Конспект урока по Математике "Число 9, цифра 9. Состав числа 9" 1 класс
Тема: «Число 9, цифра 9. Состав числа 9.»
Тип урока-изучение нового материала
Педагогические цели:
- сформировать представление о числе 9, способность к выполнению правильной записи цифры 9, понятие о составе числа 9.
-актуализировать знания о взаимосвязи между частями и целыми; развивать умения находить решение проблемы, ставить перед собой цели работы
-способствовать формированию положительной учебной мотивации; воспитывать коммуникативные способности
Оборудование – арм учителя, презентация, наборы кружков для детей; карточка 8+1; демонстрационная карта с цифрой 9; демонстрационный числовой отрезок на доске и красный магнит; у детей числовые отрезки и красный карандаш; учебник;тетрадь на печатной основе; зелёный карандаш; демонстрационное табло с карточками 1, 8, 9 (по 4 карточки каждого вида); касса цифр; сигнальные карточки.
Организационная структура урока
Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
УУД, формирующиеся на данном этапе
Самоопределение к деятельности, мотивация
-Здравствуйте! Я рада вас приветствовать сегодня на уроке математике.
Читают четверостишие:
Раз, два, три, четыре, пять
Я хочу успешным стать.
Буду я стараться,
Будет получаться
Личностные: понимают знпчение знаний для человека и принимают его; имеют желание учиться; положительно отзываются о школе; стремяться хорошо учиться и соориентированы на участие в делах школьника; правильно идентифицируют себя с позицией школьника
Актуализация опорных знаний
- Наступила зима. Все лесные жители приготовились к долгой зиме: пополнили свои кладовые запасы. На краю леса под сосной живёт Ёжик. Сегодня он решил навести порядок в кладовой. Поможем ему собрать рассыпавшиеся грибы. Каждый гриб имеет своё место.
- Посмотрите, на своём ли месте стоит каждый гриб. Почему?
- Поставьте правильно грибы.
- На что похож ряд грибов?
- Посчитайте, сколько грибов собрали.
- Ой! Посмотрите, ещё один гриб затерялся. Куда же нам его поставить? Почему?
- Сколько всего грибов получилось?
- Нет, надо поменять местами.
Грибы пронумерованы, а числа должны идти строго по порядку.
- Ряд грибов похож на числовой ряд.
- Собрали 8 грибов.
- За восьмой гриб, он будет девятым.
- Получилось девять грибов.
Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; оценивают результат своих действий.
Познавательные: используют знаковосимволические средства для решения учебных задач; проводят сравнение, классификацию изучаемых объектов.
Коммукативные: обмениваются мнениями; слушают друг друга; строят понятные речевые высказывания; принимают другое мнение и позицию; допускают существование различных точек зрения.
Личностные: проявляют интерес к новому учебному материалу
Постановка учебной задачи через подводящий диалог
- С каким числом сегодня встретились?
- Какая цифра нам нужна для записи числа 9?
- С числом 9.
- Цифра 9.
Регулятивные: выполняют учебные действия в устной речи
Определение темы урока, целепологание
- Так чем будем заниматься на уроке?
- Назовите тему урока.
Запись темы урока на доске
- Изучать число 9 и учиться его писать.
- Число 9. Цифра 9.
Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала.
Личностные: проявляют интерес и положительное отношение к изучению математики.
Освоение нового материала (поиск решения проблемы)
- Каким способом мы с Ёжиком получили число 9?
Давайте вместе сделаем вывод.
Раз, два, три, четыре, пять.
Начинаем мы считать.
Чтобы не было ошибки,
Нужно нам отрезок взять,
А отрезок не простой,
Он, конечно…
- На партах у вас числовые отрезки, приготовьте красные карандаши.
- Обозначьте, с какого числа начнём двигаться.
- Влево или вправо?
- На сколько единиц?
- Проверьте, так ли у вас получилось. Поставьте красным карандашом плюс или минус в верхнем правом углу.
- Назовите получившееся число.
- На числовом отрезке определите место числа 9. Где оно находиться?
- Значит, где будет стоять девятый гриб?
- Как получили число 9?
На доске появляется запись: 8+1
- Пока мы с вами помогали Ёжику, пошёл снег. Медленно на землю стали падать красивые, пушистые снежинки. Он решил выйти на улицу, порадоваться снежинкам.
На экран выводится картинка, на которой изображён Ёжик и падающие снежинки.
- Необходимо помочь Ёжику сосчитать снежинки! Как мы можем помочь?
- Возьмите помощьников – жёлтые и зелёные кружочки. Положите слева столько кружков, сколько снежинок на картинке.
- Справа дополните до девяти.
- Сколько всего кружков?
- На какие части разбили число 9?
Анологично рассматриваем состав из 6и3, 7и2.
- Как получили число 9?
- Как обозначить результат? Мы умеем писать цифру 9? Чем будем заниматься?
- Что вы можете сказать об этой замечательной цифре?
- Посмотрите какова: голова – одна нога.
Демонстрирую цифру.
- Откройте учебники, найдите цифру 9.
- Учимся писать цифру 9.
- Возьмите зелёный карандаш и подчеркните самую лучшую цифру 9.
Карточка с цифрой 9 вывешивается на гриб, пока дети пишут и оценивают себя.
- Выбежал Ёжик на лесную полянку. Ух, бррр, холодно. Надо согреться, а для этого необходимо двигаться. Все вместе поможем Ёжику.
- Чтобы получить число 9, надо к 8 прибавить 1.
- Числовой.
- С числа 8.
- Вправо.
- На одну.
- Девять.
- Число 9 находится справа от числа 8.
- Справа от восьмого гриба.
- К восьми прибавили единицу.
- Разложить по полкам на части.
Выкладывают слева 5 жёлтых кружочков.
Справа – 4 зелёных.
- Девять.
- На 5 и 4.
- Дополняли до девяти. Показывали части числа девять : 5и4, 7и2, 6и3.
- Нет , не умеем. Будем учиться её писать.
- Цифра 6 вниз головой
Стала цифрою другой.
Можете проверить-
Уже не 6, а 9.
Вот какая цифра есть –
Перевернутое 6.
1.Пишут в воздухе.
2.Пишут пальчиком на ладони.
3.Пишут ручкой в воздухе.
4.Пишут в полоске-прописи.
Подчёркивают зелёным карандашом лучшую цифру
Регулятивные: находят в сотрудничестве с учителем и классом несколько вариантов решения учебной задачи; действуют с учётом выделенных учителем ориентиров; адекватно воспринимают оценку учителя.
Познавательные: проводят под руководством учителя классификацию изучаемых объектов; дополняют и расширяют имеющиеся знания и представления о числовом ряде.
Коммукативные: проявляют интерес к общению; воспринимают мнения одноклассников о математике; принимают другое мнение и позицию; допускают существование различных точек зрения.
Физкультминутка
Организует выполнение упражнений.
Сколько раз ударю в бубен,
Столько раз дрова нарубим.
Мы присядем столько раз,
Сколько мячиков у нас.
Сколько покажу кружочков,
Столько сделаем прыжочков.
Сколько точек будет в круге,
Столько раз поднимем руки.
Сколько ёлочек зелёных,
Столько выполним наклонов.
И присядем столько раз,
Сколько уточек у нас.
На носочки встанем,
Потолок достанем
И тихонько сядем
Выполняют упражнения
Личностные: осознают важность сохранения и укрепления здоровья.
Первичное закрепление.
- Вернулся Ёжик домой и после зимней прогулки заснул. И приснилось ему….
- Что же приснилось Ёжику мы узнаем, открыв учебник. Приснились ему цветы, которые они летом вместе с Медвежонком собирали для Зайца.
Так что же приснилось Ёжику?
- Сколько цветов?
- Как записать этот результат?
- Найдите эту цифру в учебнике. Как с помощью графической модели мы покажем соответствующее количество предметов?
- Найдите цифру, похожую на цифру 9. Назовите.
- Какое количество предметов мы можем обозначить с помощью цифры 6?
- Что же ещё приснилось Ёжику? Изобразите графическую модель.
- Во сне ему приснилось, что он поёт самую любимую песню со своими друзьями.
«Облака, белокрылые лошадки…»
- Что же ещё приснилось Ёжику?
- Сколько облаков приснилось?
-Как записать этот резудьтат?
- Найдите эту цифру. Выполните графическую модель.(Использует демонстрационное табло.) Было 8 облаков, приплыло ещё 1 облако. Сколько всего облаков?
На доске : 8+1=9
- Как называется эта запись на доске?
- Как по-другому в математике называются части?
- Как называется целое?
Кто сможет составить второе числовое выражение?
Почему?
- Покажите это с помощью рук.
- Что происходит с результатом?
Запишите числовое выражение в тетрадях в первый столбик.
- Составьте следующие числовые выражения.
- Назовите компоненты действия вычитания.
- Вспомните, как мы выделяем части и целое? Выделите.
- Проснулся Ёжик, а за окном зима. Нужно вставать и домашними делами заниматься. Поможем Ёжику проснуться до конца, взбодриться.
- Ёжику приснились цветы.
- Их девять.
- С помощью цифры 9.
- Изобразим девять красных кружков.
(изображают графическую модель)
- Это цифра 6.
- Шесть предметов.
- Рыбки.
- Ему приснились облака.
- Восемь.
- С помощью цифры восемь.(выкладывают восемь кружочков)
- Стало 9 облаков.
- Числовое выражение.
- 1 слагаемое, 2 слагаемое.
- Результат суммы.
1 + 8 = 9 Части меняются местами.
Показывают части и как они меняются местами.
- Результат остаётся прежним.
С помощью кассы показывают действия с частями и коментируют вслух: 9-1=8; 9-8=1
- Уменьшаемое, вычитаемое, разность.
- Части подчеркиваем, целое обводим в кружок.
Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, соответствующую этапу обучения.
Познавательные: используют знаковосимволические средства для решения учебных задач; проводят сравнения.
Коммукативные: учитывают разные мнения и стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве.
Личностные: проявляют интерес и положительное отношение к изучению математики.
Самостоятельная работа.
Задание учебника.
2-й столбик решают в парах и проверяют совместно.
3-й столбик делают самостоятельно и проверяют друг у друга.
4-й столбик решают самостоятельно и проверяют по образцу на доске.
После выполнения задания оценивается работа с помощью сигнальных карточек
Зелёный-всё выполнил без ошибок
Жёлтый- были затруднения, нашёл ошибки и исправил самостоятельно
Красный- не исправился с заданием, было трудно
Самостоятельно выполняют задание, проводят проверку, оценивают свою деятельность.
Регулятивные: принимают учебную задачу; понимают выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале.
Познавательные: осуществляют анализ объекта с выделением существенных признаков; проводят сравнение.
Коммукативные:высказывают свою точку зрения; рассуждают, делают выводы и обобщения.
Повторение, включение в систему знаний
- К вечеру Ёжик почувствовал себя плохо. Нужно срочно вызвать..
- Доктор Айболит пришёл и предлагает задание, которое нужно выполнить Ёжику. Но Ёжик так слаб, ему так плохо. Кто же ему поможет? Как вы думаете?
Уч-ся делят по вариантам.
1выриант. Решает первый столбик числовых выражений
2вариант. Решает второй столбик.
- Кто помогал решать первому варианту?
- Кто помогал решать второму варианту?
- Кто стоит по счёту девятым?
- Где мы встречаем в жизни цифру 9? Где используем эту цифру?
- Кто из вас живёт в доме,где в номере есть 9?
- Кто родился 9 числа?
- В каком классе вы будете учиться, когда вам исполнится 9 лет?
- Какой государственный праздник мы отмечаем в мае?
- Врача.
- Ёжику должны помочь друзья. Мы ему поможем.
- Нам помогали Кит, Дельфин, Ёжик.
- Воробей, Бабочка, Собачка.
Отвечают на вопросы.
Регулятивные: оценивают правильность выполнения действия; осуществляют итоговый и пошаговый контроль по результату.
Познавательные: строят простейшие индуктивные рассуждения ( на основе сравнений 2-3 объектов формулируют общий вывод о наличии у них оющих свойств)
Коммукативные: учитывают разные мнения и стремятся к координации различных позиций; понимают необходимость в общении правил вежливости.
Итог урока. Рефлексия деятельности.
- С каким числом работали сегодня на уроке?
- Как образовать число девять?
- Из каких частей состоит число девять?
- Всем ли легко справляться с составом числа девять?
- У всех ли получилось писать цифру 9?
- Так чем мы будем заниматься на следующем уроке?
- Кому мы сегодня помогли на уроке?
(появляется слайд с изображением Ёжика и стихотворением)
Раз, два, три, четыре, пять.
Я хочу успешным стать.
Буду я стараться,
Будет получаться.
- Вы сегодня успешно поработали, вы старались, у вас многое получилось. Я довольна вашей работой, молодцы!
- С числом 9.
- К 8 прибавить 1.
- Число девять состоит из частей: 5и4, 6и3, 7и2, 8и1; 1и8,2и7, 3и6, 4и5.
Ответы учащихся.
- Продолжать писать цифру 9.
- Мы сегодня помогали Ёжику
Регулятивные: обращаются к способу действия, оценивают свои возможности; осознают уровень и качество выполнения; адекватно воспринимают оценку учителя и одноклассников.
Коммукативные: строят монологические высказывания; участвуют в учебном диалоге; аргументируют свою точку зрения.
Личностные: осознают значимость чтения; проявляют эмоциональную отзывчивость на прочитанное.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории математика:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ