Конспект урока математики для 2 класса "А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане"

Учитель начальных классов

КГУ «ОСШ №32» г.Темиртау

Реберг Ольга Михайловна.



В гостях у сказки на уроке математики.

2 класс



Тема:

Устные способы сложения и вычитания с переходом через десяток.

А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане …»

Цель:

Формирование умений выполнять устное сложение и вычитание с переходом через десяток.

Расширение литературного кругозора учащихся.

Задачи:

  1. Закреплять умение выполнять действия сложения и вычитания с переходом через десяток, решать простые и составные задачи, уравнения,закрепить знания о геометрических фигурах ( прямоугольник, квадрат).

  2. Развивать речь, словесно – логическое мышление, познавательную активность, любознательность, творческие способности учащихся.

  3. Воспитывать любовь к поэтическому слову А.С. Пушкина, интерес к предметам через дидактическую игру и логические задания, самостоятельность, доброту, справедливость, воображение.

Методы:

Словесный, индивидуально – фронтальный, самостоятельный, наглядный, проблемно – поисковый, игровой, взаимоконтроля, самооценки.

Вид:

Интегрированный урок.

Тип:

Закрепление знаний.

Формы работы:

Индивидуальный, групповой, коллективный.

Оборудование:

Слайды к сказке « Сказка о царе Салтане…», тесты, карточки, рисунки дворца, лебедя ; нити, платья и короны для сестёр, интерактивная доска, компьютеры.



Ход урока:

  1. Организационный момент.

Психологический настрой.

Прозвенел уже звонок,

Начинается урок.

А теперь все повернитесь

И друг другу улыбнитесь.

Улыбнитесь мне, гостям

И садитесь по местам.

Учитель:

- Мы начинаем наш урок, для чего? (слайд)

Дети:

-Чтобы многое познать от него.

- Чтобы умели мы решать, считать, сочинять

И никогда не унывать.

-Какие ассоциации у вас возникают со словосочетанием – урок математики?

-Цифры, труд, отрезок, книга, знания, сказка.

- Действительно уроки математики – это сказка, т.к. на них вы узнаёте о самых различных тайнах. А сегодня хотите побывать в сказке?

- Да.

-И так сказка начинается. (слайд)

Инсценировка 1 главы сказки.

Автор: Три девицы под окном пряли поздно вечерком. (слайд)

1-я: Кабы я была царица,-

Автор: говорит одна девица –

-Т о на весь крещёный мир приготовила б я пир.

2-я: - Кабы я была царица,-

Автор: говорит её сестрица,-

- То на весь бы мир одна наткала я полотна.

3-я: Кабы я была царица,-

Автор: третья молвила сестрица,-

- Я б для батюшки - царя родила богатыря.

Автор:

Только вымолвить успела,

Дверь тихонько заскрипела,

И в светлицу входит царь,

Стороны той государь.

Царь:

Здравствуй, красная девица, будь царица,

И роди богатыря

Мне к исходу сентября.

Вы ж, голубушки – сестрицы,

Выбирайтесь из светлицы,

Поезжайте вслед за мной,

Вслед за мной и за сестрой:

Будь одна из вас ткачиха,

А другая повариха.

Автор: В сени вышел царь – отец,

Все пустились во дворец.



Учитель: В гостях какой сказки мы побываем? (слайд)

Дети:

- «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди».

- Кто автор этой сказки? (слайд)

-А.С.Пушкин – великий русский писатель, его все любят и ценят. Его творчеством восхищаются миллионы людей во многих уголках нашей планеты.

2006 год в Казахстане был объявлен годом Александра Сергеевича .

Наш урок, посвящённый сказке Пушкина проходит в феврале не случайно, февраль – месяц памяти великого поэта.

-Какие сказки А.С.Пушкина вы читали или слушали? (слайд)

-Сколько стихотворных сказок было написано великим поэтом? (5).

-«Сказка о царе Салтане…» самая жизнерадостная, с ней интересно на уроках математики, об этом мы узнаем, а пока проверим домашнее задание.

2. Проверка домашнего задания. (слайд)

- Объясните, как нашли значения выражений, какие способы сложения и вычитания применяли?

70 – 6 48 + 5

42 + 8 96 - 9

40 – 36 62 – 7

3.Сообщение темы урока. (слайд)

- Как вы думаете, какова тема нашего урока ? чем мы будем заниматься?

-Тема : Устные способы сложения и вычитания с переходом через десяток.

Чем мы будем заниматься?

- На уроке мы закрепим умение выполнять действия сложения и вычитания с переходом через десяток.

- Ребята, а что же сейчас происходит во дворце? Давайте узнаем.

4. Устный счёт. (слайд)

Задачи:

А) Царь Салтан попросил повариху испечь на пир пироги с мясом и с капустой: одних на 5 больше, чем других. С мясом испекли 95 штук. Сколько пирогов испекли с капустой?

(95 + 5 = 100п. – с капустой)

Б) Ткачихе царь поручил за три дня наткать полотна. В первый день она наткала 14м, а во второй день 19м, а в третий день столько, сколько в первый и во второй вместе. Сколько метров полотна наткала ткачиха в третий день?

(14 + 19 = 33 м) – наткала в третий день

- А что же происходит в нашем дворце?

В) 1-ый ученик:

По краткой записи я составил задачу и устно решил её:

Таня – 17 сказок на ? больше

Катя – 5 сказок



-Измените вопрос задачи так, чтобы она решалась действием сложения.

2-ой ученик:

Я нашёл значения выражений и, оказалось, они все равны 29.

( читает их)

(24+11) -6 =29

17+ (32 – 20) =29

-Какое правило ты использовал?

-В выражениях со скобками первое действие выполняем в скобках, а затем все действия по порядку слева направо.

-Что же это за загадочное число 29?

-Сегодня 29 февраля, это число в феврале месяце бывает в високосном году, через 4 года. 2012 год – високосный, в нём не 365, а 366 дней.

( Запись числа и классная работа в тетрадях). (слайд)

5.Каллиграфическая минутка.

-Запишите сколько десятков и единиц в числе 29.

- Представьте число 29 в виде суммы разрядных слагаемых.

Сказка дальше продолжается.

Пока мы с вами работали, а в те поры…

(Демонстрация отрывка из мультфильма «Сказка о царе Салтане..» 2 часть) от слов: В те поры война была ... (слайд)

  • Что стало причиной несчастий молодой царицы и её сына? (зависть)

  • В чем состоял план завистниц – ткачихи и поварихи?

-Узнаем, если отгадаем слово.

6.Работа над темой урока.

Отгадай слово. Расшифруй. ( ІІІ глава) (слайд)

6 + 37 94 - 9

23 - 7 16 + ( 24 – 5 )

8 + 85



85

16

43

93

35

к

о

б

ч

а



-Их план состоял в том, чтобы угостить гонца, заменить грамоту и посадить царицу с сыном в бочку, и пустить в океан.

Учитель: Плывёт бочка по морю, и растёт ребёнок там не по дням, а по часам. К чему обратился он , чтобы бочка оказалась на суше (К волне.)

- А обратился он к волне с такими словами, повторяйте их, пожалуйста, за Лерой.

7.Физминутка (шум моря) (слайд)

Ты, волна моя, волна!

Ты гульлива и вольна:

Плещешь ты, куда захочешь,

Ты морские камни точишь,

Топишь берег ты земли,

Подымаешь корабли...

-Поможем волне выплеснуть бочку на сушу.

8.Математический диктант. (слайд)

-Найдите сумму чисел 37 и 6 (43)

-Уменьшите на 4 число 60 (56)

-Дополните 9 до 17 (8)

-Какое число надо вычесть из 21, чтобы получить 12? (9)

-На сколько 75 больше, чем 5? (70)

-Уменьшаемое неизвестно, вычитаемое 7 , разность 14 ,найдите уменьшаемое. (21)

(взаимопроверка)

- Если вы расшифруете слово, то узнаете ,кого увидит царевич на берегу моря . (слайд)

Разгадывание ребуса.

( Увидит лебедя. )

- От кого спас царевич лебедя?

1.Работа в группах по карточкам. Выбирай по силам. (слайд)

- Проверь, опираясь на плакат – фундамент.

- Расположите числа в порядке возрастания.

/ Открываются карточки при проверке/

  • От кого спас царевич лебедя?

70 , 42, 63, 45, 46, 30

30, 42, 45, 46, 63, 70

К о р ш у н

-Что сказала спасенная птица царевичу?

Давайте об этом прочитаем (от слов -ты царевич, мой спаситель.....до слов - не горюй и спать ложись)

Творческая работа.

Построение геометрических фигур. ( слайд)

-Какой дворец увидели царевич и царица, когда проснулись? Попытайтесь создать его сами, работая в паре. У вас на партах геометрические фигуры.

-Какие геометрические фигуры вы использовали?

-Чем отличается прямоугольник от квадрат а?

Сказка продолжается.

  • О каких чудесах рассказали корабельщики, узнаем, выполнив задание.

  • (Тесты по вариантам). (слайд)

- С заданием справились. Итак, о каких чудесах рассказали корабельщики? (слайд)

/Чтение отрывка цепочкой, 3 человека. /

Во дворце хрустальный дом,

Белка чудная есть в нём.

Белка песенки поёт

Да орешки всё грызёт.



А орешки не простые,

Всё скорлупки золотые,

Ядра чистый изумруд,

Слуги белку стерегут.



-Кого имеет в виду автор? Узнаем, решив задачу.

8.Решение задачи. (33 богатыря, с ними дядька Черномор) (слайд)

В начале вышло из вод морских 11 богатырей, потом на 12 богатырей больше. Сколько всего богатырей вышло из вод морских сторожить царство Гвидона?

В 1 раз – 11 б. ? богатырей

Во 2 раз – ? на 12 богатырей больше

  1. 11+12= 23 (Б.) – вышло во 2 раз

  2. 11+23=34 (Б.)- вышло всего сторожить дворец

11+(11+12)=34/ б./

Ответ: 34 богатыря.

-Имел в виду 33 богатыря и с ними дядьку Черномора.

-О каком чуде ещё рассказали корабельщики?

- Узнаем, если решим уравнения и отгадаем загадку. (слайд)

/Решение уравнений по рядам и отгадывание загадки./

Стр. 142 № 4

Загадка о царевне. (слайд)

Днём свет Божий затмевает,

Ночью землю освещает,

Месяц под косой блестит,

А во лбу звезда горит.

(царевна - лебедь)

9.Итог урока. (слайд)

-Чем мы занимались на уроке?

-Мы работали над развитием вычислительных навыков, решали примеры на сложение и вычитание с переходом через десяток.

-Решали простые, составные задачи, закрепляли умение решать уравнения.

-Какая сказка нам помогла в решении этих задач?

Понравилась ли вам сказка?

10.Домашнее задание. ( по группам) ( слайд)

11.Рефлексия. (слайд)

-Понравился вам урок?

- Покажите, какое у вас настроение? Выберите облачко,которое вам нравится больше всего и соответствует вашему настроению.

- Выставление оценок.



Очень жаль, что путь не долог,

Возвращаться нам пора,

Но на следующем уроке

Вновь продолжится игра.

Спасибо всем за работу.







-









Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории математика:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ