Конспект урока на тему "Простейшие представления"

Тема: «Простейшие представления». (Урок систематизации знаний.)

Цели: 1. Закрепить и повторить простейшие представления о понятиях

«линия», «прямая», «луч», «отрезок», «угол».

2. Развивать умения распознавать и изображать их с помощью

линейки.

3. Развивать логическое мышление, математическую речь,

интерес к математике.


Ход урока

  1. Организационный момент

  2. Актуализация знаний

Фронтальная работа

1) - Ребята пошли в гости к деду-леснику и заблудились. Смотрят – над ними по веточкам деревьев прыгает белка. Ребята к ней:

- Белка, белка расскажи,

Белка, белка покажи,

Как найти дорожку

К дедушке в сторожку?

- Сосчитайте мои грибочки, которые я приготовила на зиму.



1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

- Сосчитайте по порядку от 3 до 9, от 7 до 2.

- Сосчитайте через 1 в прямом и обратном порядке, начиная с 0 и 1.

- Назовите последующее число 5. Как получить последующее число? На сколько последующее число больше предыдущего?

- Назовите предыдущее число 10. Как получить предыдущее число? На сколько предыдущее число меньше последующего?

- Какое число стоит между числами 3 и 5, справа от 7, слева от 4?

- Назовите соседей числа 6.

2) - Расставьте карточки по порядку, расположив числа в порядке возрастания, и расшифруйте слово важное для нашего урока.

На экране:

7

А

1

Л

4

Е

3

Н

6

К

2

И

5

Й



- Какое слово получилось? (Линейка.)

Проверка. На экране:

1

Л

2

И

3

Н

4

Е

5

Й

6

К

7

А



  1. Постановка цели урока

- Для чего служит линейка? (Линейка нужна, чтобы проводить прямые линии.)

- Сегодня на уроке повторим простейшие геометрические понятия, о которых шла речь на предыдущих уроках.


  1. Работа по теме урока

1. - Белка предлагает нам следующие задание. Отметьте в тетради точку и проведите через неё прямую линию. (Один ученик работает у доски.) Сколько прямых линий можно провести через точку? (Сколько угодно.)

- Отметьте в своих тетрадях две точки. Проведите прямую через эти точки. Попробуйте провести через эти две точки ещё несколько прямых. Что можете сказать? (Через две точки можно провести только одну прямую линию.)

2. - Поблагодарили ребята белочку и пошли дальше. Видят, ползёт ёжик.

- Ёжик, ёжик расскажи,

Ёжик, ёжик, покажи,

Как найти дорожку

К дедушке в сторожку?


На экране:









- На какие группы можно разбить линии на экране? (Замкнутые и незамкнутые.)

- Нарисуйте у себя в тетради замкнутую линию красным карандашом, а незамкнутую – зелёным.

- Отметьте точку А на границе области, точку Б – внутри области, точку В – на незамкнутой линии.

Взаимопроверка в парах.

3. - Молодцы, справились и с этим заданием. Ребята пошли дальше, встретили лисицу и спели ей свою песенку:

- Эй, лисица, расскажи,

Эй, лисица, покажи,

Как найти дорожку

К дедушке в сторожку?

- Вот задания от лисицы.

На экране:








- Какая геометрическая фигура «лишняя»? (Отрезок.) Почему? Чем похожи все остальные фигуры? (У них 4 угла и 4 стороны – это четырёхугольники.)

Что такое отрезок? (Отрезок – это часть прямой.) Чем отрезок отличается от прямой? (Отрезок ограничен с двух сторон, имеет концы.)


4. Практическая работа.

а) На партах у детей по 3 разноцветных полоски – зелёная, оранжевая и жёлтая.

- Сравните травинки. Какая длиннее – зелёная или оранжевая? Докажите. (Дети накладывают полоски, совмещая концы.) Сколько мерок в зелёной полоске, а в оранжевой? Почему мерок меньше, а полоска длиннее? (Чем меньше мерка, тем больше результат измерения.)

- Какая короче – жёлтая или оранжевая? Докажите. Сколько мерок в жёлтой полоске, а в оранжевой? Почему количество мерок одинаковое, а жёлтая полоска короче? (Чем больше мерка, тем меньше результат измерения.)

- Какой одинаковой меркой измеряем длину отрезка? (Сантиметром.)

- Измерьте длину каждой полоски с помощью линейки.

12 см

9 см

8 см

Проверка. На экране:





- Начертите в тетради отрезок длиной 6 см. Что нужно сделать, чтобы правильно начертить отрезок? (Сначала отметить точку около числа 0. Затем от этой точки провести прямую линию до числа 6 и отметить второй конец отрезка.)

б) Работа по учебнику стр. 15 (Математика, 1 класс под ред. Т. К. Оспанова).

- Сколько отрезков можно провести через 3 точки, через 4 точки?

- Какую геометрическую фигуру можно составить из трёх отрезков? (Треугольник.)

- Составьте из трёх полосок треугольник.


  1. Физкультминутка

- Теперь и отдохнуть можно немного.

На экране рисунки ёлочек, кругов, палочек, точки в круге.

Сколько ёлочек зелёных,

Столько выполним наклонов. (3)

Сколько здесь у нас кружков,

Столько сделаем прыжков. (6)

Сколько палочек до точки,

Столько встанем на носочки. (5)

Сколько точек будет в круге,

Столько раз поднимем руки. (4)





  1. Работа по теме урока (продолжение)

5. - Ребята пошли дальше, встретили зайчика.

-Зайка, зайка расскажи,

Зайка, зайка, покажи,

Как найти дорожку

К дедушке в сторожку?

- Отгадайте мои загадки:

а) Решил я сделать огород, да не знаю, какая форма лучше. Найдите лишнюю форму и обоснуйте свой ответ.

На экране:






(Прямоугольник – у него не равные стороны, а у остальных фигур равные; треугольник – у него 3 угла, а у остальных фигур 4 угла.

б) Построение углов с помощью двух карандашей.

- Положите 2 карандаша так, чтобы получился острый угол.

- Постройте стороны угла, чтобы получился угол, как у края стола или книги. Как называется такой угол? (Прямой.)

- У каких геометрических фигур есть прямые углы? (Прямоугольника и квадрата.)

- Продолжайте увеличивать угол, раздвиньте его стороны. Как называется такой угол? (Тупой.)

- Какая геометрическая фигура является сторонами угла? (Лучи.)

- Чем луч отличается от отрезка? От прямой?

в) Работа по учебнику стр. 14. Сравнение рисунков третьего ряда.

- Сколько лучей на чертеже слева? (3 луча)

- Сколько углов они образуют? (3 угла)

- Сколько лучей на среднем чертеже, на чертеже справа?

6. Творческая работа в парах.

- Ребята пошли дальше. На ветке сидит пчела. Ребята к ней:

-Пчёлка, пчёлка расскажи,

Пчёлка, пчёлка, покажи,

Как найти дорожку

К дедушке в сторожку?

- Выполните мои задания.

а) Сложите из 9 палочек 3 квадрата.

б) Игра «Танграм» (изображение зайчика на экране).

- Ребята пошли туда, куда летели пчёлы и быстро нашли сторожку, Вот была радость! Дедушка угостил их чаем с мёдом и прочитал им стихи:

Будь весёлым человеком,

Добрым, щедрым, заводным!

Поделись искристым смехом

С незнакомым и родным!

Будь отзывчивым и смелым,

Милосердным и простым.

Занимайся нужным делом,

А не вредным и пустым.


  1. Итог урока

- Сегодня на уроке занимались нужным делом?

- Что понравилось на уроке?

- Какое задание вам показалось самым интересным?


Домашнее задание

По учебнику стр. 14-15 в рамке зелёного цвета. Задания предназначены для развития логических способностей ученика.


Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории математика:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ