Урок математики в 1-м классе "Перестановка слагаемых"
Урок математики в 1-м классе
Тема: " Перестановка слагаемых."
Вид урока: урок изучения нового материала
Целевые установки:
Планируемые цели для учителя:
в ходе практической работы и наблюдений знакомить с переместительным свойством сложения;
закреплять знания состава чисел;
создавать условия для обучения решению задач.
Планируемые метапредметные результаты:
Личностные:
проявлять интерес к математике;
осваивать роль ученика на основе выполнения правил поведения на уроке и взаимодействия с учителем и одноклассниками;
проявлять заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий.
Регулятивные:
уметь определять и формулировать цель на уроке;
учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему;
планировать свои действия ориентироваться в своей системе знаний связи с поставленной задачей;
понимать, принимать и сохранять учебную задачу; осуществлять самооценку учебных действий;
Познавательные:
уметь ориентироваться в своей системе знаний;
ориентироваться в предложенном материале, находить нужную информацию;
отличать новое от уже известного; добывать новые знания;
Коммуникативные:
выполнять мыслительные операции анализа и синтеза, делать умозаключения по результату исследования;
слушать и понимать речь других;
уметь работать в паре, группе;
формулировать собственное мнение и позицию.
Планируемые предметные результаты.
Обучающиеся:
усвоение математического смысла одного из свойств действий сложения - переместительного (коммуникативного) свойства сложения (от перестановки мест слагаемых значение суммы не изменяется).
сумеют применить полученные знания на практике;
выполнять вычисления с числами 1, 2, 3, 4;
в результате практических действий и наблюдений решать задачи изученных видов, анализировать действия при решении задач;
смогут сотрудничать при групповой работе в парах, задавать вопросы, учитывать мнение одноклассников, отстаивать свою точку зрения;
выполнять задание в Рабочей тетради.
Оборудование урока:
персональный компьютер, мультимедиа-проектор;
карточки для работы в группах, рабочие тетради.
Методы: практический, проблемный, частично-поисковый, словесный.
Время реализации занятия: 45 минут.
Ресурсы урока:
Для учителя:
Рабочая программа
Учебник для первого класса. Авторы: М.И. Моро, С.И. Волкова, С.В. Степанова
Компьютер, экран, мультимедийный проектор
Для учащихся:
Учебник « Математика», часть 2, с 14
Рабочая тетрадь, часть 2, с 8.
Карточки для индивидуальной работы, геометрические фигуры для работы в группах.
Ход урока:
Этапы
Деятельность
учителя
Деятельность
учащихся
Примечание
Слайд
Время
I этап.
Органи-
зацион-
ный момент
Здравствуйте ребята! Садитесь!
Громко прозвенел звонок —
Начинается урок.
Наши ушки на макушке,
Глазки широко открыты.
Слушаем, запоминаем,
Ни минуты не теряем.
Начнём урок с хорошего настроения, как у нашего солнышка!!
Учащиеся настраиваются на работу.
Слайд
II этап.
Проведение минутки чистописания
Оформление тетрадей.
III этап.
Диагности-ка знаний и умений.
Устный счёт в виде фронтального опроса
IV этап
Изучение нового материала
V этап
Физкультминутка
VI этап
Закрепление нового материала.
1) Работа по учебнику.
2) Решение примеров с комментированием.
3) Решение задачи
4) Самостоятельная работа.
(дифференцированный подход).
VII этап
Итог урока
VIII этап.
Рефлексия.
Открыли тетради. И перед тем как вы начнёте писать, я хочу задать вам несколько вопросов.
Посмотрите на доску и ответьте мне на несколько вопросов:
Какое сегодня число?
Из каких цифр состоит число 23?
Что можете сказать какой по счету месяц январь?
Какой по счёту зимний месяц?
Открыли тетради и выполнили грамотную и аккуратную запись.
-А теперь проведём минутку чистописания. Для чего нам нужны минутки чистописания?
Пропишем цифры 2 и 3 до конца строчки
Продолжим работу.
Посмотрите внимательно на ряд чисел и продолжите его:
1 вариант выполняет верхнюю строчку задания , второй вариант записывают задание нижней строчки.
Давайте проверим, правильно ли Вы выполнили задание?
Ещё одно задание по числовому ряду. Я буду задавать вам вопросы на математическом языке, а вы будьте внимательны!
–Увеличьте 5 на 4.
–Первое слагаемое 2, второе слагаемое 3.Чему равна сумма?
–Найдите сумму чисел 4 и 2.
–Я задумала число, к нему прибавила 3 и получила 6. Какое число я задумала?
Проверьте себя.
- Поднимите руку, кто выполнил задание правильно?
– Молодцы! Ушки вас не подвели. А теперь пускай помогут вам ваши глазки.
- Снеговик приготовил вам задание – надо решить цепочку из примеров.
- Игра «Кто лишний?»
Почему перелётные птицы улетают в тёплые края.
А для зимующих птиц что страшнее всего зимой - холод или голод?
Для этого мы с вами сделали кормушки и подкармливаем их.
Вот я вчера шла по аллее и увидела знакомых мне детей, которые наблюдали за птицами на кормушке. Там сидели: синица и 3 снегиря. Я спросила ребят, сколько же там пернатых? Они ответили. А как вы решили?
-Тут ребята устроили спор. Девочки утверждали, что верное решение 1+3, а мальчики утверждали, что надо 3+1. Кто же прав?
Давай те рассмотрим вариант, которые предложили девочки.
Ск-ко синичек ?
А ск-ко снегирей?
Сколько всего птиц?
Как называется число 1, при сложении?
- Число3?
Число 4?
А теперь рассмотрим решение, которое предложили мальчики. 3+1
Сколько было снегирей?
Сколько синичек?
А сколько всего птиц было?
А теперь назовём компоненты в этом выражении.
Что такое 3?1?4?
Посмотрите внимательно на примеры.
- Что произошло со слагаемыми?
Изменилось ли значение суммы?
-А можно ли в математике- переставлять местами слагаемые?
-Для нас это вопрос. Мы ещё не знаем.
Ребята посмотрите ещё раз на на слайд и скажите с примерами на сложение или на вычитание будем сегодня работать?
Что же стало со слагаемыми в этих примерах?
Кто мне может назвать тему нашего урока?
Что же нам надо выяснить на уроке?
- Чтобы разобраться в этом вопросе, предлагаю провести исследование. А что такое исследование?
Где можно найти значение этого слова?
-Значение этого слова выяснили.
Тогда начнём.
Предлагаю превратить наш класс в научно-исследовательскую лабораторию. Каждый из нас – сотрудник этой лаборатории, учёный-исследователь
-И вам надо доказать можно ли переставлять слагаемые
Работаем в группах.
-Каждая группа получает кружочки, кв двух цветов
1гр - 3красных и 4 зеленых, 2гр группа – 2синих и 6 желтых
-Все группы работают по плану:
1.Составьте два примера на сложение, используя все данные вам фигуры.
2. Сравните результаты.
3. Сделайте вывод.
-Договоритесь между собой, кто будет отвечать.
Итак, коллеги, приступаем к работе. Помните о взаимопомощи.
-К какому общему выводу мы пришли?
- А теперь вернемся в класс.
Учебник стр14.
Рассмотрим первый рисунок.
Кто изображен на картине.
Сколько флажков в одной руке, сколько в другой?
Как узнать, сколько всего флажков?
Прочитайте пример.
Посмотрите на второй рисунок. Что произошло?
Как узнать, сколько всего флажков?
Прочитайте пример.
Сравните примеры, объясните, что в них похоже и чем они отличаются.
Прочитаем правило в учебнике и проверим, верный ли сделали вывод.
Чтение правила в учебнике.
Совпадают ли наши правила?
Так кто же был прав - девочки или мальчики, которые мне рассказывали про птичек на кормушке
Учебник стр.14 №1.
– Рассмотрите рисунок.
Что изображено?
Сколько красных точек на первой фишке домино?
Сколько синих?
Назовите пример.
– Как получили второй пример?
– Сколько всего точек на первой фишке? Как изменится сумма, если фишку перевернуть?
– Объясните, как получили остальные примеры. Докажите, что ответы этих примеров будут одинаковые.
Предлагаю выполнить задание, которое записано на доске:
Найди и соедини пару.
4+5 6+2
4+3 5+4
2+6 3+4
28+15 15+28
Можем ли мы решить последние два примера?
Почему?
А соединить их можем?
Почему?
По какому правилу можем соединить пару?
Решим задачу. Прочитайте.
Юля прочитай вслух.
- О ком говориться в задаче.
Что было в корзине у Маши?
Какие были яблоки?
Сколько было красных яблок?
А сколько зелёных?
Прочитайте вопрос задачи.
-Сможем мы на него ответить? -Как ?
-Запишите решение
-Ответили на поставленный вопрос.
– Запишите ответ.
– Молодцы !
- А я решила эту задачу другим способом. Кто догадался, как еще можно решить эту задачу?
запишите в тетрадь.
Изменилось ли значение суммы при перестановки слагаемых?
-Откройте рабочие тетради на стр.8.№3. Запиши такое число, чтобы получилось верное равенство.
1столбик выполняет:
Артём, Даша;
Настя М, Настя М.;
Яна;
2 столбик:
Софья, Дима;
Тарас, Карина;
Юля, Денис.
Обменяйтесь тетрадями с соседом по парте и проверьте:
если пример решили правильно, то ставим +, если нет -
А теперь давайте подведём итоги:
-Какая тема нашего урока?
Какую цель мы ставили в начале урока?
Смогли мы доказать, что от перестановки слагаемых, сумма не меняется.
И теперь я хочу, чтобы вы оценили свою работу на уроке.
Поднимите:
красный кружок, кому было на уроке легко и всё понятно.
жёлтый – если что-то не понял на уроке, и надо поработать дополнительно.
зелёный - кому было трудно на уроке, и надо подойти к учителю за помощью.
-Урок окончен. Спасибо за работу!
из цифры 2 и 3.
Первый
Второй
Далее самостоятельно выполняют запись в тетради.
Дети пишут и проверяют записи
9
5
6
3
Все звери, а лишняя -птица
Зимующие, а лишняя птица, которая улетает в тёплые края
Варианты ответов.
1
3
4
1слагаемое
2слагаемое
Значение суммы
3
1
4
1слаг.,2слаг, значение суммы
Они поменялись местами
Нет
Ответы детей: да, нет.
На сложения
-Перестановка слагаемых
-Можно ли переставлять местами слагаемые
В словаре Ожегова
У нас получились примеры….
Мы заметили, что от перестановки слагаемых сумма….
Наш вывод:
От перестановки слагаемых сумма не изменяется
Один ученик читает
Да
Девочки и мальчики
Фишки домино и примеры
3
2
3+2=5
Перевернули фишку
Сумма не изменится
-Нет. Мы не решали такие примеры.
-Да
-О перестановки слагаемых результат сложения не изменяется
О Маше?
Яблоки
Красные и зелёные
Сложением
Так как спрашивается, сколько всего яблок в корзине.
4+3=7
Да
Ответ: 7(я).
3+4=7
Нет
Здесь прослеживается связь с другими предметами (русский язык)
Проведение минутки чистописания мотивирует учащихся на аккуратное ведение записей в тетради, приучает к определённому порядку и настраивает на работу, кроме того, можно по ходу повторить знания из натурального ряда чисел.
Самопроверка.
Ученики проговаривают пример и называют ответ
Здесь прослеживается связь с другими предметами (окружающий мир)
Дети высказывают своё мнение.
Хорошо читающий ученик находит по словарю и читает значение слова- исследовать
Дети работают в группах. Один ученик отчитывается о работе группы по плану.
Выполняют задание с объяснением у доски
Задачу записывают в тетрадь.
Решают самостоятельно примеры в рабочих тетрадях
Выполняют взаимопроверку
Дети дают самооценку своей работе.
Слайд
слайд
слайд
слайд
слайд
на слайде
1+3
3+1
на слайде синицы 1, затем 3 снегиря.
компоненты на слайде появляются
слайд
слайд
Слайд с планом действий
Слайд с планом действий
слайд
слайд
слайд
слайд
слайд
слайд
слайд
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории математика:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ