Уравнения в школьном курсе математики. Пропедевтический курс
Государственное образовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа № 427
Г. Москвы
Уравнения в школьном курсе математики.
Пропедевтический курс.
Автор: Гладких Антонина Александровна
учитель математики
Уравнения в школьном курсе алгебры занимают ведущее место. На их
изучение отводится времени больше, чем на любую другую тему.
Действительно, уравнения не только имеют важное теоретическое значение, но и служат чисто практическим целям. Подавляющее большинство задач о пространственных формах и количественных отношениях реального мира сводится к решению различных видов уравнений. Овладевая способами их решения, мы находим ответы на различные вопросы из науки и техники (транспорт, сельское хозяйство, промышленность, связь и т. д.).
Уже в начальной школе приходится решать задачи: Сколько надо прибавить к трем, чтобы получить пять? Сколько надо вычесть из семи, чтобы получить три? и т. д.
Условия этих задач записываются в виде равенств
2 + ? = 5; 9 - ? = 4
или
2 +х = 5; 9 – х = 5
и т. д.
Это по существу уравнения. Программа по математике начальной школы предусматривает изучение таких вопросов, как «Нахождение неизвестного слагаемого по данной сумме и одному из слагаемых», «Нахождение неизвестного вычитаемого поданному уменьшаемому и разности» и т. Д
Отсюда вытекает, что учащихся начальной школы нужно научить решать уравнения следующих типов;
х + а = b; а + х = b;
a – x = b; x – a = b;
ax = b; xa = b;
a : x = b; x : a = b.
Такие, уравнения решаются на протяжении всего периода обучения и в V—VII классах вплоть до изучения темы «Уравнения первой степени с одним неизвестным». Хочется отметить, что решение уравнений с помощью нахождения элементов того или иного действия, используется при решении простейших уравнений и на старшей ступени (нахождение неизвестного множителя). Здесь можно пользоваться правилом (особенно для учащихся с низкой успеваемостью): на что умножаем на то и делим.
Ознакомившись с методами решения выше приведенных уравнений, учащиеся могут перейти к решению и более сложных уравнений.
Пусть, например, требуется решить уравнение: 38 + 6х = 170.
При этом можно рассуждать так. Неизвестное слагаем 6х равно разности между известной суммой 170 и известным слагаемым 38, то есть
6х = 170 - 38;
6х = 132;
Следовательно, произведение двух множителей равно 132. Неизвестный множитель х равен частному от деления известного произведения на известный множитель, то есть
х = 132 : 6;
х = 22.
Аналогичные рассуждения проводятся при решении уравнений:
ax - b = с; а - bх = с;
а (b + х) = с; а(b - х) = с;
(а + х)b = с; (а - х)b = с;
(а + х) : b = с; (а - х) : b = с;
а : (b - х)=с; а: (b - х) = с.
Постепенно усложняя упражнения, давая компонентам сначала целые, а затем дробные значения, можно научить учащихся решать и более сложные примеры.
В VI классе равенства, которые содержат неизвестные, обозначенные буквами, мы называем уравнениями. После этого дается определение корня уравнения.
Хотя изложенные теоретические сведения и можно использовать при решении текстовых задач, однако их недостаточно для того, чтобы учащиеся смогли понять и оценить преимущества алгебраического метода при решении разного рода задач. Чтобы уравнения не формально могли быть применены на практике, нужно научиться наиболее элементарными средствами, выполнять следующие операции: приведение подобных слагаемых, умножение и деление одночлена на число и перенесение любого члена уравнения из одной его части в другую с противоположными знаками. Как это сделать в курсе арифметики без использования каких бы то ни было алгебраических сведений? И можно ли этого добиться вообще?
Оказывается, можно научиться, достаточно осознано, выполнять каждую из названных операций.
Рассмотрим сначала приведение подобных членов. " Прежде всего, необходимо повторить правило сложения и вычитания именованных чисел:
13м + 10м + 5м = (13 + 10 + 5) м = 28м.
Чтобы сложить несколько именованных чисел, достаточно сложить сначала отвлеченные числа, соответствующие именованным, а затем поставить общее наименование.
53 кг — 13 кг = (53 -13) кг = 40 кг.
Чтобы вычесть из одного именованного числа другое, достаточно из отвлеченного числа, соответствующего уменьшаемому, вычесть число, соответствующее вычитаемому, и после полученной разности поставить их общее наименование.
Сформулированные правила запоминать нет надобности, но необходимо, чтобы учащиеся вполне сознательно и быстро пользовались этими правилами.
Здесь же следует показать, что сложение и вычитание производится только над числами одного и того же наименования.
После повторения и закрепления правил действий (сложения и вычитания) над именованными числами разъясняем учащимся, что любое неизвестное число мы можем считать условной единицей, обозначенной буквой х. Действительно, совершенно очевидно, что запись 15 усл. ед. означает то же самое, что и 15х при условии, что 1 усл. ед. обозначает неизвестное число х.
Таким образом, учащиеся убеждаются в аналогии следующих форм записи:
48 усл. ед. + 12 усл. ед. = (48+12) усл. ед. = 60 усл. ед.
и
48х + 12х = (48 +12)х = 60х,
а также
83 усл. ед. — 56 усл. ед. = (83—56) усл. ед. = 27 усл. ед.
и
83х – 56х = (83 — 56)х = 27х.
Далее можно сообщить, что произведение известного числа на неизвестное или выражения вида 6х; 32х и т. д. в математике называют неизвестными членами.
Нахождение суммы или разности нескольких неизвестных членов называется приведением подобных членов. Приведением же подобных членов называется в некоторых случаях и обычное сложение и вычитание чисел.
Прежде чем перейти к изложению вопроса «Умножение и деление одночлена на отвлеченное число», необходимо повторить тему «Умножение и деление именованного числа на отвлеченное». Рассматриваем несколько примеров, аналогичных следующим:
16 см • 3 = (16 • 3) см = 48 см;
54 см : 2 = (54 : 2) см = 27 см.
После этого приходим к правилу:
Чтобы умножить (разделить) именованное число на отвлеченное, достаточно умножить (разделить) число, стоящее при наименовании, на отвлеченное и после полученного произведения (частного) поставить то же наименование.
Это правило не нужно заучивать наизусть, однако необходимо, чтобы все учащиеся поняли смысл производимых действий. Указываем, что при умножении или делении именованного числа на отвлеченное в произведении или частном получается число того же наименования, что и исходное.
Разъясняем, что неизвестное число х также может быть принято за условную единицу. Сразу же становятся понятными преобразования
25х • 4 = (25 • 4)х = 100х;
75х : 5 = (75 : 5)х = 15х,
равносильные преобразованиям
25 усл. ед. • 4 = (25 • 4) усл. ед. = 100 усл. ед.;
75 усл. ед. : 5 = (75 : 5) усл: ед. = 15усл. ед.
Термины «Умножение и деление одночлена на отвлеченное число» учащимся можно не сообщать. Достаточно добиться умения выполнять соответствующие действия вполне сознательно.
К рассмотренным преобразованиям можно подвести учащихся, исходя и из других соображений.
Действительно, выражение 5х следует понимать как произведение числа 5 на (отвлеченное) число х, то есть 5х = 5 . х = х . 5 = х + х + х + х + х.
Учащимся известен распределительный закон умножения по отношению к сложению:
12х + 7х + 6х = (12 + 7 + 6)х.
В справедливости полученного равенства они убеждаются, применяя распределительный закон умножения к правой части равенства.
Затем очевидно, что
(12 + 7 + 6)х = 25х.
Следовательно:
12х + 7х + 6х = (12 + 7 + 6)х = 25х.
Аналогично, применяя распределительный закон умножения по отношению к вычитанию, получаем:
37х – 15х = 37 х— 15х = (37— 15)х = 22х.
Пусть теперь требуется 15х увеличить в 4 раза, то есть 15х умножить на 4. Будем иметь:
15х . 4= 15 . х . 4 = (15 . 4)х.
Здесь применены переместительный и сочетательный законы умножения. Далее:
(15 • 4)х = 60 • х = 60х
или
15х . 4 = (15 . 4)х = 60х.
Отмечаем, что знак умножения между двумя множителями, второй из которых обозначен буквой, как правило, опускается.
Аналогично, пусть 50х следует разделить на 5. Имеем:
50х : 5 = (50 • х) : 5.
Но чтобы произведение двух чисел разделить на третье, достаточно разделить на это число один из множителей, то есть
(50 • х) : 5 = (50 : 5)х = 10х
или
50х : 5 = (50 : 5)х = 10х.
После изучения приведения подобных членов появляется возможность решать уравнения более сложного вида:
(3х + 17) + 23х = 75;
12х - (7 + 4х) – 2х = 9 и др.
Вот как следует рассуждать при решении последнего уравнения.
Чтобы вычесть из числа сумму, достаточно вычесть из данного числа каждое слагаемое одно за другим. Следовательно, имеем, если слагаемые в скобках поменять местами:
12х — 4х — 7 — 2х = 11;
(8х —7) —2х = 11.
Чтобы из разности двух чисел вычесть третье, достаточно вычесть это число из уменьшаемого и из полученной разности вычесть вычитаемое. Получим:
(8х – 2х) – 7 = 11;
6х – 7 = 11,
откуда
6х= 18,
х = 3.
Изучив умножение и деление одночлена на число, учащиеся уже могут решать любые линейные уравнения, содержащие неизвестное в одной части, при условии, что здесь не содержится деление на неизвестное. Для решения текстовых задач достаточно ограничиться уравнениями вида (ах + b)c + dx = f, при различных значениях а, b, с, d и f.
Учащимся не совсем понятно, что левую и правую части уравнения можно менять местами. Поэтому это необходимо отрабатывать на примерах.
5 . 3 = 15,
а значит
15 = 5 . 3.
Отработав это, решение уравнения не будет вызывать затруднений.
Остается рассмотреть вопрос о перенесении членов уравнения из одной части в другую.
Пусть дано равенство (безразлично, содержащее неизвестное или нет):
a + b = c, (1)
По определению вычитания имеем:
a = с — b. (2)
Сообщаем учащимся, что равенства (1) и (2) выражают одну и ту же связь между числами, или, как говорят, зависимость между ними, но эта связь (зависимость).выражена по-разному. В равенстве (1) она выражена действием сложения, а в равенстве (2) — вычитания.
В связи с этим говорят, что любое слагаемое можно перенести из одной части равенства в другую, сделав его вычитаемым. Вычитаемое можно перенести из одной части равенства в другую, сделав его слагаемым.
Например, уравнение
3х — 8 = 2а
можно решить так.
Вычитаемое 8 перенесем в правую часть, сделав его слагаемым. Получим:
3х = 8 + 2х.
Слагаемое 2х перенесем в левую часть равенства, сделав его вычитаемым. Будем иметь:
3х – 2х = 8
Выполнив в левой части вычитание (то есть приведя подобные слагаемые), получим решение уравнения;
х = 8.
Теперь уже появляется возможность решать любые уравнения первой степени с одним неизвестным. Если проводить эту работу уже с I класса, начиная с самых простых уравнений, то к концу изучения уравнений в VI классе можно добиться беглости в решении не только уравнений первой степени, но и задач алгебраическим методом.
Разумеется, что предполагаемое более раннее изучение уравнений, начиная с I—II классов; потребует применения соответствующих наглядных пособий в виде таблиц, иллюстрирующих изложенное на небольших, доступных учащимся числах.
Даже начиная работу по решению уравнений и задач на составление уравнений с IV или V класса, можно до VII класса научить учащихся решать задачи алгебраическим методом.
Если сведения об уравнениях сообщать учащимся сразу при изучении связанных с ними теоретических вопросов, например: правил действий над именованными числами, то на это не потребуется много времени. Изучая же эти сведения, учащиеся лучше усваивают программный материал, увязывают его с практикой. Некоторая экономия времени получается также за счет упрощения методов решения задач с применением уравнений.
Естественно, что вплоть до изучения уравнений в VII классе вопрос о равносильности не может быть поставлен. Единственность решения уравнений (а следовательно, и полнота решения предлагаемых уравнений) будет вытекать для учащихся из единственности результатов арифметических действий и справедливости законов этих действий.
Изученный таким образом пропедевтический курс уравнений поможет учащимся вникнуть в суть преобразований уравнений, изучаемых в систематическом плане.
Умение решать полученные из условия задачи уравнения, является необходимым условием для решения задач алгебраическим методом. Чтобы учащиеся смогли воспользоваться уравнениями при решении текстовых задач, нужно научить их выражать в математической (аналитической) форме зависимость между числами (величинами). Эта работа может проводиться параллельно с изучением способов решения уравнений.
Работа по изучению способов выражения зависимости между числами и величинами может проводиться в такой последовательности.
Разъясняем учащимся, что при выполнении арифметических действий мы пользуемся знаками действий и знаком равенства, например:
5 + 7 =12. (1)
Это равенство истолковывается весьма просто. Оно означает, что сумма чисел 5 и 7 равна 12, или, что одно и то же, что в результате прибавления к 5 числа 7 получается 12.
Следовательно, равенство (1) устанавливает указанную связь между числами, или, как говорят, зависимость между числами 5, 7 и 12. Однако связь между этими же числами, устанавливаемую равенством (1), можно сформулировать иначе. Вот несколько предложений, выражающих ту же связь между числами 5, 7 и 12, что и равенство (1): 12 больше 5 на 7; 12 больше 7 на 5; 5 меньше 12 на 7{ 7 меньше 12 на 5; 5 в-сумме с 7 дает 12 и т. д.
Таким образом, любое из приведенных предложений, устанавливающее связь между числами 5, 7 и 12 или зависимость между ними, может быть математически (аналитически) выражена равенством (1).
Рассмотрим обратную задачу. Выразить математически зависимость между числами, установленную предложением; 12 больше 5 на 7. Один из возможных ответов мы уже знаем. Равенство (1) является ответом на вопрос задачи. Эту зависимость можно выразить иначе, притом двояким образом, не считая формулы 7+5= 12, являющейся видоизменением формулы (1):
12 — 7 = 5;
12 — 5 = 7.
Для практических целей вполне достаточно уметь выражать словесно сформулированную связь между числами в, виде хотя бы одной формулы (равенства).
После соответствующего разъяснения на протяжении длительного времени необходимо решать примеры на выражение зависимости между числами (величинами) в математической форме.
Приведем, несколько примеров такого типа без использования буквенной символики (в предположении только, что неизвестное число обозначается буквой х).
1. Сформулировать зависимость между числами, выраженную равенствами:
1) 15 + 8 = 23; 7) 38 – х = 18;
2) 24 – 8 = 16; 8) х – 7 = 15;
3) 2 . 3 = 6; 9) 5х = 20;
4) 24 : 12 = 2; 10) 27 : х = 9;
5) х + 7 = 24; 11) х : 4 = 8;
6) 5 + х = 20; 12) 2х + 3 = 5.
2. Выразить в аналитической форме следующие зависимости между числами:
а) 10 больше 8 на 2.
б) 7 меньше 11 на 4.
в) 40 впятеро больше 8.
г) Неизвестное число меньше 10 на 4.
д) Неизвестное число вдвое больше 25.
е) 30 вчетверо меньше неизвестного числа.
3. Какие из написанных равенств выражают одну и ту же зависимость между числами:
а) 10 . 2 = 20; д) 19 – 7 = х;
б) 18 + 2 = 20; е) 2 = 20 : 10;
в) 20 : 2 = 10; ж) х + 7 = 19;
г) 18 - 8=10; з) 19 – х = 7?
Сформулируйте зависимость, выраженную каждой из этих формул.
Какими равенствами может выражаться зависимость: неизвестное число втрое больше 15?
Напишите сумму чисел 7 и 18, не вычисляя ее значения.
Напишите число, в 6 раз большее 23, не вычисляя его значения.
Напишите число, втрое меньшее неизвестного числа.
Напишите число, на 7 меньшее неизвестного числа.
Напишите разность удвоенного неизвестного числа и 14.
10. Напишите сумму 17 и утроенного неизвестного числа.
11. Напишите произведение 9 на разность неизвестного числа и 12.
Что означает запись:
а) 15—11; г) 13 – х;
б) х +13; д) х : 5;
в) 7х; е) 18 : х?
Аналогичные упражнения можно предлагать в качестве математических диктантов, устных фронтальных бесед, самостоятельных работ. Их следует решать систематически при изучении других вопросов.
Первую задачу на применение алгебраического метода при решении арифметической задачи можно предложить только при выполнении следующих, двух условий:
Учащиеся умеют решать уравнения хотя бы типа х + а = с; а + х с; а – х = с; х – а = с; ах = с; ха = с; а : х = с; х : а = с.
Учащиеся научились выражать зависимость между числами и величинами хотя бы в простейших случаях.
Вот пример такой задачи: найти неизвестное число, которое на 8 больше 12.
Учащиеся сами смогут решить такую задачу:
12+8=20.
Предложенную задачу можно решить и другим путем, выразив в виде равенства указанную в условии зависимость, а именно:
х = 8 + 12.
Эта формула дает то же решение, которое было получено раньше. Однако указанная в условии зависимость могла быть записана и иначе:
х – 8 = 12
Из этого равенства х также находится сложением чисел 12 и 8. Если задача простая, то составление уравнения по ее условию почти не облегчает решения, однако во многих случаях применение уравнений делает решение даже громоздкой задачи весьма простым и удобным. Поэтому наряду с другими методами часто используется методом уравнений.
На первых порах алгебраическим методом следует решать наиболее, простые задачи, легко сводящиеся к уравнениям например: после того, как задуманное число я увеличил в 5 раз и из полученного произведения вычел единицу, разность оказалась равной 36. Какое число я задумал?
Уже при решении задач, аналогичных приведенной, учащиеся убеждаются в целесообразности рассматриваемого метода решения задач.
Особенно необходимым этот метод оказывается при решении таких задач, для которых трудно указать рациональные «арифметические» приемы решения.
Приведем примеры таких задач.
1. Старинная задача. Летело стадо гусей, навстречу им летит один гусь и говорит: «Здравствуйте, сто гусей!» — «Нас не сто гусей,— отвечает ему вожак стада,— если бы нас было столько, сколько теперь, да еще столько, да полстолька, да четверть столька, да еще ты, гусь, с нами, так тогда нас было бы сто гусей». Сколько было в стаде гусей?
Пытаясь решить эту задачу арифметическим путем, многие учащиеся встретятся с затруднениями. Алгебраический же метод сразу приводит к цели. Обозначив искомое число гусей буквой х, легко получаем уравнение
х + х + ½ х + ¼ х + 1 = 100
решение которого затруднений не вызывает.
2. Отец старше сына на 24 года. Сколько лет сыну, если через 3 года он будет в 5 раз моложе отца?
Эта задача может быть решена так. Пусть через 3 года сыну будет х лет, тогда отцу будет 5х лет. Следовательно, отец будет старше сына на (5х—х) лет, или на 24 года, откуда:
4х = 24,
х = 6
Теперь же сыну 6 - 3, или 3 года.
3. У одного мальчика на 8 орехов больше, чем у второго. Сколько орехов у каждого из них, если известно, что число орехов второго мальчика составляет 1/3 числа орехов первого мальчика?
Эта задача решается аналогично предыдущей.
Обычно такие задачи решаются с помощью условных единиц или частей. Но это фактически замаскированный алгебраический метод. Зачем же скрывать его сущность от учащихся?
Можно было бы привести много задач, решение которых вызывает у учащихся большие затруднения. Алгебраический метод значительно облегчает решение таких задач.
К их числу относятся задачи на части, на предположение, на смешение, на пробы и сплавы, на проценты и т. д.
Время, затраченное на изучение в курсе арифметики пропедевтических сведений об уравнениях и зависимости между числами и величинами, будет не только окуплено упрощением методов решения задач, но и создаст действительные предпосылки для прочного и глубокого усвоения программного материала по математике.
Огромный труд по усвоению специальных приемов решения типовых арифметических задач приносит мало пользы, так как эти приемы не находят практического применения после знакомства учащихся с алгебраическим методом. Гораздо целесообразнее эти усилия учащихся направить на изучение необходимых теоретических сведений, находящих более широкое практическое применение.
Конечно, из сказанного вовсе не следует, что нужно категорически отказаться от арифметических приемов решения задач. Наоборот, там, где эти приемы целесообразны и легко приводят к цели, они полезны и даже необходимы.Список используемой литературы
Киселев А.П., Алгебра, ч. 1. М., Учпедгиз, 1953.
Ляпин Е.С. (ред.). Методика преподавания математики, ч1, ч.2. Л., Учпедгиз, 1955-1956.
Столяр А.А. Логические проблемы преподавания математики. «Высшая школа», Минс, 1965.
Мордкович А.Г. Уравнения в школьном курсе математики. М., Центр заочного обучения «Пифагор», 1994.
Солуковцева Л. Линейные и дробно-линейные уравнения и неравенства с параметрами. М., Библиотека «Первое сентября», Выпуск 1 (13), 2007.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории математика:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ