Конспект урока для 1 класса «Математическая связь между суммой и слагаемыми»

Математика в 1-м классе. Урок-путешествие "Остров сокровищ"

«Математическая связь между суммой и слагаемыми»


Цели: познакомить со взаимосвязью сложения и вычитания; вывести правило нахождения неизвестного слагаемого; формировать вычислительные навыки.

Панируемые результаты:

Личностные:

-Самостоятельно определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила поведения при совместной работе и сотрудничестве (этические нормы).

-В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, самостоятельно  делать выбор, какой поступок совершить.

Метапредметные:

Регулятивные УУД:

-Определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно.

-Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем (для этого в учебнике специально предусмотрен ряд уроков).

-Учиться планировать учебную деятельность на уроке.

-Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки (на основе продуктивных заданий в учебнике).

Познавательные УУД:

-Ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна  дополнительная информация (знания) для решения учебной  задачи в один шаг.

-Добывать новые знания: находить необходимую информацию как в учебнике, так и в предложенных учителем  словарях и энциклопедиях

Коммуникативные УУД:

-Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).

-Слушать и понимать речь других.

-Выразительно читать и пересказывать текст.

-Вступать в беседу на уроке и в жизни.

-Совместно договариваться о  правилах общения и поведения в школе и следовать им.

Тип урока: урок – путешествие.


Оборудование: компьютер , мультимедийный проектор, презентация.


Раздаточный материал: путевые листы, карточки с заданием, монеты.


Ход урока:

I. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята! К нам пришли гости, давайте с ними поздороваемся. У вас на столах много всего интересного. Слушайте меня внимательно, я расскажу когда и что мы будем делать.

II. Постановка темы и целей урока.

Что необычного вы видите на доске?

Кто – то оставил на ней свои следы! Давайте решим примеры и попробуем догадаться, чем мы будем заниматься на уроке.

Каждая пара записывает свой пример в путевой лист. Кто справился поднимаем след вверх.

- А что еще есть на следах? (буквы)

Нам нужно расположить следы так, чтобы из букв получилось слово.

У кого в ответе цифра 1 (берем след и прикрепляем его к доске.)…

10-7= 8-6= 9-4= 3+3= 6-5= 0+4=

- Прочитаем хором ОСТРОВ.

Эти следы оставили пираты. На острове они спрятали сокровища.  Сегодня мы с вами совершим увлекательное путешествие на остров сокровищ. Наш корабль стоит у причала и ждёт сигнала к отправлению. Цель нашего путешествия доплыть до острова и найти сокровища. Путешествие будет увлекательным и опасным. Но справиться с этими опасностями вам помогут математические знания  и умения. Готовы? Тогда в путь!

III. Повторение и закрепление изученного материала:

1. Составление задачи по картинке

- Первое наше препятствие это большая белая акула. Посмотрим, какое у неё «зубастое» задание. (У вас на столе карточки с акулой. Читаем, что там написано).

- В воде плавало 4 морские черепахи и 5 морских окуней.

Данный текст является задачей?

- Докажите свой ответ. (в задаче есть условие и вопрос, а здесь вопроса нет.)

- Что нужно сделать, чтобы текст стал задачей? (Поставить вопрос)

- На сколько окуней больше чем черепах? (Теперь это задача?)

- Вспомните правило, как найти на сколько одно число больше другого?

- Выберите решение из предложенных равенств.

- Запишем решение задачи в путевой лист.

- Докажите, почему другие равенства не являются решением этой задачи.( 4+5=9 – сколько всего животных, 3+6=9 не соответствуют условию задачи)

- Давайте вспомним как называются числа при сложении (1 слагаемое 2 слагаемое сумма)

Молодцы! Пока мы с вами решали задачу, акула заметила морских черепах и уплыла.

Мы победили. (Похлопаем) Плывём дальше.

IV. Изучение нового материала.

Математическая связь между суммой и слагаемым.

- Мы подплываем к острову. Но посмотрите кто нас встречает! Пираты.
- Кто такие пираты? (морские разбойники)

-Давайте откроем конверты. Что в них. (ракушки)

-Пираты разбросали ракушки по берегу, чтобы мы не могли отыскать клад.

- На какие две группы их можно разделить?

- Положите перед собой 3 белых, рядом положите 2 желтых.

- Сколько всего поучилось ракушек? (5)

-Как мы это запишем?

3 + 2 = 5 (записываем в путевом листе)

- как можно прочитать это равенство, используя термины «сумма», «слагаемое»?

(Сумма 3 и 2 равна 5. Первое слагаемое 3, второе слагаемое 2, сумма 5)

- Всего 5 ракушек. Отложите 3 ракушки. Сколько ракушек осталось? (2)

-как это можно записать ?

5 – 3 = 2 (в путевой лист)

- возвращаем обратно белые ракушки.

- теперь отложите желтые?

- Что осталось?

- Сколько?

- как запишем?

5 – 2 = 3

Итак, 5 – это 3 и 2. Если убрать 3, то останется 2, а если убрать 2, то останется 3. Посмотрите, как из первого равенства получили второе и третье. Из значения суммы 5 вычтем первое слагаемое 3, получим второе слагаемое 2. Если из значения суммы 5 вычесть второе слагаемое 2, получится первое слагаемое 3.

- какой вывод можно сделать?

- Связаны ли между собой сумма и слагаемые?

- Слагаемые и сумма связаны между собой математическими действиями сложением и вычитанием. Они дружат друг с другом, поэтому их называют взаимообратные.

Молодцы! Мы собрали все ракушки и нашли сундук.


VI. Закрепление знания учащимися.

Нужно решить примеры, чтобы он открылся. В путевом листе примеры решаем примеры. Кто решил, поменяйтесь заданиями с соседом для взаимопроверки.

Прочитайте равенства. Объясните, как их получили. ( Читают используя слова « 1-ое слагаемое, 2-ое слагаемое, сумма)

Повторяем вывод.


VII. Рефлексия.

- ребята, сегодня на уроке вы справились со всеми испытаниями. Мы открываем сундук, он пустой (внутри него записка: «Богатства находятся у вас в классе.»)

У вас на столах находятся монеты.

Одна монета – это богатство?

А если мы наполним монетами сундук – это будет богатством?.

Желтые покладут те, кому было на уроке интересно и легко выполняли задания.

Красные – Кому урок показался скучным и вы испытывали трудности при выполнении заданий.

Подходите к доске. (Приклеиваем монеты)

Посмотрите какие монеты оказались в нашем сундуке!


VIII. Обобщение.

НАШЕ  БОГАТСТВО – ЭТО ЗНАНИЯ.

- Ребята, вы согласны с этим высказыванием?
- Стоило нам совершать такое путешествие?

IХ. Итог урока.

Дорогие ребята, мне было очень приятно с вами работать, и в конце урока я хочу пожелать вам удачи! Хочу подарить вам на память о нашем путешествии раскраски.


Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории математика:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ