Конспект урока по математике "Арифметическая прогрессия" 9 класс
Тема: «Арифметическая прогрессия» Класс: 9
Учитель: Здоровец Л.А.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Цель: сформулировать понятие арифметической прогрессии, как одного из видов последовательностей, вывести формулу n –го члена, научиться применять формулу при решении задач.
Задачи:
- обучающая: введение понятия арифметической прогрессии, формулы n-го члена, формирование математического аппарата для решения задач из математики, смежных предметов, окружающей реальности.
- воспитательная: содействовать воспитанию интереса к математике, умению общаться, аргументировано отстаивать свои взгляды.
- развивающая: формирование функциональной грамотности- умений воспринимать и анализировать информацию, сравнивать математические понятия, находить сходства и различия, подмечать закономерности, проводить рассуждения по аналогии.
ФОПДу- групповая
Методы: самостоятельный, исследовательский, частично-поисковый.
Литература: алгебра 9 А. Абылкасымова, «Математика в школе» 2011г.
Морфологическая карта знаний
№
Тема урока
Жизненно необходимая информация
Информация, которая встречается в других дисциплинах
Информация необходимая для дальнейшего изучения данной дисциплины
Информация общего кругозора
1
Арифметическая прогрессия. Формула n-го члена арифметической прогрессии.
Прогрессии широко применяются в банковских расчетах, в строительстве, в медицине.
Встречается в химии, в биологии, в химии, в физике.
В ходе изучения алгебры, а именно при решении логарифмических и показательных уравнений, при подготовке к ВОУД и ЕНТ, при выполнении вычислительных операций.
Много старинных задач, дошедших до нас, связанных с прогрессиями
Сценарий урока
1. Вводно-мотивационный этап (5 мин)
1.1 Постановка цели урока
1.2 Организация ориентировочной основы действий учащихся для усвоения новой темы.
2. Изучение нового материала (30мин)
3. Д/З (3 мин)
4. Рефлексивно- оценочный этап (7мин)
Ход занятия
1.Вводно- мотивационный этап
1. Приветственное слово учителя
2. – Ребята, предыдущие уроки алгебры были посвящены теме «Последовательности». Из всех числовых последовательностей особо выделяют две. Их назвали прогрессиями.
В силу своих особенностей, или закономерностей, одну прогрессию назвали арифметической, другую- геометрической.
Слово «прогрессия» (с латинского) буквально означает «движение вперед» (как и слово «прогресс»)
Задачи на обе прогрессии встречаются у вавилонян, в египетских папирусах.
Сегодня на уроке мы познакомимся с понятием арифметической прогрессии и разности арифметической прогрессии, выведем формулу n-го члена арифметической прогрессии.
3. Устная работа:
- Что называется последовательностью?
- Какие способы задания последовательностей вы знаете?
- Найдите первые пять членов последовательности, заданной формулой n-го члена
- Найдите первые четыре члена последовательности (), если:
,
2. Изучение нового материала
Класс разделен на группы по четыре ученика. Каждая группа выбирает спикера.
Учитель предлагает рассмотреть последовательности чисел. Слайд №1
* 3, 7, 11, 15, 19…
* 12, 8, 4, 0, -4…
* 3, 3, 3,3…
Каждой группе предлагается карточка заданий №1
- Чему равен третий член последовательности? Предыдущий? Последующий член?
- Чему равна разность между вторым и первым членами? Третьим и вторым членами? Четвертым и третьим?
- Если последовательность построена по одному закону, сделайте вывод, какой будет разность между шестым и пятым членами?
- Напишите два последующих члена каждой последовательности.
- Каким общим свойством обладают эти последовательности? Сформулируйте его. Затем выслушать спикеров групп по данным заданиям.
Учитель: ребята, каждая из этих последовательностей является арифметической прогрессией.
- Сформулируйте определение арифметической прогрессии.
Слайд№2
Арифметическая прогрессия это____________________, каждый член которой, начиная со второго, равен предыдущему члену, сложенному ___________________.
(Ученики вставляют недостающие слова, словосочетания)
Затем в учебнике простым карандашом выделяют данное определение.
Учитель: ()- арифметическая прогрессия, если , d- некоторое число.
Число d, показывающее, на сколько следующий член последовательности отличается от предыдущего, называется разностью прогрессии.
Слайд№3
- Обратим внимание на последовательности и поговорим о различиях.
Какие особенности есть у каждой последовательности и с чем они связаны?
* Если в арифметической прогрессии разность положительна ( d=4), то прогрессия является возрастающей.
* Если в арифметической прогрессии разность отрицательна (d=-4), то прогрессия является убывающей
* Если d=0 и все члены равны одному и тому же числу, то последовательность называется стационарной.
Чтобы задать арифметическую прогрессию надо знать первый член и разность арифметической прогрессии,так как мы сможем найти любой член последовательности.
Проанализируем, как зависит каждый член последовательности от первого члена и разности.
Задание группам:
Выразите через и d, применяя определение арифметической прогрессии, следующие члены:
- Какую общую закономерность, ребята, вы заметили?
- Следовательно
Мы получили формулу n-го члена арифметической прогрессии.
Каждой группе предлагается карточка заданий№2 (разноуровневые задания по таксономии Блума)
1ур
1
Выпишите первые пять членов арифметической прогрессии (), если
2
№ 165(а)
2ур
3
№ 168 (а)
4
Последовательность()-арифметическая прогрессия, первый член которой равен , а разность равна d. Выразите через и d:
5
№ 169
3ур
6
Найти первый член арифметической прогрессии (), если
7
Последовательность ()- арифметическая прогрессия. Найдите: , если и d= 0,7
3. Домашнее задание (два уровня)
А. &10 №165 (б), № 167(в), №169 (б)
В. &10 № 172, № 174, №177 (б)
4. Рефлексивно-оценочный этап
- Ребята, даем себе самооценку.
Начало фразы ученики выбирают из рефлексивного экрана на доске
1. Сегодня я узнал …
2. Было интересно …
3. Было трудно …
4. Я выполнял задания …
5. Я понял, что …
6. Теперь я могу …
7. Я приобрел …
8. У меня получилось …
9. Я научился …
10. Урок дал мне для жизни …
В конце урока учитель быстро анализирует результат работы учеников в группах.
- Урок закончен китайской мудростью:
«Я слышу – я забываю,
Я вижу – запоминаю,
Я делаю – я усваиваю».
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории математика:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ