Конспект урока математики в 5 классе по теме "Умножение десятичной дроби на натуральное число"
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Овечкинская средняя общеобразовательная школа
Завьяловского района» Алтайского края
Конспект урока по математике
в 5 классе
“Умножение десятичной дроби на натуральное число”
Подготовила
учитель математики
Богданова Ольга Николаевна
с.Овечкино
2011
Автор учебника и программы: Н.Я. Виленкин, В.И.Жохов и другие, “Математика 5”
Тип урока: урок закрепления знаний
Тема урока: Умножение десятичной дроби на натуральное число
Цель урока: Создать условия для применения знаний, способов действия и проверки полученных знаний в новой ситуации.
Задачи урока:
1.Повторение правила умножения десятичной дроби на натуральное число
2..Рассмотрение примеров умножения десятичной дроби на натуральное число
3.Применение знаний, умений и навыков в конкретной ситуации.
4.Развитие логического мышления, навыков самостоятельной деятельности на уроке.
5.Воспитание интереса к математике через содержание учебного материала с учетом возможностей и склонностей ребенка.
Оборудование:
Мультимедийная установка
Презентация к уроку
Физминутка (приложение)
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Методические рекомендации
Ожидаемый результат
I. Организа- ционный. (Психологи- ческий настрой).
(1 мин.)
II. Проверка домашнего задания.
(5 мин.)
III.. Устный счет.
(7 мин.)
IV. Словарная работа.
(3 мин.)
V. Мотивация и целепола-гание.
(2 мин.)
VI. Планиро- вание деятель-ности.(1 мин.)
VII. Закрепление материала.
(10 мин.)
VIII. Релакса-ция (физминутка).
(2 мин.)
IX. Игра «Кто быстрее и правильнее»
X. Контроль и рефлексия.
(3 мин.)
XI. Оценива-ние.
(1 мин.)
XII. Домаш-нее задание.
(1 мин.)
Ребята! Я рада вас видеть сегодня на уроке в хорошем настроении.
Посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь, глазками пожелайте товарищу хорошего рабочего настроения.
А теперь улыбнитесь друг другу и пожелайте хорошего настроения на уроке.
Я тоже вам желаю сегодня хорошей работы.
Ребята! Над какой темой мы работаем?
А что мы знаем об этой теме?
И что это значит?
Что же еще вы знаете?
Сформулируйте его.
Еще можете что-то дополнить о знаниях по данной теме?
И как же это надо делать?
Молодцы, ребята!
А сейчас мы посмотрим, как вы это умеете делать, как применяете правила. (См. Презентацию, слайд № 2 и 3)
Разгадайте анаграмму и исключите лишнее слово.
(См. Презентацию, слайд № 4 и 5)
Какое из этих слов вы считаете лишним?
А почему? Как вы думаете?
Молодцы, ребята!
Запомните, как правильно пишутся эти термины.
- Ребята! Как вы думаете, все ли мы виды заданий порешали по этой теме?
- Мы продолжаем закрепление темы “Умножение десятичной дроби на натуральное число”.
Определим цели урока.
- С чего начнем?
- Какими будут следующие шаги?
ПИ
ЗУ
ЗЗ
П
1. Решение примера самостоятельно в парах с взаимопроверкой
(См. Презентацию, слайд № 6)
2...Решение задачи из учебника Стр.206, № 1314
Просмотрим решение задачи и сравним его со своим.
См. Презентацию, слайд № 7)
3.Занимательная страничка - задача
Решение задачи на сообразительность
См. Презентацию, слайд № 8)
4.Решение уравнений самостоятельно ( 2 по выбору) с самопроверкой ответа и решения по презентации
См. Презентацию, слайд № 9 - 12)
- Выполним упражнения для улучшения мозгового кровообращения и снятия напряжения с глаз. (Приложение - в конце)
Работа в группах
Задание: Решить примеры устно и поставить в соответствие нужный ответ.
Раздать лист с заданием каждой группе. Задания одинаковые.
Проверка выполненного задания.
См. Презентацию, слайд № 13)
-Подведем итоги сегодняшнего урока.
-Полностью ли реализован нами план?
-Соответствовала ли наша работа целям урока?
- Что вы ожидали от сегодняшнего урока?
- Что вызвало трудности?
- Были ли задания, которые вы делали с удовольствием?
- Какие знания, полученные ранее, нужны были сегодня на уроке?
- А как вы считаете, знания, полученные сегодня на уроке, будут вам необходимы на следующих уроках.
- Как вы оцените свою работу сегодня на уроке?
Оценки за урок.
Запишите в дневник домашнее задание:
П.134( повторить правила),
упр. № 1335, ( №1337 или № 1338 -одно по выбору).
Включаются во взаимодействие с одноклассниками и с учителем.
В паре улыбаются друг другу.
Я желаю тебе, Сережа, хорошего рабочего настроения и т.д.
Мы работаем над темой «Умножение десятичной дроби на натуральное число».
- Мы знаем, что значит умножить десятичную дробь на натуральное число.
- Произведением десятичной дроби на натуральное число называют сумму слагаемых, каждое из которых равно этой дроби, а количество слагаемых равно этому натуральному числу.
- Знаем правило умножения десятичной дроби на натуральное число.
- Чтобы умножить десятичную дробь на натуральное число, надо умножить ее на это число, не обращая внимания на запятую и в полученном произведении отделить запятой столько цифр, сколько их после запятой в десятичной дроби.
Да, мы знаем еще, как выполнять умножение десятичной дроби на 10, 100, 1000 и т.д.
Чтобы умножить десятичную дробь на 10, 100, 1000 и т. д,,надо
в этой дроби перенести запятую на столько цифр вправо, сколько нулей стоит в множителе после единицы.
Разгадывают слова и под диктовку одного из ребят записывают в тетрадь:
дробь, число, умножение, множитель, квадрат.
- Я считаю, что лишним словом является слово квадрат.
- Я думаю, что дробь, число, умножение, множитель – это слова данной темы, квадрат – это геометрическая фигура
Я думаю, что нет, так как мы еще не решали задачи и уравнения по этой теме.
1. Узнать, как решать задачи по теме
2. Учиться решать уравнения с применением умножения десятичной дроби на натуральное число.
3. Учиться применять правила к решению задач уравнений
5. Выяснить, какие знания, полу-ченные ранее, нужны будут для закрепления этой темы.
- Повторим умножение десятичных дробей в примерах и будем применять его в новых условиях.
- Закрепим знания при решении задач.
- Закрепим знания при решении уравнений
- Самостоятельно поработаем
- Подведем итоги нашей деятель-ности.
Ребята решают в тетрадях пример самостоятельно, работают в парах, а затем проверяю друг у друга. В конце - проверка по действиям ( по презентации)
Задачу решает один из учащихся у доски, с пояснениями, а остальные – в тетрадях
Ребята решают задачу устно
Учащиеся выбирают любые два уравнения из предложенных и решают их. Затем самопроверка.
Учащиеся работают в группах. Примеры решают по очереди, каждый - по одному примеру, передавая лист с заданием.
Группы меняются листами, проверяют правильность ответов.
Да.
- Да, соответствовала.
- Мы научились решать задачи на умножение десятичной дроби на натуральное число.
- Закрепили умножение на 10, 100 и т. д.
- Учились применять полученные знания к решению уравнений.
- Я хотел узнать что-то новое, и мое ожидание сбылось.
- А я думала, что мне будет легко работать, а оказалось немного трудновато.
- Испытывала трудности при выполнении самостоятельной работы.
- А мне, наоборот, было легко работать сегодня на уроке.
- Да, я с удовольствием решал задания по карточкам.
- Упрощение выражений
- Правила нахождения неизвестных.
- Вычислительные навыки.
- Да, знания, полученные сегодня на уроке, нам будут необходимы на следующих уроках и в дальнейшем, при изучении математики и других предметов.
- Отлично
- Хорошо
- Удовлетворительно
Записывают домашнее задание.
Такого рода начало урока создает благо-приятную рабочую обстановку в классе.
Проверка знания правил позволяет оценить готовность учащихся к уроку, готовность к решению познавательных задач, стремлению преодолевать трудности
Анализ выполнения этих заданий позволяет оценить готовность учащихся к уроку, готовность к решению познавательных задач, стремлению преодолевать трудности.
Выполнение таких заданий развивает интерес к предмету,- помогает учить детей концентрировать внимание на правильное написание и произношение математических терминов, учит обобщать и делать выводы.
Устанавливается связь между прошлым уроком и настоящим, удерживается учебная цель. Постановка целей урока учащимися помогает:
– учиться отвечать на вопрос самообучения- чему учиться ?
- осознавать свои возможности.
У ребенка появляется чувство соавтора урока, что поддерживает мотивацию.
На данном этапе целе-сообразно пошаговое планирование деятельности. Схема плана должна быть перед глазами детей на протяжении всей дальнейшей работы.
На этом этапе урока важно:
- умение выстраивать освоение учебного материала как совместную деятельность;
- умение общаться с учащимися и вести диалог.
Необходимо целенаправленно организовать слушание, предлагая специальные задания.
Выслушиваются все варианты ответов учащихся. Важно выделить учеников, давших правильный ответ, поддержать того, кто не смог дать верный ответ.
Учителю желательно проявить свои чувства (радость, удивление) по поводу того, что дети сумели найти ответы на предложенные вопросы.
Использование презентаций развивает интерес к предмету.
Применение физминутки помогает детям снять напряжение, побуждает к дальнейшей деятельности, усиливает веру в свои возможности, переключает внимание
На этом этапе урока важно обеспечить условия для совместной работы детей, чтобы каждый ребенок учился принимать решения, делать выводы, общался, обращался за помощью (если нужно).
Такие задания развивают внимательность.
Дать детям право выбора задания. Важно создать на уроке ситуацию успеха, чтобы ребенок осознал свой выбор и почувствовал веру в свои возможности.
Необходимым условием полноценного выполнения контроля является рефлексия, которая направлена на выявление, почему действия направлены так, а не иначе.
Рефлексия направлена на создание своего целостно го образа как личности, дает возможность сохранить связь данного урока со следующим.
Практическая направленность урока.
Дети учатся оценивать свою работу на данном уроке. Выделение оснований и способа оценивания.
Дифференцированное домашнее задание позволяет детям испытать успех при его выполнении.
Созданы условия для успешной деятельности.
Выявлен уровень подготовленности детей к уроку (теоретический материал)
Выявлен уровень подготовленности детей к уроку и восприятию материала.
( практическая часть). Дети показывают умение применять правила и демонстрируют вычислительные навыки
Умение решать нестандартные задания;
-умение грамотно писать математичес кие термины;
-умение обобщать и делать выводы.
Осознание предме-та изучения на данном уроке.
Понимание, первичное осмысле ние целей урока.
Правильно определяют первый шаг деятельности, а затем следующие шаги.
-понимание каж-дым ребенком правила;
-умение логически рассуждать и сделать правиль-ный вывод из сказанного;
-умение аргументи-ровать свои версии;
-проявляют положи тельные эмоции при встрече с новым;
-участвуют в кол-лективном поиске решения учебной задачи;
-выдвигают свои предложения;
-инициативны в дискуссии.
После снятия утомления учащиеся продол-жают деятельность.
-Дети осознают цен ность и смысл уме-ний работать в группе
-действия учащих-ся четко определены;
-умение применять изученный мате-риал на практике;
-умение контроли-ровать решение задачи другим учеником;
-владение коммуникативными навыками.
-настойчивость, упорство при выполнении задания.
Осознание предмета контроля, выполнение его. Анализ конкретных результатов обучения:
-какие получены достижения;
-что было удачным на уроке, а что менее удачным;
-объяснение причи-ны своих неудач.
Умение объективно оценить свою дея-тельность (правильность, аккуратность, старание выполнения).
Выбирают задание в соответствии с уровнем развития. Возможно, кто-то из ребят выполнит оба упражнения.
Приложение №1
Физминутка для улучшения мозгового кровообращения.
Исходное положение – сидя на стуле. Отвести голову назад и плавно наклонить назад, на счет 1-2, 3-4 – голову наклонить вперед. Повторить 3 раза.
Исходное положение – сидя, руки на поясе. 1- поворот головы налево, 2 – И.п., 3 поворот головы направо, 4 – И.п. Повторить 3 раза.
Исходное положение – стоя или сидя, руки на поясе. 1 – махом левую руку занести через правое плечо, голову повернуть налево, 2- И.п., 3 – то же правой рукой, 4 – И.п. Повторить 3 раза.
Физминутка для снятия напряжения с глаз.
1) Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5.
2) Крепко зажмурить глаза (считать до 3, открыть их и посмотреть вдаль (считать до 5)).
3) Вытянуть правую руку вперед. Следить глазами, не поворачивая головы, за медленными движениями указательного пальца вытянутой руки влево и вправо, вверх и вниз.
4) В среднем темпе проделать 3-4 круговых движения глазами в правую сторону, столько же в левую сторону. Расслабив глазные мышцы, посмотреть вдаль.
Список использованной литературы
Н.А.Алексеенко Проектироание личностно ориентированного урока, Барнаул: «АКИПКРО», 2008 г.
Н.Я.Виленкин, В.И.Жохов Математика 5, М: «Мнемозина», 2009 г
Н.М.Ляшова, Г.И.Ковалева, Открытые уроки по математике Волгоград: «Учитель»,2005 г
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории математика:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ