Урок математики в 1-м классе "Перестановка слагаемых"

Урок математики в 1-м классе

Тема: " Перестановка слагаемых."

Вид урока: урок изучения нового материала

Целевые установки:

Планируемые цели для учителя:


  • в ходе практической работы и наблюдений знакомить с переместительным свойством сложения;

  • закреплять знания состава чисел;

  • создавать условия для обучения решению задач.

Планируемые метапредметные результаты:

Личностные:

  • проявлять интерес к математике;

  • осваивать роль ученика на основе выполнения правил поведения на уроке и взаимодействия с учителем и одноклассниками;

  • проявлять заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий.


Регулятивные:

  • уметь определять и формулировать цель на уроке;

  • учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему;

  • планировать свои действия ориентироваться в своей системе знаний связи с поставленной задачей;

  • понимать, принимать и сохранять учебную задачу; осуществлять самооценку учебных действий;


Познавательные:

  • уметь ориентироваться в своей системе знаний;

  • ориентироваться в предложенном материале, находить нужную информацию;

  • отличать новое от уже известного; добывать новые знания;


Коммуникативные:

  • выполнять мыслительные операции анализа и синтеза, делать умозаключения по результату исследования;

  • слушать и понимать речь других;

  • уметь работать в паре, группе;

  • формулировать собственное мнение и позицию.


Планируемые предметные результаты.

Обучающиеся:

  • усвоение математического смысла одного из свойств действий сложения - переместительного (коммуникативного) свойства сложения (от перестановки мест слагаемых значение суммы не изменяется).

  • сумеют применить полученные знания на практике;

  • выполнять вычисления с числами 1, 2, 3, 4;

  • в результате практических действий и наблюдений решать задачи изученных видов, анализировать действия при решении задач;

  • смогут сотрудничать при групповой работе в парах, задавать вопросы, учитывать мнение одноклассников, отстаивать свою точку зрения;

  • выполнять задание в Рабочей тетради.


Оборудование урока:

  • персональный компьютер, мультимедиа-проектор;

  • карточки для работы в группах, рабочие тетради.

Методы: практический, проблемный, частично-поисковый, словесный.

Время реализации занятия: 45 минут.

Ресурсы урока:

Для учителя:

  • Рабочая программа

  • Учебник для первого класса. Авторы: М.И. Моро, С.И. Волкова, С.В. Степанова

  • Компьютер, экран, мультимедийный проектор

Для учащихся:

  • Учебник « Математика», часть 2, с 14

  • Рабочая тетрадь, часть 2, с 8.

  • Карточки для индивидуальной работы, геометрические фигуры для работы в группах.

Ход урока:

Этапы

Деятельность

учителя

Деятельность

учащихся

Примечание

Слайд

Время

I этап.

Органи-

зацион-

ный момент


Здравствуйте ребята! Садитесь!

Громко прозвенел звонок —

Начинается урок.

Наши ушки на макушке,

Глазки широко открыты.

Слушаем, запоминаем,

Ни минуты не теряем.



Начнём урок с хорошего настроения, как у нашего солнышка!!


Учащиеся настраиваются на работу.




















Слайд


II этап.

Проведение минутки чистописания

























Оформление тетрадей.





























III этап.

Диагности-ка знаний и умений.

Устный счёт в виде фронтального опроса





























































































IV этап

Изучение нового материала



























































































































































































































V этап

Физкультминутка



VI этап

Закрепление нового материала.

1) Работа по учебнику.







































































































2) Решение примеров с комментированием.



































3) Решение задачи



















































4) Самостоятельная работа.

(дифференцированный подход).





























VII этап

Итог урока









VIII этап.

Рефлексия.

Открыли тетради. И перед тем как вы начнёте писать, я хочу задать вам несколько вопросов.

Посмотрите на доску и ответьте мне на несколько вопросов:

  • Какое сегодня число?

  • Из каких цифр состоит число 23?

  • Что можете сказать какой по счету месяц январь?

  • Какой по счёту зимний месяц?



Открыли тетради и выполнили грамотную и аккуратную запись.



-А теперь проведём минутку чистописания. Для чего нам нужны минутки чистописания?

Пропишем цифры 2 и 3 до конца строчки



Продолжим работу.

Посмотрите внимательно на ряд чисел и продолжите его:

1 вариант выполняет верхнюю строчку задания , второй вариант записывают задание нижней строчки.

  • Давайте проверим, правильно ли Вы выполнили задание?

  • Ещё одно задание по числовому ряду. Я буду задавать вам вопросы на математическом языке, а вы будьте внимательны!



Увеличьте 5 на 4.

Первое слагаемое 2, второе слагаемое 3.Чему равна сумма?

Найдите сумму чисел 4 и 2.

Я задумала число, к нему прибавила 3 и получила 6. Какое число я задумала?

Проверьте себя.

- Поднимите руку, кто выполнил задание правильно?

Молодцы! Ушки вас не подвели. А теперь пускай помогут вам ваши глазки.



- Снеговик приготовил вам задание – надо решить цепочку из примеров.



- Игра «Кто лишний?»







Почему перелётные птицы улетают в тёплые края.

А для зимующих птиц что страшнее всего зимой - холод или голод?

Для этого мы с вами сделали кормушки и подкармливаем их.



Вот я вчера шла по аллее и увидела знакомых мне детей, которые наблюдали за птицами на кормушке. Там сидели: синица и 3 снегиря. Я спросила ребят, сколько же там пернатых? Они ответили. А как вы решили?

-Тут ребята устроили спор. Девочки утверждали, что верное решение 1+3, а мальчики утверждали, что надо 3+1. Кто же прав?

Давай те рассмотрим вариант, которые предложили девочки.

Ск-ко синичек ?

А ск-ко снегирей?

Сколько всего птиц?

Как называется число 1, при сложении?

- Число3?

Число 4?

А теперь рассмотрим решение, которое предложили мальчики. 3+1

Сколько было снегирей?

Сколько синичек?

А сколько всего птиц было?

А теперь назовём компоненты в этом выражении.

Что такое 3?1?4?

Посмотрите внимательно на примеры.

- Что произошло со слагаемыми?

Изменилось ли значение суммы?





-А можно ли в математике- переставлять местами слагаемые?



-Для нас это вопрос. Мы ещё не знаем.

Ребята посмотрите ещё раз на на слайд и скажите с примерами на сложение или на вычитание будем сегодня работать?

Что же стало со слагаемыми в этих примерах?

Кто мне может назвать тему нашего урока?

Что же нам надо выяснить на уроке?

- Чтобы разобраться в этом вопросе, предлагаю провести исследование. А что такое исследование?

Где можно найти значение этого слова?

-Значение этого слова выяснили.

Тогда начнём.

Предлагаю превратить наш класс в научно-исследовательскую лабораторию. Каждый из нас – сотрудник этой лаборатории, учёный-исследователь

-И вам надо доказать можно ли переставлять слагаемые

Работаем в группах.

-Каждая группа получает кружочки, кв двух цветов

1гр - 3красных и 4 зеленых, 2гр группа – 2синих и 6 желтых

-Все группы работают по плану:

1.Составьте два примера на сложение, используя все данные вам фигуры.

2. Сравните результаты.

3. Сделайте вывод.

-Договоритесь между собой, кто будет отвечать.

Итак, коллеги, приступаем к работе. Помните о взаимопомощи.













-К какому общему выводу мы пришли?




















- А теперь вернемся в класс.

Учебник стр14.

Рассмотрим первый рисунок.

Кто изображен на картине.

Сколько флажков в одной руке, сколько в другой?

Как узнать, сколько всего флажков?

Прочитайте пример.

Посмотрите на второй рисунок. Что произошло?

Как узнать, сколько всего флажков?

Прочитайте пример.

Сравните примеры, объясните, что в них похоже и чем они отличаются.
Прочитаем правило в учебнике и проверим, верный ли сделали вывод.

Чтение правила в учебнике.

Совпадают ли наши правила?



Так кто же был прав - девочки или мальчики, которые мне рассказывали про птичек на кормушке



Учебник стр.14 №1.

Рассмотрите рисунок.

Что изображено?

Сколько красных точек на первой фишке домино?

Сколько синих?

Назовите пример.

Как получили второй пример?

Сколько всего точек на первой фишке? Как изменится сумма, если фишку перевернуть? 

Объясните, как получили остальные примеры. Докажите, что ответы этих примеров будут одинаковые.



Предлагаю выполнить задание, которое записано на доске:

Найди и соедини пару.

4+5 6+2

4+3 5+4

2+6 3+4

28+15 15+28



Можем ли мы решить последние два примера?

Почему?

А соединить их можем?

Почему?

По какому правилу можем соединить пару?







Решим задачу. Прочитайте.

Юля прочитай вслух.

- О ком говориться в задаче.

Что было в корзине у Маши?

Какие были яблоки?

Сколько было красных яблок?

А сколько зелёных?

Прочитайте вопрос задачи.

-Сможем мы на него ответить? -Как ?

-Запишите решение

-Ответили на поставленный вопрос.

Запишите ответ.

Молодцы !

- А я решила эту задачу другим способом. Кто догадался, как еще можно решить эту задачу?

запишите в тетрадь.

Изменилось ли значение суммы при перестановки слагаемых?



-Откройте рабочие тетради на стр.8.№3. Запиши такое число, чтобы получилось верное равенство.

1столбик выполняет:

Артём, Даша;

Настя М, Настя М.;

Яна;

2 столбик:

Софья, Дима;

Тарас, Карина;

Юля, Денис.

Обменяйтесь тетрадями с соседом по парте и проверьте:

если пример решили правильно, то ставим +, если нет -

А теперь давайте подведём итоги:

-Какая тема нашего урока?

Какую цель мы ставили в начале урока?

Смогли мы доказать, что от перестановки слагаемых, сумма не меняется.



И теперь я хочу, чтобы вы оценили свою работу на уроке.

Поднимите:

красный кружок, кому было на уроке легко и всё понятно.

жёлтый – если что-то не понял на уроке, и надо поработать дополнительно.

зелёный - кому было трудно на уроке, и надо подойти к учителю за помощью.

-Урок окончен. Спасибо за работу!






















из цифры 2 и 3.



Первый



Второй







Далее самостоятельно выполняют запись в тетради.

Дети пишут и проверяют записи



























9

5

6

3







































Все звери, а лишняя -птица



Зимующие, а лишняя птица, которая улетает в тёплые края



























Варианты ответов.







1

3

4

1слагаемое



2слагаемое

Значение суммы







3

1

4





1слаг.,2слаг, значение суммы





Они поменялись местами

Нет







Ответы детей: да, нет.

















На сложения





-Перестановка слагаемых

-Можно ли переставлять местами слагаемые









В словаре Ожегова

































































У нас получились примеры….

Мы заметили, что от перестановки слагаемых сумма….

Наш вывод:



От перестановки слагаемых сумма не изменяется



























































Один ученик читает

Да

Девочки и мальчики

























Фишки домино и примеры



3



2



3+2=5



Перевернули фишку





Сумма не изменится































-Нет. Мы не решали такие примеры.



-Да

-О перестановки слагаемых результат сложения не изменяется





О Маше?

Яблоки

Красные и зелёные

Сложением

Так как спрашивается, сколько всего яблок в корзине.

4+3=7

Да

Ответ: 7(я).











3+4=7







Нет


































































Здесь прослеживается связь с другими предметами (русский язык)



Проведение минутки чистописания мотивирует учащихся на аккуратное ведение записей в тетради, приучает к определённому порядку и настраивает на работу, кроме того, можно по ходу повторить знания из натурального ряда чисел.







































Самопроверка.











Ученики проговаривают пример и называют ответ







Здесь прослеживается связь с другими предметами (окружающий мир)













































































































Дети высказывают своё мнение.











Хорошо читающий ученик находит по словарю и читает значение слова- исследовать



































Дети работают в группах. Один ученик отчитывается о работе группы по плану.

















































































































































Выполняют задание с объяснением у доски



































Задачу записывают в тетрадь.

















































Решают самостоятельно примеры в рабочих тетрадях







Выполняют взаимопроверку





































Дети дают самооценку своей работе.













Слайд

















































слайд

























слайд







































слайд







слайд



























на слайде

1+3

3+1



на слайде синицы 1, затем 3 снегиря.

компоненты на слайде появляются









































































слайд







































слайд











































Слайд с планом действий







Слайд с планом действий



















слайд









слайд





слайд









































слайд













































































































слайд

















































слайд























































слайд







Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории математика:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ