. Математические фокусы не пользуются особым вниманием ни у математиков, ни у фокусников. Математики считают их пустой забавой, а фокусники пренебрегают ими, как слишком скучными и не очень эффектными. Я не ставлю цели как математики, дать вам глубокие математические знания, и не ставлю цели, как фокусники держать вас в состоянии зачарованного восхищения. Я просто хочу, чтобы вы увидели, что математика тоже может быть интересной.

Первый фокус:

Я умею отгадывать задуманные вами числа.

Задумайте число от 1 до 20

Прибавьте к нему 5.

Результат умножьте на 3.

От того, что получилось, отнимите 15 и запомните ответ.

Если вы назовете мне ответ, я скажу какое число вы загадали.

(Для этого названный ответ нужно разделить на 3. Получится число, задуманное зрителем.) Почему?


Или:

Задумайте число.

Умножьте его на 2

Прибавьте 4

Умножьте на 4

Отнимите 16

Разделите на задуманное число.

У всех получилось число 8. Почему?

Второй фокус: Фокус с календарем.

Зритель выбирает на календаре любой месяц и отмечает в нем любой квадрат, содержащий 9 чисел. Называет фокуснику меньшее из чисел (А) и фокусник объявляет сумму всех девяти чисел: (А+8)9. Почему?

(Рассмотрим произвольный фрагмент календаря:

А А+7 А+14

А+1 А+8 А+15 S=9(А+8)

А+3 А+9 А+16 Не правда-ли, очень просто!).


Третий фокус: Умение отгадывать разность загаданных вами чисел

Я умею предсказывать результат вычислений.

Напишите на доске любое трехзначное число так, чтобы я его не видела.

Теперь напишите число из тех же цифр, но записанных в обратном порядке.

Вычтите из большего числа меньшее и назовите мне только последнюю цифру полученной разности, и я отгадаю, сколько у вас получилось.

(Средняя цифра всегда 9, а сумма первой и третьей тоже 9; Если последняя цифра 3, то 693, если 7, то 297, если 0, то 0, если 9,то 99, если 4, то 594.) Почему?


Сложение сразу 3 многозначных чисел:

Я великий математик. Могу мгновенно сложить в уме три многозначных числа.

Запишите на доске любое многозначное число

Теперь я напишу еще два любых числа.

Ответ я уже знаю. Получиться… Проверьте!

(Первое число пишет зритель, второе ты сам, любое из стольких же цифр, а третье число такое, чтобы каждая цифра в сумме с соответствующей цифрой второго числа давала бы девять; сумма этих трех чисел вычисляется легко: в ней будут цифры первого числа в том же порядке, только последняя цифра будет на 1 меньше и эта 1 ставится в самом начале вычисляемой суммы.)


Очень интересный фокус этого же типа, связанный с годом вашего рождения:

Я могу отгадать год рождения любого из вас.

Запишите год своего рождения так, чтобы я его не видела.

Прибавьте к нему год любого запомнившегося в вашей жизни события.

К сумме прибавьте свой возраст (т. е. число лет, которое исполнится вам в этом году(до 31 декабря)).

К сумме прибавьте количество лет, прошедших со дня знаменательного события.

Я могу читать мысли на расстоянии, поэтому я знаю все четыре написанных вами числа. Я не хочу, чтобы все зрители знали ваш возраст, поэтому сотрите первые 4 числа и оставьте только их сумму.

Я могу сказать, сколько у вас получилось (показываю свой листок с ответом).

(Полученное число в 2006 году всегда будет равно 2006 х 2= 4012.)

Почему?


Еще один очень эффектный фокус, основанный на свойствах чисел:

Участвуют 3 человека. Необходимо 24 спички (или палочки) и 3 предмета. Условно назовем их А, В и С. Участники берут по одному предмету так, чтобы не видел фокусник.


Фокусник:

1. Дает одному участнику одну спичку, другому две, третьему три. Запоминает кому сколько.

2. Говорит:

обладатель предмета А берет столько спичек, сколько у него есть;

обладатель предмета В берет в два раза больше того, сколько я ему дал спичек;

обладатель предмета С в четыре раза больше спичек, чем я ему дал;

3. Фокусник поворачивается и по числу оставшихся спичек определяет, у кого какой предмет. (Чтобы это сделать, загляните в таблицу. Например, если осталось пять спичек, то предмет В у того, кому фокусник дал одну спичку, предмет С у того, кому он дал две спички, а предмет А у того, кому он дал три спички.)

А – столько, сколько есть

В – вдвое больше

С – вчетверо больше


Дал фокусник

1 2 3 Осталось

А В С 1

А С В 3

В А С 2

В С А 5

С А В 6

С В А 7


Рекомендации:

Эту игру можно провести практически в любом классе, на последнем уроке в четверти или в году. К демонстрации фокусов желательно привлечь учащихся, но показать их может и кто-то из других учителей или даже родителей. Фокус с шестью цветными карточками, которым начинается игра, очень эффектен и сразу же вызывает заинтересованность аудитории. Каждый фокус надо показывать по нескольку раз, но желательно в конце показа сразу же объяснять секрет фокуса. При наличии времени можно предложить ребятам еще несколько интересных заданий:


Веселый счет:

Попросите учащихся вслух хором произнести число, записанное вами на доске. Затем, прибавив к нему второе записанное вами число, произнести хором результат и так далее, причем вы должны выписывать числа в таком порядке, как они приведены в тексте:

1000

40

1000

30

1000

20

1000

10


Последнее число, которое назовут ваши зрители, будет 5000, а не 4100.

Хитрость с правой ногой:


Скажите, что вы легко можете сделать так, что человек не сможет поднять правую ногу, если только кто-нибудь его не поддержит. (Поставьте добровольца левым боком вплотную к стене – и ваша хитрость удастся.)


Хитрость с двумя стаканами:


Поставьте на стол два стакана, положите на них лист бумаги и скажите, что вы можете на этот лист поставить третий стакан, и лист его выдержит. (Сложите лист гармошкой.)


Хитрость с листом бумаги:


Скажите, что вы сможете пройти сквозь обыкновенный лист бумаги, имея только этот лист и ножницы, и предложите зрителям разгадать секрет и продемонстрировать “прохождение”. (Сложите лист пополам и сделайте надрезы так, как показано на рисунке. После этого лист превратится в большое кольцо, сквозь которое вы легко пройдете.)


Хитрость с фигуркой из бумаги:


Поставьте на стол фигурку из бумаги, изображенную на рисунке 2 и предложите зрителям, внимательно рассмотрев ее сделать такую же. И предложите зрителям, внимательно рассмотрев ее сделать такую же. Но в руки ее брать нельзя и клеить ничего нельзя!

(Лист плотной бумаги согнуть по пунктирной линии и надрезать по сплошным линиям; заштрихованную часть повернуть на 180 вокруг сгиба и поставить фигурку так, чтобы с каждой стороны было по одной узкой и одной широкой ножке.)




Подготовила: М.С. Визавер







Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории математика:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ